АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5992/2009
01 марта 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колпаченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
о признании незаконным бездействия Правительства Камчатского края в вопросе установления тарифов на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования и обязании Правительства Камчатского края привести в соответствие тарифы на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования в г.Петропавловке-Камчатском
при участии:
от заявителя:
ФИО2 – предприниматель, паспорт <...>, выдан 18.02.2004 первым ПО ПВС УВД г.Петропавловска-Камчатского;
ФИО3 – представитель по доверенности от 27.01.2010 сроком на 1 год;
от Правительства:
ФИО4 – представитель по доверенности №11 от 11.01.2010, сроком до 31.12.2010,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Камчатского края (далее – Правительство) в установлении тарифов на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования и обязании Правительства Камчатского края привести в соответствие тарифы на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования в г.Петропавловке-Камчатском.
Согласно заявлению считает, что 14 июля 2008 года постановлением Правительства Камчатского края № 217-П были установлены тарифы на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования, в соответствии с которыми предельная стоимость за одну поездку в Петропавловск-Камчатском городском округе составила 14 рублей, в Вилючинском городском округе - 13 рублей, Елизовском городском поселении - 12 рублей и Усть-Камчатском сельском поселении - 10 рублей. 23 сентября 2008 года постановлением Правительства Камчатского края № 282-П были внесены изменения в части увеличения предельной стоимости за одну поездку в Вилючинском городском округе и Елизовском городском поселении до 15 рублей. 27 мая 2009 года постановлением Правительства Камчатского края №230-П были внесены изменения в части увеличения предельной стоимости за одну поездку в Усть-Камчатском сельском поселении до 15 рублей. Таким образом, за период с 14.07.2008 по 27.05.2009, т.е. менее чем за год предельная стоимость за одну поездку увеличилась в Вилючинском городском округе, Елизовском городском поселении и Усть-Камчатском сельском поселении в среднем на 22 %. Однако в Петропавловск-Камчатском городском округе предельная стоимость за одну поездку не изменилась по настоящее время и составляет 14 руб. По мнению заявителя, бездействие Камчатского правительства в этом вопросе идет в нарушении действующего законодательства, а именно: противоречит положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 года, 22, 23 июля 2008 года, 2 августа 2009 года), в частности положениям ст.6 ч.2, которая указывает, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства. Также заявитель в обоснование своих требований ссылается на Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
В судебном заседании предприниматель и его представитель требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Уточнили, что в заявлении была допущена опечатка в указании нормы Гражданского процессуального кодекса и указали, что, оспаривая бездействие Правительства Камчатского края, руководствуются главой 24 АПК РФ, а именно статьями 197- 198 АПК РФ. Просили приобщить к материалам дела копии ответов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 26.01.2010 №16-07/21 и №16-07/20, в качестве доказательства необходимости увеличения тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г.Петропавловске-Камчатском.
На вопрос суда относительно срока на обращение в суд ФИО1 пояснил, что об оспариваемом бездействие знал всегда. Для приобщения к материалам дела представил обращение от 15.10.2009 и ответ на обращение Министерства инвестиций и развития малого предпринимательства Камчатского края №2428/1 от 16.11.2009, указав, что из представленного сообщения узнал о том, что именно Правительством Камчатского края допускается бездействие, поскольку в настоящее время все еще действует тариф в размере 14 рублей за одну поездку в пределах Петропавловска-Камчатского. В связи с чем, полагает, что срок не обращение в суд им не пропущен.
Суд определил в порядке статьи 66 АПК РФ приобщить к материалам дела копии ответов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю от 26.01.2010 №16-07/21 и №16-07/20.
Также суд приобщил копию обращения от 15.10.2009 и копию ответа Министерства инвестиций и развития малого предпринимательства Камчатского края №2428/1 от 16.11.2009 в качестве доказательств того, что срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Кроме этого, ФИО1 представил письменное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство экономического развития Камчатского края, мотивируя тем, что указанный орган является самостоятельным юридическим лицом, которое согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №239 от 07.03.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» уполномочено формировать тарифы на пассажирские перевозки.
Рассмотрев заявленное ходатайство, руководствуясь частью 7 статьи 46 АПК РФ, судом вынесено определение об отказе в его удовлетворении от 24.02.2010.
Представитель Правительства Камчатского края требования заявителя не признала по основаниям и доводам, изложенным в представленном ранее отзыве на заявление, полагает, что Правительством Камчатского края какого-либо бездействия не допущено. Указала, что в соответствии с пунктом 4.3 Методики формирования тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в городском и пригородном сообщении на территории Камчатского края, утвержденной Приказом Министерства экономического развития от 30 декабря 2008 года №42 (далее – Методика), установление (изменение) тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) производится по инициативе соответствующих органов исполнительной власти Камчатского края, субъектов ценообразования или администрации соответствующего муниципального образования. Пунктами 7.1 и 7.2 Методики установлено, что тарифы рассчитываются с учетом анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности и технико-эксплуатационных показателей, приведенных в материалах по расчету тарифов. Для определения тарифа исходной базой являются экономически обоснованные расходы перевозчика и расчетная прибыль, необходимая для эффективного функционирования субъекта ценообразования. При этом Правительство Камчатского края самостоятельно тарифы не устанавливает, а лишь утверждает их по предложению Минэкономразвития Камчатского края, которое, в свою очередь, разрабатывает тарифы по указанной Методике. Дополнительно пояснила, что в течение 2009 года материалов, обосновывающих экономическую целесообразность увеличения стоимости разовой поездки, Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа представлено не было. Не поступали предложения об изменении тарифов и от субъектов ценообразования (перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров транспортом общего пользования). Положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, и создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Представитель Правительства Камчатского края, полагает, что, без инициативы Администрации Петропавловск-Камчатского округа или субъектов ценообразования, некорректно инициировать увеличение стоимости проезда в общественном транспорте городского округа. По указанным основаниям просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя надлежит отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст.23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно части 5 которого этим органам власти передано на разрешение государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Данным Постановлением предоставлено право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе, на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Постановлением Правительства Камчатского края №217-П от 14.07.2008 (в редакции Постановлений Правительства Камчатского края от 23.09.2008 №282-П, от 27.05.2009 №230-П) установлены тарифы на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования, согласно приложению.
Предельная стоимость тарифа на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования за одну поездку в Петропавловск-Камчатском городском округе определена в размере 14,00 руб.
При этом в данном Постановлении не указано, на каких автобусах должна осуществляться перевозка пассажиров: принадлежащих индивидуальным предпринимателям или муниципальным автотранспортным предприятиям, на коммерческой основе или на основании договоров на перевозку заключённых между администрацией города и перевозчиками независимо от форм собственности. Единственным условием является перевозка пассажиров по городским маршрутам общего пользования.
Указанный нормативный акт – Постановление Правительства Камчатского края №217-П от 14.07.2008 «Об установлении тарифов на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования» – в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействующим, а значит, подлежит применению, в том числе, и индивидуальным предпринимателем ФИО1, занимающимся перевозкой пассажиров.
На вопрос суда, в чём заключается противоправное бездействие Правительства Камчатского края, учитывая действующее Постановление, заявитель пояснил, что по его мнению, именно указанный орган должен был пересмотреть тарифы и увеличить их размер для Петропавловск-Камчатского городского округа наравне с иными муниципальными образованиями в Камчатском крае.
В тоже время, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно пункту 4.7 Методики формирования тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в городском и пригородном сообщении на территории Камчатского края, утвержденной Приказом Министерства экономического развития от 30 декабря 2008 года №42, уполномоченным органом, рассматривающим расчетные материалы по формированию тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 29.12.2008 N 460-П "Об определении уполномоченного органа, рассматривающего расчетные материалы по формированию тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования" является Министерство экономического развития Камчатского края.
Исходя из указанного пункта и пункта 4.8 названной Методики, Правительство Камчатского края своим постановлением устанавливает предельные тарифы (максимальные величины) на перевозку пассажиров и багажа уже после того, как Министерство экономического развития Камчатского края рассмотрит расчетный материал, проверит экономическую обоснованность тарифов и сформирует их.
В этой связи, суд не усматривает бездействия Правительства Камчатского края, учитывая установленные и действующие тарифы.
Кроме этого, на предложение суда уточнить заявленные требования в порядке ст.49 АПК РФ заявитель отказался, пояснив, что настаивает на рассмотрении дела в порядке главы 24 АПК РФ (ст.ст.197-201), и предметом спора по настоящему делу просил, как и прежде, считать бездействие Правительства Камчатского края.
Более того, согласно главе 24 АПК РФ для признания действий (бездействия) органа незаконным необходимо наличие двух условий: во-первых, оспариваемые действия (бездействие) на момент обращения лица в арбитражный суд должны противоречить закону, а во-вторых, нарушать права заявителя в области экономической деятельности.
Одновременное наличие указанных условий в данном случае суд не усматривает, поскольку заявителем не представлены суду доказательства того, что оспариваемое бездействие не только не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, предпринимателем не указаны конкретные нормы действующего законодательства, которые нарушены Правительством Камчатского края.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что учитывая действующее Постановление Правительства Камчатского края №217-П от 14.07.2008, которым установлены тарифы на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования в г.Петропавловске-Камчатском, Правительством Камчатского края не допущено оспариваемого бездействия.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственного органа соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено незаконного бездействия со стороны Правительством Камчатского края, на основании ч.3 ст.201 АПК РФ в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 надлежит отказать.
Расходы по государственной пошлине составляют 100 руб., относятся в силу ст. 110 АПК РФ на заявителя. Учитывая, что государственная пошлина уплачена заявителем при предъявлении заявления в полном объеме, взыскание ее не производится.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 102, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным бездействия Правительства Камчатского края в вопросе установления тарифов на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования и обязании Правительства Камчатского края привести в соответствие тарифы на пассажирские перевозки на муниципальных (внутригородских) автобусных маршрутах общего пользования в г.Петропавловке-Камчатском отказать полностью.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья О.Н. Бляхер