ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-6007/20 от 17.02.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6007/2020

25 февраля 2021 года25 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Р. Беловой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

акционерного общества «Тепло Земли» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

администрации Быстринского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 779 326,20 руб.,

при участии:

от истца:

ФИО1 – представитель по доверенности № 17 от 23.12.2020 (сроком на 1 год);

от ответчика:

не явились.

установил:

акционерное общество «Тепло Земли» (далее – истец, АО «Тепло земли», Общество, адрес: Камчатский край, Елизовский район, пос. Термальный,
ул. Паратунская) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к администрации Быстринского муниципального района (далее – ответчик, Администрация, адрес: <...>) о взыскании 779 326,20 руб. затрат на уплату налога на добавленную стоимость.

Требования заявлены истцом со ссылкой на статьи 309, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по возмещению истцу уплаченного истцом налога на добавленную стоимость (далее – НДС), исчисленного от цены работ по капитальному ремонту тепловых сетей, выполненных истцом, стоимость которых (без учета НДС) зачтена ответчиком в счет оплаты арендной платы по договору аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015.

До начала судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, содержащее письменные пояснения по возражениям ответчика против иска.

Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) проводилось в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ранее от ответчика в суд поступил письменный отзыв на иск, в котором ответчик иск не признал, указал, что в соответствии со специальными нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» у истца отсутствует право на проведение зачета его затрат на капитальный ремонт объектов теплоснабжения в счет погашения его обязательств по оплате арендной платы по договору.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 15.10.2015 между Эссовским сельским поселением в лице администрации Эссовского сельского поселения (арендодатель) и публичным акционерным обществом «Тепло Земли» (арендатор, в настоящее время – АО «Тепло земли») заключен договор аренды сетей теплоснабжения, по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату и во временное пользование муниципальное имущество Эссовского сельского поселения, сведения о котором, включая технико-экономические показатели, техническое состояние, срок службы, балансовая и остаточная стоимость приведены в приложении №1 к договору (далее – договор аренды от 15.10.2015).

В соответствии с пунктом 1.2 договора арендатор обязуется принять имущество во временное пользование для организации теплоснабжения на территории Эссовского сельского поселения с условием, что все товары, работы, услуги, поставляемые в рамках договора, должны соответствовать требованиям ГОСТа 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, иным нормативным актам Российской Федерации, устанавливающим порядок и качество предоставления коммунальных услуг.

Целью передачи имущества является его содержание и эксплуатация арендодателем для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению потребителям (населению и предприятиям) с. Эссо Быстринского района Камчатского края услуг теплоснабжения в объеме, полностью удовлетворяющем потребности потребителей, по тарифам, установленным нормативными актами Камчатского края (пункт 1.3). Целевым назначением имущества является оказание услуг по теплоснабжению потребителям (население и предприятия) с. Эссо Быстринского района Камчатского края (пункт 1.5).

В пункте 3.2.2 договора установлена обязанность арендатора эксплуатировать имущество в целях и в порядке, установленных пунктами 1.2, 1.3 договора, оказывать потребителям услуги в сфере теплоснабжения, при осуществлении деятельности с использованием имущества обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих услуг, а также подключать потребителей к отдельным объектам имущества и (или) новым объектам теплоснабжения.

В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.4 договора арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить его текущий ремонт, нести расходы на его содержание, вносить арендодателю арендную плату в объеме и в сроки, предусмотренные пунктом 4.3. договора.

Согласно пункту 3.2.7 договора арендатор также обязан производить капитальный ремонт в пределах средств, согласованных с арендодателем и включенных в расчет тарифа, утвержденного Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края на территории Быстринского муниципального района на год, в том числе в счет арендной платы, согласно пункту 4.2. договора.

В разделе 4 договора стороны согласовали размер, сроки и порядок внесения арендной платы, в соответствии с которыми арендатор уплачивает арендодателю арендную плату размере 3 141 342,65 руб. в год (без учета НДС) ежегодно в срок до 25 декабря текущего года (пункты 4.1, 4.3).

Согласно пункту 4.2 договора арендатор вносит арендую плату путем проведения капитального ремонта имущества в пределах средств, согласованных с арендодателем и включенных в расчет тарифа, утвержденного Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края на территории Быстринского муниципального района на год, в соответствии со сметой, письменно согласованной с арендодателем.

В пункте 4.4 договора установлено, что датой внесения арендной платы является дата подписания сторонами актов выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме № КС-3.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора договор вступает в силу с момента государственной регистрации. Течение срока по договору наступает с момента подписания сторонами акта приема-передачи. Срок действия договора и срок аренды истекают 30.12.2020.

Во исполнение принятых на себя обязательств по акту приема-передачи от 15.10.2015 Администрация передала Обществу в аренду согласованное договором имущество.

Дополнительным соглашением от ноября 2016 года № 1 раздел 4 договора дополнен пунктом 4.5, согласно которому, если по состоянию на 20 декабря текущего года сумма арендной платы, указанная в пункте 4.1 договора, превышает стоимость выполненных арендатором работ, указанных в пункте 4.2 договора, арендатор в срок до 25 числа текущего года оплачивает образовавшуюся разницу путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя. Если сумма арендной платы меньше стоимости выполненных работ в текущем году, то образовавшаяся разница засчитывается арендодателем в счет уплаты арендной платы арендатором в следующем году. При отсутствии в отчетном году произведенных арендатором работ по капительному ремонту имущества, сумма арендной платы, указанная в пункте 4.1, оплачивается арендатором в срок до 25 декабря оплачиваемого периода.

Дополнительным соглашением от 01.08.2017 № 2 из общего перечня переданного в аренду имущества исключена часть объектов, в связи с чем пункты 4.1, 4.3 договора изложены в новой редакции, согласно которой размер арендной платы снижен до 3 057 945,05 руб. в год без учета НДС, которая вносится арендатором ежегодно в срок до 25 декабря текущего года.

Дополнительным соглашением от 09.01.2018 № 3 внесены изменения в преамбулу договора и раздел 10 договора «Адреса, реквизиты и подписи» в части наименования и реквизитов арендодателя путем замены администрации Эссовского сельского поселения на администрацию Быстринского муниципального района.

Как указывает истец, в рамках договора аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015 стороны пришли в соглашению, что сдаваемое в аренду имущество, а именно тепловые сети по ул. Тундровая 4-11, требуют капитального ремонта.

Сторонами утвержден локальный сметный расчет на капитальный ремонт участка тепловой сети по ул. Тундровая 4-11 (ремонт подводов) на сумму 5 108 916,20 руб., в том числе НДС 779 326,20 руб.

АО «Тепло земли» выполнило работы по капитальному ремонту участка тепловой сети по ул. Тундровая 4-11, которые приняты Администрацией в полном объеме, о чем сторонами подписан акт о приемке выполненных работ от 19.09.2017 № 1 на сумму 5 108 916,20 руб., в том числе НДС 779 326,20 руб., а также подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 19.09.2017 № 1 на сумму 5 108 916,20 руб., в том числе НДС 779 326,20 руб. Претензий по объему работ Администрацией не предъявлено.

Истец выставил в адрес ответчика счет на оплату капитального ремонта от 22.12.2017 № 3343 на сумму 5 108 916,20 руб., в том числе НДС 779 326,20 руб., а также счет-фактуру от 22.12.2017 № 3343 на сумму 5 108 916,20 руб., в том числе НДС 779 326,20 руб.

В соответствии с условиями договора аренды от 15.10.2015 Администрация произвела зачет стоимости работ по капитальному ремонту в счет уплаты арендной платы за 2017 и 2018 годы по договору на сумму 4 329 590 руб., то есть без учета НДС в сумме 779 326,20 руб.

Полагая вычет 779 326,20 руб. НДС из суммы произведенного ответчиком зачета необоснованным, 19.11.2020 истец вручил Администрации претензию от 19.11.2020 № 2410 с требованием об уплате НДС в срок до 30.11.2020, указав, что НДС рассчитан обществом от стоимости переданных капитальных вложений и уплачен в бюджет.

Неисполнение ответчиком требования об уплате НДС в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Судом установлено, что в решении Арбитражного суда Камчатского края от 17.08.2020 по делу № А24-9278/2019 между теми же сторонами, вступившим в законную силу, дана оценка договору аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015.

Суд пришел к выводу, что, исходя из содержания условий договора от 15.10.2015, правоотношения сторон по поводу использования спорного имущества являются арендными и регулируются нормами главы 34 ГК РФ. При этом учитывая специфику арендованного ответчиком имущества (объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности), к возникшим правоотношениям сторон также подлежат применению нормы Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ).

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор, в свою очередь, обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в порядке, на условиях и в сроки, которые определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 611 и пункту 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а также производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

По общему правилу, указанному в пункте 2 статьи 623 ГК РФ, в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.

Однако законодательством установлены специальные нормы права, регулирующие правоотношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 103-ФЗ) подлежащий применению к спорным правоотношениям Закон № 190-ФЗ дополнен главой 6.1, регулирующей особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения и ответственности сторон.

С момента официального опубликования Закона № 103-ФЗ (с 08.05.2013) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 2 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ).

Часть 3 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ устанавливает требование, согласно которому, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Одновременно указанная норма устанавливает исключение из общего правила, касающееся случаев предоставления прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В этом случае статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) допускает предоставление в аренду муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона, путем заключения соответствующего договора аренды (пункт 8 части 1).

В решении от 17.08.2020 по делу № А24-9278/2019 установлено, что поскольку из преамбулы договора от 15.10.2015 следует, что он заключен в порядке, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, передача муниципальных объектов теплоснабжения в аренду АО «Тепло земли» по договору, а не по концессионному соглашению, действующему законодательству не противоречит. При этом сам договор содержит необходимые условия, которые должны быть указаны в договоре аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу требований статей 28.1, 28.2 Закона № 190-ФЗ в редакции, действовавшей на дату заключения договора.

В соответствии с императивной нормой – пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Закона № 190-ФЗ (в редакции Закона № 103-ФЗ) арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Императивность названной нормы закона связана именно со специальным режимом муниципального теплосетевого имущества, которое предоставляется во временное пользование и владение арендаторам в целях организации качественного и бесперебойного теплоснабжения; в случае, если бы законодатель был намерен придать этой норме диспозитивный характер, то дополнительного закрепления ее в специальных законах, при наличии общего правила, не требовалось.

Вопросы аренды муниципальных объектов теплоснабжения подлежат регулированию с учетом специального Закона № 190-ФЗ, который предусматривает передачу прав владения и (или) пользования данными объектами только по договорам их аренды, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 28.1 Закона № 190-ФЗ).

Установление обязанности арендаторов объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводить за свой счет все необходимые манипуляции с арендуемым имуществом, направленные на поддержание его надлежащего состояния, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, связано с закреплением исключения из общего правила (статьи 616 ГК РФ) в специальных нормах Закона № 190-ФЗ.

Передача в аренду указанного имущества направлена не на его использование в целях удовлетворения потребностей самого арендатора, а на осуществление арендатором своей хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов, что следует из цели договора и содержания обязанностей арендатора, связанных с оказанием потребителям услуг по теплоснабжению посредством арендованного имущества. При этом расходы арендатора на осуществление ремонта объектов теплоснабжения учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа ресурсоснабжающей организации, на что также указано в пунктах 3.2.7, 4.2 договора аренды от 15.10.2015.

Учитывая закрепленную в пункте 3 части 1 статьи 28.3 Закона № 190-ФЗ, обязанность арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вносить арендодателю арендную плату, в объеме и в сроки, которые предусмотрены договором аренды, закрепление такой обязанности в пунктах 3.2.4, 4.1, 4.3 договора аренды от 15.10.2015, учитывая фактическое использование муниципального имущества АО «Тепло земли» в своей хозяйственной деятельности, судом в решении от 17.08.2020 по делу № А24-9278/2019 сделан вывод, что общество должно перечислять в бюджет муниципального образования соответствующую плату за использование имущества и не вправе требовать проведения зачета понесенных затрат на капитальный ремонт объектов теплоснабжения в счет погашения его обязательства по внесению платы за пользование этими объектами, поскольку в рассматриваемом случае это противоречит императивным предписаниям специального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям (Закона № 190-ФЗ в редакции Закона № 103-ФЗ).

В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании изложенного, с учетом специфики правоотношений сторон и установленной пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Закона № 190-ФЗ (в редакции Закона № 103-ФЗ) обязанности арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводить их капитальный ремонт, доводы АО «Тепло земли» о неправомерном непринятии Администрацией к зачету суммы НДС в составе общей стоимости работ по капитальному ремонту имущества, арендованного по договору аренды сетей теплоснабжения от 15.10.2015, являются необоснованными.

Напротив из вышеуказанных норм следует, что обязанность арендодателя провести зачет затрат арендатора на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодательством не установлена.

При отсутствии указанной обязанности арендатора ссылки истца на нормы налогового законодательства, регулирующие порядок уплаты НДС, не имеют правого значения для рассмотрения спора.

При таких обстоятельствах, исковое заявление о взыскании 779 326,20 руб. затрат на уплату НДС удовлетворению не подлежит.

Поскольку в иске отказано, расходы по уплате 18 587 руб. государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья О.Н. Бляхер