ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5803/2017 от 16.05.2018 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5803/2017

23 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 23 мая 2018 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рощиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района (ИНН 4105029639, ОГРН 1064141001011)

о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095) от 20.07.2017 № 41, в редакции протокольного решения Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 09.04.2018

третье лицо:

Министерство строительства Камчатского края (ИНН 4101121016, ОГРН 1074101008178)

при участии:

от заявителя:

Царьков Д.А. – представитель по доверенности от 09.01.2018 № б/н (сроком по 31.12.2018);

Якимов В.В. – представитель по доверенности от 09.01.2018 № б/н ( сроком до 31.12.2018);

от заинтересованного лица:

Никулин Н.В. – представитель по доверенности от 01.12.2017 № 1121/КСП (сроком до 31.12.2018);

Павленко С.А. – представитель по доверенности от 12.01.2018 № 22/07 (сроком до 31.12.2018);

Уяган Л.В. – представитель по доверенности от 12.01.2018 № 21/07 (сроком по 31.12.2018);

от третьего лица:

не явились

установил:

Администрация Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, КСП КК) от 20.07.2017 № 41.

Заявленные требования заявитель мотивирует тем, что при использовании бюджетных средств Администрацией были соблюдены принципы адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленные статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Со ссылкой на разъяснения, приведенные в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, заявитель указывает, что участники бюджетного процесса самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую целесообразность совершения конкретной расходной операции. По мнению заявителя, КСП КК не доказала наличие указанных обстоятельств.

Также заявитель ссылается на то, что заключение Администрацией договоров социального найма жилых помещений после признания домов аварийными является допустимым и не противоречит действующему законодательству. Администрация полагает, что выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового, жилищного законодательства, законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к полномочиям контрольно-счетных органов. В обоснование заявленных доводов заявитель ссылается на судебную практику.

В отзыве на заявление и в дополнении к отзыву на заявление КСП КК приводит доводы о законности и обоснованности вынесенного представления и о немотивированости выводов Администрации.

Определением суда от 15.01.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Камчатского края (далее – Минстрой Камчатского края, третье лицо).

В письменных пояснениях по делу Минстрой Камчатского края поддерживает правовую позицию Администрации, указав на то, что проведенные Паратунским сельским поселением мероприятия в рамках Подпрограммы Государственной программы соответствуют ее целям. Со ссылкой на пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения» не допускает заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений. Третье лицо полагает, что заключение Администрацией договоров социального найма жилых помещений после признания домов аварийными допустимым и не противоречащим действующему законодательству.

Третье лицо своих представителей в заседание суда не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом по правилам статей 121–123 АПК РФ.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали в полном объеме. Для приобщения к материалам дела представили справку Администрации Паратунского сельского поселения от 10.05.2018 № 198, копии поквартирных карточек.

Представители заинтересованного лица требования заявителя не признали. Возражений против приобщения к материалам дела представленных документов не заявили.

Судом представленные документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 11.05.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 16.05.2018.

В судебном заседании после перерыва представители заявителя заявили ходатайство об уточнении заявленных требований. Просили признать незаконным представления КСП КК от 20.07.2017 № 41, в редакции протокольного решения Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 09.04.2018. Представили ходатайство в письменном виде.

Представители заинтересованного лица возражений по заявленному ходатайству не заявили.

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований судом рассмотрено в порядке статьи 49 АПК РФ и принято, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представители заявителя заявленные требования поддержали с учетом уточнения. Представили дополнительные письменные доводы по заявлению. Для приобщения к материалам дела представили справку Администрации Паратунского сельского поселения от 14.05.2018 № 549.

Представители заинтересованного лица требования заявителя не признали, поддержали правовую позицию по отзыву и по дополнению к отзыву на заявление. Возражений против приобщения к материалам дела представленного документа не заявили.

Судом представленные документы приобщены к материалам дела.

Рассмотрев в порядке статьи 66 АПК РФ ходатайство заинтересованного лица от 11.04.2018 об истребовании доказательств по делу, суд с учетом конкретных обстоятельств дела отказывает в его удовлетворении, поскольку предметом настоящего спора является проверка на предмет законности представления, вынесенного по результатам проведенного контрольного мероприятия КСП КК и собранных в ходе проверки документов.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании Закона Камчатского края от 16.09.2011 № 658 «О контрольно-счетной палате Камчатского края», Решения Президиума Законодательного Собрания Камчатского края от 21.03.2017 № 1460, пункта 1.8.2 Плана работы контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2017 год, предложения Комитета по строительству, транспорту, энергетики и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Законодательного Собрания Камчатского края от 21.11.2016 № 04-1578, протокола от 21.03.2017 № 1 о проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты Камчатского края с участием Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭП и ПК) УМВД России по Камчатскому краю проведено контрольное мероприятие: «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных Паратунскому сельскому поселению на реализацию мероприятий подпрограммы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014–2018 годы».

В результате контрольного мероприятия установлено, что в 2015 – 2016 годах исполнение по государственной программе Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014 – 2018 годы» по подпрограмме 3 «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» в Паратунском сельском поселении составило 954 762,6 тыс. рублей, в том числе:

– в 2015 году – 451 879,8 тыс. рублей (за счет средств Фонда – 228 029,4 тыс. рублей (или 71,8% от утвержденных ассигнований); краевого бюджета – 219 103,8 тыс. рублей (или 100,0% от утвержденных ассигнований), местного бюджета – 4746,6 тыс. рублей (или 94,9% от утвержденных ассигнований));

– в 2016 году – 509 974,8 тыс. рублей (за счет средств Фонда – 177 124,6 тыс. рублей (или 100,0% от утвержденных бюджетных назначений); краевого бюджета – 330 504,8 тыс. рублей (или 99,4% от утвержденных бюджетных назначений); местного бюджета – 2345,4 тыс. рублей (или 54,4% от утвержденных ассигнований)).

Проверкой правомерности оплаты выполненных работ и оказанных услуг по мероприятию «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Камчатского края установлено нецелевое использование бюджетных средств, что составило 2442,5 тыс. рублей (Фонд – 2072,9 тыс. рублей, краевой бюджет – 445,5 тыс. рублей, местный бюджет – 24,1 тыс. рублей). Также в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что в связи с незаконными действиями Администрации причинен ущерб бюджетам всех уровней в размере 8351,6 тыс. рублей (Фонд – 4401,4 тыс. рублей, краевой бюджет – 3875,1 тыс. рублей, местный бюджет – 75,1 тыс. рублей). Кроме того, при проверке установлены нарушения действующего законодательства в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

КСП КК пришло к выводу, что Администрацией при заключении в проверяемом периоде муниципальных контрактов от 15.09.2015 № 0138300001715000007-0231609-01, от 14.12.2015 № 0138300001715000018-0231609-02 и № 018300001715000019-0231609-02, от 21.09.2016 № 0138300001716000013-0231609-02, от 14.11.2016 № 0138300001716000024-0231609-01, от 09.12.2016 № 0138300001716000025-0231609-01, от 14.11.2016 № 0138300001716000024-0231609-01 на приобретение жилых помещений осуществлялось с несоблюдением принципа эффективности, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

По результатам проверки составлен акт от 25.11.2017.

Установленные в ходе проверки обстоятельства отражены в отчете по результатам контрольного мероприятия от 11.07.2017, утвержденном протоколом Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 11.07.2017 № 16.

В представлении от 20.07.2017 № 41 КСП КК отразило допущенные Администрацией нарушения, а также указало о необходимости:

– принять меры к возврату в доход бюджета Камчатского края суммы средств, использованные по нецелевому назначению в размере 2518,4 тыс. рублей, в том числе: 2072,9 тыс. рублей средства Фонда, 445,5 тыс. рублей средства краевого бюджета;

– принять меры к возврату в доход бюджета Камчатского края суммы средств ущерба в размере 8276,5 тыс. рублей в том числе: 4401,4 тыс. рублей средства Фонда, 3875,1 тыс. рублей средства краевого бюджета;

– принять меры к недопущению нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– принять меры по проведению претензионной работы по взысканию с ООО «Мастер» пени в размере 3893,4 тыс. рублей за период просрочки обязательств с 28.02.2016 по 01.04.2016 по муниципальному контракту от 15.09.2015 № 0138300001715000007-0231609-01;

– принять меры к прекращению практики нарушения норм Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

– предоставить документы, подтверждающие вселение граждан в пустующие приобретенные квартиры по адресу: п. Термальный, ул. Крашенинникова, д. 16 кв. 4, кв. 11, кв. 18, кв. 24 и кв. 33;

– принять меры по проведению мероприятий по снятию с регистрационного учета граждан и освобождению помещений в домах, признанных аварийными по следующим адресам:

п. Термальный, ул. Больше-Банная, д. 7, кв. 11, ул. Ленина, д. 2, кв. 15, ул. Ленина, д. 4, кв. 24, ул. Ленина, д. 4, кв. 5, ул. Ленина, д. 2, кв. 16, ул. Ленина, д. 4, кв. 21, ул. Кошелевская, д. 4, кв. 1, ул. Паратунская, д. 15, кв. 4, ул. Кошелевская, д. 1, кв. 6, ул. Ленина, д. 3, кв. 36, ул. Ленина, д. 3, кв. 46, ул. Ленина, д. 3, кв. 33, ул. Ленина, д. 4, кв. 14, ул. Ленина, д. 4, кв. 23, ул. Кошелевская, д. 6, кв. 2, ул. Кошелевская, 8, кв. 3, ул. Ленина, д. 4, кв. 29, ул. Ленина, д. 3, кв. 10, ул. Ленина, д. 3, кв. 31;

с. Паратунка, ул. Санаторная, д. 11, кв. 4, ул. Санаторная, д. 13, кв. 3, ул. Санаторная, д. 18, кв. 30, ул. Санаторная, д. 5, кв. 2, ул. Санаторная, д. 18, кв. 28, ул. Санаторная, д. 15, кв. 29, ул. Санаторная, д. 15, кв. 31, ул. Санаторная, д. 18, кв. 3, ул. Санаторная, д. 17, кв. 10;

– принять меры по прекращению практики нарушения положений Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно представлению от 20.07.2017 № 41 на Администрацию возложена обязанность уведомить КСП КК о принятых по настоящему представлению решениях и мерах по его реализации (с приложением подтверждающих документов) в течение одного месяца со дня получения представления.

В соответствии с протоколом заседания Коллегии КСП КК от 09.04.2018 в представление от 20.07.2017 № 41 внесены изменения – исключены слова: «принять меры к возврату в доход бюджета Камчатского края суммы средств, использованные по нецелевому назначению в размере 2518,4 тыс. рублей, в том числе: 2072,9 тыс. рублей средства Фонда, 445,5 тыс. рублей средства краевого бюджета».

Не согласившись с вынесенным представлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Основные полномочия контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации определяются статьей 9 указанного закона. Помимо перечисленных в данной статье полномочий, контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия Контрольно-счетной палаты Камчатского края регулируются Законом Камчатского края от 16.09.2011 N 658 "О Контрольно-счетной палате Камчатского края", в соответствии со статьей 4 которого КСП КК является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Камчатского края.

Согласно положениям статей 10 и 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют внешний государственный и муниципальный финансовый контроль в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение. По результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления, а также предписания.

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление по делу принято уполномоченными лицами в пределах представленных полномочий.

Статьей 38 Кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014–2018 годы».

В рамках государственной программы утверждена подпрограмма 3 «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».

Ответственный исполнитель Подпрограммы 3: Министерство строительства Камчатского края.

Участники Подпрограммы: органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию).

Цель Подпрограммы 3: финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов при условии, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае обеспечивают выполнение определенных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Задача Подпрограммы 3: переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и местных бюджетов в соответствующих долях.

Решение задачи Подпрограммы 3 обеспечивается выполнением следующего мероприятия: переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Приложению к Подпрограмме 3 одним из условий предоставления субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий Подпрограммы 3 является:

– наличие утвержденной органными местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае аналогичной муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2 части 2);

– наличие средств местных бюджетов на софинансирование мероприятий муниципальной программы в размере, не менее 1% от общего объема финансирования настоящей Подпрограммы 3 (для всех этапов реализации Подпрограммы), рассчитанного без учета потребности в оплате разницы в общих площадях приобретаемых и изымаемых жилых помещений (пункт 3 части 2);

– целевой использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае предоставленных субсидий (пункт 4 части 2).

Критерием отбора муниципальных образований в Камчатском крае для предоставления субсидии является наличие на территории муниципального образования в Камчатском крае жилищного фонда, признанного до 01.01.2012 в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Судом установлено, что Законами Камчатского края о краевом бюджете утверждены бюджетные ассигнования главному распорядителю – Министерству строительства, получателю – Паратунскому сельскому поселению по государственной программе по Подпрограмме 3 на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Постановлением Главы администрации Паратунского сельского поселения от 30.12.2011 № 319-п и 320-п признаны 39 многоквартирных дома аварийными и подлежащими сносу.

Между Министерством строительства (главный распорядитель средств краевого бюджета) и Администрацией поселения (получатель) заключены Соглашения на предоставление субсидии из краевого бюджета на реализацию Подпрограммы 3 государственной программы, в том числе: на 2015 год – Соглашение от 27.03.2015 № 31, на 2016 год – Соглашение от 25.0.2016 № 8.

В ходе контрольного мероприятия КСП КК установлено, что объем фиксирования субсидии, предусмотренный соглашениями, соответствует Законам Камчатского края о краевом бюджета на соответствующий финансовый год.

Постановлением Главы Администрации от 06.03.2014 № 60 утверждена муниципальная программа «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Паратунском сельском поселении на 2014–2017 годы».

В 2015–2016 годах действовали муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Паратунском сельском поселении на 2014 – 2017 годы, утвержденные постановлениями Главы Паратунского сельского поселения от 30.03.2015 № 125, от 29.01.2016 № 76.

Министерством строительства перечислены Финансово-экономическому отделу Администрации субсидии по подпрограмме 3: в 201 году – по Соглашению от 27.03.2015 № 31 на сумму 504854,3 тыс. рублей (за счет средств Фонда – 285750,5 тыс. рублей, краевого бюджета – 219103,8 тыс. рублей); в 2016 году – по Соглашению от 25.02.2016 № 8 на сумму 680 325,9 тыс. рублей (за счет средств Фонда – 177 124,6 тыс. рублей, краевого бюджета – 503 201,3 тыс. рублей).

Финансово-экономическим отделом Администрации произведен возврат субсидии, выделенных по Подпрограмме 3 государственной программы: в 2015 году – 57 721,1 тыс. рублей (средства Фонда), 172 696,4 тыс. рублей (средства краевого бюджета).

Согласно Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств (форма № 0503127) по состоянию на 01.01.2017 года исполнено по субсидиям бюджета поселений на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на реализацию государственной программы Подпрограммы 3.

В ходе контрольных мероприятий КСП КК установлено, что условия софинансирования мероприятий Администрацией соблюдены.

Вместе с тем, проверкой установлен нецелевой использование бюджетных средств в сумме 2542,5 тыс. рублей (Фонд – 2072,9 тыс. рублей, краевой бюджет – 445,5 тыс. рублей, местный бюджет – 24,1 тыс. рублей).

Так, по муниципальному контракту от 27.07.2015 № 013830000171500006 приобретено жилое помещение по адресу: с. Паратунка, ул. Нагорная, д. 40, кв. 72, которое передано по договору найма служебного помещения от 08.12.2015 № 591 сотруднику Финансово-экономического отдела Администрации взамен ранее занимаемого служебного помещения по адресу: п. Термальный, ул. Санаторная, д. 17, кв. 12, что является нарушением пункта 3 и 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовым договорам найма специализированным жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, а также пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункта 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе данными поквартирной карточки.

Ссылка заявителя на то, что в дальнейшем помещение была передано гражданину, признанному нуждающимся и с которым заключен договор социального найма, не является устранением выявленного в ходе проверки нарушением, поскольку Администрацией заключен договор найма служебного помещения от 23.07.2015 № 562 в доме, признанного 30.12.2011 непригодным для проживания.

Кроме того, КСП КК установлено, что Администрацией заключены с гражданами договоры социального найма жилых помещений по адресам аварийного фонда:

- п. Термальный, ул. Больше-Банная, д. 3, кв. 3 – договор от 16.12.2014 № 512 с гражданином К.;

- п. Термальный, ул. Кошелевская, д. 6, кв. 1 – договор от 11.07.2014 № 495 с гражданином Ф.;

- п. Терамльный, ул. Ленина, д. 4, кв. 4 – договор от 26.12.2014 № 517 с гражданкой Л.

Согласно представленным сведениям поквартирных карточек, граждане зарегистрированы в аварийных жилых помещениях, после признания домов аварийными, т.е. в 2015 – 2016 годах.

При таких обстоятельствах, договоры социального найма жилого помещения с гражданами заключены в нарушение статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пункта 50 Положения № 47 в домах, признанных 30.12.2011 года непригодными для проживания.

К представленным Администрацией в ходе рассмотрения дела актам от 23.10.2014 комиссионного обследования жилых помещений, которыми указанные жилые помещения признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суд относится критически.

Как следует из письма Государственной жилищной инспекции от 21.03.2018 № 02-1768 представленные акта комиссионного обследования жилых помещений не соответствуют требованиям, установленным Положением № 47.

Также выявленные нарушения в составлении данных актов комиссионного обследования отражены в письме Елизовской городской прокуратуры от 05.04.2018 № 12/25в-2018.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводами КСК КК о том, что при заключении договоров найма жилых помещений с указанными гражданами на квартиры, приобретаемые в рамках реализации Подпрограммы 3, действиями Администрации причинен ущерб бюджетам всех уровней в размере 8276,5 рублей, в том числе 4401,4 тыс. рублей средства Фонда, 3875,1 тыс. рублей средства краевого бюджета.

Представленные Администрацией в материалы дела документы, не опровергают приведенные выводы суда. Приведенные Администрацией доводы об отсутствии факта выявленных правонарушений судом рассмотрены и признаны необоснованными.

Также следует отметить, что поскольку Администрация лицом уполномоченным осуществлять регистрационный учет граждан, указанные в оспариваемом представлении мероприятия о необходимости представления в КСП КК документов, подтверждающих вселение граждан, а также по принятию мер по снятию с регистрационного учета граждан и освобождению помещений в домах, признанных аварийными, суд признает правомерными. В противном случае не достигаются установленные цели и задачи Подпрограммы – переселение граждан из аварийного жилого фонда.

Кроме того, также признаются правомерными требования контрольного органа по проведению Администрацией претензионной работы по взысканию с ООО «Мастер» (с застройщика по муниципальному контракту) пени за просрочку исполнения обязательств с 28.02.2016 по 01.04.2016 по муниципальному контракту от 15.09.2015. Иные выводы противоречили бы принципу эффективности, предусмотренного статьей 34 БК РФ.

Следовательно, направленные Администрации средства бюджета исполнены ею не в соответствии с целями и задачами Подпрограммы, в рамках которой они получены, а именно: переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и местных бюджетов в соответствующих долях.

Довод Администрации о проведении КСП КК контрольных мероприятий с нарушением утвержденного Плана работы КСП КК на 2017 года, судом отклоняются в силу следующего.

Решением Коллегии КСП КК от 18.01.2017 утвержден план работы на 2017 год (далее – План). В пункте 1.4.1 Плана предусмотрено проведение в I II квартале проверки законности и результативности бюджетных средств, выделенных в 2016 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатскому крае» госпрограммы Камчатского края государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014 – 2018 годы» в администрации Елизовского городского поселения. Период проверки определен 2015–2016 годы.

План представлен с изменениями от 22.03.2017, протокол № 8, от 16.05.2017, протокол № 11. Все изменения согласованы решением Президиума Законодательного Собрания Камчатского края от 17.01.2017 № 975 (с изменениями от 21.03.2017 № 1460, № 1461, от 12.05.2017 № 18738).

Таким образом, включение контрольного мероприятия в План работы КСП КК на 2017 год, а также внесение в него изменений соответствует положениям статьи 13 Закона Камчатского края от 16.09.2011 № 658 «О контрольно-счетной палате Камчатского края», статье 7 Регламента Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 29.06.2012.

Доводы заявителя о том, что на сайте КСП КК представлен План работы на 2017 год в редакции без изменений, суд не принимает в качестве оснований для признания результатов проведенных контрольных мероприятий, указанных в данном Плане без учета изменений, недействительными, поскольку указанное нарушение не является существенным. При этом заявитель не указал нормы закона, которым не соответствует утвержденный План работы КСП КК на 2017 год.

Также подлежат отклонению доводы заявителя о том, что КСП КК не имела право выходить за периоды проверки 2015 – 2016 годы, поскольку указанные в Плане периоды относятся к финансовому году, в котором предоставлены средства бюджета.

Таким образом, из материалов дела следует, что Контрольно-счетная палата Камчатского края при осуществлении контроля за законностью и результативностью использования средств краевого бюджета в соответствии с требованиями статей 10, 16 Закона № 6-ФЗ, пункта 2 статьи 14 Регламента Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палатой Камчатского края от 29.06.2012, пунктов 5.12, 6.8. 6.9 Стандарта внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 27.07.2012, в рамках своих полномочий провела контрольные мероприятия, по результатам которых составила соответствующий акт, отчет, а также вынесла представление.

Указанные документы, в том числе оспариваемое представление, соответствуют по форме и содержанию требованиям указанных правовых актов.

В связи с этим доводы заявителя жалобы о наличии существенных процедурных нарушений при проведении контрольного мероприятия, затрагивающих права и законные интересы Администрации, отклоняются судом как бездоказательные.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности оспариваемого представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 20.07.2017 № 41.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание наличие у заинтересованного лица законных оснований для вынесения представления, а также учитывая, что оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы Администрации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом не разрешался, поскольку заявитель и заинтересованное лицо по настоящему делу освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 49, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

принять уточнение заявленных требований.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Ю. Лебедева