ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5453/12 от 15.03.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5453/2012

22 марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ягодиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными отказов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) в предоставлении документов и информации, запрошенной в заявлениях от 18.10.2012 года

третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа

при участии:

от заявителей:

до перерыва: ФИО1 – лично; ФИО3 – представитель по доверенности от 13.10.2012 года (сроком на один год) и доверенности от 12.10.2012 года (сроком на три года);

после перерыва: не явились;

от заинтересованного лица:

ФИО4 – представитель по доверенности № 01-02/4531/12 от 28.12.2012 года (сроком по 31.12.2013);

от третьего лица:

ФИО4 – представитель по доверенности № 08-01-12/6388/12 от 29.12.2012 года (сроком по 31.12.2013)

установил:

индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 (далее – заявители, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными отказов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Администрация) в предоставлении документов и информации, запрошенных в заявлениях от 18.10.2012 года.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что ими осуществляется предпринимательская деятельность на земельных участках с кадастровыми номерами 41:01:01:0114:0297 и 41:01:01:0114:371, находящихся в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском. С целью определения перспективы использования арендуемых земельных участков и обоснованности отказа индивидуальному предпринимателю ФИО1 в перезаключении договора аренды на новый срок, предприниматели 18.10.2012 года обратились в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с запросами о причине изъятия земельных участков из арендных отношений. В данных запросах предприниматели просили также предоставить копии документов, связанных с использованием земельных участков в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском. Заявители указывают, что в ответах от 07.11.2012 и 09.11.2012 года Администрация отказала в предоставлении запрошенной информации, что не соответствует части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Определением суда от 29.12.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – третье лицо, Департамент).

В судебном заседании 05.03.2013 года индивидуальный предприниматель ФИО1 и представитель предпринимателей ФИО3 поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнили, что ими оспариваются оба отказа в предоставлении информации, изложенные в письмах Администрации от 07.11.2012 и 09.11.2012 года.

Представитель заинтересованного и третьего лица в судебном заседании 05.03.2013 года с требованиями предпринимателей не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представитель пояснил суду, что запрошенные предпринимателями сведения не относятся к информации, непосредственно затрагивающей их права и законные интересы, и не относятся к деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялись перерывы до 12 часов 30 минут 12.03.2013 года и 11 часов 00 минут 15.03.2013 года для предоставления дополнительных доказательств.

Во время объявленных перерывов в суд поступили письменные дополнения к заявлению предпринимателей, копия соглашения о продлении срока аренды земельного участка от 12.07.2010 года, копия протокола расчета арендной платы на 2012 год. Заинтересованное лицо направило в суд дополнение к отзыву от 15.03.2013 года.

В судебном заседании 15.03.2013 года представитель заинтересованного и третьего лица поддержал свою правовую позицию по делу, новых доводов, пояснений, доказательств суду не представил.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем ФИО5 (в настоящее время - ФИО1) Светланой Михайловной и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 41:01:010114:371 № 4818 от 31.10.2008 года.

В ответ на обращение предпринимателя с заявлением о продлении срока действия данного договора аренды Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа письмом от 21.09.2012 года исх. № 08-01-12/3981/12 уведомил ФИО1 об отсутствии намерений продлевать договор на новый срок и о прекращении договорных отношений с 30.10.2012 года.

Из материалов дела также следует, что между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 41:01:010114:297 № 4618 от 09.07.2008 года. Срок действия данного договора истекает 07.07.2013 года.

Из условий вышеназванных договоров аренды земельных участков и пояснений представителей сторон, данных в ходе судебного разбирательства по делу, следует, что оба земельных участка расположены в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском. На данных земельных участках расположены торговые павильоны, в которых заявители осуществляют свою предпринимательскую деятельность.

Предприниматели обратились в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлениями от 18.10.2012 года, в которых просили сообщить им о причинах изъятия земельного участка с кадастровым номером 41:01:010114:371 из арендных правоотношений. В данных заявлениях предприниматели также просили:

- предоставить надлежаще заверенные копии постановлений (при наличии таковых) о предоставлении и/или согласовании места размещения земельных участков/объектов (аренды земельных участков/объектов) в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить для ознакомления документы в обоснование вышеназванных постановлений;

- предоставить надлежаще заверенные копии градостроительного плана земельного участка, проект планировки территории и проект межевания территории в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- представить надлежаще заверенные копии разрешений на строительство объектов в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить для ознакомления документы в обоснование вышеназванных разрешений на строительство;

- предоставить надлежаще заверенные копии заключений экспертиз проектной документации объектов строительства, проведенных в отношении объектов в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить надлежаще заверенные копии протоколов публичных слушаний по проекту объектов строительства в районе жилого дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить надлежаще заверенные копии договоров аренды земельных участков под строительство объектов в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить для ознакомления документы в обоснование вышеназванных договоров;

- предоставить выкипировку из проекта градостроительного плана застройки города Петропавловска-Камчатского, участка в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить надлежаще заверенные копии решений градостроительной комиссии о строительстве объектов строительства в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском.

- предоставить надлежаще заверенные копии документов территориального планирования района дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском;

- предоставить надлежаще заверенные копии согласования размещения объектов капитального строительства в районе дома № 2 по ул. Лукашевского в г. Петропавловске-Камчатском с заинтересованными лицами.

В письменных ответах от 07.11.2012 за исх. № 02-08-02-02/10645/12 и 09.11.2012 за исх. № 01-02/3775/12 Администрация сообщила предпринимателям о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 41:01:010114:371 не продлен на новый срок в связи с отсутствием соответствующих намерений. Кроме того, ссылаясь на положения части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 20 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и указав, что запрашиваемые документы и сведения не относятся к информации, непосредственно затрагивающей права и законные интересы предпринимателей, и не относятся к информации о деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрации сообщила предпринимателям об отказе в предоставлении запрашиваемой информации.

Не согласившись с отказами Администрации в предоставлении запрашиваемой информации, полагая, что данные отказы нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Аналогичная норма закреплена в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ), согласно которой гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ) установлен механизм реализации права граждан свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления представляет собой информацию (в том числе документированную), созданную в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившую в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления перечислены в статье 6 Закона № 8-ФЗ. К таким способам, в том числе, относятся: ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу установлен в статье 19 Закона № 8-ФЗ.

Частью 1 названной статьи предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из текста писем Администрации от 07.11.2012 и 09.11.2012 года следует, что основаниями для отказа предпринимателям в предоставлении запрашиваемой информации явились следующие обстоятельства: запрашиваемая информация непосредственно не затрагивает права и законные интересы заявителей; запрашиваемая информация не относится к информации о деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Вместе с этим, в нарушение статей 65, 200 АПК РФ заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств того, что запрашиваемая информация не затрагивает прав и законных интересов предпринимателей, равно как и не представлены доказательства наличия иных, установленных законом препятствий в предоставлении предпринимателям запрашиваемой информации.

Поскольку на момент обращения в Администрацию с запросами о предоставлении информации оба предпринимателя являлись арендаторами земельных участков, расположенных в районе дома № 2 по ул. Лукашевского, и осуществляли предпринимательскую деятельность в расположенных на данных земельных участках павильонах, принимая во внимание содержание запросов и существо запрашиваемой информации, а именно перспективы (планы) ведения строительной либо иной хозяйственной деятельности в районе арендуемых земельных участков и возможность, в связи с этим, изъятия земельных участков из арендных отношений, суд приходит к выводу, что запрошенная информация и сведения непосредственно затрагивают права и законные интересы предпринимателей. Таким образом, запросы предпринимателей соответствуют критерию, установленному пунктом 2 статьи 8 Закона № 149-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица пояснил суду, что в запросах предпринимателей отсутствовало обоснование необходимости представления информации, а также отсутствовали данные, позволяющие определить, какую конкретно информацию испрашивают заявители.

Суд считает данные доводы необоснованными, поскольку в силу пункта 3 статьи 8 Закона № 8-ФЗ пользователь информации имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен. При этом согласно части 8 статьи 18 Закона № 8-ФЗ в случае неясности запрашиваемой информации, государственные органы, органы местного самоуправления наделены правом уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности указанных органов.

Более того, судом установлено, что необоснованность предпринимателями необходимости в предоставлении им запрошенной информации и невозможность конкретно определить запрошенную информацию, Администрация в качестве соответствующих оснований для отказа в предоставлении информации не указывала.

Суд находит неправомерным указание в оспариваемых отказах на то обстоятельство, что запрошенная информация не относится к деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Из существа запрошенной информации, а также пояснений представителя заинтересованного и третьего лица следует, что запрошенная предпринимателями информация касается деятельности Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа.

Вместе с этим, в соответствии со статьями 44, 45 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, пункта 1.2 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24.06.2009 года № 515-р данный Департамент является органом Администрации и входит в её структуру.

Кроме того, частью 7 статьи 18 Закона № 8-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае поступления в государственный орган или орган местного самоуправления запроса, не относящегося к деятельности данного органа, данный запрос в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией.

Суд также учитывает, что в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 части 5 статьи 2 Закона № 8-ФЗ, действие названного Федерального закона не распространяется на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.

Порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Из системного толкования положений пункта 2 части 5 статьи 2 Закона № 8-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ следует, что данными федеральными законами установлены два самостоятельных порядка, один из которых регламентирует предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том время как другим порядком регулируются вопросы рассмотрения обращения граждан Российской Федерации.

Из текста оспариваемых отказов в предоставлении информации, а также из отзыва Администрации следует, что при рассмотрении заявлений предпринимателей от 18.10.2012 года заинтересованное лицо руководствовалось как положениями Закона № 8-ФЗ, так и положениями Закона № 59-ФЗ. В ходе судебного разбирательств по делу представитель Администрации затруднился пояснить суду в соответствии с каким порядком рассматривались вышеуказанные заявления предпринимателей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказы Администрации в представлении запрошенной информации и сведений не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают закрепленные в статье 8 Закона № 149-ФЗ права заявителей на получение информации, а также общие принципы предоставления такой информации, являются преждевременными и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

При признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным (решения незаконным) полностью или в части суд в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ указывает в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку отказы Администрации в предоставлении информации и сведений, оформленные письмами от 07.11.2012 и 09.11.2012 года не соответствует закону, учитывая, что сведений о наличии (либо отсутствии) иных препятствий в предоставлении предпринимателям данной информации суду не представлялось, суд считает необходимым в качестве устранения допущенного нарушения прав и интересов заявителей обязать заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявления предпринимателей от 18.10.2012 года в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Исходя из предмета заявленных требований (признание незаконным отказа в предоставлении информации и сведений от 07.11.2012 года, признание незаконным отказа в предоставлении информации и сведений от 09.11.2012 года) государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 400 рублей, относится на заинтересованное лицо и подлежат взысканию в пользу предпринимателей.

При этом судом установлено, что индивидуальными предпринимателями излишне уплачена государственная пошлина в общей сумме 1600 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации данная суммы подлежит возврату заявителям из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказ администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО2 запрашиваемых документов и сведений, оформленный письмом от 09.11.2012 года № 01-02/3775/12, а также отказ администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 запрашиваемых документов и сведений, оформленный письмом от 07.11.2012 года № 02-08-02-02/10645/12, признать незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть заявления индивидуальных предпринимателей ФИО2 и ФИО1 о предоставлении информации от 18.10.2012 года в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Взыскать с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Взыскать с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 из федерального бюджета 800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.Н. Довгалюк