АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5545/2011
01 марта 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 01 марта 2012 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю
о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя
ФИО1 – по доверенности от 24.01.2012, до 31.12.2012;
от ФГУП «Почта России»
ФИО2 – по доверенности от 07.09.2011, реестр нотариуса ФИО3 № 6-1541, до 29.02.2012
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – предприятие, ФГУП «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, представил письменный анализ рассылки контрольных писем в районные центры, сообщение с которыми осуществляется авиатранспортом, с учетом сведений о датах выполнения авиарейсов.
ФГУП «Почта России» направило отзыв на заявление и дополнение к нему, в которых не признало факт совершения административного правонарушения (том 1 л.д.126-129, 189-190).
По мнению ФГУП «Почта России», в действиях предприятия отсутствует вина в совершении вмененного ему административного правонарушения. Предприятие не имеет на балансе воздушных и морских судов, в связи с чем, доставка письменной корреспонденции в населенные пункты Камчатского края (с. Соболево, с. Николаевское, п. Палана, п. Оссора, п. Тиличики, с. Каменское, с. Тигиль) осуществляется Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) на основании заключенного договора. Основной причиной нарушения контрольных сроков пересылки корреспонденции, не зависящей от оператора почтовой связи, является недостаточная частота выполнения авиарейсов ФГУПКАП в отдаленные районы края в осенне-зимний период.
Представители ФГУП «Почта России» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему, факт нарушения контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции в населенные пункты, сообщение с которыми осуществляется наземным транспортом, не оспаривали. Представили пояснительную записку с анализом рассылки контрольных писем, запрос от 17.02.2012 № 23.2.1-2.2/145, ответ ФГУП КАП, факсимильную копию ответа Аэропорта Паланы.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 03.10.2011 по 02.12.2011 на основании приказов руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю от 29.09.2011 № 232/ОД, от 27.10.2011 № 256/ОД проведено плановое систематическое наблюдение за деятельностью в области связи, осуществляемой ФГУП «Почта России».
Так, в рамках мероприятия Управлением разослано 150 контрольных писем в обособленные структурные подразделения УФПС Камчатского края и работникам Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю через почтовые ящики, установленные на территории г. Петропавловска-Камчатского, из них замедлено при пересылке от 1 до 24 дней 33 письма, не возвратилось 5 писем и не доставлено сотрудникам Управления 3 письма, без входящих оттисков календарного штемпеля (далее - ОКШ) доставлено 5 писем.
Без учета не вернувшихся и не доставленных адресатам, а так же поступивших с отсутствующими ОКШ обработано 137 отправлений, в контрольные сроки поступило 104 письма (76,0%), что не соответствует норме (90%) согласно пункту 11.10 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 № 75 (далее - Методика).
Также было обработано 212 входящих в Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю писем. Из них замедлено при пересылке от 1 до 16 дней 48 писем, без исходящих ОКШ доставлено 2 письма. Без учета отправлений поступивших с отсутствующими ОКШ учтено 210 писем, в контрольные сроки поступило 162 (77,1%), что не соответствует норме (90%), согласно пункту 11.10 Методики.
Административным органом установлено нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации, установленных пунктом 6-в Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160.
_____ Таким образом, ФГУП «Почта России» не соблюдены требования подпункта «а» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи от 15.04.2005 № 221, утвержденных Правительством Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (пункт 4 лицензионных условий лицензии № 25577).
Результаты контрольного мероприятия зафиксированы в акте систематического наблюдения от 03.10.2011 № А-41-163 и приложениях к нему (том 1 л.д. 41-84).
15.12.2011 государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО1 в отношении ФГУП «Почта России» в присутствии представителя юридического лица ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 235-АП, действия предприятия квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (том 1 л.д. 24-26).
Материалы направлены Управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утвержден, в том числе, перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи.
Из материалов дела следует, что ФГУП «Почта России» имеет лицензию А 025271 № 25577 на предоставление услуг почтовой связи и осуществляет лицензируемую деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 7, 14 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также нести ответственность за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств.
Пунктом 4 названных Условий также установлено, что порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Подпунктом «а» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (далее – Нормативы).
В соответствии с пунктом 6 «в» данных Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации составляют 2 дня.
Согласно пункту 11.10 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 № 75, соблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции оценивается за каждый квартал.
Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет 90% и выше, то государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией принимается решение о соблюдении контрольных сроков пересылки. Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, то государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что факт несоблюдения ФГУП «Почта России» контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции между административным центром субъекта Российской Федерации (г. Петропавловск-Камчатский) и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации (Камчатского края) подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 15.12.2011 № 235-АП, письменными объяснениями директора УФПС Камчатского края – филиала ФГУП «Почта России» ФИО4 от 15.12.2011, актом систематического наблюдения от 03.10.2011 № А-41-163 и приложениями к нему).
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно положениям статей 65 и 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из требований части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено судом, на балансе у ФГУП «Почта России» отсутствуют морские и воздушные суда, в связи с чем, доставка письменной корреспонденции в населенные пункты Камчатского края (с. Соболево, с. Николаевское, п. Палана, п. Оссора, п. Тиличики, с. Каменское, с. Тигиль) осуществляется ФГУПКАП на основании договорных отношений.
На основании определения Арбитражного суда Камчатского края об истребовании доказательств от 24.01.2012 ФГУП КАП представило сведения о датах выполнения авиарейсов в населенные пункты Камчатского края (с. Соболево, с. Николаевское, п. Палана, п. Оссора, п. Тиличики, с. Каменское, с. Тигиль) в период с 10.10.2011 по 15.11.2011 (том 1 л.д. 167-170, том 2 л.д.13).
Проанализировав представленные доказательства и установив фактические даты выполнения авиарейсов с учетом расписаний их выполнения, а также сведений о переносах вылетов самолетов, суд пришел к выводу о неправомерном вменении предприятию в нарушение сроков пересылки следующих 28 контрольных писем:
маршрут
кол-во писем
дата отправки
дата поступления
Петропавловск-Камчатский –
Никольское
1
1
11.10.2011
12.10.2011
17.10.2011
17.10.2011
Никольское –
Петропавловск-Камчатский
1
2
1
14.10.2011
17.10.2011
05.11.2011
18.10.2011
22.10.2011
12.11.2011
Петропавловск-Камчатский –
Оссора
2
2
12.10.2011
25.10.2011
15.10.2011
29.10.2011
Оссора –
Петропавловск-Камчатский
1
3
2
11.10.2011
15.10.2011
29.10.2011
15.10.2011
19.10.2011
02.11.2011
Палана –
Петропавловск-Камчатский
2
1
1
1
1
1
06.10.2011
17.10.2011
26.10.2011
01.11.2011
06.11.2011
21.11.2011
10.10.2011
20.10.2011
31.10.2011
05.11.2011
17.11.2011
24.11.2011
Петропавловск-Камчатский –
Соболево
1
25.10.2011
01.11.2011
Соболево –
Петропавловск-Камчатский
1
01.11.2011
09.11.2011
Каменское –
Петропавловск-Камчатский
1
3
09.11.2011
10.11.2011
15.11.2011
15.11.2011
Вместе с тем по остальным эпизодам вменяемого правонарушения суд полагает, что у ФГУП «Почта России» имелась возможность обеспечить надлежащее выполнение требований действующего законодательства при предоставлении услуг почтовой связи. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод заявителя о том, что без учета 50 писем, замедленных, по его мнению, по объективным причинам, в контрольные сроки поступило 316 (91,07%) не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного суд полагает, что имеются все основания для привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что административным органом соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы не позволили суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Доводы представителей ФГУП «Почта России» о нарушении административным органом сроков составления протокола об административном правонарушении судом не принимаются.
Так, в соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Однако, как следует из пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что составление протокола об административном правонарушении от 15.12.2011 с нарушением срока, установленного статьей 28.5 КоАП РФ, не повлекло за собой нарушение прав ФГУП «Почта России».
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что ФГУП «Почта России» ранее привлекалось к административной ответственности (решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.11.2011 по делу № А24-3954/2011), что является обстоятельством, отягчающим ответственность, суд назначает административное наказание в виде штрафа в размере 31000 руб.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю)
Счет 40101810100000010001
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 09611690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья К.Ю. Иванушкина