ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5335/12 от 07.03.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5335/2012

12 марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2013 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2013 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Находка» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения от 28.11.2012 № 08-01-12/5404/12 об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка;

об обязании выдать градостроительный план для строительства здания универсального рынка,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»,

при участии:

от заявителя

ФИО1 – по доверенности от 25.11.2012, на 3 года;

от Департамента

ФИО2 – по доверенности от 29.12.2012 № 08-01-12/6388/12, до 31.12.2013;

от 3-го лица

не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Находка» (далее – заявитель, Общество, ООО «Находка») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент) в выдаче градостроительного плана, оформленного письмом от 28.11.2012 № 08-01-12/5404/12, ссылаясь на те обстоятельства, что постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.02.2008 № 184 Обществу предоставлен в аренду сроком до 10.02.2013 земельный участок кадастровый номер 41:01:010116:0427 для строительства здания крытого рынка, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по Войцешека, д. 3а, в связи с чем был заключен договор аренды от 11.02.2008 № 4370 и дополнительное соглашение к нему от 04.10.2011. Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа Обществу выдано разрешение от 26.06.2012 № 11-01/1481/12 на право организации розничного рынка на территории муниципального образования сроком до 01.08.2017. В связи с изложенными обстоятельствами ООО «Находка» обратилось в Департамент с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства здания универсального рынка. Письмом от 28.11.2012 № 08-01-12/5404/12 Департамент отказал заявителю в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка под строительство универсального рынка, поскольку на испрашиваемом земельном участке находится вкрапленный земельный участок, где расположен пункт наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Общество полагает, что отказ Департамента противоречит статьям 44, 46 Градостроительного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель ООО «Находка» заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента в судебном заседании требования Общества не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на те обстоятельства, что при подготовке градостроительного плана Департаментом установлено, что в границах земельного участка 41:01:0010116:427 вкраплен другой земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010116:245, на котором расположен пункт наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Согласно письму ФГБУ «Камчатское УГМС» от 08.10.2012 № 11/01-442 пункт наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха должен располагаться на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке с непылящим покрытием. В силу пункта 3 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 № 972, в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В связи с этим, выдача градостроительного плана, последующее получение разрешения на строительство и начало строительных работ могло бы привести к неблагоприятным последствиям, а именно к искажению информации о состоянии окружающей среды, что повлекло бы нарушение прав и законных интересов жителей Петропавловск-Камчатского городского округа. По этим основаниям Департамент отказал ООО «Находка» в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:427 до решения вопроса о переносе стационарного пункта наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, о месте о времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя не направило.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.02.2008 № 184 между ООО «Находка» и Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа заключен договор аренды земельного участка от 11.02.2008 № 4370 (с учётом соглашения к нему от 04.10.2011), согласно которому Обществу предоставлен в аренду сроком до 10.02.2013 земельный участок кадастровый номер 41:01:010116:0427 для строительства здания крытого рынка, расположенного в <...>. Названные договор и соглашение зарегистрированы 29.05.2008 и 22.12.2011 соответственно (л.д. 13-15, 16-18).

26.06.2012 Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа Обществу выдано разрешение № 11-01/1481/12 на право организации розничного рынка на территории муниципального образования сроком до 01.08.2017 (л.д. 12).

24.09.2012 ООО «Находка» обратилось в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка кадастровый номер 41:01:010116:0427, расположенного в <...>, с целью строительства универсального рынка «Тушкановский».

Департамент письмом от 28.11.2012 № 08-01-12/5404/12 отказал Обществу в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 41:01:010116:0427, указывая на то, что данном на земельном участке находится вкрапленный другой земельный участок, где расположен пункт наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, который является постом федерального значения и входит в систему государственной сети наблюдений.

Не согласившись с данным отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 44 ГрК РФ).

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка (далее – Форма градостроительного плана).

Исходя из смысла пункта 17 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку такого плана и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, совокупность имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что подготовка градостроительного плана необходима ООО «Находка» для строительства объекта капитального строительства на предоставленном в установленном порядке для этих целей земельном участке кадастровый номер 41:01:010116:0427, а, следовательно, для строительства здания рынка Обществу необходимо получить градостроительный план, в связи с чем отказ Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа по основанию, указанному в письме от 28.11.2012 № 08-01-12/5404/12 (на земельном участке находится вкрапленный другой земельный участок, где расположен пункт наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, который является постом федерального значения и входит в систему государственной сети наблюдений), противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что влечёт за собой признание оспариваемого отказа недействительным.

Довод представителя ответчика о том, что выдача Обществу градостроительного плана, последующее получение разрешения на строительство и начало строительных работ могло бы привести к неблагоприятным последствиям, а именно к искажению информации о состоянии окружающей среды, что повлекло бы нарушение прав и законных интересов жителей Петропавловск-Камчатского городского округа, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку названный довод является предположением, не подтверждённым в установленном законом порядке.

Также не принимается во внимание довод представителя Департамента о том, что в границах земельного участка 41:01:0010116:427 вкраплен другой земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010116:245, на котором расположен пункт наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, поскольку такое основание для отказа не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24.06.2009 № 515-р учреждён Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждено Положение о нем, пунктом 3.1 которого определено, что целью названного Департамента является организация мероприятий и осуществление деятельности по решению вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства и земельных отношений на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требования Общества удовлетворены, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб. подлежат возмещению с ответчика.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в выдаче градостроительного плана земельного участка, оформленный письмом от 28.11.2012№ 08-01-12/5404/12, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть вопрос об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка в соответствии с заявлением общества с ограниченной ответственностью «Находка» от 24.09.2012 в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Находка» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья К.Ю. Иванушкина