АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6096/2021
12 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Р. Беловой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску | открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» |
к | непубличному акционерному обществу «Чукотская торговая компания» |
о взыскании 1 590 927,09 руб. убытков,
при участии:
от истца в режиме веб-конференции: | ФИО1 – представитель по доверенности от 28.12.2021 (сроком до 20.01.2023); |
от ответчика в режиме веб-конференции: | ФИО2 – представитель по доверенности от 05.04.2022 (сроком на 1 год). |
установил:
открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – истец, ОАО «Сахалинское морское пароходство», адрес: 694620, <...>, к.А) обратилось в арбитражный суд с иском к непубличному акционерному обществу «Чукотская торговая компания» (далее – ответчик, АО «Чукотская торговая компания», адрес: 689202, Автономный округ Чукотский, Иультинский район, пгт. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 12) о взыскании 1 590 927, 09 руб. убытков, причиненных истцу в результате аварийного случая, произошедшего 01.01.2020 на территории порта Петропавловск-Камчатский, по причине навала т/х «Танир», принадлежащего ответчику, и дрейфующего на якоре, на принадлежащий истцу т/х «Шантар», который получил повреждения конструкций корпуса в виде вмятин, пробоин и утраты мореходных качеств. Экспертным заключением от 18.05.2020 № А-01/20 по расследованию аварийного случая на море установлены нарушения в действиях капитана и второго помощника капитана т/х «Танир», которые послужили причиной происшествия.
Исковые требования заявлены со ссылками на статьи 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Истец в судебном заседании, проведенном в режиме вэб-конференции, иск поддержал по доводам, изложенным в иске и пояснениях к иску.
Представитель ответчика заявил устное ходатайство о назначении судебной экспертизы в целях определения размера убытков, причиненных истцу в результате спорного аварийного случая.
Представитель истца возражала против заявленного ответчиком ходатайства.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Рассмотрев ходатайство ответчика о назначении экспертизы, суд определил отказать в его удовлетворении, с учетом имеющихся в деле доказательств, представленных истцом в подтверждение расчета размера убытков, а также с учетом части 5 статьи 159 АПК РФ, предусматривающей самостоятельный отказ в удовлетворении ходатайства в случае его несвоевременной подачи. Судом учтено то обстоятельство, что иск поступил в производство суда 24.12.2021, и ответчик, имевший возможность заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы, длительное время не воспользовался таким правом.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, рейсом 19/46ВПК выполнялась доставка груза на т/х «Шантар» (судовладелец – ОАО «Сахалинское морское пароходство», порт (место) регистрации Холмск) из порта Владивосток в порт Петропавловск - Камчатский.
31.12.2019 т/х «Шантар» прибыл на рейд порта Петропавловск-Камчатский и пришвартовался в якорной точке № 22.
01.01.2020 произошел аварийный случай в акватории порта Петропавловск - Камчатский, с участием т/х «Танир» (судовладелец – АО «Чукотская торговая компания», порт (место) регистрации Анадырь) и т/х «Шантар», о чем капитаном т/х «Шантар» ФИО3 капитану морского порта Петропавловск-Камчатский направлено сообщение об аварии или инциденте на море от 02.01.2020.
Согласно заключению № А-01/20 по расследованию аварийного случая на море от 18.05.2020 (далее – заключение № А-01/20), составленному комиссией в составе представителей ДВУ Госморнадзора, капитана морского порта Владивосток, представителя Дальневосточного (ДВ) филиала Российского морского регистра судоходства (РС), названная авария произошла 01.01.2020 в 14 часов 30 минут в акватории п. Петропавловск-Камчатский, а именно: 01.01.2020 при стоянке т/х «Танир» на якоре в точке № 24 района 161А якорной стоянки порта Петропавловск-Камчатский в ожидании оформления РС судовых документов в результате воздействия штормового восточного, юго-восточного ветра силой 25-30 м/с и начавшегося дрейфа произошло столкновение его кормовой части с баком, левым и правым бортами т/х «Шантар», стоящего на якоре в указанном районе.
Количество и род груза т/х «Шантар» согласно заключению № А-01/20: контейнеры в количестве 270 штук весом 5 419 тонн.
Последствиями аварийного случая для т/х «Шантар» в заключении № А-01/20 указаны повреждения корпуса судна.
В качестве причин аварийного случая в заключении № А-01/20 комиссией указаны следующие причины: недооценка капитаном т/х «Танир» гидрометеорологических, навигационно-гидрографических факторов и маневренных характеристик судна при стоянке на якоре и съемке с якоря в штормовых условиях; отсутствие должной организации вахтенной службы на ходовом мостике при стоянке на якоре; непринятие должностными лицами судна своевременных и необходимых мер но прекращению дрейфа судна на якоре и предупреждению столкновения с находящимся рядом судном, стоящем на якоре; самоустранение капитана от выполнения своих обязанностей по недопущению аварийных ситуаций в сложных гидрометеорологических условиях; нарушение трудовой дисциплины капитаном судна.
Комиссией в заключении № А-01/20 сделаны выводы о том, что капитан т/х «Танир» в нарушение пункта 10 части 4, раздела А – VIII/2, главы VIII, часть А кодекса ПДНВ-78 с поправками не организовал вахтенную службу на мостике таким образом, чтобы она с должной надежностью обеспечивала безопасность плавания судна, не усилил вахту с получением штормового предупреждения, не контролировал несение навигационной вахты на мостике и МО, самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по обеспечению безопасности экипажа, судна и груза в критической ситуации при дрейфе судна в штормовых условиях. В нарушение статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации второй помощник капитана т/х «Танир» в нарушение пунктов 41,51 (3),(5),(6) части 4, 4.1 раздела А-VIII/2, главы VIII, часть А кодекса ПДНВ-78 с поправками не принял меры для обеспечения безопасности судна, если требуют обстоятельства.
Истец пояснил, что в результате названного аварийного случая, в котором установлена вина капитана т/х «Танир» (судовладелец – АО «Чукотская торговая компания»), ОАО «Сахалинское морское пароходство» понесло значительные убытки в связи с повреждениями принадлежащего истцу т/х «Шантар».
В целях определения уровня повреждений т/х «Шантар» 04.01.2020 ООО «Витус» (сюрвейер) и ОАО «Сахалинское морское пароходство» (заказчик) заключили договор № 004/20 на сюрвейерское обслуживание, по условиям которого сюрвейер выполняет за вознаграждение по поручению и за счет заказчика сюрвейерское обслуживание в порту Петропавловск-Камчатский или другом, указанном заказчиком месте. Сюрвейер принимает на себя обязательство качественно и в согласованный с заказчиком срок произвести сюрвейерское обслуживание по заявке заказчика (пункты 1.1, 2.1 договора).
По окончании работ по сюрвейерскому осмотру повреждений т/х «Шантар» ООО «Витус» составлен акт № 07/01/20-С от 07.01.2020 сюрвейерского осмотра т/х «Шантар», в котором описаны повреждения, полученные т/х «Шантар», в том числе: левый борт носовой части судна – замят планширь в районе 189-190 шпангоутов; правый бот носовая часть – фальшборт в районе 184-190 шпангоутов завален внутрь судна на протяжении 5 м, подорваны от палубы контрафорсы шпангоутов 182-186, деформирован планширь в районе 180 шпангоута на протяжении 1 м, разрыв наружной обшивки носовой конструкции корпуса в районе 176 шпангоута на высоте 2 м выше палубы, вмятины в районе разрыва наружной обшивки носовой конструкции корпуса в районе 176 шпангоута, в районе 173-174 шпангоутов, вмятина с пробоиной справа от форштевня на 1 м ниже палубы бака, носовая мачта-шток для поднятия сигнальных фигур оторвана.
Согласно выводам сюрвейра все повреждения, полученные т/х «Шантар» в результате навала т/х «Танир» находятся выше ватерлинии и не влияют на безопасность мореплавания. Дальнейшая эксплуатация судна с такими повреждениями возможна. Повреждения корпуса и фальшборта по левому и правому бортам могут быть устранены во время планового ремонта судна.
Услуги по сюрвейерскому осмотру повреждений т/х «Шантар» на сумму 60 000 руб. приняты ОАО «Сахалинское морское пароходство» по акту от 20.01.2020 № 1.
На оплату услуг сюрвейерского осмотра повреждений т/х «Шантар» ООО «Витус» выставило ОАО «Сахалинское морское пароходство» счет № 0101 от 05.01.2020 на сумму 60 000 руб.
Платежным поручением от 20.01.2020 № 362 истец перечислил ООО «Витус» 60 000 руб. за услуги по счету № 0101 от 05.01.2020.
Федеральным автономным учреждением «Российский морской регистр судоходства» проведено внеочередное освидетельствование судна «Шантар» по заявке капитана № 2000071 от 04.01.2020 в связи с аварийным происшествием.
В соответствии с актом освидетельствования судна Российского морского регистра судоходства (далее – РМРС) от 05.01.2020 № 20.01001.173 при освидетельствовании судна «Шантар» в г. Петропавловске-Камчатском установлено, что при стоянке на якоре, в результате навала на судно судном т/х «Танир», РС 906310 были получены повреждения фальшборта на палубе бака в районе 180 – 190 шпангоута правого борта и 190 шпангоута левого борта в виде деформации планширя и стоек фальшборта без отрыва стоек от обшивки фальшборта и палубы. Нарушение водонепроницаемости корпуса судна и повреждений других корпусных конструкций бака в районе 180-190 шпангоутов правого и левого бортов не выявлено. Носовая оконечность судна (надводная часть) осмотрена снаружи, а балластный танк форпика осмотрен изнутри, повреждений не выявлено, водотечность отсутствует. Общим осмотром судна других повреждений корпуса, механизмов, систем, оборудования и снабжения не выявлено и экипажем судна о таких повреждениях не заявлено.
Инспектором РМРС в акте от 05.01.2020 № 20.01001.173 сделано заключение о том, что с учетом того, что повреждение фальшборта имеет незначительный характер и не влияет на непроницаемость и прочность корпуса судна, а также не влияет на безопасность мореплавания и защиту окружающей среды, полный ремонт фальшборта на палубе бака в районе 180-190 шпангоута правого борта и 190 шпангоута левого борта необходимо выполнить в согласованный с МАП Петропавловск-Камчатский срок: не позднее 04.02.2020.
РМРС составлен акт освидетельствования судна № 20.01002.173 от 05.01.2020, в котором перечислены повреждения судна, установлено требование выполнить требование акта ф.6.3.10№20.01001.173 в отношении ремонта фальшборта в срок до 04.02.2020.
Услуги РМРС по внеочередному освидетельствованию т/х «Шантар» на сумму 53 600 руб. приняты ОАО «Сахалинское морское пароходство» по акту сдачи-приемки оказанных услуг.
На оплату услуг внеочередного освидетельствования судна «Шантар» РМРС выставило счет № 20.00001/173 от 09.01.2020 на сумму 53 600 руб., который оплачен ОАО «СахМП» в полном объеме платежным поручением № 231 от 14.01.2020.
Заявкой от 10.01.2020 истец обратился к ООО «Альбатрос» с просьбой выполнить ремонтные работы для устранения повреждений т/х «Шантар», полученных при аварии на море.
Между ООО «Альбатрос» (исполнитель) и ОАО «Сахалинское морское пароходство» (заказчик) заключен генеральный договор на судоремонтные работы № 657-13, предметом которого является, в том числе, выполнение исполнителем на основании заявок заказчика на выполнение заказа судоремонтных работ по корпусной, механической и электрической частям.
Согласно утвержденной заказчиком и подрядчиком смете №1 исполнительной на производство ремонтных работ на т/х «Шантар» стоимость работ составила 566 660 руб.
ООО «Альбатрос» утверждены технологические указания на замену участков фальшборта с набором и ПрБ 189-191шп. т/х «Шантар» РС № 980470 от 17.01.2020, в состав которых вошли, в том числе, различные сварочные ремонтные работы.
22.01.2020 представителями заказчика и исполнителя подписан акт № 1, содержащий сведения об объеме ремонта, его характеристики и состав ремонтных работ.
Выполненные ООО «Альбтрос» ремонтные работы на т/х «Шантар» на сумму 566 660 руб. приняты ОАО «Сахалинское морское пароходство» по акту приемки-сдачи работ, выполненных для т/х «Шантар» от 22.01.2020.
На оплату ремонтных работ ООО «Альбатрос» выставило ОАО «Сахалинское морское пароходство» счет № 102 от 27.01.2020 на сумму 566 660 руб.
Платежным поручением № 835 от 31.01.2020 истец перечислил ООО «Альбатрос» 566 660 руб. за услуги по счету № 102 от 27.01.2020.
На период проведения ремонтных работ приказом генерального директора ОАО «Сахалинское морское пароходство» № 13/1 от 15.01.2020 т/х «Шантар» выведено из эксплуатации в порту Владивосток с 22 часов по местному времени 15.01.2020. Приказом генерального директора ОАО «Сахалинское морское пароходство» № 44/1 от 23.01.2020 в связи с окончанием проведения внепланового ремонта т/х «Шантар» введено в эксплуатацию в порту Владивосток с 19 часов по местному времени 23.01.2020.
В период с 16.01.2020 по 23.01.2020 Российским морским регистром судоходства (далее – РМРС) для проверки выполнения требований акта № 20.01001.173 проведено внеочередное освидетельствование судна т/х «Шантар» в п. Владивосток и составлен акт освидетельствования судна № 20.01173.170, из которого следует, что выполнено наблюдение за ремонтом следующих конструкций, имевших повреждения: участок обшивки волноотбойника в районе правого борта 175 шпангоут; конструкции фальшборта в районе 180-190 шпангоута правого борта, 189-191 шпангоута левого борта. Инспектором РМРС установлено, что ремонтные работы выполнены ООО «Альбатрос» по согласованным РС технологическим указаниям, требования акта № 20.01001.173 выполнены в полном объеме.
Оказанные РМРС услуги по внеочередному освидетельствованию на сумму 33 800 руб. оплачены истцом платежным поручением № 720 от 28.01.2020 на основании счета № 20.00112/170 от 23.01.2020.
Как следует из материалов дела, риск утраты (гибели) или повреждения судна «Шантар» (корпуса судна с надстройкам и рубками, помещениями, проводкой, изоляцией, отделкой, устройствами и системами, главными и вспомогательными механизмами, котлами, дизелями и прочим снаряжением, в том числе спасательными шлюпками и плотами) застрахован ОАО «Сахалинское морское пароходство» (страхователь) по договору страхования средств водного транспорта № 2033011-0816154/19ВДТР от 30.10.2019, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» (страховщик, ООО «СК «Согласие») сроком действия с 00 часов 00 минут 08.11.2019 по 24 часов 00 минут 07.11.2020 включительно.
Согласно пункту 1.1 договора страхования выгодоприобретателем по договору является Банк ВТБ (ПАО) (залогодержатель) на основании договора об ипотеке морского судна № ДИ1-ЦУ-702000/2018/00116 от 07.11.2018 в части страхового возмещения, равной задолженности (обязательствам) страхователя перед выгодоприобретателем на дату выплаты страхового возмещения по кредитному соглашению № КС-ЦУ-702000/2018/00116 от 24.08.2018. В остальной части страхового возмещения выгодоприобретателем является страхователь.
В соответствии с пунктом 4.4 договора страхования безусловная франшиза по каждому страховому случаю составляет 600 000 руб. (кроме случая полной гибели судна).
Как пояснил истец, поскольку стоимость ремонтных работ т/х «Шантар» составила 566 660 руб., то есть менее суммы определенной договором безусловной франшизы, страховое возмещение в связи с устранением повреждений судна, полученных в вышеназванной аварии на море, по договору страхования ОАО «Сахалинское морское пароходство» выплачено не было.
В качестве убытков истцом также расценены его расходы на оплату услуг общества с ограниченной ответственностью «СМП Владивосток» - морского агента ОАО «Сахалинское морское пароходство» по агентскому договору № 993Ф от 31.03.2011, перечисленные в выставленном истцу дисбурсментском счете № SV4101 от 27.01.2020 на общую сумму 690 507,22 руб.,
Из искового заявления следует, что на момент нахождения т/х «Шантар» в порту Владивосток при проведении ремонтных работ на судне, ООО «СМП Владивосток» (агент) согласно статье 237 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) в соответствии с практикой морского агентирования действовало от своего имени в интересах судовладельца при заказе услуг и расчетах с ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» и другими контрагентами.
Дисбурсментский счет № SV4101 от 27.01.2020 за услуги ООО «СМП Владивосток» на общую сумму 690 507,22 руб. оплачен ОАО «Сахалинское морское пароходство» платежными поручениями № 217 от 14.01.2020 и № 10098 от 22.09.2020.
Об оказании услуг агента на сумму 690 507,22 руб. представлен отчет агента ООО «СМП Владивосток» № Сах000012 от 23.01.2020.
В качестве убытков истец расценивает следующие расходы, указанные в дисбурсментском счете № SV4101 от 27.01.2020: услуги крана в порту Владивосток на сумму 52 771,95 руб.; перешвартовка буксирами в порту Владивосток на сумму 156 590,28 руб.; предоставление причалов в порту Владивосток на период ремонта с 15.01.2020 по 23.01.2020 на сумму 215 559,86 руб.; транспортные расходы по доставке членов экипажа на сумму 2 625 руб.
Согласно таймшиту ООО «СМП Владивосток» т/х «Шантар» находилось в порту Владивосток с 20 часов 00 минут 15.01.2020 по 18 часов 00 минут 23.01.2020, ремонтные работы проводились с 15.01.2020 по 22.012020, осуществлялась перешвартовка на причал № 46 15.01.2020, на причал № 49 19.01.2020, раскантовка на причале № 49 для использования берегового крана 19.01.2020, предъявление регистру 22.01.2020 и 23.01.2020.
В подтверждение расходов на доставку членов экипажа т/х «Шантар» до Рыбного порта (Владивосток, ул. Лазо, 6 и ул. Нижнепортовая, 3) в целях решения административных вопросов (оформления морского протеста) по месту нахождения Владивостокского нотариального округа Приморского края и Дальневосточного Управления Государственного Морского Надзора, представлены счета общества с ограниченной ответственностью «Примтакси» № 15/01/32 от 15.01.2020 на сумму 600 руб., № 16/01/32 от 16.01.2020 на сумму 825 руб., № 17/01/32 от 17.01.2020 на сумму 1 200 руб., акты о выполнении услуг по доставке, подписанные ООО «ПримТакси» (исполнитель) и ООО «СМП Владивосток» (заказчик), № 15/01/32 от 15.01.2020 на сумму 600 руб., № 16/01/32 от 16.01.2020 на сумму 825 руб., № 17/01/32 от 17.01.2020 на сумму 1 200 руб., на общую сумму 2 625 руб.
В подтверждение расходов на оплату услуг по стоянке т/х «Шантар» у причалов в п. Владивосток представлены: заявка ООО «СМП Владивосток» главному диспетчеру порта (ВМПР) № 1301/1 от 13.01.2020 о разрешении постановки т/х «Шантар» лагом к причалу на перестой с 16.01.2020 сроком на 5 суток для проведения плановых ремонтных работ; наряд-счёт ОАО «Владморрыбпорт» от 23.01.2020 на отстой судна у причала об отстое т/х «Шантар» с 15.01.2020 до 23.01.2020, подписанный капитаном т/х «Шантар» и диспетчером порта; акт № 373 от 23.01.2020 о принятии услуг о предоставлении причалов ОАО «Владморрыбпорт» с 15.01.2020 по 23.01.2020 на сумму 215 559,86 руб., подписанный представителями ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (исполнитель) и ООО «Служба Морских Перевозок Владивосток» (заказчик); счет-фактуры ОАО «Владморрыбпорт» № П0000368 от 23.01.2020, № Сах000012-П8 от23.01.2020 на сумму 215 559,86 руб. за предоставление причалов ОАО «Владморрыбпорт» с 15.01.2020 по 23.01.2020.
На оплату услуг перешвартовки буксирами ОАО «Владморрыбпорт» выставило счет-фактуру № Сах000012-ПЗ от 19.01.2020, счет-фактуру № П0000241 от 19.01.2020 от 19.01.2020 на сумму 156 590,28 руб.
О перешвартовке т/х «Шантар» ОАО «Владморрыбпорт» и капитаном т/х «Шантар» подписаны акты выполненных работ, наряд-счета по выполнению швартовочных операций береговыми рабочими ПРУ от 15.01.2020, от 23.01.2020. Услуги ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» по перешвартовке на общую сумму 156 590,28 руб. приняты ООО «Служба Морских Перевозок Владивосток» по акту № 246 от 19.01.2020.
Согласно клиентским справкам на выполненные грузовые работы ОАО «Владморрыбпорт» от 20.01.2020, от 21.01.2020 грузовые работы краном проводились на т/х «Шантар» 20.01.2020 и 21.01.2020.
Услуги крана на сумму 52 771,95 руб. приняты ООО «Служба морских Перевозок Владивосток» по акту № 359 от 21.01.2020, подписанному с ООО «Владивостокский морской рыбный порт». На оплату услуг крана ОАО «Владморрыбпорт» выставлены счет-фактура № П0000353 от 21.01.2020, № Сах000012-П13 от 21.01.2020 на сумму 52 771,95 руб.
Кроме того 15.01.2020 временно исполняющая обязанности нотариуса Владивостокского нотариального округа Приморского края ФИО4 приняла заявление капитана т/х «Шантар» ФИО3 о происшествии, имевшем место во время нахождения т/х «Шантар» на рейде п. Петропавловск-Камчатский в штормовую погоду в 13 часов 55 минуты судового времени 01.01.2020.
17.01.2020 временно исполняющей обязанности нотариуса Владивостокского нотариального округа Приморского края ФИО4 на основании заявления капитана т/х «Шантар» о происшествии составлен соответствующий акт о морском протесте.
Согласно справке нотариуса от 17.01.2020 стоимость нотариальных услуг за совершение морского протеста составила 47 900 руб., в том числе, 30 000 руб. по тарифу и 17 900 руб. за оказание услуг правового и технического характера.
На основании рапорта капитана т/х «Шантар» ФИО3 от 20.01.2020 ОАО «Сахалинское морское пароходство» платежным поручением № 12522 от 04.02.2020 перечислило 47 900 руб. в счет заработной платы за понесенные работником расходы, связанные с оформлением морского протеста. Согласно реестру № 74 от 04.02.2020 денежные средства в сумме 47 900 руб. зачислены на счет ФИО3
Кроме того, как следует из искового заявления, рейсом 19/46ВПК на т/х «Шантар» из порта Владивосток в порт Петропавловск-Камчатский осуществлялась перевозка, в том числе, следующих 20-футовых контейнеров с грузом: RZDU0629672 по морской транспортной накладной (коносамент) КАМ1946ВСП078. RZDU0611842 по морской транспортной накладной (коносамент) КАМ1946ВСП063, RZDU0603092 по морской транспортной накладной (коносамент) КАМ1946ВСП064.
01.01.2020 в результате навала т/х «Танир» на т/х «Шантар», стоящий на якоре в порту Петропавловск-Камчатский, контейнеры, перевозимые в трюме т/х «Шантар», были смещены, а вышеперечисленные контейнеры, находящиеся в трюме, получили повреждения, что было установлено при выгрузке судна 03.01.2020 и зафиксировано в актах общей формы от 04.01.2020 № 0401-2, № 0401-3, № 0401-6, подписанных старшим помощником капитана т/х «Шантар», сотрудниками грузового агента ООО «ДВЛК», сотрудником АО «СК»Авача».
Обстоятельства обнаружения и фиксации повреждений контейнеров, также указаны в электронном письме капитана т/х «Шантар» ФИО3 от 05.01.2020 в адрес ОАО «Сахалинское морское пароходство». Как следует из указанного письма, 02.01.2020 на рейде порта Петропавловск-Камчатский капитаном заявлен морской протест в адрес судового агента «Яворскому Юлию Игоревичу» «Камчатка лайнс» порта Петропавловск-Камчатский. 02.01.2020 судно было пришвартовано к причалу № 8 терминала «Сероглазка». В связи с выходными и праздничными днями оформление морского протеста в нотариальной конторе не представлялось возможным. 03.01.2020 после выгрузки главной палубы были открыты трюмы. В трюме № 2 бей 29 были обнаружены два опрокинутых контейнера с правого борта и два контейнера с левого борта, смещенные в левую сторону, контейнерное крепление «бридж фиттинги» были сломаны. 04.01.2020 старшим менеджером ООО «ДВЛК» на судно доставлены акты общей формы с описанием повреждений контейнеров.
Согласно заключению эксперта Камчатского центра независимой экспертизы, сделанному в акте экспертизы № 011/20-Э от 10.02.2020, предъявленные для экспертизы, проведенной по заявке ООО «Камчатка Лайнс», металлические контейнеры грузоподъемностью 20 футов № RZDU0629672, № RZDU0611842, № RZDU0603092 имеют механические повреждения, превышающие критерии, установленные требованиями РД 31.11.21.18-96, для безопасной эксплуатации сухогрузных контейнеров, имеющих повреждения. Контейнеры № RZDU0629672, № RZDU0611842, № RZDU0603092 не пригодны для перевозки грузов морским, железнодорожным, водным транспортом.
Письмом от 12.02.2020 № ИСХ-0012/НХПДВОСТ филиал ПАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге обратился к ООО «Камчатка Лайнс» с требованием о возмещении убытков в размере 360 000 руб. в связи с повреждением до степени исключения 20-футовых контейнеров RZDU0629672, RZDU0611842, RZDU0603092 во время их нахождения по ответственностью ООО «Камчатка Лайнс». Требование заявлено со ссылкой на пункт 4.9 договора № ТКтз/16/01/001 от 20.01.2016, заключенного между ПАО «ТрансКонтейнер» (заказчик) и ООО «Камчатка Лайнс» (исполнитель), по условиям которого исполнитель возмещает заказчику убытки, понесенные вследствие повреждения или утраты контейнера, и на приложение № 8 к указанному договору, согласно которому стоимость 20-футового универсального контейнера составляет 120 000 руб.
На оплату стоимости утраченных контейнеров RZDU0629672, RZDU0611842, RZDU0603092 филиал ПАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге выставило ООО «Камчатка Лайнс» счет № 31 от 11.02.2020 на сумму 360 000 руб.
Платежным поручением № 1332 от 28.02.2020 ООО «Камчатка Лайнс» произвело оплату 360 000 руб. ПАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» по претензии № ИСХ-0012/НХПДВОСТ за утрату контейнеров RZDU0629672, RZDU0611842, RZDU0603092.
Письмом № 31 от 06.04.2020 ООО «Камчатка Лайнс» (заказчик) обратилось в адрес ООО «Сияние» (перевозчик) с требованием о возмещении убытков в сумме 401 420 руб. в связи с повреждением и утратой контейнеров RZDU0629672, RZDU0611842, RZDU0603092 на основании пункта 5.1.1 договора № МП-GENERAL-02/10/2017 об организации морских перевозок от 02.10.2017, заключенного между обществами, в соответствии с которым ООО «Сияние» как перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи. Требование заявлено в адрес ООО «Сияние» со ссылкой на повреждение и утрату контейнеров вмомент их нахождения под ответственностью ООО «Сияние».
Как следует из письма ООО «Камчатка Лайнс» № 31 от 06.04.2020 в сумму убытков 401 420 руб. вошли расходы ООО «Камчатка Лайнс» в сумме 9 500 руб. на проведение экспертизы по определению возможности восстановления поврежденных контейнеров, в подтверждение которых приложены счет ООО «Камчатский центр независимой оценки» № 11-Э от 19.02.2020 на сумму 9 500 руб., акт № 011-Э от 19.02.2020 на сумму 9 500 руб., платежное поручение № 1240 от 26.02.2020 на сумму 9 500 руб. Кроме того, в сумму убытков пошли расходы ООО «Камчатка Лайнс» на сумму 31 920 руб. по раскреплению груза (битум) из контейнера RZDU0629672 и погрузке его на автотранспорт, так как в результате нарушения геометрии контейнера и деформации «башмака» (места крепления фитинга) контейнер RZDU0629672 не мог быть установлен на автотранспорт и вывезен грузополучателю. В подтверждение расходов на сумму 31 920 руб. приложены: счет ООО «Терминал Сероглазка» № 233 от 16.01.2020 на сумму 31 920 руб., заявка ООО «Камчатка Лайнс» от 15.01.2020 в адрес ООО «Терминал Сероглазка» на расформирование контейнера (RZDU0629672) с погрузкой на автотранспорт с т/х «Шантар» подход 03.01.2020, платежное поручение № 1138 от 19.02.2020 на сумму 31 920 руб.
Платежным поручением № 22 от 13.07.2020, ООО «Сияние» оплатило ООО «Камчатка Лайнс» 401 420 руб. убытков по претензии по утрате контейнеров (рейс 19/46ВПК т/х «Шантар»).
Письмом от 13.07.2020 ООО «Сияние» (субфрахтователь) обратилось к ООО «Тихоокеанская Транспортная Группа» с требованием о возмещении 401 420 руб. убытков в связи с повреждением и утратой контейнеров в момент их нахождения под ответственностью ООО «Тихоокеанская Транспортная Группа» со ссылкой на договор субтайм-чартера от 10.11.2019, заключенный между обществами, по условиям которого фрахтователь несет ответственность за утрату или повреждение груза.
Платежным поручением № 464 от 23.07.2020 ООО «Тихоокеанская Транспортная Группа» перечислило 401 420 руб. ООО «Сияние» в качестве возмещения убытков по претензии от 13.07.2020 за повреждение контейнеров.
ООО «Тихоокеанская Транспортная Группа» (фрахтователь) направило в адрес ОАО «Сахалинское морское пароходство» (судовладелец) претензию от 23.07.2020 с требованием о возмещении 401 420 руб. убытков от повреждения и утраты контейнеров. Требование заявлено со ссылкой на повреждение и утрату контейнеров в момент их нахождения под ответственностью ОАО «Сахалинское морское пароходство» на основании договора тайм-чартера № ДВ 0119 от 10.11.2019 т/х «Шантар», по условиям которого судовладелец несет ответственность за утрату или повреждение груза.
Платежным поручением № 10962 от 14.10.2020 ОАО «Сахалинское морское пароходство» перечислило ООО «Тихоокеанская Транспортная группа» 401 420 руб. в качестве возмещения убытков по претензии от 23.07.2020.
Полагая, что повреждение груза (контейнеры) было вызвано виновными действиями ответчика (навалом на т/х «Шантар»), истец включил сумму 401 420 руб., оплаченную им ООО «Тихоокеанская Транспортная группа», в расчет убытков.
По расчету истца общая сумма убытков ОАО «Сахалинское морское пароходство» в результате аварийного случая составила 1 590 927 руб., в том числе: 566 660 руб. расходов на работы по ремонту т/х «Шантар»; 53 600 руб. и 33 800 руб. расходов по освидетельствованию судна; 60 000 руб. расходов по сюрвейерскому обслуживанию; 47 900 руб. расходов за нотариальные услуги по оформлению морского протеста; 2 625 руб. расходов по доставке членов экипажа; 156 590,28 руб. расходов по перешвартовки буксирами; 215 559,86 руб. расходов по услугам стоянки у причала в п. Владивосток; 52 771,95 руб. расходов за услуги крана в п. Владивосток; 401 420 руб. возмещенных убытков в связи с повреждением и утратой контейнеров.
Претензией от 06.10.2020 ОАО «Сахалинское морское пароходство» обратилось к АО «Чукотская торговая компания» с требованием о возмещении убытков.
В ответ на претензию АО «Чукотская торговая компания» направило письмо исх.№ 36 от 13.01.2021, в котором полагало обоснованными, документально подтвержденными и связанными причинно-следственной связью с действиями ответчика, расходы истца, понесенные в результате происшествия 01.01.2020 на общую сумму 761 960 руб., в том числе: 566 660 руб. на оплату ремонтных работ на т/х «Шантар», 33 800 руб. и 53 600 руб. на оплату внеочередного освидетельствования, 60 000 руб. расходов на оплату сюрвейерского обслуживания, 47 900 руб. расходов на оплату услуг нотариуса.
Ответчик выражал готовность возместить истцу 761 960 руб. убытков, поскольку полагал расходы истца в данной части относимыми к произошедшему инциденту, вместе с тем возмещение не произвел.
Претензией от 09.02.2021 № 1.3/21-37 истец повторно обратился к ответчику с требованием о возмещении убытков, которое было оставлено АО «Чукотская торговая компания» без удовлетворения.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требования истца о возмещении убытков не возместил, ОАО «Сахалинское морское пароходство», полагая, что убытки, возникшие в результате аварии на море, в ходе которой принадлежащему истцу т/х «Шантар» причинен вред в результате навала т/х «Танир», подлежат возмещению АО «Чукотская торговая компания» как собственником т/х «Танир» и в связи с установлением вины капитана т/х «Танир» в произошедшей аварии на море, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 12 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Судом по материалам дела установлен и не оспаривается сторонами факт того, что в результате аварийного случая в акватории порта Петропавловск - Камчатский, с участием т/х «Танир» и т/х «Шантар», произошедшего 01.01.2020, конструкции корпуса т/х «Шантар» получили повреждения.
Заключением № А-01/20 по расследованию аварийного случая на море от 18.05.2020 установлены и не оспаривается сторонами нарушения в действиях капитана и второго помощника капитана т/х «Танир», которые послужили причиной происшествия. Таким образом, вина ответчика как собственника т/х «Танир» в причинении вреда имуществу истца – т/х «Шантар», подтверждена материалами дела.
В качестве убытков истцом заявлены расходы на общую сумму 1 590 927 руб., в том числе: 566 660 руб. расходов на работы по ремонту т/х «Шантар»; 53 600 руб. и 33 800 руб. расходов по освидетельствованию судна; 60 000 руб. расходов по сюрвейерскому обслуживанию; 47 900 руб. расходов за нотариальные услуги по оформлению морского протеста; 2 625 руб. расходов по доставке членов экипажа; 156 590,28 руб. расходов по перешвартовки буксирами; 215 559,86 руб. расходов по услугам стоянки у причала в п. Владивосток; 52 771,95 руб. расходов за услуги крана в п. Владивосток; 401 420 руб. возмещенных убытков в связи с повреждением и утратой контейнеров.
Указанные расходы суд признает связанными с произошедшей аварией на море 01.01.2020, необходимыми для проведения оценки полученных т/х «Шантар» повреждений, организации и проведения восстановительного ремонта т/х «Шантар» (устранение полученных в аварии повреждений), заявления морского протеста в связи с аварией на море 01.01.2020, необходимыми для возмещения истцом ущерба в связи с повреждением в ходе аварии на море контейнеров, находившихся на т/х «Шантар».
Доказательствами, представленными в материалы дела (перечисленные выше заключения, акты, счета, платежные поручения, письма), подтверждается в полном объеме, несение истцом заявленных к взысканию в качестве убытков вышеназванных расходов.
Расчет размера 1 590 927 руб. убытков, произведенный истцом проверен судом и признан верным.
Ответчик, возражая против иска, полагал, что истцом не доказан размер причиненного ущерба. Заявленный к взысканию размер убытков является завышенным и не подтвержденным.
Ответчик также возражал по объему повреждений, полученных т/х «Шантар» при аварии на море, полагал, что часть указанных истцом в исковом заявлении повреждений, а именно, разрыв наружной обшивки в районе носовой роульсной тумбы правого борта, отрыв носовой шток-мачты для поднятия сигнальных фигур, документально не подтверждены.
Вместе с тем, судом приняты во внимание результаты внеочередного освидетельствования судна, изложенные в акте освидетельствования судна РМРС от 05.01.2020 № 20.01001.173, акте освидетельствования судна РМРС от 05.01.2020 № 20.01002.173, результаты сюрвейерного осмотра т/х «Шантар», изложенные в акте сюрвейерного осмотра ООО «Витус» № 07/01/20-С от 07.01.2020, а также подтверждение выполнения требований акта РМРС № 20.01001.173, зафиксированное в акте освидетельствования судна РМРС от 1.01.2020-23.01.2020 № 20.01173.170.
Ответчик полагает, что истцом не доказана связь расходов, понесенных истцом на основании дисбурсментского счета № SV4101 от 27.01.2020, с аварией на море 01.01.2020.
В обоснование данного возражения ответчик со ссылкой на сведения сайта portcall.marinet.ruоб осуществлении т/х «Шантар» коммерческого рейса из п. Восточный по перевозке с выгрузкой контейнера на причале № 50 Владивостокского морского рыбного порта, указывает на то, что заход в порт Владивосток 15.01.2020 не являлся вынужденным для ОАО «Сахалинское морское пароходство» и не был связан с проведением внеплановых ремонтных работ.
Указанное обстоятельство, по мнению ответчика, также подтверждается заявкой ООО «СМП Владивосток» № 1301/1 от 13.01.2020 главному диспетчеру Владивостокского морского рыбного порта на постановку т/х «Шантар» к причалу для проведения плановых ремонтных работ.
Ответчик со ссылкой на акт освидетельствования судна РМРС от 05.01.2020 полагает, что повреждения т/х «Шантар» носили незначительный характер, и у истца отсутствовала необходимость в проведении внепланового ремонта, поскольку судно не утратило мореходных качеств.
В связи с незначительным характером повреждений ответчик заявил об отсутствии необходимости несения истцом расходов по перешвартовке судна, указанных в дисбусментском счете № SV4101 от 27.01.2020, а, кроме того, возражал по количеству суток, необходимых для проведения ремонтных работ.
Ответчик полагал, что истцом не представлено доказательств получения разрешения капитана порта и диспетчера порта на проведение огневых и огнеопасных работ в период нахождения судна в ремонте с 16.01.2020 по 23.01.2020, при проведении которого должны были проводиться сварочные работы.
В обоснование необходимости получения таких разрешений ответчик ссылался на положения пункта 85 Приказа Минтранса России от 02.07.2013 № 229 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Владивосток», пункту 1, 2, 8, 18 Правил пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов и судоремонтных предприятий, утвержденных Постановлением Минтранса РФ от 12.02.2004 № 12 «О правилах пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов и судоремонтных предприятий».
Об отсутствии факта получения таких разрешений, по мнению ответчика, также свидетельствует письмо ОАО «Владморрыбпорт» № 12-1905-08 от 19.05.2022 (в ответ на запрос ответчика № 06/05-22 от 06.05.2022), согласно которому т/х «Шантар» находился под обработкой на причале № 52 ОАО «Владморрыбпорт» (выгрузка контейнеров) с 6:30 до 19:40 15.01.2020, во время грузовых операций сварочные работы не проводились. Под агентированием компании СМП-Владивосток т/х «Шантар» перешвартован на причал № 46 для перестоя и проведения мелкого ремонта с 22:0 15.01.2020 до 17:15 23.01.2020. Информация, какие ремонтные работы проводились на т/х «Шантар» у ОАО «Владморрыбпорт» отсутствует.
Кроме того, ответчик полагал, что ООО «Альбатрос» в рамках проведения ремонта т/х «Шантар» выполнило для ОАО «Сахалинское морское пароходство» иные ремонтные работы, кроме тех работ, которые были указаны в актах освидетельствования судна РМРС от 05.01.2020.
Вышеназванные возражения АО «Чукотская торговая компания» судом отклоняются как необоснованные в связи со следующим.
Необходимость проведения ремонтных работ на т/х, а также их перечень, подтверждается актами освидетельствования судна РМРС от 05.01.2020, при этом установлен срок их выполнения (до 04.02.2020), а кроме того, о наличии повреждений т/х «Шантар» свидетельствует акт сюрвейерного осмотра ООО «Витус» № 07/01/20-С от 07.01.2020.
Доказательств несоответствия состава проведенных ремонтных работ исполнителем ООО «Альбатрос» по заявке истца от 10.01.2020 и принятым по акту приемки-сдачи работ от 22.01.2020, полученным т/х «Шантар» повреждениям в результате аварии на море, не представлено. Напротив, выполнение требований РМРС к ремонту т/х «Шантар», изложенных в акте освидетельствования судна РМРС № 20.01001.173, подтверждается актом освидетельствования судна РМРС № 20.01173.170. Период проведения работ (количество дней ремонта) подтверждается представленным в материалы дела таймшитом.
Отсутствие доказательств получения истцом соответствующих разрешений на проведение огневых работ в п. Владивостока, не свидетельствует об их фактическом невыполнении.
Ссылки ответчика на плановый характер ремонтных работ согласно заявке ООО «СМП Владивосток» № 1301/1 от 13.01.2020, а также на то, что заход в порт Владивосток 15.01.2020 не являлся вынужденным для ОАО «Сахалинское морское пароходство» и не был связан с проведением внеплановых ремонтных работ, не опровергают факт выполнения на т/х «Шантар» работ в соответствии с требованиями актов освидетельствования судна РМРС от 05.01.2020.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом подтверждена необходимость проведения ремонтных работ на т/х «Шантар» в связи с повреждениями судна при аварии на море по вине ответчика, состав таких работ, несение расходов на их оплату в общей сумме 566 660 руб. Подтверждена связь 2 625 руб. расходов по доставке членов экипажа; 156 590,28 руб. расходов по перешвартовки буксирами; 215 559,86 руб. расходов по услугам стоянки у причала в п. Владивосток; 52 771,95 руб. расходов за услуги крана в п. Владивосток, указанных в дисбусментском счете № SV4101 от 27.01.2020, с необходимостью проведения доказанных ремонтных работ. Несение указанных расходов подтверждено документально.
Кроме того, суд принимает во внимание позицию ответчика, изложенную в ответе на претензию истца № 36 от 13.01.21, в котором АО «Чукотская торговая компания» полагало частично обоснованными расходы истца, на ремонтные работы т/х «Шантар».
Доводы ответчика о непредставлении доказательств выполнения для истца сюрвейерских работ на сумму 60 000 руб. опровергается материалами дела.
В части 401 420 руб. убытков, возмещенных истцом в связи с повреждением контейнеров RZDU0629672, RZDU0611842, RZDU0603092, ответчик указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих повреждения данных контейнеров, а также их нахождение на т/х «Шантар» во время установленной аварии на море 01.01.2020. Ссылается на неправомерность данных расходов истца в связи с отсутствием в акте о морском протесте информации о поврежденных контейнерах, с пороками в фиксации повреждений контейнеров, поскольку на осмотр повреждений не был приглашен представитель АО «Чукотская торговая компания», фотографирование или видеосъемка, подтверждающие нахождение данных контейнеров и их повреждение в трюме т/х «Шантар», не проводились, на отсутствие актов об утилизации контейнеров.
Вместе с тем, факт повреждения спорных контейнеров при аварии на море 01.01.2020, вопреки возражениям ответчика, подтверждается материалами дела, а именно: актами общей формы от 04.01.2020 № 0401-2, 0401-3, 0401-6, актом экспертизы ООО «Камчатский центр независимой оценки» № 011/20-Э с приложением фотографий поврежденных контейнеров, электронным письмом капитана т/х «Шантар» от 05.01.2020, а также представленными истцом выписками из судового журнала т/х «Шантар».
Судом также отклоняются возражения ответчика о необоснованности расходов истца на нотариальные услуги в связи с составлением акта морского протеста, со ссылкой на нарушение истцом срока подачи такого протеста, установленного статьей 396 КТМ РФ, согласно которой заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло в порту в течение 24 часов с момента происшествия.
Вместе с тем, с учетом того, что истцом представлены доказательства несения расходов на нотариальные услуги в сумме 47 900 руб., необходимость несения которых вызвана аварией на море 01.01.2020, произошедшей по вине ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании убытков в данной части. Возражений ответчика о нарушении срока подачи морского протеста в рассматриваемом случае не имеют правового значения.
В отношении возражений АО «Чукотская торговая компания» о необоснованности убытков истца, поскольку риск утраты (гибели) или повреждения судна «Шантар» был застрахован ОАО «Сахалинское морское пароходство» по договору страхования средств водного транспорта № 2033011-0816154/19ВДТР от 30.10.2019, заключенному с ООО «СК «Согласие», и полученные т/х «Шантар» повреждения являлись страховым случаем, в результате которого истцу причиталось страховое возмещение, судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно пункту 9 статьи 10 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в соответствии с условиями страхования франшиза может быть условной (страховщик освобождается от возмещения убытка, если его размер не превышает размер франшизы, однако возмещает его полностью в случае, если размер убытка превышает размер франшизы) и безусловной (размер страховой выплаты определяется как разница между размером убытка и размером франшизы).
Поскольку стоимость ремонтных работ т/х «Шантар» составила 566 660 руб., то есть менее суммы определенной договором безусловной франшизы (600 000 руб.), страховое возмещение в связи с устранением повреждений судна, полученных в аварии на море, по договору страхования ОАО «Сахалинское морское пароходство», как следует из пояснений истца, выплачено не было. Доказательств иного суду не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности всей совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, в том числе наличие у истца убытков в результате причинения вреда его имуществу вследствие аварии на море 01.01.2020, наличие причинной связи между поведением ответчика, доказанной виной ответчика и наступившими убытками истца, а также размер убытков, который подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
При этом вышеназванные возражения ответчика отклоняются судом как не обоснованные с учетом вышеизложенных обстоятельств.
Расчет 1 590 927, 09 руб. убытков проверен судом и признан верным.
Ответчик доказательств возмещения истцу убытков суду не представил.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 110 АПК РФ понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в сумме 28 909 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
иск удовлетворить.
Взыскать с непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания» в пользу открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» 1 590 927, 09 руб. убытков и 28 909 руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего – 1 619 836, 09 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.Н. Бляхер