АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5332/2012
16 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2013 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества «Корякгеолдобыча» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительными предписаний Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 27.09.2012 №№ 176/4/1-3, 176/4/2-2
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – по доверенности от 21.01.2013, реестр нотариуса ФИО2 № 1-326, до 14.01.2016;
от Управления:
ФИО3 – по доверенности от 11.01.2013 № 123-1, до 31.12.2013,
установил:
закрытое акционерное общество «Корякгеолдобыча» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «КГД») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее – ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Камчатскому краю) от 27.09.2012 №№ 176/4/1-3, 176/4/2-2.
Как указал заявитель, по итогам проведенной плановой выездной проверки Управлением 27.09.2012 выданы два предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе:
1) предписание № 176/4/1-3, согласно которому ЗАО «КГД» предписано в срок до 30.02.2013 члену КЧС – начальнику ПТО ЗАО «КГД» ФИО4 пройти обучение в области ГО и ЧС установленным порядком (пункт 1); создать постоянно действующий орган управления специально уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС ЗАО «КГД» (структурное подразделение) (пункт 2); создать нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «КГД» (пункт 3);
2) предписание № 176/4/2-2, согласно которому ЗАО «КГД» предписано в срок до 30.06.2013 аттестовать установленным порядком нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «КГД» на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ (пункт 1); руководителям нештатных аварийно-спасательных формирований пройти обучение в области ГО и ЧС установленным порядком (пункт 2).
По мнению Общества, оспариваемые предписания не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество считает, что им выполняются требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, а именно, надлежащим образом обеспечивается обучение работников в области ГО и ЧС.
Во исполнение пункта «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 168-ФЗ) Общество приказом 28.12.2011 № 194-орг утвердило новый состав КЧС и ОПБ ЗАО «КГД» (5 человек, включая председателя комиссии).
Из статьи 20 Закона № 68-ФЗ следует, что порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в том числе КЧС) определяется Правительством Российской Федерации. Такой порядок закреплен в Положении о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 (далее – Положение № 547).
Обществом обучены четыре члена комиссии, включая председателя, в установленном законом порядке. ФИО4 был включен в состав комиссии впервые. На момент окончания проверки он состоял в составе КЧС и ОПБ ЗАО «КГД» 9 месяцев (менее года). Ранее прорабатывался вопрос о его обучении в Камчатском учебно-методическом центре по ГО и ЧС, но он не был решен по причине отсутствия в Плане комплектования слушателями Камчатского УМЦ ГОЧС такой категории обучаемых, как члены КЧС и ОПБ. При письменном обращении к директору Камчатского УМЦ по ГО и ЧС был получен ответ, что вопрос об обучении ФИО4 согласован на 2013 год.
При этом согласно пункту 5 Положения № 547 для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Так как первый год работы члена КЧС ФИО4 истекает 28.12.2012, заявитель полагает, что на момент окончания проверки и вынесения предписания № 176/4/1-3 нарушение установленных требований законодательства со стороны Общества отсутствовало. Соответственно предписание № 176/4/1-3 в данной части (пункт 1) является необоснованным и нарушает права ЗАО «КГД».
Заявитель также указал, что в соответствии с договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управление Обществом осуществляет ООО «Интерминералс менеджмент», в Камчатском филиале которого создан отдел промышленной безопасности и труда, в нём имеется должность ведущего инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Согласно должностной инструкции указанного лица его единственной трудовой функцией является организация и контроль разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в филиале и Управляемых обществах, в том числе и в ЗАО «КГД». Таким образом, по мнению Общества, ЗАО «КГД» в установленном законом порядке имеет одного освобожденного работника, круг обязанностей которого расположен исключительно в сфере решения задач в области ГО и ЧС, следовательно, пункт 1 предписания № 176/4/1-3 не соответствует закону и нарушает права заявителя. При этом ответчиком не доказано, что Общество имеет и эксплуатирует потенциально опасные производственные объекты.
Кроме того, заявитель считает, что у Общества отсутствует обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) из числа своих работников на принадлежащих ему производственных объектах, соответственно отсутствует и обязанность их аттестовывать, а также обучать руководителей НАСФ в области ГО и ЧС.
В дополнении к заявлению от 05.03.2013 (л.д. 120-122) ЗАО «КГД» указало на допущенные ответчиком нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а именно проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок на 2012 год.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю в судебном заседании с требованиями Общества не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, представил суду копию Приказа Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края от 09.04.2012 № 26-П, которая приобщена к материалам дела.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения врио начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 06.09.2012 № 176/4 (л.д. 13-16) проведена плановая выездная проверка Общества на предмет выполнения требований, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1) отсутствует свидетельство о прохождении обучения в области ГО и ЧС начальствующего состава – члена КЧС – начальника ПТО ЗАО «Корякгеолдобыча» ФИО4, что является нарушением пункта «в» статьи 14, статей 20, 21 Закона № 68-ФЗ, пункта 18 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, пункта 9 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (утв. Приказом МЧС России от 19.01.2004 № 19);
2) не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ЗАО «Корякгеолдобыча» (структурное подразделение), что является нарушением пункта 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (утв. Приказом МЧС России от 28.02.2013 № 105);
3) не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «Корякгеолдобыча» в нарушение пунктов «в», «д» статьи 14 Закона № 68-ФЗ, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999), подпункта 4 пункта 45 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (утв. Приказом МЧС России от 28.02.2013 № 105), постановления Губернатора Камчатского края от 25.06.2008 № 192-П «Об утверждении Перечня организаций, расположенных в Камчатском крае, в которых рекомендуется создать нештатные аварийно-спасательные формирования».
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.09.2012 № 176/4 (л.д. 17-19).
По результатам проверки 27.09.2012 должностным лицом ГУ МЧС России по Камчатскому краю выдано два предписания:
№ 176/4/1-3, которым Обществу предписано в срок до конца февраля 2013 года устранить нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: члену КЧС – начальнику ПТО ЗАО «КГД» ФИО4 пройти обучение установленным порядком; создать постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ЗАО «КГД» (структурное подразделение); создать нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «КГД»;
№ 176/4/2-2, которым предписано в срок до 30.06.2013 аттестовать установленным порядком нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «КГД» на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ; руководителям аварийно-спасательных формирований пройти обучение в области ГО и ЧС установленным порядком.
Посчитав, что вышеуказанные предписания нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ЗАО «КГД» обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа указанных норм права следует, с учетом положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта «а» статьи 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статей 20 названного закона руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 547, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Судом установлено, что приказом ЗАО «КГД» от 28.12.2011 № 194-орг утвержден новый состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в состав которой вошёл начальник производственно-технического отдела ФИО4 (л.д. 26-28).
Согласно копии удостоверения № 770 (л.д. 31) ФИО4 в период с 01.10.2012 по 15.10.2012 прошёл обучение в Камчатском учебно-методическом центре по ГО и ЧС по специальности «заместитель председателя КЧС и ПБ объекта».
Поскольку законодательство в области ГО и ЧС возлагает на лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обязанность пройти обучение в течение первого года работы, а на должность, связанную с осуществлением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций ФИО4 был назначен впервые 28.12.2011, суд приходит к выводу о том, что на дату проведения проверки соблюдения законодательства в области ГО и ЧС (27.09.2012) непрохождение ФИО4 обучения в области ГО и ЧС не могло вменяться в нарушение Обществу, так как указанная обязанность могла быть исполнена до 28.12.2012.
При таких обстоятельствах предписание от 27.09.2012 № 176/4/1-3 подлежит признанию недействительным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, как не соответствующее законодательству о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части требований, изложенных в пункте 1 предписания.
Рассмотрев требования заявителя в остальной части, суд пришёл к следующему.
В соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Закон № 151-ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Аналогичные требования установлены пунктом 4 Приказа МЧС России от 23.12.2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее – Порядок создания НАСФ).
Понятие потенциально опасных производственных объектов содержится в пункте 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105, согласно которому потенциально опасные объекты – это объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
В свою очередь перечень опасных производственных объектов содержится в Приложении № 1 к Закону № 116-ФЗ. Согласно названному перечню к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества к которым относятся: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о регистрации опасных производственных объектов № А75-00211, Общество эксплуатирует опасные производственные объекты, в частности склады ГСМ (л.д. 99-100).
Из имеющегося в материалах дела приказа Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края от 09.04.2012 № 26-П (л.д. 166-169) следует, что вышеуказанные опасные производственные объекты Общества также включены и в Перечень потенциально опасных объектов, расположенных на территории Камчатского края.
Кроме того, пунктом 1 статьи 12 Закона № 151-ФЗ предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, пунктом 1 которого также установлена необходимость аттестации нештатные аварийно-спасательных формирований.
В силу части 2 статьи 12 Закона № 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 10 Порядка создания НАСФ организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования, осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований.
Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования (пункт 18 Порядка создания НАСФ).
В силу пункта 19 Порядка создания НАСФ подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает, в том числе, обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в силу вышеприведенных положений законодательства Общество обязано создать нештатные аварийно-спасательные формирования. В то же время вышеуказанная обязанность Обществом не выполнена, нештатные аварийно-спасательные формирования не сформированы.
С учетом изложенного суд признает неправомерными доводы заявителя о незаконности оспариваемых предписаний в части обязания Общества создать нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «КГД» в срок до конца февраля 2013 года, а также в срок до 30.06.2013 аттестовать нештатные аварийно-спасательные формирования ЗАО «КГД» на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ; руководителям аварийно-спасательных формирований пройти обучение в области ГО и ЧС.
Пунктом 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МСЧ России от 28.02.2003 № 105, установлено, что управление мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).
В силу пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Согласно требованиям пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным указание в оспариваемом предписании на необходимость создания в Обществе постоянно действующего органа управления (структурного подразделения), специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Наличие должности ведущего инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в управляющей компании – ООО «Интерминералс менеджмент» не освобождает заявителя от создания вышеуказанного структурного подразделения непосредственно в самом Обществе, поскольку такой возможности вышеперечисленные нормативные правовые акты не предусматривают.
При этом суд учитывает, что из условий договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ЗАО «Корякгеолдобыча» управляющей компании – ООО «Интерминералс менеджмент» от 01.11.2011 (л.д. 55-65) следует, что управляющая компания обеспечивает эффективную и устойчивую работу ЗАО «КГД», в том числе, в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (пункты 4.3, 4.3.5 договора). Сведений о передаче управляющей компании полномочий по организации работы ЗАО «Корякгеолдобыча» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций данный договор не содержит.
Суд также учитывает, что пунктом 7.4 договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ЗАО «КГД» управляющей компании – ООО «Интерминералс менеджмент» от 01.11.2011 предусмотрена возможность любой из сторон договора отказаться от его исполнения, направив соответствующей стороне за 90 дней до даты расторжения настоящего договора соответствующее письменное уведомление.
С учетом изложенного суд считает, что возможность расторжения в любое время договора управления при отсутствии в ЗАО «КГД» самостоятельного структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, не может обеспечить надлежащее соблюдение требований вышеперечисленных нормативных правовых актов.
Доводы заявителя о том, что проведенная в отношении Общества плановая проверка не была включена в ежегодный план проведения проверок на 2012 год судом также не принимается.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в отношении Общества на 2012 год Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Камчатскому краю было запланировано проведение плановой проверки № 4034929 в период с 01.09.2012 на 20 рабочих дней.
Из письменных дополнений к заявлению от 05.03.2013 и пояснений представителя Общества, данных в ходе судебного разбирательства по делу, следует, что вывод заявителя о проведении в отношении Общества незапланированной проверки основан на факте издания Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России двух распоряжений о проведении проверок – № 175/3 и № 176/4 от 06.09.2012, а также оформления двух актов проверок: № 175/3 и № 176/4 от 27.09.2012.
Вместе с этим Обществом не учтено, что из системного анализа положений пункта 13 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 № 381 (действовавшего в период формирования сводного плана проверок на 2013 год) и пункта 13 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧ РФ от 09.08.2010 № 382 (действовавшего в период формирования сводного плана проверок на 2013 год), следует, что государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется одновременно в ходе проведения плановой проверки состояния пожарной безопасности и соблюдения установленных требований в области гражданской обороны.
Кроме того, исходя из требований приказа МЧС России от 26.06.2012 № 359 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказа № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны», оформление документов по результатам проверок в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций оформляются отдельно.
Таким образом, издание двух распоряжений, а также оформление двух соответствующих актов проверок, не свидетельствует о проведении двух самостоятельных проверок, а лишь подтверждает раздельное оформление результатов проверки Общества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и результатов проверки Общества в области гражданской обороны.
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712, установлено, что государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (подпункт «д» пункта 4 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункты «а», «в» пункта 6 Положения).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что должностное лицо ГУ МЧС России по Камчатскому краю, установив при проведении плановой выездной проверки факты нарушения Обществом установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правомерно, в силу предоставленных полномочий выдало заявителю оспариваемые предписания. Названные предписания (за исключением пункта 1 предписания от 27.09.2012 № 176/4/1-3) выданы в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают законные права и интересы Общества, поэтому требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
В связи с частичным удовлетворением требований расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требования по заявлению удовлетворить частично.
Предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю от 27.09.2012 № 176/4/1-3 признать недействительным как не соответствующее законодательству о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части требований, изложенных в пункте 1 предписания.
В остальной части в удовлетворении требований по заявлению отказать.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю в пользу закрытого акционерного общества «Корякгеолдобыча» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья К.Ю. Иванушкина