АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-6647/2007
19 августа 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2008 года
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2008 года
Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи Ведерниковой В.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» (Камчатский филиал)
к ответчикам субъекту Российской Федерации – Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
третье лицо Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»
о взыскании 57 427,76 руб.
при участии:
от истца: Бобкова С.Н. – представитель по доверенности от 11.01.2008г. (сроком до 31.01.2009г.)
от ответчиков:
от Министерства финансов Камчатского края: Тимчук Л.Б. – представитель по доверенности от 02.07.2008г. (сроком по 31.12.2008г.)
от Министерства финансов Российской Федерации: Горохова Л.К. – представитель по доверенности от 16.06.2008г. в порядке передоверия (сроком по 31.12.2008г.)
от Камчатского края: не явились
от Российской Федерации: не явились
от третьего лица: Волкова З.М. – представитель по доверенности № 71 от 08.02.2008г. (сроком до 31.12.2008г.)
установил:
ОАО «Дальсвязь» в лице Камчатского филиала обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Камчатского края за счет казны Камчатского края в лице Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области 67 764,76 руб. убытков, ссылаясь на ст.ст. 8, 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1082 ГК РФ, ст.30 ФЗ «О связи», ст.ст.1-7, 10, 22 ФЗ «О ветеранах» и невозмещение расходов, связанных с предоставлением льготной категории граждан, имеющих звания «ветеран Великой Отечественной Войны», «Ветеран труда», вдовы ветеранов Великой Отечественной Войны и проживающих в г. Елизово и Елизовском районе, льгот по оплате услуг за пользование радио в размере 50% с сентября по декабрь 2004года.
Определением суда от 07 марта 2008 года в порядке ст.47 АПК РФ произведена замена ответчика с Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области на Министерство финансов Камчатского края и привлечено Министерство финансов Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика.
Определением суда от 19 мая 2008 года к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Российская Федерация.
Ответчики, Российская Федерация и Камчатский край, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть спор в их отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель третьего лица заявило ходатайство о своем переименовании на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в соответствии с представленными организационно-правовыми документами и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд в соответствии со ст. 48 АПК РФ изменяет наименование третьего лица на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».
В судебном заседании представитель истца заявила ходатайство об уменьшении исковых требований до 57 427,76 руб., в связи с исключением из расчета убытков суммы НДС в размере 18%.
Суд в порядке ст.49 АПК РФ принимает уменьшение размера исковых требований до 57 427,76 руб.
По существу представитель истца поддержала исковые требования о взыскании убытков по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просит взыскать убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы тем, что в период с сентября по декабрь 2004 года ОАО «Дальсвязь» за счет собственных средств предоставило льготным категориям граждан (ветераны труда и ВОВ) в соответствии с ФЗ «О ветеранах», проживающим в г. Елизово и Елизовском районе, льготы по оплате услуг за пользование радио в размере 50% абонентской платы.
В подтверждение размера убытков истец ссылается на помесячные списки льготников с указанием фамилии, имени отчества, адреса, номера удостоверения и сумм понесенных расходов, а также акты сверок, представленные в судебное заседание.
Ответчик, Министерство финансов Камчатского края, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поддержав доводы, изложенные в ранее представленном отзыве на иск. Отметил, что сумма убытков подлежит взысканию с Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Размер убытков данным ответчиком не оспорен.
Суду пояснила, что в 2004 году Камчатская область субсидий и субвенций из федерального бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах» не получала, что отражено в приложении № 1 к Закону Камчатской области № 355 от 27.06.05г. «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2004год». Однако при формировании бюджета на 2004 год, учитывая социальную значимость расходов, связанных с реализации льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах», за счет средств областного бюджета было запланировано 37.425тыс.руб. согласно приложения № 3 вышеуказанного закона. Однако исполнение бюджета составило всего 45,4%.
Министерство финансов Российской Федерации поддержало ходатайство о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по требованию к Российской Федерации, ссылаясь на ст.196 ГК РФ и п.15 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности».
Представитель МФ РФ считает, что размер убытков не доказан, а акты сверок не подтверждают размер понесенных истцом убытков, поскольку отсутствуют первичные документы на основании которых проведена сверка. Данный ответчик также отметил, что не представлены документы, подтверждающие объем предоставленных услуг.
Истец по ходатайству о пропуске срока возражает, считает, что срок исковой давности не пропущен, поскольку течение срока исковой давности прерывалось многочисленными актами сверок, которые свидетельствуют о признании долга по правилам ст.203 ГК РФ.
Третье лицо считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации. Факт предоставления истцом услуг проводного вещания (радиофикации) представитель третьего лица подтвердила. Представитель пояснила, что списки льготников, их факт проживания по указанным адресам, а также наличие у них соответствующей льготы государственным учреждением «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» проверялись, поэтому не согласна с доводами представителя МФ РФ, что акты сверок не основываются на первичных документах.
Заслушав пояснения и доводы представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» ОАО «Дальсвязь» в период с сентября по декабрь 2004года за счет собственных средств предоставило отдельным категориям граждан – льготникам (ветеранам ВОВ, вдовам ветеранов ВОВ, ветеранам труда), проживающим в г. Елизово и Елизовском районе Камчатской области, льготу в виде оплаты в размере 50% услуг за пользование радио.
Как установлено судом, возмещение затрат за предоставленные истцом льготы по оплате услуг за пользование радио в 2004году был возмещен ОАО «Дальсвязь» не в полном объеме. Недополученные расходы составили за спорный период 57 427,76руб. (без НДС).
Невозмещение в полном объеме льгот по оплате за оказанные услуги по пользованию радио явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. (в редакции, действовавший до 01.01.05г.) расходы на оплату услуг за пользование радио возмещается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В части 1 (п. «ж») ст.72 Конституции РФ установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.85 БК РФ.
Часть 2 ст.10 ФЗ РФ «О ветеранах» установлено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.
Порядок возмещения указанных расходов Правительством РФ не утвержден. Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 15.08.01г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенцией) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения БК РФ о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст.130, 133,136 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2004году) средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, не оспорено сторонами, в 2004году субъект Российской Федерации Камчатская область субсидий и субвенций из Федерального бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах» не получал, что подтверждается приложением № 1 к Закону Камчатской области № 355 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2004 год».
Судом установлено, что при формировании бюджета Камчатской области на 2004 год, учитывая социальную значимость расходов, связанных с реализацией льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах», субъект РФ предусмотрел финансирование льгот, предоставленный ФЗ «О ветеранах» за счет средств областного бюджета в размере 37.425тыс.руб. согласно приложения № 3 к Закону Камчатской области от 27.06.05г. № 355 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2004 год». Из запланированного финансирования фактически было выделено 16.973тыс.руб., что составило 45,4% исполнения.
Таким образом, судом установлено, что Российская Федерация не исполнила свои обязательства перед Субъектом Российской Федерации – Камчатская область (правопреемник Камчатский край) - по финансированию государственных полномочий по предоставлению установленных ФЗ «О ветеранах» льгот в 2004 году.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что убытки ОАО «Дальсвязь», возникшие в 2004 году в связи с предоставлением ветеранам ВОВ(вдовам ветеранов ВОВ) и труда льгот по оплате 50 % за пользование радио в г. Елизово и Елизовском районе в соответствии с ФЗ «О ветеранах», вызваны ненадлежащим исполнением Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот, предоставленных в соответствии с указанным Федеральным законом, в связи с чем, истецимеет право на возмещение понесенных убытков, связанных с предоставлением указанной льготы за счет Российской Федерации на основании ст. ст.16, 1069 ГК РФ.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» в случае предъявления требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (ст.16 ГК РФ), взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета.
В связи с чем, убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края по требованию о взыскании убытков следует освободить в силу отсутствия вины на основании вышеизложенного.
Размер подлежащих взысканию убытков суд считает доказанным и подтвержденным материалами дела.
Сумма невозмещенных истцу расходов подтверждается помесячными счетами-фактурами с указанием категории льготников и их количества и сумм расходов (с НДС), понесенных в связи с предоставлением услуг за пользование радио льготной категорией граждан.
Счета-фактуры оформлены на основании помесячных списков льготников в спорный период с указанием фамилии, имени отчества, номера и серии удостоверения о праве на льготу, адреса и сумм понесенных расходов, заверенные Государственным учреждением «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий», а также на основании двусторонних актов сверки между Елизовским филиалом ГУ «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» и Елизовским межрайонным узлом электрической связи Камчатского филиала ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» по оплате радиоточек в соответствии с ФЗ «О ветеранах» за каждый месяц спорного периода.
Размер понесенных расходов истца подтверждается также актом сверки расчетов между третьим лицом и ОАО «Дальсвязь»(Камчатский филиал) по состоянию на 31.12.07г., согласно которого расходы за предоставленные услуги по пользованию радио в соответствии с ФЗ «О ветеранах» в г.Елизово и Елизовском районе в период с 01.09.04г. по 31.12.04г. составили 67.764,76руб.(с НДС).
Проверив правильность расчета истца, суд приходит к выводу, что размер убытков, составляющих стоимость невозмещеных расходов, связанных с предоставлением льготной категории граждан в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и проживающих в г. Елизово и Елизовском районе, льгот по оплате услуг за пользование радио в размере 50% с сентября по декабрь 2004года, в сумме 57 427,76 руб.(без НДС) является доказанным.
В силу ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказе в иске.
Рассмотрев ходатайство МФ РФ о пропуске истцом установленного ст.196 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности по требованию к Российской Федерации, суд считает его не подлежащим удовлетворению. Согласно ст.200 ГК РФ, с учетом требований ст.12 БК РФ срок исковой давности по требованиям за 2004 финансовый год начал течь с 01.01.05г. Поскольку ОАО «Дальсвязь» обратилось в суд 27 декабря 2007года, то трехлетний срок исковой давности истцом не пропущен, и оснований для отказа в иске по причине пропуска срока у суда не имеется.
Судом не принимается довод МФ РФ о пропуске срока исковой давности по требованию к Российской Федерации, так как данный ответчик был привлечен судом к участию в деле 19 мая 2008года.
По данной категории споров суду предоставлено право в порядке ч.2 ст.46 АПК РФ привлекать к участию в деле другого ответчика при невозможности рассмотрения без него спора, что и было сделано судом по ходатайству истца 19 мая 2008 года. При рассмотрении споров о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготной категорий потребителей, суд сам должен определить надлежащего ответчика, при этом привлечение ответчика судом возможно на любой стадии арбитражного процесса в первой инстанции.
В связи с чем, привлечение судом того или иного ответчика с целью определения надлежащего ответчика по взысканию убытков по данной категории спора, не может влиять на исчисление срока исковой давности, поскольку истец обратился в суд за защитой нарушенного права в пределах срока исковой давности.
Доводы истца о прерывания течения срока исковой давности представленными суду актами сверок, являются неправомерными. Поскольку данные акты сверок не могут быть расценены судом как действия ответчика – Российской Федерацией в лице МФ РФ, свидетельствующие о признании понесенных истцом расходов в соответствии с требованиями ст.203 ГК РФ.
Государственная пошлина по иску, с учетом уменьшения размера исковых требований, составляет 2 222,83 руб. и согласно ст. 110 АПК РФ расходы по ее оплате относятся на ответчика и взыскиваются с него в пользу истца.
Поскольку последний, при обращении в суд, оплатил государственную пошлину в размере 2 555,44 руб. (платежное поручение № 6651 от 12.09.2006г.), в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ госпошлина в сумме 332,61 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 49, 101-103, 110, 156,167-171, 176Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Принять уменьшение исковых требований до 57 427,76 руб.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальсвязь» (Камчатский филиал) 59 650,59 руб., из них 57 427,76 руб. убытков, 2 222,83 руб. расходов по госпошлине.
Субъект Российской Федерации Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края от ответственности освободить.
Возвратить ОАО «Дальсвязь» из федерального бюджета 332,61 руб. излишне уплаченной госпошлины.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.А. Ведерникова