ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-7691/18 от 06.03.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-7691/2018

12 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2019 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Верещако В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

федерального государственного казенного учреждения «Камчатский спасательный центр МЧС России» (ИНН 4105006293, ОГРН 1024101230119)

к

Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю
 (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793)

о признании недействительными пункта 1 предписания от 23.10.2018 № 38-22-11/12-147, пункта 9 представления от 23.10.2018 № 38-22-11/12-148

при участии:

от заявителя:                                     Пешков А.Н. – представитель по доверенности от 15.01.2019 № 1 (сроком на один год),

от административного органа:      Каплюк М.В. – представитель по доверенности от 27.12.2018 № 38-19-06/4 (сроком по 31.12.2020),

                                                              Харитонова Н.Н. – представитель по доверенности от 22.02.2019 № 38-19-06/8 (сроком по 31.12.2019).

установил:

федеральное государственное казенное учреждение «Камчатский спасательный центр МЧС России» (ИНН 4105006293, ОГРН 1024101230119) (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 представления № 38-22-11/12-148 от 23.10.2018 и пунктов 1, 2 предписания № 38-22-11/12-147 от 23.10.2018, выданных Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793) (далее – Управление).

Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему, с учетом письменных уточнений, представленных в судебном заседании 18.02.2019, а именно просил признать недействительными пункт 1 предписания от 23.10.2018 № 38-22-11/12-147, пункт 9 представления от 23.10.2018 № 38-22-11/12-148, выданных Управлением.

Представители Управления требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнение заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Приказом Управления от 07.08.2018 № 315 назначена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за 2017 год.

По результатам проверки составлен акт от 25.09.2018 в котором отражены допущенные Учреждением нарушения в финансово-бюджетной сфере в том числе, неправомерное начисление, перечисление и выдача из кассы ведущему специалисту гражданской обороны по организации закупок Гладковой И.Н., в должностные обязанности которой не входит ведение учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за непосредственное ведение такого учета в размере 49057, 12 рубля, а также не отражение на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» форменного обмундирования, специальной одежды на сумму 693 593, 78 рубля, выданного в личное пользование военнослужащим.

23.10.2018 Управлением выдано предписание № 38-22-11/12-147 со сроком исполнения – 30.11.2018, в котором в частности указано нарушение Учреждением статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оплаты труда работника казенного учреждения Гладковой И.Н., с указанием суммы ущерба                           49057, 12 рубля и обязании возместить причиненный ущерб Российской Федерации, а также представление № 38-22-11/12-148 в пункте 9 которого указано на нарушение абзаца 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта  1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ, абзацев 8,9 пункта 3, пункта 358 Инструкции № 157н, которое выразилось в отсутствие отражения в бухгалтерском учете Учреждения на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», выданной военнослужащим в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей  форменного обмундирования, специальной одежды на сумму 693 593, 78 рубля.

Не согласившись с указанными представлением и предписанием в обжалуемой части Учреждение обратилось с настоящим заявлением в суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 157, 269.2 БК РФ, пунктами 1, 4, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703, пунктами 9, 10, 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092 (далее - Правила № 1092), Федеральное казначейство и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.

Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Казенные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Согласно абзацу 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом МЧС России от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России.

К числу выплат стимулирующего характера, устанавливаемых на постоянной основе, относится надбавка работникам, непосредственно занятым ведением учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств по перечням, утверждаемым руководителем (начальником) учреждения МЧС России - от 20 до 30 процентов оклада (приложение № 3 к приказу МЧС России от 28.12.2015 № 700).

Под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011                     № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закона № 402-ФЗ)).

Как следует из материалов дела, на основании приказа Учреждения от 03.03.2015 № 44-К Гладкова И.Н. принята на должность ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок.

Согласно должностным обязанностям ведущий  специалиста гражданской обороны выполняет функции ответственного исполнителя по ведению работы в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере товаров, работ, услуг для государственных нужд: на стадии планирования закупок, на стадии определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), на стадии исполнения, изменения, расторжения контракта.

Приказом Учреждения от 09.01.2017 № 1-К с 01.01.2017 по 31.12.2017 ведущему специалисту ГО по организации закупок Гладковой И.Н. установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу работнику спасательного центра непосредственно занятому ведением учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств в размере 20 процентов должностного оклада.

Вместе с тем, представленные в материалы дела – трудовой договор от 03.03.2015 № 12, должностные обязанности ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок, положение о контрактной службе от 30.05.2014 не содержат возложение на ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок обязанностей по ведению учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств.

Доказательства, подтверждающие замещение Гладковой И.Н. в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 должностей, предусматривающих ведение учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств в материалах дела отсутствуют.

Представленные отчеты об объеме закупок за 2015, 2016, 2017 годы не свидетельствуют об обратном, поскольку выполнены Гладковой И.Н. в соответствии с её должностными обязанностями ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок.

В связи с чем, суд признал, что пункт 1 оспариваемого предписания  является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

Требование заявителя о признании недействительным пункта 9 представления от 23.10.2018 № 38-22-11/12-148 также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта согласно статье 5 Закона № 402-ФЗ являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

Частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся в частности: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта.

Согласно части 2 статьи 21 Закона № 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

В силу части 4 статьи 21 Закона № 402-ФЗ федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приложение № 1 к настоящему приказу) и Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приложение № 2 к Приказу).

Согласно пункту 10 приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.

Пунктом 385 Инструкции № 157н предусмотрено, что на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» учитывается форменное обмундирование, специальная одежда и иное имущество, выданное учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей. Данное имущество учитывается на указанном счете в целях обеспечения контроля над его сохранностью, целевым использованием и движением.

Пунктом 99 Приложения № 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н к материальным запасам отнесены в том числе следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы: специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях.

Понятие вещевого имущество дано в пункте 4 Правил обеспечения вещевым имуществом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.06.2006                № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» под которым понимаются  предметы военной формы одежды, знаки различия, белье, постельное белье и постельные принадлежности, специальное и санитарно-хозяйственное имущество, палатки, брезенты, мягкие контейнеры, спортивное и альпинистское имущество, ткани и материалы для изготовления вещевого имущества, расходные материалы.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем то обстоятельство, что Учреждением не учитывалось на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» форменное обмундирование и специальная одежда, выданные военнослужащим в личное пользование для выполнения ими служебных  (должностных) обязанностей.

Необходимость отражения на указанном счете вещевого имущества личного пользования прямо предусмотрена пунктом 385 Инструкции № 157н, которая устанавливает обязательные общие требования к отражению в учете фактов хозяйственной жизни на счетах Единого плана счетов, а также общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

При этом статус лица (сотрудник, работник, военнослужащий), которому выданы материальные ценности во владение и безвозмездное пользование до истечения срока носки, не имеет правового значения для ведения такого учета.

            На основании изложенного суд признал, что оспариваемые предписание и представление соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответственно не нарушают прав и законных интересов заявителя.

            При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых представления и предписания недействительными, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Вопрос о распределении судебных расходов по госпошлине судом не разрешался, поскольку лица, участвующие в деле, освобождены от её уплаты.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                 А.А. Копылова