АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5881/2007
25 марта 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2008 года
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2008 года
Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи Ведерниковой В.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску открытого акционерного общества «Камчатскэнерго»
к ответчикам Елизовский муниципальный район, Управление финансов и имущественных отношений – муниципальное учреждение
третье лицо Управление коммунального хозяйства – муниципальное учреждение
о взыскании 13 259 218,25 руб.
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2008г. (сроком по 31.12.2008г.)
от ответчиков:
от ЕМР: ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2008г. № 01 (сроком до 31.12.2008г.)
от Управления финансов: не явились
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности № 1 от 09.01.2008г. (сроком на один год)
установил:
ОАО «Камчатскэнерго» обратилось в арбитражный суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности, по долгам Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение, Елизовский муниципальный район. И просит взыскать с Елизовского муниципального района в лице его финансового органа – Управления финансов и имущественных отношений за счет казны Елизовского муниципального района 13 259 218,25 руб. основного долга, взысканного с Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение в пользу ОАО «Камчатскэнерго» решением арбитражного суда от 07.06.2004г. по делу № А24-2924/03,932,933/04-09.
Ответчик (Управление финансов) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение данного ответчика, в соответствии со ст. 156 АПК РФ данный спор разрешается в отсутствие его представителя по имеющимся в деле доказательствам.
Истец заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для подписания мирового соглашения, представлен проект соглашения.
Ответчик, Елизовский муниципальный район, заявленное ходатайство поддержал, пояснил, что с его стороны мировое соглашение уже подписано.
В судебном заседании 11.03.2008г., в порядке ст. 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 18.03.2008г. до 17 час. 00 мин., о чем представители ответчиков извещены под протокол судебного заседания.
Судебное заседание продолжено 18.03.2008г. с участием тех же представителей сторон.
Ответчик, Управление финансов и имущественных отношений – муниципальное учреждение, извещено судом о времени и месте судебного разбирательства после объявленного перерыва телефонограммой от 11.03.2008г., однако в судебное заседание данный ответчик не явился.
Стороны к урегулированию спора мирным путем не пришли.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. В обоснование своих требований представил дополнительные доказательства по делу.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать, считает, что истец не доказал отсутствие денежных средств у основного должника.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела,решением Арбитражного суда Камчатской области от 07.06.2004г. № А24-2924/03,932,933/04-09 исковые требования ОАО «Камчатскэнерго» (филиал ТЭЦ-2) удовлетворены частично. С Управления жилищно-коммунального хозяйства Елизовского районного муниципального образования в пользу истца взыскано 13 259 218,25 руб. долга.
По вступлению указанного решения суда в законную силу взыскателю выдан исполнительный лист на взыскание 13 259 218,25 руб. долга, который предъявлен к исполнению в Елизовский городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области.
23.01.2007г. возбуждено исполнительное производство 4716/180-10/2007. Однако судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания от 05.02.2007г., которым установлено, что имущества подлежащего описи и аресту принадлежащего Управлению жилищно-коммунального хозяйства Елизовского районного муниципального образования не имеется, все имущество Управления находится на праве оперативного управления. Одновременно в акте о невозможности взыскания судебный пристав-исполнитель разъяснил, что статья 242.2 БК РФ возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении денежных средств за счет казны Российской Федерации на Министерство финансов РФ, на финансовый орган субъекта РФ и финансовый орган муниципального образования соответственно.
Определением арбитражного суда от 07.03.2007г. произведена замена должника сУправления жилищно-коммунального хозяйства Елизовского районного муниципального образования на Управление коммунального хозяйства – муниципальное учреждение по делу № А24-2924/03,932,933/04-09.
В соответствии с требованиями, предусмотренными главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, 17.05.2007г. заявлением о предъявлении к исполнению исполнительного документа по обращению взыскания на средства бюджета истец направил исполнительный лист № А24-2924/03,932,933/04-09 в Отделение Федерального казначейства Минфина РФ по Елизовскому району, как органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных и бюджетных учреждений, для исполнения.
20.08.2007г. Отделение по г. Елизово и Елизовскому району Управления Федерального казначейства по Камчатской области направило ОАО «Камчатскэнерго» уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа, сообщив о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета – Управлению финансов и имущественных отношений – муниципальному учреждению, в ведении которого находится должник.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Камчатскэнерго» в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу ч.3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанности для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны (для третьих лиц). Согласно ч.1 ст. 399 ГК РФ предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушения обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (муниципальное образование).
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).
Исходя из пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть муниципальное образование – Елизовский муниципальный район.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Согласно части 1 статьи 120 и статье 48 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация (юридическое лицо), созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии с Положением об Управлении коммунального хозяйства – муниципальном учреждении, указанное Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях реализации полномочий Администрации Елизовского муниципального района по решению на территории района вопросов местного значения.
Имущество и денежные средства Учреждения формируются из: денежных средств, полученных из бюджетов всех уровней в порядке бюджетного финансирования; денежных средств, полученных из внебюджетных и иных, не противоречащих действующему законодательству источников (в том числе полученные в дар и в порядке благотворительности); муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления (в том числе имущества, приобретенного Учреждением за счет бюджетных средств, выделенных ему по смете и из бюджетов различных уровней); имущества, полученного в ином порядке, не противоречащем действующему законодательству (в том числе полученное в дар и приобретенное на средства, полученные в дар).
Учреждение имеет смету расходов, которая утверждается Главой района.
В силу п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Судом установлено, что при рассмотрении спора сумма долга, взысканная по решению Арбитражного суда Камчатской области от 07.06.2004г. с Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение, как основного должника, в пользу истца, до настоящего времени не погашена. На день рассмотрения спора по существу сумма задолженности по данному решению составила 13 259 218,25 руб. долга.
На момент рассмотрения спора денежные средства у Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение для исполнения решения суда отсутствуют, что нашло подтверждение материалами дела. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение решения суда и погашение долга, в дело не представлены.
Из Положения об Управлении коммунального хозяйства – муниципальном учреждении следует, что Учреждение несет ответственность по своим обязательствам имеющимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Администрация. Учреждение не отвечает по обязательствам Администрации и района.
Таким образом, правовой статус Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение и его неспособность отвечать по обязательству являются условиями для применения субсидиарной ответственности к собственнику имущества Учреждения, которым является Елизовский муниципальный район.
Пунктом 7 статьи 151 Бюджетного кодекса РФ уставлено, что муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы в соответствии с Уставом муниципального образования и законодательством РФ.
Согласно Положения об Управлении финансов и имущественных отношений, утвержденному решением Думы ЕМР от 29.06.06г. № 149, в Елизовском муниципальном районе обслуживание местного бюджета и управление средствами местного бюджета осуществляется Управлением финансов и имущественных отношений - муниципальным учреждением.
Таким образом, субсидиарную ответственность по требованию к Управлению коммунального хозяйства – муниципальное учреждение несет собственник – Елизовский муниципальный район в лице финансового органа, представляющего казну, а именно – Управление финансов и имущественных отношений – муниципальное учреждение.
Государственная пошлина по иску составляет 77 797 руб., в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по ее оплате относятся на ответчика и подлежат взысканию с Елизовского муниципального района в пользу истца, поскольку последний, при обращении в суд, уплатил ее в полном размере (платежное поручение № 245 от 12.11.2007г.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 156, 163, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Елизовский муниципальный район субсидиарным должником по денежному обязательству Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение в сумме 13 259 218,25 руб., установленному решением Арбитражного суда Камчатской области от 07.06.04г. по делу А24-2924/03,932,933/04-09.
Взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений – муниципальное учреждение за счет средств Казны Елизовского муниципального района в пользу ОАО «Камчатскэнерго» 13 259 218,25 руб. долга.
Взыскать с Елизовского муниципального района в пользу ОАО «Камчатскэнерго» 77 797 руб. расходов по госпошлине.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.А. Ведерникова