ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5366/2007 от 11.12.2007 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                          Дело № А24-5366/2007 (15)                                                                                                                                  

12 декабря  2007 года.

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря  2007 года. Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря  2007 года.

Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи  Сакун А.М., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Камчатскстройматериалы»

к Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Петропавловску- Камчатскому   

о признании недействительным решения от 16.07.2007   № 8095

при участии в заседании

от заявителя:     Солодовник Н.А., Заболотная  Т.А., Улевич  В.К.;

от ответчика:     Ситько В.Ю, Чичваркина Г.А.

Установил:

ОАО «Камчатскстройматериалы» (далее - заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании   недействительным решения  Инспекции Федеральной налоговой службы   по г. Петропавловску – Камчатскому  от 16.07.2007   № 8095   о   привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения. 

В обоснование заявленных требований заявитель ссылаясь  на положения п. 1 ст. 336, п. 1 ст. 337, п.п. 10 п.2 ст. 337 части 2  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности (ОК 004-93), п. 36  Приказа МНС РФ  от 02.04.2002 № БГ-3-21/170 считает, что  полезными ископаемыми  именуются  добытыми полезными ископаемыми, а именно -  камень строительный.   В связи с чем полагает, что не может признана полезным ископаемым продукция в виде отсева от дробления, щебня, смеси  песчанно – щебеночной, поскольку такая продукция не добывается, а  образуется  путем переработки (дробления)  полезного ископаемого – камня строительного. Поскольку государственные стандарты РФ  на камень строительный отсутствуют, то общество правомерно самостоятельно  разработало  технические условия для строительного камня. Согласно преамбуле которых, они распространяются на камень строительный разрабатываемый Обществом, предназначенного для  применения в строительстве, а также переработке  в другие виды  продукции. Количество добытого полезного ископаемого подтверждается  данными замера  горной службы предприятия и выписками из журнала  добычи полезных ископаемых, справкам  и актами переработки  добытого полезного ископаемого. 

Инспекция ФНС  по г. Петропавловску – Камчатскому (далее – ответчик) направила  отзыв на заявление, в котором требования заявителя  не признала. Ссылаясь на п. 1ст. 337, п. 8,9 ст. 339, п. 3 ст. 339  НК РФ, Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности, продукции, работ, услуг  (ОК 004-93) полагает, что для целей налогообложения  добытым полезным ископаемым в карьере «Сопка Петровская» должна быть  признана продукция  разработки карьера – щебень, отсев, песчанно – щебеночная смесь. Согласно п. 8 ст. 339 НК РФ  при реализации  и (или) использования  минерального сырья  до завершения  комплекса  технологических операций  (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки  месторождения   полезных ископаемых, количество  полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном  и (или)  использованном  на собственные нужды в данном налоговом периоде.   По мнению налогового органа, добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению, признается совокупность видов продукции, являющейся результатом разработки месторождения полезного ископаемого, соответствующей установленным стандартам: гравий, щебень, смесь песчано-щебеночная, отсев.  Именно цены реализации указанных видов продукции по всем сделкам в налоговом периоде, учтены налоговым органом при оценке стоимости добытого полезного ископаемого. Количество добытого  полезного ископаемого для целей налогообложения определено было обществом  неправильно, в связи с чем налоговый орган самостоятельно произвел исчисление количества добытого ископаемого, а именно щебня – путем деления количества добытого  камня строительного на коэффициент (дробления) для получения полезного ископаемого – щебня и других составляющих.  На основании изложенного ответчик полагает, что оспариваемое решение является законными обоснованным.

Представители заявителя  в судебном заседании  представили для приобщения к материалам дела дополнительные доказательства на 13 листах. Требования по заявлению поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Считают, что строительный камень является полезным ископаемым с которого исчисляется  и уплачивается налог на добычу полезных ископаемых.

Представители ответчика требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ОАО «Камчатскстройматериалы» являясь налогоплательщиком  по налогу на добычу полезных ископаемых 27 марта 2007  года   представило  в Инспекцию ФНС  по г. Петропавловску – Камчатскому  налоговую декларацию по налогу  на добычу полезных ископаемых  за январь 2007 года, в которой  исчислило   налог подлежащий уплате в  бюджет в сумме 7409 руб.

Как  видно из материалов дела, Инспекцией ФНС   по г. Петропавловску – Камчатскому  проведена камеральная проверка  налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость  за январь 2007 года,  по результатам которой 28 мая 2007 года  составлен акт камеральной проверки за  № 706.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и возражений на него   налоговым органом 16 июля 2007 года принято решение за № 8095 о привлечении ОАО «Камчатскстройматериалы»     к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи  122  части первой Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на добычу полезных ископаемых в результате  неправильного исчисления налога  в виде штрафа в размере 20 %  от не уплаченной сумму налога, что составило 7495 руб. 80 коп.

Одновременно  обществу  (п. 2 резолютивной части решения) начислены пени за несвоевременную уплату налога  в сумме 1818 руб. 99 коп.    Предложено  уплатить налоговые санкции, указанные в п.1  настоящего Решения (п. 3.1 «а» резолютивной части решения),  пени (п. 3.1 «б» резолютивной части решения)   за несвоевременную уплату налога и не  полностью уплаченный налог на добычу полезных ископаемых  в сумме  37479 руб.  (п. 3.1 « в» резолютивной части решения).

В частности основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 37479  руб., пеней в сумме 1818 руб. 99 коп. и штрафа в размере 7495 руб. 80 коп.  стали выводы налогового органа о том, что добытым полезным ископаемым подлежащим  налогообложению является не камень строительный, а совокупность видов продукции являющийся результатами разработки  месторождения полезных ископаемых:  щебень, смесь песчано-щебеночная, отсев от дробления. В связи с чем реализованный покупателям обществом камень строительный, налоговым органом самостоятельно расчетным  путем пересчитан на оставляющие: щебень  (5-10 мм., 10-20 мм., 20-40 мм.), смесь песчано-щебеночную и отсев от дробления путем деления количества добытого  камня строительного на коэффициент (дробления) для получения полезного ископаемого – щебня и других составляющих. В связи с изложенным  налоговым органом самостоятельно расчетным путем определена налоговая база,  исчислен дополнительно налог, пени и начислен штраф по ст. 122 НК РФ.         

Не согласившись с вынесенным решением,  общество   обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании его недействительным.

Статьей 334 НК РФ главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» установлено, что налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1  статьи  336 НК РФ  объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи  337 НК РФ полезным ископаемым  признается продукция горнодобывающей промышленности  и разработки карьеров, содержащихся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и  иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия  указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту (техническим условиям) организации   (предприятия).    

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п.1 ст. 337 НК РФ).

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ к видам добытого полезного ископаемого в составе неметаллического сырья используемого в основном в строительной индустрии  отнесены: камень строительный, облицовочные камни, мергели, а также   галька, гравий, песчанно - гравийные смеси и другие.     

Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002  № БГ-3-21/170).

Таким образом,   полезным ископаемым признается продукция являющаяся первой  по своему качеству соответствующей стандарту предприятия горнодобывающей промышленности  и разработки карьеров, содержащихся в фактически добытом  (извлеченном из недр) минерального сырья.    

Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 года № 454-ст, части I и IV Классификатора ОК 004-93, применительно к экономической деятельности, отменены с 1 января 2003 года и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, в котором прямо указано понятие «Добыча прочих полезных ископаемых» код 14.10 «Добыча камня для строительства», подтверждающее деятельность ОАО «Камчатскстройматериалы».

Виды продукции, как результат добытых полезных ископаемых, подтверждаются Классификатором ОК 004-93 частями II и III, а именно: 1410000 – Камень для строительства и памятников.

Согласно лицензии на право пользования недрами серии ПТР № 00191 ТЭ  и лицензионному соглашению Обществу предоставлено право на  добычу и переработку строительного камня  месторождения  диабазов «Сопка Петровская».

ОАО «Камчатскстройматериалы» разработаны, утверждены и зарегистрированы за № 032/ТУ 0781 в ФГУ «Камчатский центр стандартизации метрологии и сертификации» 24.07.2006 технические условия ТУ 5711-001-002866723-05 «камень строительный для строительных и дорожный работ (месторождение сопка Петровская)».    

В соответствии с технической схемой производства продукции на ПДСУ -200, планом развития  горных работ  по доработке  и горнотехнической рекультивации карьеров диабазов «Сопка Петровская»  на 2007 год предусмотрена добыча природного камня. При этом  комплекс операций, осуществляемых в границах карьера по доведению  фактически извлеченного   минерального сырья до соответствующих стандартов качества, такие как грохочение, дробление, сортировка и другие работы, техническим проектом и указанными выше схемами не предусмотрены.

Как видно из указанных документов, установлено судом, добытый камень для дальнейшей переработки  доставлялся арендуемым автотранспортом в приемочный бункер находящийся за пределами карьера, где и происходила переработка посредством специального оборудования.     

Из письма руководителя Территориального агентства по  недропользованию по Камчатской области  и Корякскому автономному округу от 03.02.2006 следует, что  добытым полезным ископаемым в соответствии с лицензиями  на право, является строительный песок Халактырского месторождения, диабазы сопка «Петровская», гранодиориты  Ольховского месторождения.

Не может быть  признана  полезным ископаемым продукция, полученная  при дальнейшей  переработке (обогащение, технологическом переделе)  полезного ископаемого, являющегося  продукцией  перерабатывающей  промышленности (относительно  к ОАО «Камчатскстройматериалы» - в том числе и щебень фр. 5-20, 20-40, отсев, СПЩ).       

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что добываемое предприятием полезное ископаемое – камень строительный соответствует техническим условиям 5711-001-002866723-05 и пригодно для дальнейшего использования при производстве гравия, щебня и других видов продукции. Добыча природного гравия, щебня предприятием не производится. Указанные виды   продукции  являются результатом дальнейшей переработки полезного ископаемого –  камня строительного.

Как следует из имеющегося в материалах дела письма руководителя Камчатского Межрегионального Управления Ростехнадзора от 07.02.2006 № 74 , минеральным сырьем,  добытым в карьере месторождения «сопка Петровская», является горная масса (диабаз), первичной обработкой в этом случае являются технологические операции по ее рыхлению, дроблению не габаритов непосредственно в карьере.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что результатом разработки месторождений «сопка     Петровская»  является добыча камня строительного, то есть продукции первой по своему качеству соответствующей стандарту предприятия, содержащейся в фактически добытом (извлеченном из недр) минерального сырья.

Поскольку щебень получен в результате дальнейшей переработки (техническом переделе) строительного камня, то в спорных правоотношениях  щебень является продукцией  обрабатывающей промышленности и не может быть признан объектом налогообложения  налогом на добычу полезных ископаемых, в связи  с чем не принимаются судом доводы ответчика  об обратном как противоречащие части 2 пункта  1 статьи 337 НК РФ, а также Общероссийскому классификатору  видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК  004-93, в соответствии с разделом «С» части   второй которого камень для строительства и щебень являются     самостоятельными видами продукции горнодобывающей промышленности  и разработки карьеров.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исчисление Обществом суммы налога на добычу полезных ископаемого, подлежащего уплате в бюджет, исходя из объемов и стоимости добытой камня строительного, не прошедшей процесс дальнейшей переработки, является правомерным.

Принимая также  во внимание понятие «полезного ископаемого», содержащееся в статье 337 НК РФ, суд считает, что щебень, смесь песчано-щебеночная, отсев от дробления, соответствуя определенным стандартам и техническим условиям, не могут быть признаны полезными ископаемыми, так как не соответствуют признакам последнего (производятся ОАО «Камчатскстройматериалы» из камня строительного и не являются первой по своему качеству продукцией).

При таких обстоятельствах, суд считает, что у ответчика отсутствовали  правовые основания для доначисления обществу  налог на добычу полезных ископаемых за декабрь 2006 года, пеней и привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине составляют 2000 руб. и в силу  ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с  Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску – Камчатскому в пользу   ОАО «Камчатскстройматериалы».

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27,     167- 171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать   недействительным       решение Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Петропавловску- Камчатскому   от 16 июля 2007  года  № 8095  о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Петропавловску- Камчатскому в пользу ОАО «Камчатскстройматериалы»   уплаченную  государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  апелляционной  инстанции   в срок,   не  превышающий  одного  месяца   со   дня  его  принятия   или  в  арбитражный   суд кассационной инстанции в срок,  не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.   

Судья                                                                                                         А.М.  Сакун