АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-553/2009
20 апреля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2009 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Венина А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яхиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Тымлатский рыбокомбинат»
о признании незаконным действия Камчатской таможни, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление.
при участии:
от заявителя
Стрельников С.М. – представитель по доверенности № 223-12/08 от 22.12.2008 (сроком на 1 год) – до перерыва,
от Камчатской таможни
Гуреева А.Н. – представитель по доверенности 11/431 от 22.01.2009 (по 31.12.2009),
установил:
ООО «Тымлатский рыбокомбинат» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Камчатской таможни, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных грузовых таможенных деклараций №№ 10705030/231105/0003070, 10705030/021205/0003213, 10705030/271205/0003506, 10705030/271205/0003505 в сумме 20.000 руб., 5.500 руб., 7.500 руб. и 20.000 руб. соответственно.
В заявлении указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 329, п. 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации по временной ГТД при декларировании за таможенное оформление таможенная пошлина была уплачена в срок, в объеме, предусмотренном таможенным Тарифом РФ однократно, в отношении вывозимого товара, заявленного режима экспорта. Общество рассматривает подачу временной ГТД и последующую подачу полной ГТД в соответствии со статьей 138 Таможенного Кодекса РФ как единое таможенное оформление одного и того же Товара, вывозимого за пределы таможенной территории РФ, помещенного под таможенный режим экспорта. Поскольку товар, оформленный по временным ГТД, с последующей подачей полных ГТД был перемещен через таможенную границу РФ (вывезен в режиме экспорта) один раз, таможенный сбор в отношении товара помещенного под таможенный режим экспорта и перемещенного через таможенную границу РФ однократно, по временным ГТД с последующей подачей полных ГТД должен быть уплачен один раз. В связи с чем общество полагает, что таможенные сборы не должны быть уплачены повторно.
В ходе судебного разбирательства общество увеличило размер исковых требований, просило признать незаконными действия Камчатской таможни, связанные с отказом возвратить заявителю таможенный сбор, уплаченный за оформление полных деклараций №№ 10705030/231105/0003070, 10705030/021205/0003213, 10705030/271205/0003506, 10705030/271205/0003505 и действия, связанные с отказом возвратить излишне уплаченный таможенный сбор за оформление временных ГТД №10705030/250805/0002138, 10705030/020905/0002234, 10705030/041005/0002537, 10705030/041005/0002538, всего в сумме 95.500 руб.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает заявление об уточнении заявленных требований.
До начала судебного заседания от Камчатской таможни поступил отзыв, в котором требования заявителя не признает. Из отзыва следует, что в соответствии с процедурой периодического временного декларирования товаров, установленной статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларирование товаров производится дважды - при подаче временной таможенной декларации и при подаче полной таможенной декларации. При этом подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования товаров, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования. Соответственно как декларантом, так и таможенным органом дважды совершаются действия, связанные с таможенным оформлением, в том числе фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов; контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации; регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации и другие действия, предусмотренные приказом ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров». По мнению ответчика, таможенные сборы должны уплачиваться в каждом случае подачи таможенной декларации (как временной, так и полной). Довод заявителя о том, что таможенные сборы, как и таможенные пошлины не должны быть уплачены повторно, так как «товар перемещён через таможенную границу один раз» таможенный орган считает необоснованным.
В дополнениях к отзыву таможня указывает, что за возвратом сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче временных деклараций в части, превышающей сборы, уплаченные при подаче полных ГТД, заявитель не обращался. Считает, что общество не имеет правовых оснований для обращения в суд с заявлением о признании незаконным действия Камчатской таможни по не возврату сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче указанных временных ГТД в части, превышающей уплаченные при подаче полных деклараций. Временные ГТД подавались заявителем в период с августа по октябрь 2005 года. Таким образом, срок для обращения в суд с требованием о возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче временных ГТД, на момент подачи заявления истёк.
Кроме того, Камчатская таможня считает неправомерным возврат таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче как полных, так и временных ГТД.
По мнению таможенного органа, заявитель необоснованно считает, что сборы за таможенное оформление при подаче временных ГТД в части, превышающей сборы, уплаченные при подаче полных деклараций, были уплачены обществом излишне. Считает, что заявитель, проводя аналогию с уплатой таможенных пошлин, не учитывает, что в отличие от таможенных пошлин, сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче не только временных, но и полных таможенных деклараций. Это связано с тем, что таможенные пошлины и таможенные сборы являются различными видами таможенных платежей, что определяет различия в их правовой природе. Как следует из п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса РФ основанием для начисления сборов за таможенное оформление является факт оказания таможенным органом услуг, связанных с таможенным оформлением, а не факт перемещения товаров через таможенную границу РФ, являющийся основанием для уплаты таможенных пошлин и налогов.
В связи с изложенным Камчатская таможня просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
В судебном заседании 07.04.2009 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14.04.2009.
Представитель заявителя в судебном заседании 07.04.2009 требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении с учетом ходатайства об изменении суммы искового заявления. Подачу временной и полной деклараций общество считает единым комплексом. Отвечая на вопросы суда, пояснил, что общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы по временной декларации. Признал, что по требованию о возврате таможенного сбора, уплаченного при оформлении временного ГТД, срок пропущен, оставил этот вопрос на усмотрение суда. Указал, что при подаче заявления произошла техническая ошибка исполнителя. 27.10.2008 в Камчатскую таможню общество обратилось с заявлением о возврате таможенных сборов при подаче полной декларации. Однако должно было обратиться за возвратом таможенного сбора, уплаченного при подаче временных ГТД. Считает незаконным применение Постановления № 220 от 10.03.2009 при разрешении данного спора.
После перерыва в судебном заседании 14.04.2009 представитель заявителя участия не принимал.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве и дополнениях к отзыву. Суду пояснила, что общество не обращалось за возвратом сборов, уплаченных за оформление временных деклараций. Считает, что уважительных причин для восстановления сроков нет. Срок пропущен заявителем по требованию о возврате таможенных пошлин по временным декларациям. Согласно ст. 357.10 ТК РФ, основой для уплаты таможенных сборов является не факт перемещения товара, а факт оказания услуг. Ссылается на приказ № 13.56 таможенных органов, т.е. услуги оказываются дважды. В постановлении Правительства № 863 не указано что сборы оплачиваются за факт перемещения. Также указала, что Постановлением Правительства № 220 от 10.03.2009 года (не вступившим в законную силу) Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" дополнено пунктом 7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации. Если сборы уплачены единожды, сумма сборов не пересчитывается. В полной декларации уточняются сведения, указанные во временной декларации, но это другая ГТД. Полагает, что в части возврата сумм требований по временной декларации требования не подлежат рассмотрению в данном судебном заседании, т.к. заявитель изначально не обращался в Камчатскую таможню с данным заявлением. Возврат сумм по полной декларации – не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве. Просила в удовлетворении требований ООО «Тымлатский рыбокомбинат» отказать.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров в период с августа по октябрь 2005 года общество представило в Камчатскую таможню временные таможенные декларации №№ 10705030/250805/0002138, 10705030/020905/0002234, 10705030/041005/0002537, 10705030/041005/0002538, уплатив таможенные сборы за таможенное оформление товаров 50.000 руб., 5.500 руб., 20.000 руб., 20.000 руб. соответственно, всего 95 500 руб.
При подаче полных таможенных деклараций №№ 10705030/231105/0003070, 10705030/021205/0003213, 10705030/271205/0003506, 10705030/271205/0003505 таможенным органом были начислены и уплачены таможенные сборы в сумме 20.000 руб., 5.500 руб., 7.500 руб. и 20.000 руб. соответственно, всего 53 000 руб.
Посчитав, что у общества отсутствовала обязанность по уплате повторно таможенного сбора за таможенное оформление одного и тоже товара, декларант обратился в таможенный орган с заявлением от 15.10.2008 исх. № 958 о возврате излишне уплаченных за оформление полных ГТД таможенных сборов в сумме 53.000 руб.
Таможенный орган письмом от 11.11.2008 № 10-18/8234 отказал в возврате денежных средств, указав на то, что возврат таможенных сборов за таможенное оформление не предусмотрен Таможенным кодексом Российской Федерации.
Не согласившись с названными действиями таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
В соответствии со статьей 357.10 ТК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 определены ставки таможенных сборов за таможенное оформление.
Пунктом 7 указанного Постановления предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2006 №ГКПИ06-495 по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 № 863, оставленным без изменения определением кассационной коллегии от 03.08.2006 № КАС06-267, установлено, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. При этом указано на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
В связи с этим установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 № 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
При этом к таможенным сборам согласно п.п. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ, относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
В силу изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
В связи с изложенным, суд отклоняет вывод таможенного органа об уплате таможенных сборов при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
Постановлением Правительства № 220 от 10.03.2009 года дополнено Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» пунктом 7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Суд считает несостоятельной ссылку представителя таможенного органа на указанное Постановление № 220, поскольку оно вступило в законную силу с 25.03.2009 и не распространяется на правоотношения, возникшие в 2005 году.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 220 не изменяет положений Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающих необходимость уплаты таможенных сборов при подаче таможенных деклараций. Данное Постановление предусматривает обязанность уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации при применении периодического временного декларирования (письмо Федеральной таможенной службы от 06.04.2009 № 01-11/14751).
При таких обстоятельствах, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания незаконным действия Камчатской таможни, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных грузовых таможенных деклараций в сумме 53.000 руб.
Заявление общества в части признания незаконным действия Камчатской таможни, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при подаче временных грузовых таможенных деклараций, подлежит оставлению без рассмотрения применительно к части 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 355 ТК РФ установлен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Пунктом 9 статьи 355 ТК РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится.
Порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей утвержден Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2004 № 607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления», т.е. представлением заявления на возврат денежных средств по форме, установленной приказом и приложения к заявлению документов согласно перечню, установленному приказом.
Данный приказ ГТК РФ от 25.05.2004 № 607 имеет силу нормативного правового акта и служит основанием для регулирования соответствующих правоотношений, в том числе при разрешении споров.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, обществом требования Приказа ГТК Российской Федерации от 25.05.2006 N 607 не выполнены, с заявлением установленной формы общество в таможенный орган не обращалось, соответствующие документы в таможенный орган не представило.
В связи с чем суд пришел к выводу, что в части требований произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при подаче временных грузовых таможенных деклараций заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и заявление в этой части необходимо оставить без рассмотрения.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены.
В связи с изложенным, поскольку судом принято решение не в пользу государственного органа возврат заявителю уплаченной государственной пошлины в размере 2000 рублей необходимо произвести из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 110, 148, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
Требования заявителя удовлетворить частично.
Признать незаконным действие Камчатской таможни, выразившееся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных грузовых таможенных деклараций в сумме 53.000 руб. как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации и обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Тымлатский рыбокомбинат» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 000 руб., перечисленной платежным поручением № 221 от 17.02.2009.
Решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Оставить без рассмотрения заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тымлатский рыбокомбинат» в части признания незаконным действия Камчатской таможни, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при подаче временных грузовых таможенных деклараций.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения и (или) кассационная жалоба не позднее двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.Н. Венин