ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5514/09 от 21.01.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5514/2009

27 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 27 января 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи И.Ю. Жалудь, при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещанкиной Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

о признании незаконным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в виде протокола заседания межведомственной жилищной технической комиссии № 2-8/09 от 07.10.2009 в части отказа в переводе жилых помещений в нежилые помещения;

об обязании администрации Петропавловск-Камчатского городского округа принять решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения

при участии:

от заявителя

ФИО2 – представитель по доверенности от 20.05.2009 (сроком на 2 года),

ФИО3–представитель по доверенности от 16.06.2009 (сроком на 2 года)

от ответчика

ФИО4 – представитель по доверенности № 01-02/88/10 от 11.01.2010 (сроком до 31.12.2010)

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в виде протокола заседания межведомственной жилищной технической комиссии № 2-8/09 от 07.10.2009 в части отказа в переводе жилых помещений в нежилые помещения, обязании администрации Петропавловск-Камчатского городского округа принять решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения, ссылаясь на те обстоятельства, что он является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: <...> (общая площадь - 30,2 кв. м) и кв. 48 (общая площадь - 61,2 кв. м). 03.08.2009 он подготовил и подал в Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа полный комплект документов, необходимых для перевода указанных объектов из жилых помещений в нежилые (цель перевода - размещение непродовольственного магазина). Решением межведомственной жилищной технической комиссии, оформленным в виде протокола заседания № 2-8/09 от 07.10.2009, в удовлетворении данного заявления отказано по тем основаниям, что увеличение площади жилого дома (реконструкция) с использованием прилегающего к дому земельного участка выполняется только с согласия всех собственников многоквартирного дома, а на рассмотрение комиссии представлен протокол голосования, в котором принимали участие 71,81% собственников помещений многоквартирного дома; в кадастровом паспорте отсутствуют сведения о правообладателях. Полагает, что решение ответчика создает препятствия в реализации им права собственности на указанные объекты и в реализации свободы предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представители заявителя требование поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что в соответствии с нормами Жилищного и Градостроительного кодексов РФ при реконструкции объектов общего имущества необходимо согласие всех собственников помещений. Одно из крылец расположено на торцевой части несущей стены многоэтажного дома, и, соответственно, при реконструкции могут быть изменены несущие характеристики дома. Решение об отказе в переводе жилых помещений в нежилые, а именно квартир 47 и 48 принято 07.10.2009 межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа. Повторное рассмотрение данного вопроса возможно после устранения нарушений. На момент принятия комиссией оспариваемого решения действовало Положение о межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденное постановлением градоначальника Петропавловск-Камчатского городского округа № 2870 от 22.09.2009.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ все представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, заявитель, являющийся собственником жилых помещений, расположенных по адресу: <...> (общая площадь - 30,2 кв. м) и кв. 48 (общая площадь - 61,2 кв. м), в связи с осуществлением предпринимательской деятельности принял решение о размещении в них непродовольственного магазина, в связи с чем обратился в Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о разрешении перевода данных жилых помещений в нежилые. Решением межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленным в виде протокола заседания № 2-8/09 от 07.10.2009, в удовлетворении данного заявления со ссылкой на ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ и ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказано. Также мотивами отказа послужили те основания, что на рассмотрение комиссии представлен протокол голосования, в котором принимали участие 71,81% собственников помещений многоквартирного дома, а в кадастровом паспорте отсутствуют сведения о правообладателях.

Не согласившись с вышеуказанным решением межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Частями 4 и 5 названной статьи Жилищного кодекса РФ определено, что решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 данной статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 № 502 утверждена форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, согласно которой условием перевода помещения из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) является (в определенных случаях) проведение работ по переустройству (перепланировке помещения) или иных необходимых работ по ремонту, реконструкции, реставрации помещения.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.09.2009 № 2870 утверждено Положение о межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, которое опубликовано в газете «Град Петра и Павла» № 41, 25.09.2009 (далее по тексту – Положение о межведомственной жилищной технической комиссии).

В соответствии с ч. 11 ст. 52 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации городского округа. Муниципальные правовые акты должны быть опубликованы в семидневный срок со дня их подписания главой городского округа. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является первая публикация их полного текста в газете «Град Петра и Павла».

В силу пункта 4.3 названного Положения решение о переводе или об отказе в переводе помещения принимается администрацией городского округа в лице председателя Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет городского хозяйства) и оформляется по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение». Комитет городского хозяйства в срок не позднее чем через 3 рабочих дня после принятия решения выдает (или направляет по адресу, указанному в заявлении) заявителю уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, а также информирует о принятом решении о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято данное решение.

Как видно из оспариваемого акта органа местного самоуправления, решение об отказе в переводе жилых помещений № 47 и 48 жилого дома 8 по ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском принято межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа.

О том, что данное решение принято названной комиссией, не оспаривал и представитель ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем пунктом 1.3 Положения о межведомственной жилищной технической комиссии определено, что в целях обеспечения деятельности органов местного самоуправления в сфере перепланировки и переустройства жилых помещений, а также перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, комиссия осуществляет:

- рассмотрение документов, представленных для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения либо перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, на предмет их соответствия законодательству;

- функции приемочной комиссии при завершении работ по переустройству и (или) перепланировке помещений, в том числе при переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

При этом Положением о межведомственной жилищной технической комиссии к компетенции названной комиссии не отнесены вопросы в части самостоятельного принятия решения о переводе или об отказе в переводе жилых помещений.

Как указано выше, принятие такого решения отнесено исключительно к компетенции администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице председателя Комитета городского хозяйства.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что, принимая самостоятельно 07.10.2009 решение об отказе в переводе жилых помещений № 47 и 48 жилого дома 8 по ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском, не являясь при этом органом местного самоуправления по решению вопроса о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа превысила свои полномочия, установленные постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.09.2009 N 2870 «Об утверждении Положения о межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа», и данное решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем принятое решение подлежит признанию незаконным.

В рамках настоящего спора арбитражный суд не давал правовую оценку вопросам, связанным с существом решения, принятого Комиссией, и мотивами, которыми руководствовалась эта комиссия при принятии решения об отказе в переводе помещений, по вышеназванным основаниям.

Поскольку межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа не обладает правами самостоятельного принятия решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения, а решение Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа по настоящему делу не оспаривается, арбитражный суд в резолютивной части решения не указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Статья 101 АПК РФ определяет, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требования заявителя удовлетворено, понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 100,00 руб. подлежат возмещению с ответчика.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требование индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным как несоответствующее постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.09.2009 N 2870 «Об утверждении Положения о межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа» решение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в виде протокола заседания межведомственной жилищной технической комиссии № 2-8/09 от 07.10.2009 в части отказа в переводе жилых помещений в нежилые помещения.

Взыскать с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 100,00 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь