АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-647/2011
24 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2011 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2011 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к главе Петропавловск-Камчатского городского округа,
начальнику Управления по взаимодействию с субъектами малого и
среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского
округа
о признании незаконным решения должностных лиц по отказу в заключении договоров об организации обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в согласованных местах;
об обязании заключить вышеуказанные договоры
при участии:
от ФИО2:
ФИО2 – лично;
ФИО4 – по доверенности от 29.04.2010, реестр нотариуса ФИО5 № 1327, на 3 года;
от ФИО1:
ФИО1 – лично;
ФИО4 – по доверенности от 04.05.2010, реестр нотариуса ФИО5 № 1353, на 3 года;
от ФИО3:
ФИО3 – лично;
ФИО4 – по доверенности от 03.02.2011, реестр нотариуса ФИО5 № 1-121, на 1 год;
от главы ПКГО:
ФИО6 – по доверенности от 29.03.2011 № 01-02/773/11, до 31.12.2011;
от начальника Управления:
ФИО6 – по доверенности от 26.01.2011 № 11-01/162/11, до 31.12.2011
установил:
индивидуальные предприниматели ФИО2, ФИО1, ФИО3 (далее – заявители, предприниматели) обратились в арбитражный суд с заявлением к главе Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – ПКГО), начальнику Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства ПКГО (далее – Управление) о признании незаконным решения должностных лиц по отказу в заключении договоров об организации обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в согласованных местах и об обязании заключить указанные договоры.
Заявители указали, что согласно договору о соинвестировании строительства здания торгового ряда со стоянкой от 05.02.2009 и протоколом к нему от 30.06.2009, стороны договорились о совместном строительстве здания торгового ряда, в соответствии с условиями которого первая сторона (глава ПКГО) обязана:
- в течение трех дней заключить договор об организации обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в соответствии с постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.12.2008 № 3675 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания» на период строительства объекта недвижимости «Торгового ряда со стоянкой» (пункт 3.2.1 договора);
- оформить в установленном законом порядке все необходимые документы для эксплуатации временно размещенных торговых точек (пункт 3.2.2 договора);
- по окончанию строительства при наличии технической возможности и при наличии обращения правообладателей выполнить все необходимые действия по разделению в установленном законом порядке земельного участка, указанного в данном договоре, на два участка, на одном из которых расположен торговый ряд со стоянкой, построенный и принадлежащий второй стороне, а на другом расположен торговый ряд, построенный за средства третьей стороны на условиях настоящего договора (пункт 3.2.3 договора);
- по окончанию строительства и сдачи объекта «Торговый ряд со стоянкой» в эксплуатацию предоставить земельный участок для эксплуатации объекта недвижимости «Торгового ряда со стоянкой», построенный для третьей стороны, в аренду сроком 25 лет третьей стороне на условиях, действующих в г. Петропавловск-Камчатский на момент передачи третьей стороне торгового ряда (пункт 3.2.4 договора).
Протоколом от 30.06.2009 ООО «Диас» и предприниматели дополнительно согласовали условия ранее заключенного договора о соинвестировании строительства здания торгового ряда с автостоянкой от 05.02.2009.
Сроки сдачи объекта (1 октября 2009 года) Главой ПКГО нарушены, договор от 05.02.2009 и протокол к нему от 30 июня 2009 года в настоящее время не исполняются.
На обращение заявителей о продлении заключенных договоров об организации обеспечения населения ПКГО услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания получен отказ начальника Управления.
Время совершения оспариваемых действий 31.12.2010.
По мнению заявителей, оспариваемое решение должностного лица не соответствует положениям статей 19, 34 Конституции Российской Федерации и нарушает права заявителей на осуществление предпринимательской деятельности и равноправие граждан.
В судебном заседании представитель предпринимателей поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представителем Главы ПКГО и Управления направлен отзыв на заявление, в соответствии с которым заявленные требования не признаются. По мнению представителя, письма от 31.12.2010, на которые ссылаются заявители, являются уведомлениями об окончании срока действия договоров, заключенных с ФИО2 (договор № 93 от 19.02.2009), с ФИО1 (договор № 119 от 25.02.2009), с ФИО3 (договор от 20.02.2009 № 106). Постановлением администрации ПКГО от 29.03.2010 № 883 регламентирован порядок заключения договоров об организации обеспечения населения ПКГО услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, который заявителями не соблюден.
Представитель главы ПКГО, Управления в судебном заседании не признал заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом, 05.02.2009 между Главой Петропавловск-Камчатского городского округа (Первая сторона), ООО «Диас» (Вторая сторона) и индивидуальными предпринимателями ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО8 (Третья сторона) подписан договор о соинвестировании строительства здания торгового ряда с автостоянкой, предметом которого является совместное строительство Второй и Третьей стороной на арендуемой Второй стороной земельном участке здания торгового ряда, после завершения строительства которого Вторая сторона обязуется передать Третьей стороне торговый ряд с земельным участком, местоположение и площадь которого определена в проектно-сметной документации (Приложение 2) (п.1.1. Договора).
Согласно п. 3.2.1 договора Первая сторона обязуется в течение трех дней заключить договор об организации обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в соответствии с Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.12.2008 № 3675 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания», на период строительства объекта недвижимости «Торгового ряда со стоянкой».
19.02.2009 между администрацией ПКГО и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор № 93 об организации обеспечения жителей ПКГО услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (л.д. 32-36), в соответствии с которым администрация оказывает содействие в осуществлении субъектом предпринимательской деятельности обеспечения жителей ПКГО услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в районе ул. Ленинградская, 47, киоск № 499 «Цветы», а субъект предпринимательской деятельности принимает на себя обязательства по организации обеспечения жителей ПКГО услугами торговли. Согласно п. 5.1 настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 28.02.2011.
Аналогичные договоры заключены с индивидуальными предпринимателями ФИО1 (от 25.02.2009 № 119 – л.д. 37-41) и ФИО3 (от 20.02.2009 № 106 – л.д. 42-46).
Из материалов дела следует, что 31.12.2010 в адрес предпринимателей Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа направлены письма исх. №№ 11-01/2651-2653, в которых Управление уведомило предпринимателей о том, что срок действия заключенных с заявителями договоров истекает 28.02.2011. Согласно п.п. 2.1.8 договора предприниматели обязаны прекратить осуществление услуги в 3-хдневный срок по окончании срока действия договора и осуществить вывоз временного объекта в срок, не превышающий 7 дней.
Как указали предприниматели в заявлении, на их обращение о заключении аналогичных договоров был получен отказ за подписью начальника Управления. Время совершения оспариваемых действий – 31.12.2010 (л.д. 15).
Таким образом, расценив действия Управления по направлению писем от 31.12.2010, как отказ в заключении договоров об организации обеспечения населения Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Как видно из материалов дела, требования заявлены в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является характер правоотношений между органом, осуществляющим публичные полномочия (должностным лицом) и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, административная сущность этих отношений, основанная на властном подчинении одной стороны другой.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания названной нормы следует, что основанием для обращения с заявлением о признании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными является наличие публичного спора о праве, особенность которого – юридическое неравенство спорящих сторон, находящихся между собой в отношениях власти и подчинения. При подаче такого заявления заинтересованное лицо должно указать, какому закону (иным нормативно-правовым актам) не соответствует оспариваемое им решение, а также какие права и законные интересы заявителей нарушены или какие обязанности на него незаконно возложены.
Как установлено судом, порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания утвержден постановлением администрации ПКГО от 29.03.2010 № 883 (далее – Порядок). Согласно пункту 2 данного постановления уполномоченным органом по заключению договоров определено Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства ПКГО.
Порядок регулирует процедуру заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами (далее - договор) с субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере снабжения жителей услугами (далее - субъекты) с использованием следующих объектов: павильоны, киоски, палатки, объекты передвижной мелкорозничной сети (торговые автоматы, автолавки, автомагазины, автоприцепы, тонары, тележки, лотки, корзины и т.п.).
Согласно пунктам 3-5 Порядка для заключения договора субъект, либо уполномоченное лицо обращается в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа по адресу: 683000, <...>, каб. 149 с заявлением по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Зарегистрированное заявление с приложенными документами передается регистратором в день регистрации не позднее 17 часов в Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - уполномоченный орган).
К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность физического лица подающего заявление (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- копия выписки, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявления из единого государственного реестра юридических лиц либо копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- цветные фотографии внешнего вида объекта (с 4-х сторон) размером не менее 10 см х 15 см при его наличии, либо фотография испрашиваемого места размещения объекта и эскизный проект форматом А4 при отсутствии объекта;
- копия паспорта транспортного средства, предназначенного для оказания услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания, при оказании услуг с использованием транспортного средства;
- сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с указанием расстояния (в метрах) от места, испрашиваемого для установки объекта до существующих зданий, сооружений, строений;
- доверенность (при подаче заявления уполномоченным лицом субъекта);
- иные документы для заключения договора (на усмотрение субъекта).
В заявлении указывается прилагаемый перечень документов, количество страниц.
В соответствии с пунктами 6-9 Порядка рассмотрение заявления уполномоченным органом осуществляется в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления.
В течение четырех рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления, уполномоченный орган:
- проводит проверку наличия документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;
- направляет мотивированный отказ в заключении договора при отсутствии одного из документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;
- размещает информацию на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в разделе "Малый бизнес" об обращении субъектов, с целью информирования населения Петропавловск-Камчатского городского округа;
- направляет заявление с приложенными документами в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа для дачи мотивированного заключения о возможности либо невозможности заключения договора.
Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляет согласование представленных документов в течение семи рабочих дней и возвращает их в уполномоченный орган
Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа направляет мотивированный отказ в заключении договора в случаях, если заключение такого договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, технических регламентов, а также специальных норм и правил, регулирующих порядок размещений нестационарных объектов (пункт 8).
Уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления заключения с приложенными документами из Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа:
- подготавливает проект договора и информирует субъекта о необходимости заключения с ним договора - при получении заключения о возможности заключения договора по оказанию услуг в испрашиваемом районе;
- направляет субъекту мотивированный отказ в заключении договора - при получении заключения о невозможности заключении договора (пункт 9).
Таким образом, из приведенных выше положений Порядка следует, что у уполномоченного органа (в данном случае Управления) возникает обязанность по совершению определенных действий в случае поступления от субъекта малого и среднего предпринимательства заявления по соответствующей форме, приведенной в приложении к Порядку.
В обоснование своих доводов о том, что предприниматели обращались с соответствующим заявлением в администрацию ПКГО, заявителями представлено коллективное заявление от 01.12.2010 (л.д. 62-63), из которого следует, что предприниматели просят заключить с ними договоры аренды земельных участков и (или) договоры об обеспечении населения ПКГО услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания в согласованных с заявителями местах, на которых временно размещены киоски заявителей в соответствии с договором от 05.02.2009. В приложении к заявлению указаны договор, приложения и протокол к договору от 05.02.2009 на 12 л.
Оценив указанное заявление, суд считает, что оно по форме и содержанию не соответствует требованиям пунктов 3-5 Порядка. При этом на момент направления указанного заявления, имелись действующие договоры, заключенные с предпринимателями от 19.02.2009 № 93 с ФИО2, от 25.02.2009 № 119 с ФИО1, от 20.02.2009 № 106 с ФИО3
Таким образом, судом установлено, что заявлений от предпринимателей, соответствующих Порядку заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, утвержденному постановлением администрации ПКГО от 29.03.2010 № 883, в адрес администрации не поступало. Доказательств того, что 31.12.2010 должностными лицами принимались какие-либо решения по отказу в заключении указанных договоров, материалы дела не содержат.
31.12.2010 в адрес предпринимателей Управлением направлены письма исх. №№ 11-01/2651-2653, которые содержат не отказ в заключении договоров, а уведомления об истечении срока действующих договоров, заключенных с заявителями. Данные уведомления не являются отказом, не нарушают закон, права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судом не установлено наличия совокупности этих правовых условий, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителей. При этом индивидуальным предпринимателям ФИО1, ФИО2, ФИО3 надлежит вернуть из федерального бюджета по 33 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований по заявлению отказать.
Возвратить ФИО3 33 рубля государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 18.01.2011.
Возвратить ФИО2 из федерального бюджета 33 рубля государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 18.01.2011.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 33 рубля государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 18.01.2011.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья К.Ю. Иванушкина