ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-773/13 от 06.05.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-773/2013

06 мая 2013 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 21.02.2013 № 15-08 о привлечении к административной ответственности

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее – административный орган, Инспекция) от 21.02.2013 № 15-08, в соответствии с которым предприниматель привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Из заявления следует, что несоответствие номера контрольно-кассовой техники, применяемой в платежном терминале, и фактического адреса расположения платежного терминала, произошло по причине ошибки сотрудника, который снимал контрольно-кассовую технику и возил её на обслуживание по продлению фискальной памяти в центр кассового обслуживания «Кассмастер» в город Петропавловск-Камчатский. Не имея опыта данного вида обслуживания, сотрудник перепутал местами аппараты после обслуживания, что явилось поводом для вынесения оспариваемого постановления.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству арбитражный суд установил, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ.

В установленный определением суда срок Инспекция направила в арбитражный суд материалы дела об административном правонарушении в отношении ИП Коптя Е.Н. и отзыв на заявление, в соответствии с которым заявленные требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

При таких обстоятельствах суд признал возможным в соответствии со статьёй 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, 21.02.2013 в 12 часов 00 минут на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 20.02.2013 № 022 в отношении предпринимателя проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, законодательства Российской Федерации о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, в ходе которой установлено, что в продуктовом магазине, расположенном по адресу пр. Победы, 7А, с. Мильково, Камчатского края, находится платёжный терминал самообслуживания, в который встроена и применяется при оплате услуг (сотовой связи, Интернета и других услуг) контрольно-кассовая техника (далее – КТТ) «Pay VKP-80K» заводской № 0170460, принадлежащая заявителю.

Согласно регистрационной карточке от 19.04.2011 № 6453, выданной налоговым органом, ККТ зарегистрирована ИП ФИО1 по адресу установки: ул. Томская, 14, с. Мильково, Камчатского края. По состоянию на 21.02.2013 уведомление об изменении адреса места установки платежного терминала в Инспекцию не поступало.

21.02.2013 должностным лицом Инспекции в присутствии двух понятых составлен протокол осмотра платежного терминала № 15-35. Результаты проверки зафиксированы в акте от 21.02.2013 № 003453 ККТ.

По факту нарушения пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» 21.02.2013 административным органом в отношении предпринимателя в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении от 21.02.2013 № 15-08 КТТ.

Согласно отобранным при составлении вышеуказанного протокола объяснениям Коптя Е.Н., несоответствие адресов регистрации ККТ, входящих в состав платежных терминалов, возникло в результате ошибки при техническом обслуживании в центре кассового обслуживания «Кассмастер».

27.02.2013 вынесено постановление № 15-08 о признании ИП Коптя Е.Н. виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ суд при рассмотрении дела об оспа­ривании решения административного органа о привлечении к административной ответст­венности в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к администра­тивной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, что закреплено частью 4 статьи 210 АПК РФ.

Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники (часть 3 статьи 6 Закона № 103-ФЗ).

Частью 5 статьи 6 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения адреса места установки платежного терминала, платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются доказательствами по делу об административном правонарушении, которыми признаются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Статья 1.5 КоАП РФ закрепляет принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанное лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном этим же Кодексом.

С целью выяснения обстоятельств, указанных в статье 26.1 КоАП РФ, и решения вопроса о составлении необходимых процессуальных документов, а именно протокола по делу об административном правонарушении, вынесения постановления по делу и иных документов, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны установить доказательства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, только при выяснении всех обстоятельств по делу об административном правонарушении, наличии доказательств, имеющих значение по делу, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 21.02.2013 № 15-08 ККТ и текста оспариваемого постановления, вменяемое предпринимателю в вину нарушение пункта 5 статьи 6 Федерального закона № 103-ФЗ выразилось в ненаправлении в налоговый орган уведомления об изменении места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 2, части 1 статьи 6 Федерального закона № 103-ФЗ платежным терминалом является устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента; платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проводилась проверка платежного терминала, расположенного по адресу: <...>.

Согласно прилагаемому к материалам дела об административном правонарушении кассовому чеку от 21.02.2013 № 781581 года, принадлежащий предпринимателю платежный терминал № 52, с помощью которого производились расчеты на сумму 50 рублей, также установлен по адресу: <...>.

Из содержания вышеназванного кассового чека следует, что в составе платежного терминала содержится ККТ № 0170460. При этом согласно карточке регистрации контрольно-касссовой техники № 6453, ККТ «Pay VKP-80K» с заводским номером 0170460, зарегистрирована по адресу: <...>.

Судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Камчатского края находятся дела № А24-774/2013 и № А24-775/2013 по заявлениям индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными и отмене постановлений налогового органа по делам об административных правонарушениях от 27.02.2013 № 15-07 и № 15-06 соответственно.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 27.02.2013 № 15-07 следует, что в магазине № 9, расположенном в <...>, находится терминал самообслуживания, в который встроена и применяется при оплате услуг (сотовой связи, Интернета и других услуг) ККТ «Pay VKP-80K» заводской № 0170454, принадлежащая заявителю. Согласно регистрационной карточке ККТ от 19.04.2011 № 6454 указанная ККТ зарегистрирована предпринимателем с адресом установки: <...>.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 27.02.2013 № 15-06 следует, что в магазине № 8, расположенном в с. Мильково Камчатского края по ул. Томская, 14, находится терминал самообслуживания, в который встроена и применяется при оплате услуг (сотовой связи, Интернета и других услуг) ККТ «Pay VKP-80K» заводской № 0170448, принадлежащая заявителю. Согласно регистрационной карточке КТТ от 19.04.2011 № 6455 ККТ зарегистрирована предпринимателем с адресом установки: <...>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несоответствие адреса регистрации ККТ (<...>) с адресом платежного терминала, в состав которого на момент проверки входила данная ККТ (<...>) вызвано ошибкой места установки ККТ после её технического обслуживания в центре кассового обслуживания «Кассмастер».

Данный вывод суда с очевидностью следует из содержания постановлений по делам об административных правонарушениях от 27.02.2013 №№ 15-06, 15-07, 15-08 и подтверждается письменными объяснениями предпринимателя от 21.02.2013 и не опровергается административным органом.

Суд полагает, что ошибочная установка предпринимателем ККТ после её технического обслуживания в состав платежного терминала, при отсутствии изменения адреса установки самого платежного терминала, не является в рассматриваемом случае нарушением части 5 статьи 6 Закона № 103-ФЗ.

Поскольку сведений о нарушениях иных положений Закона № 103-ФЗ, допущенных предпринимателем при эксплуатации платежного терминала, расположенного по адресу: <...>, материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения.

Согласно положениям части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание вывод суда об отсутствии события вмененного предпринимателю административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление надлежит признать незаконным и отменить полностью.

Ссылка налогового орана на отмену оспариваемого постановления решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 22.03.2013 № 05-20/02179 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с частью 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

При таких обстоятельствах Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, рассматривая 22.03.2013 протест заместителя прокурора Елизовской городской прокуратуры на постановление административного органа от 27.02.2013 № 15-08, обязано было передать названный протест на рассмотрение арбитражного суда.

Кроме того, арбитражный суд учитывает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушало права и интересы заявителя с момента его издания, поэтому то обстоятельство, что оно впоследствии отменено вышестоящим органом, не является основанием для отказа в удовлетворении требований предпринимателя.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю от 27.02.2013 № 15-08 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья К.Ю. Иванушкина