ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-667/14 от 07.05.2014 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-667/2014

13 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен мая 2014 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи  Вертопраховой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слюсаревой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина

(ИНН 4101016808, ОГРН 4101022824 )

к

 Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю

(ИНН 1120929 , ОГРН 4101008035 )

в лице Отдела надзорной деятельности по городу Петропавловску-Камчатскому 

 об оспаривании постановления от 17.02.2014 № 28 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя:

 Силина А.В. представитель по доверенности
от 09.01.2014  № 09/03  (сроком до 31.12.2014);

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю:

Сухих А.В. представитель по доверенности
от  27.01.2014 № 603-1  (сроком до 31.12.2014);

установил:

Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина  (далее – РК им. В.И. Ленина; колхоз; заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2014 № 28 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю в лице Отдела надзорной деятельности по городу Петропавловску-Камчатскому (далее – ГУ МЧС России по Камчатскому краю; административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в сумме 200 000 руб., ссылаясь в обоснование заявления на статьи 24.1, 28.2 КоАП РФ, решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.11.2012 № А37-3049/2012, и утверждая о: неправомерном привлечении колхоза к административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или  4 статьи 20.4 КоАП РФ, так как по указанным частям статьи 20.4 КоАП РФ заявитель ранее к административной ответственности не привлекался; нарушении порядка административного производства при рассмотрении настоящего дела, поскольку протокол об административном правонарушении № 28 от 04.02.2014 является не законным и составлен не в соответствии с процессуальными нормами КоАП РФ (неправильно указана дата проведения внеплановой проверки, лица, привлеченные в качестве понятых, в протоколе указаны как свидетели), а определение об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок  не устраняет допущенных недостатки протокола; том, что выявленные при проведении внеплановой выездной проверки нарушения были незамедлительно и в полном объеме устранены заявителем.

            От ГУ МЧС России по Камчатскому краю в суд представлен отзыв, в котором административный орган, ссылаясь положения статей 1, 4, 5,  6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), части 2, 3 статьи 2.1, часть 7 статьи 4.2 КоАП РФ, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, полагая, что вина колхоза в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, доказана (постановление № 279 от 08.08.2013 о привлечении должностного лица колхоза – Тарусова С.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ), и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В данном отзыве сообщается также: что в отношении Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина с 04 по 05 февраля 2014 года проведена внеплановая выездная проверка по контролю выполнения ранее выданного предписания № 295/1/1 от 25.07.2013, в ходе которой установлено 2 нарушения требований пожарной безопасности, 04.02.2014 государственным инспектором административного органа составлен протокол № 28 об административном правонарушении юридического лица – заявителя, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, по итогам проверки также составлен акт № 70 от 05.02.2014, где отражено 21 нарушение требований пожарной безопасности; в связи с тем, что выявленные нарушения  создавали непосредственную угрозу жизни (здоровью) людей, находящихся в здании колхоза, принято решение о временном прекращении эксплуатации здания, составлен протокол о временном запрете деятельности юридического лица – колхоза, а материалы административного дела направлены в Петропавловск-Камчатский городской суд, который определением от 05.02.2014 вернул материалы дела в административный орган на доработку; административным органом вынесены: определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в протоколе № 28 от 04.02.2014, определение от 14.02.2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, оспариваемое постановление от 17.02.2014  № 28.

            В судебном заседании представитель колхоза требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель административного органа просит отказать в удовлетворении требований заявителя по доводам, изложенным в отзыве, также пояснил о том, что на данный момент, имеется решение мирового судьи, подтвердившее виновность заявителя (колхоз привлечен к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания административного органа).

Выслушав доводы представителей  лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив  в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные доказательства по делу, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, 27.01.2014 ГУ МЧС России по Камчатскому краю в лице Отдела надзорной деятельности по городу Петропавловску-Камчатскому издано распоряжение № 70 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица – Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, с целью, в том числе проверить выполнение предписания органов государственного контроля (надзора) – предписания административного органа              № 295/1/1 от 25.07.2013 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, результатом такой проверки явились составленные и вынесенное административным органом: протокол № 28 от 04.02.2014 об административном правонарушении, ответственность за которое  предусмотрена частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ («колхозом допущено повторное нарушение требований пожарной безопасности: 1. в здании второй степени огнестойкости на путях эвакуации – (лестничная клетка в цокольный этаж, на первый этаж, на второй этаж, на третий этаж (правая и левая лестничная клетка – панели МДФ) допущено применение материала с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, Д2, Т2 для отделки стен. Сертификат соответствия № С - RU.ПВ31.В.00079 – С4, В3, Д3, Т2 класс пожарной опасности  КМ5 (ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; 2. В здании второй степени огнестойкости на путях эвакуации (коридор 1-го, 2-го, цокольного этажа  - панели МДФ) допущено применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3 или  Г2, В3, Д2, Т2 – для отделки стен. Сертификат соответствия № С - RU.ПБ31.В.00079 – Г4, В3, Д3, Т2 класс пожарной опасности КТМ (ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»»); протокол от 04.02.2014  о временном запрете деятельности юридического лица – Рыболовецкого колхоза им В.И. Ленина; постановление от 17.02.2014 № 28 о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, согласно которому Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина  признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде наложения штрафа в сумме 200 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Положениями статьи 20.4 КоАП РФ определены нарушения требований пожарной безопасности и административная ответственность за допущенные нарушения, так административная ответственность в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц, предусмотрена за: нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ); нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным  и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).

Часть 5 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административного приостановление деятельности на срок до девяноста суток – за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушениям признается противоправное виновное  действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим  Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто административным органом, оспариваемое постановление № 28 от 17.02.2014 о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности вынесено по результатам проведения внеплановой выездной проверки по контролю за ранее выданным предписанием № 295/1/1 от 25.07.2013, то есть предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выданным законному представителю юридического лица Рыболовецкого колхоза  им. В.И. Ленина (направлено Тарусову С.Б. 26.07.2013 – л.д. 52), вместе с тем,  по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях  на территории административного здания Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина по адресу: город Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 40 за период с 19 по 25 июля 2013 года, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ,  привлечено  должностное лицо колхоза  - Тарусов С.Б., в виде наложения штрафа в сумме 15000 руб., доказательства привлечения юридического лица – Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина – к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 (или  частью 3) статьи 20.4 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.

Диспозиция части 5 статьи 20.4 КоАП  РФ заключается в повторном совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 настоящего Кодекса, отсюда следует, что и квалифицирующим признаком  части 5 статьи 20.4 КоАП РФ является повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем,  ГУ МЧС России по Камчатскому краю в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении не указано на  повторность совершения вменяемых административных  правонарушений, нет ссылки на ранее вынесенное в отношении колхоза постановление по делу об административном правонарушении, отсутствуют сведения о годичным сроке, предусмотренном статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность события административного правонарушения и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Довод административного органа о законности оспариваемого постановления, в связи с установлением повторности нарушения колхозом требований пожарной безопасности, со ссылкой на части 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с утверждением того, что   привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, отклоняется арбитражным судом, поскольку одновременность привлечения как физического так и юридического лица за одно и то же административное правонарушение, не является тождественным повторности  совершения административного правонарушения.     

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая, что судом установлено отсутствие правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не разрешался.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить полностью постановление  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю от 17.02.2014 № 28 о назначении Рыболовецкому колхозу                им. В.И. Ленина   административного наказания по части 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                           Е.B. Вертопрахова