ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-633/2022 от 04.05.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                              Дело № А24-633/2022

13 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен мая 2022 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваленко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375)

к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376)

о взыскании 68 696 руб.,

третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (ИНН 4101121190, ОГРН 1084101000048),

при участии:

от истца:

не явились;

от ответчика:

не явились;

от третьего лица:

не явились,

установил:

муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее – истец, адрес: 683049, г. Петропавловск-Камчатский,
пр-кт Циолковского, д. 9) обратилось в арбитражный суд с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (далее – ответчик, адрес: 683040, г. Петропавловск-Камчатский, площадь им. В.И, Ленина, д. 1) о взыскании убытков в размере 34 492 руб.

Исковые требования нормативно обоснованы положениями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) и мотивированы отказом в возмещении стоимости услуг по захоронению в 2021 году умершего гражданина, личность которого не установлена.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 15.02.2022 к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (далее – третье лицо).

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 20.04.2022 принято увеличение размера исковых требований до 68 696 руб.

Истец извещены о времени и месте судебного заседания, известил арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

Ответчик, а также третье лицо, получившие копию первого судебного акта 25.02.2022 и 17.02.2022, извещены о времени и месте судебного заседания посредством размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определения Арбитражного суда Камчатского края от 20.04.2022 о назначении судебного заседания, явку представителей не обеспечили. В отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему ответчик полагал требования истца не подлежащими удовлетворению по изложенным в них основаниям и доводам.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, с 01.09.2006 постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2007 № 211 истец наделен функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в 2021 году истец осуществил погребение умершего гражданина, личность которого не установлена, что подтверждается копией выписки из книги регистрации захоронения безродных на городском кладбище и выставленным третьему лицу счетом на оплату от 30.11.2021 № 1752 на сумму 34 492 руб.

В 2022 в связи с отсутствием лиц, взявших на себя обязанность по захоронению, истец осуществил погребение умерших новорожденных – С.М.О. (дата рождения (дата смерти) 07.01.2022) и К.О.В. (дата рождения (дата смерти) 14.02.2022), что подтверждается актами выполненных работ от 31.01.2022 № 60 и от 31.03.2022 № 266 на общую сумму 34 204 руб. (17 102 + 17 102).

Полагая, что возмещение понесенных истцом расходов в размере 68 696 руб. (34 492 + 17 102 + 17 102) должно осуществляться из бюджета Камчатского края истец обратился к третьему лицу с заявлением о возмещении понесенных на погребение расходов с приложением подтверждающих документов.

Третье лицо письмами от 22.12.2021 № 30.07/9776, от 03.02.2022 № 30.07./688, от 06.04.2022 № 30.07/2072 отказало истцу в возмещении указанных расходов, указав на то, что субсидии из краевого бюджета предоставляются специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения стоимости услуг по погребению умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, а также на то, что погребение умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что в связи с отказом в возмещении расходов на погребение умерших истец понес убытки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Федеральным законом № 8-ФЗ гарантируется предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего (пункт 2 статьи 1).

Пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

- федерального бюджета ‑ на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

- Фонда социального страхования Российской Федерации ‑ на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

- бюджетов субъектов Российской Федерации ‑ в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Статьей 12 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

Однако в пункте 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ источники финансирования расходов на погребение умерших, которые не востребованы, не указаны.

В то же время пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 8-ФЗ устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.

На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что неизвестный гражданин, умерший 23.07.2021, и новорожденные дети, умершие 07.01.2022 и 14.02.2022, при отсутствии лиц, принявших на себя обязанность осуществить погребение, являются невостребованными умершими, и, в силу позиции, изложенной выше, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.04.2016 № 303-ЭС15-18506 по делу
№ А51-775/2015.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 09.10.2020 № 1778 (далее – постановление № 1778) утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП «Лотос-М» на 2021 год при погребении умершего (погибшего), у которого отсутствует супруг, близкие родственники, иные родственники, либо законный представитель умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; умершего, личность, которого не установлена органами внутренних дел на 2021 год в размере 34 492 руб. при захоронении в могилу размерами 2,3 м х 1,0 м х 1,5 м (приложение № 2).

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2021 № 2177 (далее – постановление № 2177) утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП «Лотос-М» на 2022 год при погребении умершего (погибшего), у которого отсутствует супруг, близкие родственники, иные родственники, либо законный представитель умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; умершего, личность, которого не установлена органами внутренних дел на 2022 год в размере 17 102 руб. при захоронении в могилу размерами 1,0 м х 0,6 м х 1,5 м (приложение № 2).

В материалы дела представлены справки о смерти от 16.11.2021 № С-06753, от 12.01.2022 № С-00160, от 11.03.2022 № С-00024, счет на оплату от 30.11.2021 № 1752, акты выполненных работ от 31.01.2022 № 60, от 31.03.2022 № 266, а также копии выписок из книги регистрации захоронения безродных на городском кладбище.

В силу положений статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы в рамках реализации предусмотренных законом социальных гарантий, является непосредственно публично-правовое образование, за счет средств которого подлежат соответствующие возмещения.

В рассматриваемом случае невозмещение истцу расходов на погребение, свидетельствует о наличии убытков в виде недополученных доходов, подлежащих возмещению публично-правовым образованием Камчатским краем, органом которого (Министерство социального благополучия) было принято решение об отказе в возмещении расходов на погребение вышеуказанных лиц.

Материальным ответчиком по иску выступает публично-правовое образование – Камчатский край в лице главного распорядителя бюджетных средств Камчатского края.

Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 423-П утверждено Положение о Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края (в действовавшей редакции), в соответствии с пунктом 55 которого Министерство социального благополучия осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Министерства.

Непосредственно Положением о Министерстве социального благополучия полномочия, связанные с выплатой пособий или предоставлением средств для возмещения расходов на погребение невостребованных умерших, не предусмотрены.

Закон Камчатского края от 26.11.2020 № 521 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не предусматривает ассигнований на возмещение расходов по погребению указанной категории умерших Министерству социального благополучия. 

При этом согласно пункту 89 Положения о Министерстве финансов Камчатского края, утвержденного постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 436-П (в действовавшей редакции), Министерство финансов исполняет судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Камчатского края.

Учитывая вышеизложенное, Камчатский край в лице Министерства финансов обязан нести расходы по возмещению 68 696 руб. на погребение в 2021 и 2022 годах умерших неизвестного гражданина и новорожденных детей.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что обязательства по возмещению стоимости услуг по захоронению ответчиком не исполнены, в связи с чем требования истца о взыскании убытков в размере 68 696 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании статей 16, 1069 ГК РФ, статей 1, 9, 12 Федерального закона № 8-ФЗ.

Как следует из материалов дела, истец при обращении в суд с иском уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб.

В связи с увеличением размера исковых требований при цене иска в размере 68 696 руб. государственная пошлина по делу с учетом положений пункта 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) составляет 2748 руб.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Поскольку ответчик на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, недоплаченная государственная пошлина в размере 748 руб. взысканию с него в доход федерального бюджета не подлежит.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» 68 696 руб. убытков, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, а всего взыскать 70 696 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                          И.Ю. Жалудь