ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5496/10 от 25.02.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5496/2010

28 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дворцовым Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя:

ФИО2 – представитель по доверенности от 24.10.2008 года (сроком на три года);

от лица, привлекаемого

к административной ответственности:

ФИО1 лично;

ФИО3 – представитель по доверенности от 01.02.2011 года (сроком на один год)

установил:

Управление Государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на основании части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель Управления заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности поддержала в полном объеме. Для приобщения к материалам дела представила копию решения Арбитражного суда Камчатского края от 17.07.2009 года по делу № А24-2538/2009, просила назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в максимальном размере. На вопрос суда пояснила, что в момент проведения проверки автобус предпринимателя находился на конечной остановке под погрузкой пассажиров, автобус был экипирован соответствующими табличками с номером маршрута.

Предприниматель и его представитель в судебном заседании заявленные требования не признали, суду пояснили, что в день проведения проверки, перевозка пассажиров не осуществлялось и не планировалась, поскольку на этот день был намечен ремонт принадлежащего предпринимателю автобуса. Пояснили суду, что рабочее время водителя автобуса начинается с 8 часов утра, проверка была проведена до получения водителем от предпринимателя путевого листа. На вопросы представителя административного органа пояснили, что постоянная стоянка автобуса находится в 15-20 метрах от конечной остановки, заявка на проведение ремонта автобуса была сделана 14.12.2010 года.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (основной государственный регистрационный номер <***>), и оказывает услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия № АСС 41-101844 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выдана предпринимателю 19.08.2008 года. Срок действия лицензии по 18.08.2013 года.

16.12.2010 года государственным инспектором Управления автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО4 в соответствии с п.п. 2.3.1., 2.3.2., п. 2.3 Положения «Об Управлении госавтодорнадзора по Камчатскому краю» проведена проверка автобуса DAEWOO BS-106 государственный регистрационный номер АВ 460, осуществляющего перевозку пассажиров на маршруте № б/н «10 км - СРВ – ЖБФ» и принадлежащего предпринимателю.

В ходе проверки установлено, что 16.12.2010 года в 07 часов 55 минут водитель ФИО5, производил перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, с нарушением условий лицензирования.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки автобуса на маршруте от 16.12.2010 года № 185, в котором нашли свое отражение следующие нарушения:

- использование транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра;

- отсутствует предрейсовый медицинский осмотр водителя;

- отсутствует путевой лист.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором Управления автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО4 в отношении предпринимателя и в его присутствии составлен протокол № 174 от 16.12.2010 года об административном правонарушении. Действия предпринимателя квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Полномочия государственного инспектора территориального органа Ространснадзора на составление протоколов об административных правонарушениях определены приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938ФС.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 Закона № 128-ФЗ лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637.

Автобус DAEWOO BS-106 государственный регистрационный номер АВ 460 оборудован для перевозок более 8-ми человек, при этом, лицензионными требованиями и условиями перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности, а также соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктами 4.3, 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, предусмотрена обязанность организаций и водителей-предпринимателей обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.

В силу пункта 1.8 названного Положения, организации, а также водители - предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм, установленных Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра, считается грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В силу статьи 23 этого же Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

При этом целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.1997 № 1302), к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, и регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Из смысла вышеуказанных норм права следует, что обязанность проходить предрейсовый медицинский осмотр распространяется на всех водителей.

Кроме того, согласно пункту 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 № 2, владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми документами. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, установлены приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Согласно пункту 4.3 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

Как подтверждается актом проверки автобуса № 185 от 16.12.2010 года и протоколом об административном правонарушении № 174 от 16.12.2010 года деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке с эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра, отсутствовал путевой лист.

Так, из названного акта проверки следует, что проверка автобуса произведена 16.12.2010 года в 07 часов 55 минут по адресу: <...>.

В указанном акте отражено отсутствие путевого листа, отсутствие отметок о прохождении предрейсового медосвидетельствования, отсутствие предрейсового технического осмотра. Акт проверки подписан водителем автобуса без замечаний.

Из названного акта следует, что обнаруженные госинспектором недостатки внешнего оформления автобуса были выражены в отсутствии наименования перевозчика и обозначения вход. Данное обстоятельство косвенно подтверждает наличие в момент проведения проверки установленных на автобусе табличек с указанием номера маршрута.

Объяснения предпринимателя, изложенные в протоколе об административном правонарушении, а также доводы о проведении 16.12.2010 года ремонта автобуса носят противоречивый характер и судом не принимаются.

Так, согласно первоначально данным и отраженным в протоколе объяснениям предпринимателя водитель автобуса выехал со стоянки ЖБФ в 7 часов 30 минут для прохождения медицинского осмотра. Вместе с этим, согласно пояснениям предпринимателя, данным в судебном заседании, и содержащимся в отзыве на заявление, автобус на момент проверки в 7 часов 55 минут находился на площадке конечной остановки ЖБФ сразу у выезда с автостоянки.

Согласно представленным предпринимателем документам ремонт автобуса производился 16.12.2010 года с 9 часов 05 минут до 17 часов. Протокол об административном правонарушении составлен 16.12.2010 года в 15 часов 30 минут, при этом первоначальные пояснения предпринимателя, отраженные в названном протоколе, не содержат какой-либо информации о проведении ремонта автобуса и отсутствии у предпринимателя намерений по его использованию для перевозки пассажиров в данный день.

Как пояснил предприниматель на вопрос представителя административного органа, заявка на ремонт автобуса была подана 14.12.2010 года. При этом представленный предпринимателем в судебном заседании оригинал путевого листа содержит отметку о технической исправности данного автобуса, сведения о простоях по техническим причинам в путевом листе отсутствуют.

Кроме того, ни копия, ни оригинал путевого листа автобуса за 16.12.2010 года не принимаются судом в качестве доказательств, подтверждающих доводы предпринимателя о фактическом выезде автобуса после получения водителем путевого листа, прохождения предрейсового медосвидетельствования и прохождения предрейсового технического осмотра, поскольку оба названных документа представлены предпринимателем и при этом не идентичны друг другу, имеют разные номера, содержат различную информацию.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц – от трех до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что согласно протокола об административном правонарушении действия предпринимателя квалифицированы административным органом только по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ арбитражный суд пришел к выводу, что имеются все основания для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих административную ответственность предпринимателя обстоятельств, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим предпринимателем так и другими лицами, суд приходит к выводу о возможности назначить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)
  Счет 40101810100000010001
  ИНН <***>
  ОКАТО 30401000000
  БИК 043002001
  КБК 10611690040040000140
  ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья Д.Н. Довгалюк