ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5980/09 от 21.01.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5980/2009

27 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 27 января 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО2 – представитель по доверенности от 24.10.2008 (сроком на 3 года)

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

не явились

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Камчатское Управление Ространснадзора, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель Камчатского Управления Ространснадзора в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представленные заявителем документы арбитражным судом приобщены к материалам дела.

Предприниматель о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, а поэтому в силу положений ч. 3 ст. 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие предпринимателя.

Выслушав объяснения представителя Камчатского Управления Ространснадзора, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из обстоятельств дела, предприниматель имеет лицензию № АСС 41 101733 от 15.04.2008 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

28.12.2009 административным органом проведена проверка деятельности предпринимателя по вопросу соблюдения требований транспортного законодательства, в ходе которой установлено осуществление деятельности по перевозке пассажиров на транспортных средствах «Daewoo» работниками предпринимателя с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно не соблюдается режим труда и отдыха водителей; отсутствует квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом у линейного механика ФИО3 с последующей аттестацией в соответствии занимаемой должности; отсутствует стажировка водителей при приеме на работу и допуска их к осуществлению перевозок пассажиров.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки транспортной деятельности предпринимателя № 817 от 28.12.2009, в котором нашли своё отражение названные нарушения.

Административным органом 28.12.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 248, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 названного Федерального закона лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее - Положение от 09.03.1995 № 27), устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.

Пунктом 3.1.3 названного Положения определено, что лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

В силу положений пункта 3.2 Положения от 09.03.1995 № 27 организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в пункте 3.1.3. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

Согласно пунктам 7 и 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 утверждены квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, раздел 1 которых определяет, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным в квалификационных требованиях специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Для организации деятельности по перевозки и управлению на транспорте необходимо наличие среднего специального образования.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.

Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом также регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637 (с изменениями, далее - Положение).

В силу требований подпункта «б» пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Из имеющихся материалов дела следует, что в транспортной деятельности предпринимателя задействовано 19 транспортных средств марки «Daewoo», собственником которых он является.

Для осуществления пассажирских перевозок имеются паспорта маршрутов № 2; 3; 4; 6; 8; 9; 13к; 13; 15; 17; 18; 21; 22; 26; 28; 29; 31; 27 с указанием схемы движения и опасных участков дороги и графиком (расписание) движения.

Между предпринимателем и Петропавловск-Камчатским городским округом заключен договор № 10108 от 26.12.2008 о привлечении владельца автобуса к перевозкам пассажиров по вышеназванным городским маршрутам с использованием проездных билетов.

Предприниматель является работодателем ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7; ФИО8

Линейным механиком ФИО3 не пройдена квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом и аттестация о соответствии занимаемой должности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В период с 10.10.2009 по 16.10.2009 продолжительность рабочего времени водителя ФИО6 составила 68 часов, что превышает 40 часов в неделю.

Суммарный учет рабочего времени водителя автобуса ФИО4, работающего на регулярных городских пассажирских маршрутах, за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени превышает 90 часов, в период с 11.10.2009 по 23.10.2009 составил 123 часа.

Суммарный учет рабочего времени водителя автобуса ФИО5 работающего на регулярных городских пассажирских маршрутах, за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени превышает 90 часов, в период с 09.10.2009 по 22.10.2009 составил 137 часа.

Названные обстоятельства подтверждаются путевыми листами за 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, октября 2009 года №№: 6088, 6110, 6132, 6155, 6168, 6199, 6220, 6047, 6069, 6090, 6112, 6135, 6157, 6179, 6201, 6223, 6245, 6267, 6289, 6311, 6333, 6094, 6116, 6139, 6161, 6183, 6205, 6249, 6271, 6293, 6293, 6315, 6337, 6359.

Отсутствует подтверждение стажировки водителей ФИО7; ФИО8 при приеме на работу.

Факт установленных нарушений подтверждается приказами № 213 и № 215 от 19.10.2009 о направлении работника на стажировку по изучению маршрутов, трудовыми договорами № 1/0062, № 1/0064 от 19.10.2009, листками о прохождении стажировки водителей транспортного средства, а также путевыми листами за 21, 23, 24, 25, 26, 27 октября 2009 года № 6331, 6375, 6397, 6419, 6441, 6463, 6366, 6404.

Предпринимателем не представлены доказательства, опровергающие названные обстоятельства.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что нарушения, выразившиеся в не соблюдении режима труда и отдыха водителей; отсутствии квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом у линейного механика ФИО3 с последующей аттестацией в соответствии занимаемой должности; отсутствии стажировки водителей при приеме на работу и допуска их к осуществлению перевозок пассажиров, являются нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а, поэтому, учитывая наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявление Управления Ространснадзора о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим ФИО1, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить ФИО1 наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющего основной государственный регистрационный номер 304410116200018, проживающего в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3200 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)

Счет 40101810100000010001

ИНН <***>

ОКАТО 30401000000

БИК 043002001

КБК 10611690040040000140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь