ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-619/09 от 25.03.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-619/2009

26 марта 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакун А.М., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению: Инспекции Федеральной налоговой службы по г.

Петропавловску - Камчатскому

к: Муниципальному учреждению «Петропавловск – Кам-

чатский городской архив»

о взыскании 100 руб. 00 коп.

при участии

от заявителя: Авраам А.В. – представитель по доверенности №

04-48/00039 от 11.01.2009 (сроком до 31.12.2009),

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности

б/н от 20.03.2009 (сроком на 1 год)

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения «Петропавловск – Камчатский городской архив» (далее – МУ «Петропавловск – Камчатский городской архив», ответчик) налоговой санкции в сумме 100 руб.

С учетом мнения представителей заявителя и ответчика, не возражавших против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным завершить предварительное судебное заседание и продолжить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. В отношении наличия доказательств об извещении ответчика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки в данном судебном заседании представить затруднилась.

Представитель ответчика полагает, что извещение получено после даты принятия решения.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 09 часов 45 минут 25 марта 2009 года для представления заявителю дополнительного времени для представления доказательств извещения ответчика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.

Судебное заседание после перерыва в 09 часов 45 минут 25 марта 2009 года продолжено. Представитель ответчика представила для приобщения к материалам дела подлинные документы, полученные от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску – Камчатскому. Дополнительно уточнила, что ответчик извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки не получал. О чем свидетельствуют представленные подлинные документы.

Представитель заявителя пояснила, что доказательств получения учреждением (вручения) извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки налогового органа не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому проведена камеральная проверка представленной МУ «Петропавловск – Камчатский городской архив» налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2007 год.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт № 4725 от 13.05.2008 в которой зафиксирован факт несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2007 год. При установленном п. 3 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) сроке до 28.03.2008, фактически декларация представлена 16.04.2008.

На странице 2 акта камеральной проверки, налоговый орган разъяснил о праве предоставления возражений по акту.

Также 3 июня 2008 года, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому оформлено за подписью заместителя начальника письмо (извещение) № 14-30/1301 о том, что рассмотрение материалов проверки назначено на 02 июля 2008 года в 11 час. 00 мин. в здании Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому.

2 июля 2008 года заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому рассмотрев акт камеральной проверки, приняла решение № 10691 о привлечении МУ «Петропавловск – Камчатский городской архив» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 руб.

Неуплата МУ «Петропавловск – Камчатский городской архив» в добровольном порядке штрафа послужила основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о принудительном его взыскании.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащим уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 289 НК РФ, установлено, что налогоплательщики по налогу на прибыль организации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ, отчетными периодами по налогу на прибыль организации признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу п. 3 ст. 289 НК РФ, налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на прибыль организации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы по месту учета налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на прибыль организации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Материалами дела подтверждается факт не своевременного представления – 16.04.2008 в налоговый орган МУ «Петропавловск – Камчатский городской архив» налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2007 год (при сроке представления до 28.03.2008).

Частями 1, 5 ст. 100 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 101 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Пунктом 2 статьи 101 НК РФ установлена обязанность налогового органа заблаговременно извещать о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. В свою очередь лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя.

Согласно пункту 3 статьи 101 НК РФ, перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении и их надлежащее извещение. В случае отсутствия доказательств извещения лица, в отношении которого проводилась проверка, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

Арбитражным судом установлено, что учреждение не было уведомлено налоговым органом о назначении к рассмотрению материалов проверки на 02.07.2008 и не принимало участие в указанном рассмотрении. Доказательств вручения (получения) извещения от 03.06.2008 № 14-30/1301 о рассмотрении акта и материалов проверки в материалах дела не имеется и налоговым органом не представлено.

Решение вынесено налоговым органом 02.07.2008 без надлежащих доказательств о вручении или уведомлении МУ «Петропавловск – Камчатский городской архив» о времени и месте рассмотрения материалов проверки и без участия его полномочного представителя.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Неисполнение налоговым органом вышеуказанных требований и лишение налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки, представление возражений и объяснений является существенным нарушением установленного законом порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.

Данный вывод в полной мере согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 № 267-О, а также позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 12.02.2008 № 12566/07.

При указанных обстоятельствах суд считает, что не обеспечение лицу, в отношении которого проводится проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, в данном случае является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований заявителю – отказать.

При подаче заявления заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, в связи, с чем вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решался.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 100, 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья А.М. Сакун