ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5857/08 от 08.04.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5857/2008

14 апреля 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Громова С.П., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

Товарищества собственников жилья "На Флотской"

к ответчикам

Камчатскому краю,

Министерству финансов Камчатского края, Региональной службе по тарифам и цена Камчатского края

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

Государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго"

о взыскании 579 677,14 руб.

при участии:

от истца

Пронина Л.В. - председатель правления,

Гонтовая Л.П. – представитель по доверенности
 от 03.03.2009 (сроком 1 год),

Пахомова Н.В. – представитель по доверенности
 от 27.06.2008 (сроком до 26.06.2009),

от ответчиков

Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края

Министерство финансов Камчатского края

Камчатский край

Титова И.А. – представитель по доверенности
 от 12.01.2009 № 2 (сроком до 31.12.2009),

Тимчук Л.Б. - представитель по доверенности
 от 31.12.2008 (сроком по 31.12.2009),

не явились

от третьего лица

не явилось

установил:

Товарищество собственников жилья "На Флотской" (далее – ТСЖ "На Флотской") обратилось в суд с иском к Камчатскому краю в лице Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Региональная служба), Министерства финансов Камчатского края (далее – Минфин) о взыскании с Камчатского края за счет его казны 579 677,14 руб. убытков, причиненных изданием несоответствующего закону правового акта об утверждении тарифов на тепловую энергию (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятых определением суда от 11.02.2009 в порядке ст. 49 АПК РФ).

Требования заявлены со ссылкой на ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ и мотивированы тем, что в результате принятия Управлением по регулированию тарифов Администрации Камчатской области постановления от 14.07.2005 № 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 г. № 9) «Об отмене тарифа на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями товариществам собственников жилья (ТСЖ) и жилищно - строительным кооперативам (ЖСК)», впоследствии признанного судом недействующим, истцу причинены убытки в связи с применением при расчетах за тепловую энергию незаконно установленного указанным постановлением регулирующего органа тарифа.

Определением суда от 19.01.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие «Камчатсккоммунэнерго» (далее – ГУП «Камчатсккоммунэнерго»).

Определением суда от 11.02.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечено публично-правовое образование – Камчатский край в порядке ст. 46 АПК РФ.

Извещенные надлежащим образом Камчатский край, третье лицо, явку своих полномочных представителей не обеспечили.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствии представителей указанных лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.

В ходе судебного заседания суд рассмотрел с участием лиц, присутствующих на судебном заседании, вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных истцом, и протокольным определением от 08.04.2009 приобщил к материалам дела документы, которые описаны в протоколе судебного заседания.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования, ссылался на незаконность действия п. 8 постановления Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области постановления от 14.07.2005 № 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 г. № 9), которым в период с 01.08.2005 по 22.12.2005 (далее – спорный период) на ТСЖ "На Флотской" была возложена обязанность оплачивать тепловую энергию по тарифу 1 496,8 руб./Гкал, в то время как применению подлежал тариф 269,83 руб./Гкал. В результате применения повышенного тарифа у истца возникли убытки в сумме 579 677,14 руб., составляющие разницу между суммой, начисленной по повышенному и пониженному тарифам, и уменьшенной на размер субсидий.

Региональная служба требования не признала по доводам, изложенным в отзыве по иску и дополнении к нему. Полагала, что в соответствии со ст. 195 АПК РФ нормативно-правой акт, признанный судом недействующим, не подлежит применению с момента вступления решения суда в законную силу в данном случае с 23.12.2005. В связи с чем в спорный период расчеты за тепловую энергию по увеличенному тарифу являются обоснованным и убытков истцу не причинено. Считала, что для расчета убытков истец применил неправильный тариф, поскольку Постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28.02.2005 № 195 с 01.03.2005 утвержден средний тариф на тепловую энергию для населения, проживающего в муниципальном фонде, в размере 1 285,56 руб./Гкал.

Объем потребленной истцом в спорный период тепловой энергии и размер субсидий не оспаривался.

Изложенное в отзыве по иску от 11.02.2009 заявление о пропуске истцом срока исковой давности не поддержано, что отражено в протоколе судебного заседания.

Минфин поддержал правовую позицию Региональной службы, а также доводы, изложенные в отзыве по иску. Полагал, что совокупность условий для возложения ответственности по взысканию убытков истцом не доказана.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ГУП «Камчатсккоммунэнерго» (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "На Флотской" (абонент) 19.07.2005 заключен договор № 6324 на пользование тепловой энергией сроком по 30.04.2006, в соответствии с условиями которого стороны определили свою обязанность руководствоваться нормативно-правовыми актами Российской Федерации, решениями Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области (л.д. 13-16).

Сторонами признано, что изменение тарифов не является изменением предмета и условий договора.

Постановлением Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области от 02.12.2004 № 13 для потребителей тепловой энергии, отпускаемой ГУП «Камчатсккоммунэнерго» для ТСЖ, ЖСК и частного сектора на 2005 год установлен отпускной тариф 269,83 руб./Гкал. (без учета НДС).

В дальнейшем пунктом 8 постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 14.07.2005 года № 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 года № 9) отменены с 1 августа 2005 года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ГУП «Камчатсккоммунэнерго» для ЖСК, ТСЖ и частного сектора на 2005 год. Этим же постановлением утвержден и введен в действие с 1 августа 2005 года новый тариф на тепловую энергию, который составил 1469,8 руб./Гкал (без НДС).

Руководствуясь указанным постановлением ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в период с 01.08.2005 по 31.12.2005 выставило ТСЖ "На Флотской" счета-фактуры для оплаты тепловой энергии по тарифу 1469,8 руб./Гкал (без НДС) (л.д. 17-19).

Решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2005 по делу № А24-5229/05-08 признан не соответствующим ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и недействующим полностью пункт 8 постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 14 июля 2005 года № 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 года № 9).

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 года названное решение частично изменено, с дополнением его резолютивной части следующим содержанием: «Признать не соответствующим федеральному закону от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и недействующим пункт 8 постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 14 июля 2005 года № 8 (в редакции постановления от 04.08.2005 г. № 9)».

Во исполнение указанного решения суда постановлением Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 26 января 2006 года № 1 действие пункта 8 постановления от 14 июля 2005 года № 8 отменено с 23 декабря 2005 года и установлен тариф 269,83 руб./Гкал. для ТСЖ, ЖСК и частного сектора на период с 23.12.2005 по 31.12.2005.

За этот период ГУП «Камчатсккоммунэнерго» произвело перерасчет оплаты тепловой энергии ТСЖ "На Флотской".

Из 922 518,11 руб., начисленных ГУП «Камчатсккоммунэнерго» к оплате за потребленную тепловую энергию в спорный период по повышенному тарифу, ТСЖ "На Флотской" оплатило 304 308,48 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов между данными лицами. Оставшаяся сумма долга в размере 618 209,63 руб. взыскана с ТСЖ "На Флотской" в пользу ГУП «Камчатсккоммунэнерго» решением Арбитражного суда Камчатской области от 18.06.2007 по делу №А24-3052/2007, оставленным в силе арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций (л.д. 32, 42-49). В спорный период размер льгот, субсидий и возмещений за потребленную тепловую энергию, предоставленных истцу составил 160 588,86 руб. (л.д. 82).

ТСЖ "На Флотской", полагая, что ему в результате незаконного завышения тарифов причинены убытки, составляющие разницу между суммой, уплаченной за тепловую энергию по завышенному тарифу и ранее действующему тарифу, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 этого Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для наступления деликтной ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этими двумя элементами.

Вступившим в законную силу судебным решением по делу № А24-5229/05-08 установлено несоответствие постановления от 14.07.2005 № 8, которым с 01.08.2005 отменены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую, в том числе, товариществам собственников жилья, и утвержден новый тариф для данной категории потребителей в размере 1 469,8 руб./Гкал (имевших до 01.04.2005 договора на поставку тепловой энергии от МУП «Гортеплосеть»), Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Пункт 8 вышеуказанного постановления также признан арбитражным судом противоречащим статье 157 ЖК РФ, поскольку установление новых тарифов привело к фактическому повышению размера платы для отдельных групп потребителей тепловой энергии.

Данные обстоятельства свидетельствуют о противоправности действий государственного органа - Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области (ныне, правопреемник - Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края), издавшего несоответствующий закону нормативно-правовой акт.

Согласно п.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Из представленных в материалы дела доказательств видно, что в спорный период расчеты за поставленную ТСЖ "На Флотской" тепловую энергию осуществлялись с ГУП «Камчатсккоммунэнерго» по тарифу 1 469,8 руб./Гкал (без НДС), утвержденному названным выше постановлением от 14.07.2005 № 8 Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области.

Так, за потребленный объем тепловой энергии 522,8 Гкал, неоспариваемый сторонами, по тарифу 1 469,8 руб./Гкал истцу необходимо уплатить 906 725,50 руб., в то время как по тарифу 269,83 руб./Гкал – 166 459,16 руб., что указывает на разницу в оплате в сумме 740 266,34 руб.

Тем самым установление повышенного незаконного тарифа на тепловую энергию повлекло необоснованное увеличение оплаты за теплоснабжение для истца в спорный период на сумму 579 677,14 руб., без учета начисленных льгот и субсидий в сумме 160 588,86 руб., что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступлением вреда.

Как разъяснено в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В данном случае, необходимость таких расходов и их размер подтверждены обоснованным расчетом истца и представленными в материалы дела доказательствами.

Таким образом, в спорный период повышенными платежами за тепловую энергию по незаконно завышенному тарифу ТСЖ "На Флотской" причинены убытки, поскольку последний при обычных условиях гражданского оборота вправе был рассчитывать на оплату тепловой энергии по тарифу 269,83 руб./Гкал, утвержденному регулирующим органом на 2005 год постановлениями от 02.12.2004 № 13 и от 07.12.2004 № 14.

Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ все представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности истцом совокупности юридических оснований необходимых для возмещения причиненного ему вреда.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Аналогичное разъяснение содержится в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 в соответствии с которым по искам, предъявленным согласно статье 16, 1069 ГК РФ, должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

С учетом ст. 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ и представленных в материалы дела положений о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края и Министерстве финансов Камчатского края, данные исполнительные органы государственной власти Камчатского края, являются уполномоченными органами, представляющие интересы последнего в настоящем споре.

Следовательно, вред, причиненный ТСЖ "На Флотской" незаконными действиями Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области, подлежит возмещению за счет казны публично-правового образования, в данном случае Камчатского края.

Доводы Региональной службы, Минфина о том, что в соответствии со статьей 195 АПК РФ признанные недействующими положения постановления Управления по регулированию тарифов Администрации Камчатской области не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (23.12.2005), поэтому расчеты за тепловую энергию обоснованно производились в спорный период по утвержденным данным постановлением тарифам, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании данной нормы закона.

Установленный законом срок, с которого нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные недействующими, не подлежат применению, не ограничивает право заявителя требовать возмещения убытков с момента издания таких нормативных правовых актов или их отдельных положений в случае, если они не соответствовали закону.

Определенный статьей 195 АПК РФ срок, с которого признанный недействительным нормативный правовой акт не подлежит применению, не запрещает проведение ревизии правоотношений сторон за тот период, в течение которого применялся такой акт. Данная норма закона не ограничивает право участника таких правоотношений использовать предусмотренные законом способы защиты для восстановления своих прав, нарушенных в период действия незаконного нормативного правового акта.

Их же утверждение, со ссылкой на Постановление градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28.02.2005 № 195, о применении истцом для расчета убытков неправильного тарифа, является неверным, поскольку в спорный период действие данного постановления на товарищества собственников жилья, в том числе и ТСЖ "На Флотской", не распространялось.

Так, п. 1.1 данного постановления с 01.03.2005 введены в действие тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилых помещениях государственного и муниципального жилого фонда по договорам социального найма и найма жилых помещений, а также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского областного суда от 28.09.2006 № 33-491/2006 указанный пункт постановления признан недействующим с 28.09.2006.

Ссылка на письмо Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа от 14.11.2008 № 3690/07 не может быть принята судом во внимание, поскольку данное доказательство не отвечает требованиям ст. 68 АПК РФ.

Доводы Минфина о подписании искового заявления неуполномоченным лицом и необходимости в связи с этим оставить исковое заявление без рассмотрения, являются несостоятельными, поскольку в материалах дела имеется доверенность от 27.06.2008 на имя Пахомовой Н.В. с правом на подписание искового заявления согласно ч. 2 ст. 62 АПК РФ (л.д. 83).

В силу ст. 110 АПК РФ, под. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом в сумме 13 902,66 руб. при подаче иска в суд, подлежат возврату истцу из федерального бюджета, поскольку государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 156, 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу Товарищества собственников жилья "На Флотской" 579 677,14 руб. убытков.

Возвратить Товариществу собственников жилья "На Флотской" из федерального бюджета 13 902,66 руб. государственной пошлины.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья С.П. Громов