ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-528/10 от 08.04.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-528/2010

14 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению Собрания депутатов Эссовского сельского поселения

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю

о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – председатель Собрания депутатов;

от ИФНС:

ФИО2 – по доверенности от 11.01.2010 № 02-5

до 31.12.2010;

у с т а н о в и л:

Собрание депутатов Эссовского сельского поселения (далее – заявитель, собрание депутатов) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю (далее – регистрирующий орган, Управление) об исключении заявителя из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В заявлении указало, что собрание депутатов выполняло все предусмотренные законом права и обязанности, в том числе отчитывалось о результатах своей деятельности перед налоговыми органами, т.е. фактически не прекращало свою деятельность.

Определением арбитражного суда от 16.03.2010 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика – Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю на Межрайонную ИФНС России № 3 по Камчатскому краю

В судебном заседании председатель Собрания депутатов ФИО1 согласно определению суда от 16.03.2010 представила для приобщения к материалам дела справку из Отделения по Быстринскому району УФК по Камчатскому краю от 29.03.2010 № 62, а также документы, подтверждающие фактическое осуществление деятельности заявителем – Реестр уплаты страховых взносов и ведомость уплаты за 2009 год, отчеты об исполнении бюджета Эссовского сельского поселения на 01.01.2008, 01.01.2009, 01.01.2010 и 01.04.2010, а также подлинники договоров, заключенных собранием депутатов с физическими и юридическими лицами за период с 02.04.2007 по 08.05.2009.

Заявила устное ходатайство об изменении предмета заявленных требований и просила признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении недействующего юридического лица – Собрания депутатов Эссовского сельского поселения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Кроме того, просила обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Изменение предмета заявленных требований судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку это является правом истца (заявителя) и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Регистрирующий орган направил в арбитражный суд письменный отзыв, в котором считает изложенные в заявлении доводы необоснованными. Со ссылкой на статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» считает, что действия Инспекции по исключению заявителя из ЕГРЮЛ являются законными и обоснованными, поскольку решение об исключении его из ЕГРЮЛ принято в соответствии с законом, на основании справки об отсутствии сведений о наличии у Собрания депутатов банковских счетов и справки о непредставлении заявителем налоговой отчетности в течение последних 12-ти месяцев. В связи с этим полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению (л.д.25-26).

В судебном заседании представитель Инспекции ФИО2 требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно определению арбитражного суда от 16.03.2010 представила суду для приобщения к делу электронную выписку из журнала «Вестник государственной регистрации за 11.03.2009 № 9 (214), часть 2. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать за необоснованностью.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 03.02.2006, основной государственный регистрационный номер 1064141002012 (л.д. 6).

06.03.2009 регистрирующим органом принято решение № 29 о предстоящем исключении Собрания депутатов Эссовского сельского поселения из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 28).

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения вышеуказанного решения явились:

- справка Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 03.03.2009 № 34-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (л.д. 29);

- справка Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 03.03.2009 № 34-С об отсутствии сведений об открытых Собранию депутатов банковских счетах (л.д. 27).

Информация о принятом решении опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» № 9 (214) от 11.03.2009, часть 2.

По истечении установленного законом 3-месячного срока Собрание депутатов было исключено из ЕГРЮЛ путем внесения 26.06.2009 соответствующей записи.

Заявитель, узнав о своем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц 21.12.2009 (л.д. 23) и полагая, что действия регистрирующего органа по этому исключению являются незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Арбитражный суд считает, что вышеназванные действия Инспекции не могут являться законными и обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 этой же статьи).

В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:

- документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;

- документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Принимая решение о предстоящем исключении, и совершая действия по исключению Собрания депутатов из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган исходил из наличия данных, свидетельствующих о признаках недействующего юридического лица, а именно: непредставление заявителем налоговой отчетности и отсутствие сведений об открытых банковских счетах.

Вместе с тем, по мнению арбитражного суда, регистрирующий орган в рассматриваемом случае не учел, что из положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Из установленных судом обстоятельств и письменных доказательств по делу с достаточным основанием следует, что как в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 06.03.2009 № 29 о предстоящем исключении Собрания депутатов Эссовского сельского поселения из Единого государственного реестра юридических лиц, так и до фактического исключения заявителя из ЕГРЮЛ (26.06.2009) заявитель осуществлял предусмотренную своим Регламентом деятельность.

Фактическая деятельность Собрания депутатов подтверждается представленными суду подлинниками договоров, заключенных заявителем с физическими и юридическими лицами:

- от 18.01.2008 № 06-03/02 об оказании услуг со ФИО3;

- от 01.02.2008 № 523 и от 01.01.2009 № 523 на оказание информационных услуг с ООО «ИНКО»;

- от 12.02.2009 № 3 об оказании услуг с редакцией газеты «Новая жизнь»;

- от 30.04.2009 об оказании гостиничных услуг с МУП «Гостиница»;

- от 06.05.2009 № 25760041542 об оказании услуг телефонной связи;

- от 06.05.2009 № 85/09 на информационное правовое обслуживание с ООО «Гарант-Камчатка»;

- от 08.05.2009 № 796973 об оказании услуг связи с ОАО «Дальсвязь».

Кроме того, регистрирующий орган при совершении оспариваемых действий не учел цели и виды деятельности Собрания депутатов, являющегося представительным органом сельского поселения в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Регламента Собрания депутатов Эссовского сельского поселения (л.д. 8-22).

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 34 и пунктом 15 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание депутатов Эссовского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления, и финансирование его расходов осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета соответствующего муниципального образования. Расходы на обеспечение деятельности Собрания депутатов предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Из вышеизложенного следует, что открытие расчетного счета представительному органу местного самоуправления в банке не предусмотрено законом, поскольку его финансирование должно осуществляться исключительно через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

В связи с этим арбитражный суд считает, что ликвидация Собрания депутатов путем его исключения из ЕГРЮЛ не может быть произведена лишь по наличию формальных признаков, включая отсутствие информации о банковских счетах заявителя.

Из справки Отделения по Быстринскому району Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 29.03.2010 № 62 следует, что 11.01.2009 Собранию депутатов Эссовского сельского поселения открыт лицевой счет, на который с момента открытия по 06.03.2009 (на день принятия решения о предстоящем исключении заявителя из ЕГРЮЛ) поступило 212 486, 83 руб. и списано 142 459, 00 руб.

Кроме того, Инспекцией нарушены требования пунктов 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которыми решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Как следует из представленной суду представителем Инспекции электронной выписки из Журнала «Вестник государственной регистрации» № 9 (214) за 11.03.2009, часть 2, регистрирующим органом в нарушение вышеуказанных положений закона опубликованы лишь данные о принятии решения о предстоящем исключении заявителя из ЕГРЮЛ. Другие предусмотренные законом сведения в представленной выписке не содержатся.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что оспариваемые действия регистрирующего органа по исключению фактически действующего юридического лица – Собрания депутатов Эссовского сельского поселения из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат признанию незаконными, а требования заявителя – подлежащими удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не разрешался, поскольку Собрание депутатов и регистрирующий орган освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

действия Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении недействующего юридического лица – Собрания депутатов Эссовского сельского поселения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа признать незаконными как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья В.И. Решетько