ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5295/08 от 19.11.2008 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5295/2008

24 ноября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе: судьи Ферофонтовой Э.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карташовой О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского» об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 23.10.2008 №72/08-Ю по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: Ким Л.В. – юрисконсульт, по доверенности от 04.08.2008 №53, до 31.12.2008;

от Госжилинспекции: Кравченко Э.М. – представитель по доверенности от 29.07.2008 №01-1233, на три года,

Павлова А.В. – представитель по доверенности от 17.11.2008 №01-1879, на один год

установил:

Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского» (далее – заявитель, учреждение, УЖКХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением, согласно которому просит отменить постановление Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – Госжилинспекция) от 23.10.2008 №72/08-Ю по делу об административном правонарушении о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

До начала судебного заседания административным органом представлен отзыв для приобщения к материалам дела и подлинники материалов административного дела №72/08-Ю.

Представитель заявителя в судебном заседании дополнительно представил для приобщения к материалам дела нотариально заверенную копию устава учреждения, копию приказа Комитета по управлению имуществом от 04.08.2004 №120 «О жилищном фонде в. п. Завойко» с приложением №1 и актом приема-передачи, копию договора от 06.09.2004 №11/0-04 о порядке использования закрепленного за Управлением ЖКХ Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования имущества на праве оперативного управления с приложением перечня жилых домов. Заявленное требование представитель поддержал полностью по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что изначально от Государственной жилищной инспекции Камчатского края поступило предписание от 07.06.2008 №427/1-05. По данному предписанию УЖКХ было направлено письмо от 23.06.2008 №02-352 директору ООО «Инвестстрой», который являлся подрядчиком МУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», о необходимости в срок до 01.06.2008 изготовить и установить металлические козырьки над входом в подъезд жилого дома №30 по ул. П.Ильичева в количестве 3-х штук. 02.10.2008 по повторному предписанию №578, адресованному генеральному директору ООО «Жилремсервис», являющимся в настоящее время подрядчиком УЖКХ, о необходимости проведения работ по установке козырьков над входами в подъезды по адресу ул. П. Ильичева, 30, был получен ответ от 13.10.2008 №143 о необходимости предоставления утвержденной проектно-сметной документации на изготовление и установку козырька. На основании договора от 02.10.2008 №35 на создание (передачу) научно-технической продукции (услуг) с Проектным Институтом ОАО «Камчатжилкоммунпроект» была согласована смета на проектные (изыскательские) работы. Уточнить дату обращения в проектный институт представитель заявителя затруднился. В связи с изложенным, 15.10.2008 МУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» письмом №02-6495 просило руководителя Госжилинспекции по Камчатскому краю о продлении сроков установки козырьков над подъездами согласно предписанию от 09.10.2008 №739/1-05.

Дополнительно представитель заявителя в судебном заседании обратил внимание суда на то, что сроки по последнему предписанию не истекли и на данный момент в наличии имеются все документы и подрядчики, готовые выполнить работы по устранению нарушений до истечения срока, указанного в предписании №739/1-05.

Представители Госжилинспекции в судебном заседании по удовлетворению заявленного требования высказали возражения в соответствии с доводами, приведенными в представленном отзыве на заявление; дополнительно представили для приобщения к материалам дела копию заявления Суверневой В.А. от 12.05.2008 о проведении проверки по восстановлению козырьков над входными дверями, пояснив, что на данное заявление государственным жилищным инспектором Кудзиевой Ф.М. 03.06.2008 была проведена проверка деятельности МУ «УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского». В ходе проведения проверки было установлено, что лицом, ответственным за содержание и ремонт данного жилищного фонда нарушены требования пунктов 4.6.4.7 и 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170). По данному факту инспектором Кудзиевой Ф.М. был составлен акт №427/1-05 о выявленных нарушениях, 07.06.2008 выписано первое предписание №427/1-05 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.08.2008, которое получено учреждением согласно входящему штампу от 09.06.2008. Протокол по данному предписанию составлен не был, так как данный инспектор перед уходом в отпуск не передал материалы административного дела другому инспектору для проведения дальнейшей проверки.

Также представители пояснили, что вторая внеплановая проверка была проведена инспектором Кудзиевой Ф.М. 08.10.2008 на основании повторного заявления Суверневой В.А. на предмет соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования МУ «УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского». В ходе проверки было установлено, что ранее установленные нарушения не были устранены. Госжилинспекция на основании Административного регламента, утвержденного Приказом руководителя государственной жилищной инспекции Камчатского края от 13.10.2008 №800, согласно которому в случае выявления в результате мероприятий по государственному контролю административного правонарушения должностным лицом Госжилинспекции составляется протокол и (или) дается предписание об устранении выявленных нарушений, уведомлением от 09.10.2008 №69 известила юридическое лицо о составлении протокола об административном правонарушении и выписала второе предписание от 09.10.2008 №739/1-05 для устранения выявленных в ходе проверки нарушений: проведение ремонта фасада в срок до 01.09.2009 и установление козырьков в срок до 01.12.2008. Предписание получено учреждением согласно входящему штампу от 10.10.2008. В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ, 14.10.2008 инспектором в присутствии представителя МУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» начальника жилищно-эксплуатационного участка №1 Ревякиной В.А. по доверенности от 03.10.2008 №62 был составлен протокол об административном правонарушении №106. Определение от 21.10.2008 о назначении рассмотрении дела на 23.10.2008 направлено и получено по факсу, после чего 23.10.2008 было вынесено постановление №72/08-Ю и получено учреждением согласно штампу входящей корреспонденции от 27.10.2008. По мнению представителей, административным органом были соблюдены все процессуальные сроки при проведении проверки, процедура извещения лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, а также разъяснены права в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ. Вся доказательственная база в документах имеется. По приобщению к материалам дела представленных представителем заявителя документов представители возражений не заявили, дополнительно представив для приобщения к материалам дела факсовую копию доверенности от 03.10.2008 № 62 на Ревякину В.А.

Представитель заявителя по приобщению представленной копии доверенности возражений не заявил.

Дополнительно представленные в судебном заседании документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 АПК РФ.

Учитывая отсутствие ходатайств сторон о необходимости представления либо истребования дополнительных доказательств по делу, заявленное требование рассматривается по доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, а также материалы дела об административном правонарушении №72/08-Ю, суд приходит к следующему.

Постановлением Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 23.10.2008 по делу об административном правонарушении №72/08-Ю МУ «УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского» признано виновным в совершении административного правонарушения за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40.000руб.

Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужили материалы проверки дома №30 по улице Петра Ильичева города Петропавловска-Камчатского, в ходе которой выявлено нарушение лицом, ответственным за содержание и ремонт данного жилого дома, требований пунктов 4.6.4.7 и 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170), а именно: 1) кровля здания скатная, организованного отвода (водоотвода) атмосферных осадков с кровли нет; над входами в подъезды (лестничные клетки) отсутствуют козырьки; 2) на фасаде здания на площади до 10% от площади всего фасада наблюдается разрушение, отслоение от основания штукатурного слоя, трещины в штукатурном слое; 3) окрасочный слой фасада разрушен на площади более 50% от площади всего фасада. Факт совершения заявителем правонарушения зафиксирован в протоколе от 14.10.2008 №106.

Не согласившись с вынесением постановления о привлечении к административной ответственности, заявитель оспорил его в судебном порядке, обратившись в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования заявителя.

За нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Как усматривается из материалов дела, 08.10.2008 инспектором Государственной жилищной инспекции Камчатского края Кудзиевой Ф.М. на основании приказа руководителя Госжилинспекции от 26.09.2008 №739 проведена внеплановая инспекционная проверка деятельности МУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на предмет соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования по обращению гражданки Суверневой В.А. по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева, д.30 и составлен акт от 08.10.2008 №739/1-05.

При проведении внеплановой проверки выявлены нарушения пунктов 4.6.4.7 и 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, а именно: 1) кровля здания скатная, организованного отвода (водоотвода) атмосферных осадков с кровли нет; над входами в подъезды (лестничные клетки) отсутствуют козырьки (3 входа); 2) на фасаде здания на площади до 10% от площади всего фасада наблюдается разрушение, отслоение от основания штукатурного слоя, трещины в штукатурном слое; 3) окрасочный слой фасада разрушен на площади более 50% от площади всего фасада.

Заявителем указанные факты не отрицаются.

Таким образом, в рассматриваемом случае заявителем нарушены требования вышеуказанных Правил по содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее – Правила), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Согласно пункту 4.2.3.1 Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

В силу пункта 4.6.4.7 Правил в зданиях высотой до пяти этажей включительно, расположенных с отступом от красной линии не менее чем на 1,5 метра и от проекции свеса кровли, допускается устройство наружного неорганизованного водоотвода. При этом обязательно предусматривать козырьки над входом в лестничную клетку и над балконами верхних этажей.

В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Комитета по управлению имуществом города Петропавловска-Камчатского от 04.08.2004 №120 «О жилищном фонде в п. Завойко» жилой дом №30 по ул. Петра Ильичева является муниципальной собственностью и включен в Реестр муниципального имущества.

В соответствии с постановлениями градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 07.07.2004 №1106 и от 29.07.2004 №1247, вышеуказанным приказом комитета по управлению имуществом и договором о порядке использования закрепленного за Управлением жилищно-коммунального хозяйства Петропавловска-Камчатского городского муниципального образования муниципального имущества на праве оперативного управления от 06.09.2004 №11/0-04 жилищный фонд, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева, 30 передан в оперативное управление Управлению жилищно-коммунального хозяйства Петропавловска-Камчатского городского муниципального образования.

Приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.05.2006 №228 в новой редакции утвержден Устав муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского», в силу пункта 2.1 которого предметом деятельности учреждения является осуществление управленческих функций в области жилищно-коммунального хозяйства на территории г.Петропавловска-Камчатского в целях надлежащего содержания жилищного фонда, находящегося у Учреждения на праве оперативного управления (балансодержатель), объектов благоустройства и коммунального назначения. К компетенции заявителя относится осуществление функций управляющей организации многоквартирными жилыми домами, у которых имеется муниципальная доля имущества, в переходный период до избрания собственниками способа управления, контроль за выполнением подрядчиками (исполнителями) условий договоров на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, заявитель непосредственно осуществляет содержание дома №30 по улице Петра Ильичева, которое заключается в выполнении установленных Правилами требований, предъявляемых к содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений, и, следовательно, является субъектом вменяемого административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно частям 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из пункта 1.8 Правил следует, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами); техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт) и санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).

С учетом изложенного, судом отклоняется ссылка заявителя на то, что сроки по предписанию №739/1-05 не истекли и на данный момент в наличии имеются все документы и подрядчики, готовые выполнить работы по устранению неполадок до истечения срока, указанного в указанном предписании, исходя из следующего.

03.06.2008 инспектором Государственной жилищной инспекции Камчатского края Кудзиевой Ф.М. проведена внеплановая инспекционная проверка деятельности МУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на предмет соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования по обращению гражданки Суверневой В.А. по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева, д.30 и составлен акт от 03.06.2008 №427/1-05.

При проведении внеплановой проверки выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, а именно: 1) над входами в подъезды №№ 1, 2, 3 отсутствуют козырьки (пункт 4.6.4.7); 2) за площадкой для складирования контейнеров для мусора наблюдается бытовой мусор (пункт 3.7.1).

07.06.2008 инспектором Государственной жилищной инспекции Камчатского края выписано предписание №427/1-05 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.08.2008 по установке козырьков, которое получено учреждением согласно входящему штампу 09.06.2008.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявителю было известно о необходимости устранения выявленных нарушений по установке козырьков до проведения повторных внеплановых мероприятий и, несмотря на то, что Государственной жилищной инспекцией Камчатского края установлен срок для устранения выявленных нарушений (до 01.08.2008), учреждение не предприняло всех зависящих от него мер для устранения существующих нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного дома №30 по ул. Петра Ильичева.

Поэтому указанный в повторном предписании от 09.10.2008 №739/1-05 срок для устранения выявленных в ходе проверки нарушений: проведение ремонта фасада в срок до 01.09.2009 и установление козырьков в срок до 01.12.2008, не имеет существенного значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку на момент проверки нарушения имели место, и последующее их устранение не может служить основанием для освобождения заявителя от ответственности.

Также судом отклоняется ссылка заявителя на продолжительный период времени, необходимый для утверждения проектно-сметной документации на изготовление и установку козырька по независящим от него обстоятельствам, так как и в этом случае учреждением своевременно не предпринято всех зависящих от него мер для устранения существующих нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного дома №30 по ул. Петра Ильичева.

Изложенное позволяет заключить наличие в рассматриваемом случае события административного правонарушения, вменяемого заявителю оспариваемым постановлением.

Таким образом, заявитель, являясь лицом, непосредственно ответственным за правильную организацию проведения текущего ремонта, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

Также при рассмотрении заявленного требования судом установлено отсутствие существенных нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении.

Поскольку факт совершения административного правонарушения со стороны заявителя установлен в ходе судебного разбирательства, подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем, постановление Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 23.10.2008 №72/08-Ю о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000руб., следует признать законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины в рассматриваемом случае судом не разрешается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Э.Ю. Ферофонтова