ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5313/19 от 21.10.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5313/2019

28 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2019 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Виноградовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения (ИНН 4101105705, ОГРН 1064101002790)

о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101113537, ОГРН 1064101072200) от 06.06.2019 № 6

третье лицо:

муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375)

при участии:

от заявителя:

Колчанов Ю.В. – представитель по доверенности от 26.03.2019 № б/н (сроком до 31.12.2019);

от заинтересованного лица:

Тарасик Э.П. – представитель по доверенности от 20.08.2019 № 26 (сроком до 31.12.2019);

Курбанова Т.Д. – представитель по доверенности от 12.08.2019 № 25 (сроком по 31.12.2019);

Тюрин Д.А. – представитель по доверенности от 14.01.2019 № 03 (сроком по 31.12.2019)

установил:

Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – заявитель, Управление образования администрации городского округа, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заинтересованное лицо, КСП ПКГО, контрольный орган) от 06.06.2019 № 6.

Заявленные требования Управление мотивирует тем, что пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ не ставит право на получение пособия на погребение в зависимость от того, воспользовалось ли лиц, взявшее на себя обязанности по захоронению умершего, правом на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению или нет, а также в зависимость от размера произведенных таким лицом затрат. Заявитель указывает, что право на социальное обеспечение, закрепленное в статье 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и статье 9 Международного пакета об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, гарантируется в России в соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому. По мнению заявителя, МУП «Лотос-М» представило все необходимые документы в соответствии с пунктом 2.2 Порядка предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению. Также заявитель ссылается на то, что контрольным органом не учтено, что Управление не уполномочено на осуществление контроля за соблюдением специализированной службой по вопросам похоронного дела требований к качестве предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела услуг.

В отзыве на заявление контрольный орган требования заявителя полагает необоснованными, а оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Определением суда от 21.08.2019 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее – МУП «Лотос-М», третье лицо).

В письменном мнении на заявление МУП «Лотос-М» поддерживает правовую позицию заявителя.

Третье лицо своих представителей в заседание суда не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом по правилам статей 121–123 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представил для приобщения к материалам дела дополнительные документы (копии представления Прокуратуры города Петропавловск-Камчатского от 16.10.2018, письма Администрации ПК ГО от 20.11.2018, справку МУП «Лотос-М» от 21.10.2019 о применяемой системе налогообложения.

Судом представленные документы приобщены к материалам дела.

Представители заинтересованного лица требования заявителя не признали по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании пункта 3.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2018 № 50-КСП, направления на право проведения контрольного мероприятия от 09.01.2019 № 01-06/02-н, выданного председателем Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа, сотрудниками КСП ПКГО в период с 15.01.2019 по 15.03.2019 в отношении Управления образования администрации городского округа проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и результативного (законного и эффективного) использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных в виде субсидий специализированной службы по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению» в 2017–2018 годах.

В ходе проверки установлено, следующее:

1) установлен факт, предоставления получателем субсидии – МУП «Лотос» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) в период 2017–2018 годы не полного перечня гарантированных услуг по погребению.

2) МУП «Лотос-М» предоставлял услуги супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) по гарантированному перечню услуг по погребению в нарушение постановления администрации городского округа от 24.10.2018 № 2129 «О требованиях к качестве гарантированных услуг по погребению в Петропавловск-Камчатском городском округе».

3) в нарушение статьи 3 Федерального закона № 8-ФЗ МУП «Лотос-М» возмещены недополученные доходы в связи с организацией погребения, согласно справке, оформленной на живого человека.

Результаты проверки отражены в акте от 18.03.2019 № 01-06/02-3.1.

Установленные в ходе проверки обстоятельства также нашли свое отражение в отчете аудитора КСП ПКГО от 31.05.2019 о результатах контрольного мероприятия.

06.06.2019 КСП ПКГО выдано предписание № 6, в соответствии с которым Управлению предложено в срок до 01.12.2019 возместить в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа неправомерно предоставленную субсидию специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению в размере 8 009 2009,87 руб.

Не согласившись с вынесенным предписанием, Управление обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ, Закон о погребении и похоронном деле) регулируются отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливаются, в том числе, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

В соответствии со статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В статье 9 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В Петропавловск-Камчатском городском округе предоставление субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению осуществлялось в период 2017–2018 годы в соответствии с порядком, установленным постановлениями администрации ПКГО от 12.01.2015 № 16, от 13.10.2017 № 2553 «О порядке предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению».

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка, утвержденного постановлением администрации № 16, пунктом 1.4 Порядка, утвержденного постановлением администрации № 2553, субсидия предоставляется при осуществлении получателем субсидии погребения лица, супруг, близкий родственник, иной родственник, законный представитель которого или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользовалось правом на оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению.

Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного постановлением администрации № 16, пункту 1.5 Порядка, утвержденного постановлением администрации № 2553, размер субсидии определяется как разница между установленной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой и суммой подлежащей возмещению, предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Стоимость таких услуг в городском округе утверждена постановлением администрации городского округа от 19.09.2019 № 1812 (на 2017 год), от 20.10.2017 № 2624 (на 2018 год) «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М», которая составила:

- в 2017 году – 24 632,0 руб., при этом за счет средств городского округа специализированной службе по вопросам похоронного дела возмещается: в январе 2017 года – 16 188,35 руб.; с февраля по декабрь 2017 года – 15 732,40 руб.;

- в 2018 году – 28 389,0 руб., при этом за счет средств городского округа специализированной службе по вопросам похоронного дела возмещается: в январе 2018 года – 19 489,4 руб.; с февраля по декабрь 2018 года – 19 266,91 руб.

Из пункта 1.1 указанных постановлений администрации № 1812 и 2624 следует, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУР «Лотос-М» супругу, родственнику, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, которому гарантируется на безвозмездной основе оказание услуг в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, определена в приложении № 1 к названным постановлениям.

Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.10.2018 № 2129 утверждены Требования к качеству гарантированных услуг по погребению в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее – Постановление № 2129).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ, пункту 2 статьи 2 решения Городской Думы городского округа от 28.12.2017 № 24-нд «О порядке организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» качество услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Согласно пункту 7 Постановления № 2129 при оказании супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) гарантированного перечня услуг по погребению не допускается отказ специализированной службы по вопросам похоронного дела от предоставления отдельных услуг, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4 Требований, в связи с отсутствием у специализированной службы по вопросам похоронного дела необходимых средств, а также по другим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 2129 супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего), гарантируется оказание на безвозмездной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела следующего перечня услуг по погребению:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

- перевозка тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище;

- погребение.

Статьей 8 Закона № 8-ФЗ определено, что погребение представляет собой обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

В силу части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункта 1); обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (подпункт 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств согласно пункта 1 статьи 306.4 БК РФ это направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 2 постановления Администрации № 16, пункту 1.2 постановления Администрации № 2553 субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, носит целевой характер и не может быть израсходована на цели, не предусмотренные настоящим порядком.

В соответствии с пунктом 4 постановления Администрации № 16, пункту 1.4 постановления Администрации № 2553 субсидия предоставляется при осуществлении получателем субсидии погребения лица, супруг, близкий родственник, иной родственник, законные представитель которого или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользовалось правом на оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению.

Как следует из материалов дела, соглашениями, в том числе от 20.06.2018, заключенными Управлением с МУП «Лотос-М» о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг главный распорядитель средств бюджета городского округа обязуется осуществить контроль за соблюдением получателем условий предоставления субсидии.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами заинтересованного лица, что Управление в рассматриваемом случае уполномочено на осуществление контроля за соблюдением специализированной службой по вопросам похоронного дела требований к качеству предоставляемых услуг.

При проведении контрольного мероприятия КСП ПКГО установлено, что МУП «Лотос-М» оказывались услуги не в полном объеме, предусмотренном гарантированным перечнем услуг по погребению, либо в счетах-заказах, предоставленных для получения субсидии учитывались, в том числе, платные услуги, не входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, при этом, субсидия на возмещение данных расходов предоставлялась в полном объеме.

Доводы заявителя о том, что он не обязан проводить проверку представленных документов, подлежит отклонению, поскольку такая обязанность возложена на него как на главного распорядителя средств бюджета городского округа.

В ходе анализа представленных документов контрольным органом установлено, что МУП «Лотос-М» предоставлял услуги супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) по гарантированному перечню услуг не отвечающие требованиям к качеству гарантированных услуг по погребению, утвержденных постановлением № 2129.

При этом заменять услуги, входящие в гарантированный перечень услуг с установленными качественными характеристиками органом местного самоуправления и представлять документы в Управление для возмещения по замененным услугам, не входящим в гарантированный перечень услуг, специализированная организация не вправе.

Доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании норма права.

Также в ходе проверки контрольным органом установлено, что гражданин на которого оформлена справка о смерти от 31.05.2017 № 856, является живым, что подтверждается письмами ОУР УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому от 12.03.2018 № 8/26-31-1257 и отделения ЗАГС ПКГО от 22.02.2018 № 1403/03-94, а также справкой с места работы от 09.08.2017 № 263-Ю.

Сумма необоснованно предоставленной Управлением субсидии МУП «Лотос-М» за умершего гражданина составила 13 002,40 руб.

Указанный факт заявитель не оспаривает по существу. Неправомерность выплаты указанной суммы подтверждается материалами дела.

Как следует из материалов дела, из представленных счетов на оплату и актов, не возможно установить полноту предоставления гарантированного перечня услуг МУП «Лотос-М» супругу, близкому родственнику, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Вместе с теми, на основании изложенных выше норм получатель субсидии (МУП «Лотос-М») при обращении за получением субсидии должен подтверждать первичными документами оказанные услуги, Управление образования, как главный распорядитель бюджетных средств, при осуществлении предварительного контроля обязано затребовать у МУП «Лотос-М» первичные документы с указанием конкретных товаров, работ, услуг, связанных с погребением умершего.

При таких обстоятельствах, выводы контрольного органа о том, что отсутствие первичных учетных документов, связанных с осуществлением деятельности по погребению умершего, подтверждающих факт хозяйственной жизни, цель затрат и размер израсходованной суммы, свидетельствуют о необоснованном получении учреждением субсидии, суд находит правомерными.

Доводы заявителя об обратном, суд полагает необоснованными.

Остальные доводы заявителя судом также рассмотрены и отклонены как не соответствующим фактическим обстоятельствам.

Таким образом, контрольным органом обоснованно в оспариваемом предписании приведены выводы о наличии в действиях Управления, в рамках исполнения им бюджетных полномочий, как главного распорядителя бюджетных средств, требований, установленных статьями 158, 78 БК РФ, постановлениями Администрации № 16, 2553 нарушений в виде неосуществления контроля за соблюдением МУП «Лотос-М» целевого и эффективного использования бюджетных средств, представляемых ему в виде субсидии не осуществление похоронного дела.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено контрольным органом в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемое представление подлежит признанию судом недействительным, в данном случае отсутствует.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом не разрешался, поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требовании отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Ю. Лебедева