ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5455/09 от 04.02.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5455/2009

05 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещанкиной Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг»

о признании незаконным действия администрации Елизовского городского поселения в лице конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения, выразившегося в принятии решения о недопущении общества с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» к участию в конкурсе, и обязании конкурсной комиссии допустить общество с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» к участию в конкурсе

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности от 01.04.2009 (сроком на 1 год),

ФИО2 – представитель по доверенности от 16.06.2009 (сроком на 1 год)

от ответчика

ФИО3 – представитель по доверенности от 09.02.2009 (сроком на 1 год),

ФИО4 – действующий на основании прав по должности

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» (далее – заявитель, ООО «УК Дальрыбторг») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия администрации Елизовского городского поселения в лице конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения, выразившегося в принятии решения о недопущении общества с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» к участию в конкурсе, и обязании конкурсной комиссии допустить общество с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» к участию в конкурсе, ссылаясь на те обстоятельства, что к Дальрыбторг» со стороны конкурсной комиссии при проведении процедуры рассмотрения заявок претендентов на участие в конкурсе выражено явно пренебрежительное отношение. При рассмотрении заявки ООО «УК Дальрыбторг» членами конкурсной комиссии в целях отказать в допуске к участию в конкурсе обращено внимание на приложенную к заявке выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), в частности было указано, что данная выписка датирована 31.08.2009 года, в то время как в инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе, разработанной организатором конкурса, указано, что дата выдачи выписки из ЕГРЮЛ налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней. Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не предусматривают таких требований. Пунктом 53 Правил установлен перечень документов прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, в котором также отсутствует требование о сроке давности выписки из ЕГРЮЛ. Помимо этого, п. 54 Правил гласит о том, что требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается. Согласно, пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, в частности полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки. Полагали, что основания для отказа в допуске ООО «УК Дальрыбторг» к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в виде несоответствия претендента требованиям п. 53 Правил, а именно в предоставлении выписки из ЕГРЮЛ с датой ее выдачи более чем за 30 дней до момента подачи заявки незаконными, не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы ООО «УК Дальрыбторг» как претендента на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что до подачи заявки и документов конкурсной комиссии он был ознакомлен с конкурсной документацией и с инструкцией по заполнению заявки. Ему также было известно о том, что дата выдачи выписки из ЕГРЮЛ должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней, но он не счёл необходимым выполнять данное положение, поскольку считал его незаконным. Установление срока предоставления выписки из ЕГРЮЛ противоречит Правилам, утвержденным постановлением Правительства № 75 от 06.02.2006, а также Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, дополнительно пояснив, что постановлением Правительства РФ № 75 от 06.02.2006 не установлен срок предоставления выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Данное постановление правительства предусматривает, что конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению. Конкурсная комиссия конкретизировала в конкурсной документации, а именно в инструкции по заполнению заявок, что дата выдачи выписки из ЕГРЮЛ налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней.

Представленные в судебное заседание дополнительно документы арбитражным судом приобщены к материалам дела.

Выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом, постановлением главы Елизовского городского поселения № 246-п от 20.08.2008 (с изм. № 247-п от 14.08.2009) утверждено Положение о конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

02.10.2009 главой Елизовского городского поселения издано постановление № 281-п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения» (с изм. № 305-п от 19.10.2009).

22.10.2009 главой Елизовского городского поселения утверждена Конкурсная документация открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения.

В официальном печатном издании «Елизово» выпуск № 41(318) 22.10.2009 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения.

23.11.2009 ООО «Дальрыбторг» подана заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лотам № 3 и 5 и соответствующие документы в соответствии с Конкурсной документацией.

24.11.2009 Конкурсной комиссией вскрыты конверты с заявками на участие претендентов в конкурсе.

Решением Конкурсной комиссией от 30.11.2009, оформленной протоколом рассмотрения заявок, ООО «Дальрыбторг» не допущено к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лотам № 3 и 5, в связи с несоответствием заявок на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53 Правил и пунктами 2.5, 2.11 конкурсной документацией.

Считая решение об отказе в допуске к участию в конкурсе не законным, ООО «Дальрыбторг» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).

Пунктом 15 Правил предусмотрены требования к претендентам, в том числе соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 16 Правил требования, указанные в пункте 15 названных Правил, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.

Пунктом 18 Правил установлены основания для отказа допуска к участию в конкурсе, такие как:

1) непредставление определенных пунктом 53 названных Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Согласно пункту 52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением № 4 к названным Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте:

наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;

фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

номер телефона;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;

реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

Требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается (пункт 54 Правил).

Конкурсная документация утверждается организатором конкурса, при этом, она должна включать в себя форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по её заполнению (подп. 8 пункта 41 Правил).

Как указано выше, 22.10.2009 главой Елизовского городского поселения утверждена конкурсная документация открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения, заявка на участие в конкурсе и инструкция по её заполнению (л.д. 55-69, 82-86).

Пунктом 2.1 конкурсной документации предусмотрено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением № 4. Заявка на участие в конкурсе включает в себя для юридических лиц: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес; оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2.2).

Как следует из пункта 3.1 Инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе (приложение № 4 к конкурсной документации от 22.10.2009), к заявке прилагается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в оригинале или в копии, которая должна быть заверенной налоговым органом, предоставившим выписку, или нотариально. Дата выдачи выписки налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что дата выдачи налоговым органом выписки из ЕГРЮЛ на момент подачи заявки и документов (23.11.2009) являлась 31.08.2009, т.е. выписка из ЕГРЮЛ предшествовала дате подачи заявки более чем на 30 дней.

В силу положений подпункта 8 п. 41 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» форма заявки на участие в конкурсе и утвержденная организатором конкурса инструкция по ее заполнению являются конкурсной документацией.

Конкретизация в конкурсной документации срока действия необходимых документов, в данном случае выписки из ЕГРЮЛ, не противоречит пункту 53 Правил.

Выписка из ЕГРЮЛ с датой её выдачи налоговым органом, которая предшествовала бы дате подачи заявки не более чем на 30 дней, к заявке не приложена.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого АПК РФ предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Администрацией Елизовского городского поселения и конкурсной комиссией по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения, представлены доказательства соответствия оспариваемого решения требования действующего законодательства РФ, в связи с чем арбитражный суд, оценив представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что организатор конкурса имел право отказать лицу, представившему заявку без указанных документов, в допуске к участию в конкурсе, и заявителю правомерно отказано в допуске к участию в конкурсе при отсутствии всех необходимых документов, предусмотренных конкурсной документацией.

На неверном толковании норм права основана ссылка заявителя на Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку согласно п. 8 Правил названный Федеральный закон регулирует осуществление организатором конкурса процедуры выбора специализированной организации, а не Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Не может быть принят во внимание арбитражным судом довод представителя заявителя о том, что срок действия выписки из ЕГРЮЛ в течение 30 дней является недостаточным, ввиду того, что пунктом 21 постановления Правительства РФ «О Едином государственном реестре юридических лиц» № 438 от 19.06.2002 предусмотрено, что срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

ООО «УК Дальрыбторг» имело возможность соблюсти требования конкурсной документации в части того, что дата выдачи выписки налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» о признании незаконным действия администрации Елизовского городского поселения в лице конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Елизовского городского поселения, выразившегося в принятии решения о недопущении общества с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» к участию в конкурсе, и обязании конкурсной комиссии допустить общество с ограниченной ответственностью «УК Дальрыбторг» к участию в конкурсе.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь