ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-7805/19 от 20.02.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-7805/2019

27 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Сергеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными предписания от 06.08.2019  № 38-24-11/12-15, представления от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14

при участии:

от заявителя:

ФИО1 - генеральный директор (приказ от 01.08.2016 № 36/Т), ФИО2 - представитель по доверенности от 15.04.2019 № юр/1012 (сроком до 31.12.2020), диплом от 07.06.2010 № 2032,

от заинтересованного лица:                                                              

ФИО3 – представитель по доверенности от 27.12.2018 № 38-19-06/3 (сроком до 31.12.2010), диплом от 09.07.2002 № 935

установил:

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки»                          (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, ФКП «Аэропорты Камчатки», Предприятие) обратилось в суд с заявлениями о признании недействительными предписания Управления федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – УФК по Камчатскому краю) от 06.08.2019  № 38-24-11/12-15 и представления УФК по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14.

Указанные заявления приняты к производству суда и возбуждены производства по делам № А24-7805/2019 и № А24-7806/2019, о чем вынесены соответствующие определения.

Определением суда от 14.01.2020 указанные дела объединены в одно производство, с присвоением делу единого номера А24-7805/2019.

Представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель УФК по Камчатскому краю возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Приказом УФК по Камчатскому краю от 18.04.2019 № 172 в отношении ФКП «Аэропорты Камчатки» назначено проведении выездной проверки осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности в рамках мероприятий подпрограмм «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание», «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» и ведомственного проекта «Развитие инфраструктуры воздушного транспорта» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», а также федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и байкальского региона», за 2016-2018 годы.

По результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 19.06.2019, согласно которому УФК по Камчатскому краю установлены следующие нарушения: 1. Неправомерное использование Предприятием бюджетных средств на сумму 1 409 610, 72 рубля, выразившееся в оплате ООО «ТрансСервис» за выполненные работы по государственному контракту от 08.08.2017 № 95/17 по завышенной стоимости, в связи с необоснованным применением коэффициента на стесненность (К=1,15); 2. Нарушение ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, составления и предоставления бухгалтерской (бюджетной) отчетности на сумму 837 901 633, 43 рубля.

В акте проверки от 19.06.2019 УФК по Камчатскому краю по первому нарушению указало следующее.

В 2017 году путем проведения открытого конкурса с ограниченнымучастием размещен заказ на право заключения государственного контракта на строительство аэропорта Оссора, Камчатский край (закупка 3810000417000037). Начальная (максимальная) цена контракта по государственному заказу на строительство аэропорта Оссора, Камчатский край, определена в сумме 67 067 645,34 рубля проектно-сметным методом на основании утвержденной Заказчиком сметной документации (в составе проекта), составленной в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

По результатам проведенного открытого конкурса с ограниченным участием, в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 26.07.2017 № ПРЕ1 для закупки  № 053810000417000037, с победителем конкурса - ООО «ТрансСервис» (единственный участник закупки, прошедший предквалификационный отбор, единственная заявка которого признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и конкурсной документации) заключен государственный контракт от 08.08.2017 № 95/17 на строительство аэропорта Оссора, Камчатский край, в сумме 638 000 000 рублей (в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и по предложенной в заявке на участие в конкурсе цене). В соответствии с Порядком согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189, заключение данного государственного контракта с единственным подрядчиком согласовано с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 03.08.2017 № 2442/06.

Сметная документация, в составе проектной документации по объекту «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край», разработана в 2014 году генеральным проектировщиком ООО «Сибаэроинж-Проект».

Хабаровским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» проведена проверка сметной документации на строительство аэропорта Оссора, Камчатский край на достоверность определения сметной стоимости строительства, о чем выдано положительное заключение государственной экспертизы от 17.12.2014            № 302-14ХГЭ-1658/02.

Стоимость выполненных работ согласно актам формы КС-2 определена в соответствии с Ведомостями объемов и стоимости работ по объекту: «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край» по укрупненным расценкам, которые определены на основании локальных сметных расчетов с применением коэффициентов, предусмотренных Сводными сметными расчетами стоимости строительства по данному объекту, с использованием индексов изменения сметных цен на 4 квартал 2014 года и на 1 квартал 2017 годы (для Камчатского края), доведенных письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.11.2014 № 25374-ЮР/08 и от 20.03.2017    № 8802-ХМ/09, соответственно. В период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года по актам формы КС-2: от 24.10.2017 № 1, от 24.11.2017 № 2, от 24.10.2017               № 3, от 24.06.2018 № 5, от 03.08.2018 № 7, от 14.09.2018 № 9 Предприятием в рамках реализации Государственного контракта от 08.08.2017 № 95/17 приняты к оплате: работы подготовительного этапа, земляные работы ИВПП, работы по устройству аэродромной одежды ИВПП и перрона, укрепленным участкам летного поля, фунтовым обочинам перрона и мест стоянок воздушных судов, производство которых предусматривалось проектом «в окна» с применением в локальных сметных расчетах и в Ведомости объемов и стоимостей работ (Приложение №1 к государственному контракту от 08.08.2017 № 95/17) коэффициента стесненности   К = 1,15 к основной заработной плате, эксплуатации машин и механизмов (в том числе к заработной плате механизаторов), а также к величине нормативной трудоемкости работ.

Применение коэффициента стесненности К = 1,15 к значительной части             (~ 30%) строительно-монтажных работ обосновано положениями разделов 1.6 и 1.7 проекта организации строительства (ГК 289/14- ПОС1. Текстовая часть; листы 4 и 5 Графическая часть - Распределение работ по строительным сезонам; Схема производства работ в действующем аэропорту). Предприятие своим письмом от 16.07.2014г. № 19/86 ПСД согласовало предложенный проектной организацией вариант последовательности производства работ в условиях действующего аэропорта.

Разделами 1.6 и 1.7. Проекта организации строительства (далее – ПОС) предусмотрены особенности проведения работ в условиях действующего предприятия, проведена оценка влияния стеснённости на производство работ и разработаны организационно-технологическая схемы и последовательности производства работ, а именно:

в состав работ Iстроительного сезонавходят следующие работы:

- вырубка густого кустарника и мелколесья (в границах ЛП);

- демонтаж существующих покрытий ИВПП от ПК10+34.14 до ПК15+87.28, РД-2, вертолётных площадок;

-демонтаж существующего ограждения аэродрома;

-устройство проектируемого ограждения аэродрома.

-реконструкция ИВПП и планировка соответствующих грунтовых частей ЛП;

-реконструкция участка перрона;

-инженерное обеспечение (заземляющие устройства) реконструируемого участка перрона;

-установка ССООМИ с МКП0С.-15°;

-строительство патрульной автодороги (кроме устройства покрытия).

Все строительные работы на участке ИВПП от ПК10+34.14 до ПК15+87.28 и на прилегающих грунтовых частях в пределах лётной полосы выполняются в свободное от производства полётов время. График производства работ должен быть согласован с администрацией авиапредприятия. Полёты выполняются на участке ИВГШ ПК0-ПК9+13.89. Участок ИВПП от ПК9+13.89 - ПК 10+34,14 является зоной безопасности, в пределах которой недопустимо маневрирование ВС и строительной техники. В тот же период времени необходимо выполнить строительные работы на участке перрона от границы РД-1 до левой кромки перрона, который до окончания реконструкции лётного поля будет служить временной посадочной площадкой для вертолётов Ми-8.

В состав работ II строительного сезонавходят следующие работы:

-демонтаж существующих покрытий ИВПП от ПКО до ПК 10+34.14, РД-1, перрона;

-реконструкция ИВПП и планировка соответствующих грунтовых частей ЛП («Схема производства работ в действующем аэропорту»);

-реконструкция РД;

-устройство трубно-кабельных переходов;

-реконструкция перрона;

-инженерное обеспечение (заземляющие устройства) перрона;

-строительство водосточной сети перрона;

-строительство очистных сооружений поверхностных стоков;

-строительство ЦЗС и топливопровода;

-устройство покрытия патрульной автодороги;

-установка ССООМИ с МКП0С-195°;

-устройство площадки и установка БКТПБ, ДГУ-1, ДГУ-2;

-реконструкция системы электроснабжения аэропорта.

Далее полёты самолётами не выполняются до окончания строительства. Грузопассажирские перевозки выполняются вертолётами Ми-8.

Проект организации строительства ГК-289/14-ПОС1.ТЧ обосновывает применение коэффициента К=1.15 к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию строительных машин при производстве работ «в окна», в стеснённых условиях на территории действующего предприятия (аэропорта), имеющего разветвлённую сеть транспортных и инженерных коммуникаций для работ 1 строительного сезона, выполняемых на захватке «ПК 10+34.14 ПК 15+87.28» .

В соответствии с условиями заключенного государственного контракта от 08.08.2017 № 95/17 и положениями СП48.13330-2011 «Организация строительства», Генеральными подрядчиками разработаны проекты производства работ полного состава (ППР), в том числе производство работ в условиях действующего аэропорта, на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту. Решения, принятые ППР в части производства работ в стесненных условиях действующего аэропорта, соответствуют решениям, принятым в проекте организации строительства.

Работы по разборке существующей ИВПП от ПК 10+34.14 и далее по направлению к ПК00 фактически начаты 13.05.2016, выполнены и приняты к оплате Предприятием по актам формы КС-2 в 2016 году, при реализации предыдущего Государственного контракта от 11.08.2015 №142/15. При этом работы на захватке «ПК10+34.14 ПК15+87.28», согласно требованиям ПОС, не завершены.

По мнению УФК по Камчатскому краю начало производства демонтажных работ на участке ИВПП от ПК 10+34.14 до ПК00 сразу же исключило возможность приема и отправки самолетов из аэропорта Оссора, за исключением вертолетов.

В связи с чем УФК по Камчатскому краю сделан вывод о том, что фактическое выполнение любых строительных работ на участке летного поля ПК 10+34.14 до ПК00 переводит все выполняемые в дальнейшие периоды работы по объекту, согласно положениям ПОС, из статуса «работы в окно» в статус «работы без регламента» и исключает основания для применения коэффициента стесненности К = 1,15. Тем не менее, в 2017 году «работы в окно» включены в сметную документацию и в «Ведомость объемов и стоимостей работ» при заключении Государственного контракта от 08.08.2017 № 95/17.

УФК по Камчатскому краю сделан вывод о том, что в период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года Предприятием необоснованно приняты к учету работы «в окно» с учетом коэффициента стесненности К=1,15 фактически выполненные как работы «без регламента» на общую сумму 1 194 585 рублей 36 копеек без учета НДС (с учетом НДС 18% - 1 409 610 рублей 72 копейки), что привело к неправомерному использованию бюджетных средств в указанном размере.

По второму нарушению, отраженному в акте проверки, УФК по Камчатскому краю признало, что в нарушение части 1 статей 10, 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 167 Инструкции 191н дебиторская задолженность в общей сумме 268 717 884 рубля (по государственному контракту от 26.08.2015              № 387/15 в сумме 10 020 000 рублей, по государственному контракту от 11.08.2015 № 142/15 в сумме 258 697 843 рубля), числящаяся по состоянию на 01.01.2017 на счете 1.206.31.000 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов», не отражена как просроченная дебиторская задолженность на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», в связи с не исполнением данной задолженности при наступлении даты ее исполнения (срок исполнения государственного контракта № 387/15 установлен на 30.12.2016, срок исполнения государственного контракта № 142/15 установлен на 30.12.2016), а именно не отражен факт установленного ущерба в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам № 5 (форма 0504071) за 2017 год.

В нарушение части 1 статей 10, 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 220 Инструкции 157н дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019 по невозвращенному авансу в сумме 4 769 440 рублей 19 копеек по государственному контракту № 387/15 отражена на счете 1 206 31 000 - «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов» (следовало отразить на счете 1 209 30 000 - «Расчеты по компенсации затрат»), факт установленного ущерба не отражен в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам № 5 (форма 0504071) за 2017-2018 год. Кроме того, по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019 не отражена задолженность по начисленной пени к взысканию по решению Арбитражного суда Камчатского края от 06.09.2018 в сумме 1 975 195 рублей 16 копеек по государственному контракту от 26.08.2015 № 387/15 (которую следовало отразить на счете 1 209 40 000 - «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»).

Вышеуказанные нарушения, по мнению УФК по Камчатскому краю, привели к искажению бюджетной отчетности, в разделе II «Финансовые активы» Баланса (форма по ОКУД 0503130): на 01.01.2017 цифровое значение показателя по строке 320 счету 020900000 «Расчеты по ущербам и иным доходам» графам 3 и 5 «на начало года» искажено (занижено) на сумму 270 693 079 рублей 16 копеек (100%), по строке 320 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» искажено (занижено) на сумму 1 975 195 рублей 16 копеек (100%); по строке 260 счету 020600000 «Расчеты по выданным авансам» графам 3 и 5 «на начало года» искажено (завышено) на сумму 268 717 884 рубля (100%), по строке 260 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» искажено (завышено) на сумму 268 717 884 рубля (100%); на 01.01.2018 цифровое значение показателя по строке 320 счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» графам 3 и 5 «на начало года» искажено (занижено) на сумму 6 744 635 рублей 35 копеек (100%), по строке 320 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» искажено (занижено) на сумму 6 744 635 рублей 35 копеек (100 %); по строке 260 счету 020600000 «Расчеты по выданным авансам» графам 3 и 5 «на начало года» искажено (завышено) на сумму 4 769 440 рублей 19 копеек (1,77%), по строке 260 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» искажено (завышено) на сумму 4 769 440 рублей 19 копеек (2,43%); на 01.01.2019 цифровое значение показателя по строке 250 счету 020900000 «Дебиторская задолженность по доходам» графам 3 и 5 «на начало года» искажено (занижено) на сумму 6 744 635 рублей 35 копеек (100%), по строке 250 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» искажено (занижено) на сумму 6 744 635 рублей 35 копеек (24,18%); по строке 260 счету 020600000 «Дебиторская задолженность по выплатам» графам 3 и 5 «на начало года» искажено (завышено) на сумму 4 769 440 рублей 3 9 копеек (2,43%), по строке 260 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» искажено (завышено) на сумму 4 769 440 рублей 19 копеек (2,43%).

06.08.2019 УФК по Камчатскому краю вынесено представление № 38-24-11/12-14 в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, с требованием рассмотреть Предприятием информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и принять меры по устранению причин и условий их совершения, проинформировав о результатах исполнения Представления до 01.11.2019.

В предписании от 06.08.2019 № 38-27-11/12-15 УФК по Камчатскому краю обязало Предприятие возместить в доход федерального бюджета денежные средства в сумме 1 409 610, 72 рубля, использованные неправомерно на оплату за выполненные работы по завышенной стоимости, в связи с необоснованным применением коэффициента на стесненность (К=1,15) ООО «ТрансСервис» по государственному контракту от 08.08.2017 № 95/17.

Не согласившись с указанными представлением и предписанием Предприятие обратилось с настоящим заявлением в суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 157, 269.2 БК РФ, пунктами 1, 4, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703, пунктами 9, 10, 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, Федеральное казначейство и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
            Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Исходя из части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Частью 1 статьи 29 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В развитие положений статьи 48 ГрК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение № 87).

Согласно указанному Положению проектная документация на объекты капитального строительства состоит, в том числе из раздела «Проект организации строительства».

В абзаце 2 пункта 7 раздела I Положения содержится правило о том, что разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27 (1) - 31, 38 и 42 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 23 Положения раздел 6 «Проект организации строительства» проектной документации должен содержать в текстовой части, в том числе, описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов производственного назначения.

Согласно пункту 3.9 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (вместе с МДС 81-35.2004) основанием для определения сметной стоимости строительства, среди прочих оснований, является проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства.

Таким образом, смета должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, объемы строительных и монтажных работ, отраженные в сметах, должны соответствовать соответствующим объемам строительно-монтажных работ, отраженных в проекте.

В соответствии с пунктом 4.6 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее – МДС 81-35.2004), при составлении локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы. Коэффициенты, учитывающие условия производства работ и усложняющие факторы, приведены в приложении  № 1 к Методике.

В пункте 7 таблицы № 1 Приложения 1 МДС 81-35.2004 установлен поправочный коэффициент к условиям производства работ «Строительство новых объектов в стесненных условиях: на территориях действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов» К = 1,15 к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию строительных машин.

Как следует из материалов дела, 08.08.2017 между Федеральным агентством воздушного транспорта (Государственный заказчик по контракту) в лице генерального директора ФГУП «Аэропорты Камчатки», действующего на основании соглашения о передаче полномочий с Федеральным агентством воздушного транспорта от 15.05.2017 № с-87-14 и Обществои с ограниченной ответственностью «ТрансСервис» (Подрядчик по контракту) заключен государственный контракт № 95/17 на строительство аэропорта Оссора, Камчатский край (далее – Контракт).

Согласно статье 2 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в соответствии с проектной документацией по Объекту «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край» выполнить строительные, монтажные и другие неразрывно связанные с объектом работы, перечень, объемы и сроки которых определяются в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Контракту, и передать их Заказчику в установленном Контрактом порядке.

В статье 1 Контракта даны определения, употребляемых в данном Контракте терминов. Так, Объектом является «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край»; под проектной документацией понимается документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), определяющая функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения для обеспечения реализации Объекта, его элементов, и том числе техническое задание на разработку Рабочей документации, технические условия, а также другая документация, необходимая для выполнения Работ и технической эксплуатации Объекта, разработанная о соответствии с правилами и нормами, установленными в Российской Федерации; под рабочей документацией понимается техническая документация, разработанная в строгом соответствии с утвержденной Проектной документацией, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», в целях выполнения архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в Проектной документации и состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Пунктом 4.1 Контракта предусмотрено, что Заказчик в течение 12 рабочих дней с даты заключения Контракта по Акту приемки-передачи передает Подрядчику два экземпляра подрядной документации, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» и утвержденной Заказчиком.

В случае выявления Подрядчиком противоречий, пропусков или расхождений в Проектной документации, Подрядчик обязан уведомить об этом Заказчика в письменной форме и согласовать с ним выявленные расхождения (пункт 4.4 Контракта).

 Пунктом 4.5 Контракта установлено, что в случае выявления необходимости корректировки проектной документации с последующим повторным получением заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», Подрядчик за свой счет выполняет данную корректировку без изменений сроков строительства и финансов.

Цена Контракта, согласно пункту 12.1, составляет 638 000 000,00 (шестьсот тридцать восемь миллионов) рублей 00 копеек, в том числе НДС в размере 97 322 033,90 рубля.

Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок действия
Контракта, и не подлежит изменению в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных пунктом 12.13 настоящей статьи Контракта (пункт 12.2).

Пунктом 12.13 Контракта предусмотрены следующие случае изменения цены Контракта: снижение цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом количества, качества материалов, оборудования и/или объема, качества работ и иных условий Контракта (пункт 12.13.1); увеличение или уменьшение предусмотренных Контрактом количества материалов, оборудования, объема Работ не более чем на десять процентов. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально измененному количеству материалов и/или оборудования, объему работы, исходя из установленной в Контракте цены единицы материала и/или оборудования, работ, но не более чем на десять процентов цены Контракта. Цена единицы дополнительного оборудования и/или материала или цена единицы оборудования и/или материала при уменьшении предусмотренного Контрактом количества оборудовании и/или материала должна определяться как частное от деления первоначальной цены Контракта на предусмотренное в Контракте количество такого оборудования и/или материала (пункт 12.13.2); в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств. При этом Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) объема работы предусмотренной Контрактом (пункт 12.13.3 Контракта); в иных случаях, установленных Законом о федеральной контрактной системе (пункт 12.13.4).

Обязанности подрядчика установлены статьей 13 Контракта, в частности подпункт 13.1.2 предусматривает выполнение работ в соответствии с Проектной и Рабочей документации, стандартами, строительными нормами и правилами производства работ, действующими на территории Российской Федерации, и сдачу работ по акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.

К обязанностям Заказчика статьей 14 Контракта отнесены следующие: в течение 14 дней со дня подписании Контракта передать Подрядчику строительную площадку, пригодную для производства работ, размещения временных зданий и сооружений (пункт 14.1.1); оказывать содействие Подрядчику в получении пропусков на территорию в зону аэродрома для Персонала Подрядчика и строительной техники (14.1.2); получить от эксплуатирующей организации и предоставить Подрядчику технические условия на инженерные сети с указанием точек подключения инженерных коммуникаций на территории аэропорта (пункт 14.1.3).

Приложением № 1 к контракту является ведомость объемов и стоимости работ по Объекту «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край». Указанной ведомостью предусмотрено выполнение работ «в окна» и работ «без регламента».

Из раздела 6 проектной документации строительства аэропорта Оссора, Камчатский край, разработанной «Сибаэроинж-Проект» (далее – ПОС ГК-289/14-ПОС1), следует, что реконструкция выполняется в стесненных условиях действующего аэропорта, без прекращения производства полётов. Полёты выполняются на участке ИВПП ПК0 ПК9+13.89. Участок ИВПП от ПК9+13.89 ПК10+34,14 является зоной безопасности, в пределах которой недопустимо маневрирование ВС и строительной техники. В этот же период времени необходимо выполнить строительные работы на участке перрона до границы РД-1 до левой кромке перрона, которой до окончания реконструкции летного поля будет служить временной посадочной площадкой для вертолётов Ми-8. Далее полёты самолетами не выполняются до окончания строительства. Грузопассажирские перевозки выполняются вертолётами Ми-8. Взлет, посадка (по-вертолётному) и обслуживание осуществляются на временной посадочной площадке.

Раздел 1.6.2 проектной документации обосновывает применение коэффициента К=1.15 к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию строительных машин при производстве работ в стеснённых условиях на территории действующего предприятия (аэропорта), имеющего разветвлённую сеть транспортных и инженерных коммуникаций.

В проектной документации приведены перечень и объемы работ, выполняемые в стесненных условиях.

Соответствие проектной документации «Строительство аэропорта Оссора, Камчатский край» результатам инженерных изысканий и установленным требованиями, а также достоверность определения сметной стоимости объекта капитального строительства по указанной проектной документации подтверждается положительными заключениями ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 302-14/ХГЭ-1658/04, № 250-14/ХГЭ-1658/02.

УФК по Камчатскому краю полагает, что  в период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года  Предприятием необоснованно приняты к учету работы «в окно» с учетом коэффициента стесненности, поскольку в указанны период времени полёты самолетами не выполнялись.

Вместе с тем, из раздела 6  ПОС ГК-289/14-ПОС1 не усматривается, что применение указанного коэффициента ставится только в зависимость от выполнения полетов самолетами.

В качестве стесненных  условий в разделе 6 ПОС ГК-289/14-ПОС1 указаны выполнение реконструкции без прекращения производства полётов, в том числе вертолетами Ми-8, а также на территории действующего аэропорта, имеющего разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций.

Выполнение полётов в спорный период времени подтверждается справкой Предприятия от 18.02.2020 № 0522, с приложением документов по форме «С», оформленных в аэропорту Оссора, в соответствии с которой за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года в аэропорту Оссора совершено 750 взлёт-посадок воздушных судов.

Таким образом материалами дела подтверждается выполнение работ в стесненных условиях действующего аэропорта, вследствие чего применение коэффициента 1,15 не противоречит ПОС ГК-289/14-ПОС1 и положениям пункта 7 таблицы № 1 Приложения 1 МДС 81-35.2004.

На основании изложенного, суд признал, что вывод УФК по Камчатскому краю о том, что Предприятием неправомерно оплачено за выполненные работы по завышенной стоимости, в связи с необоснованным применением коэффициента на стесненность (К=1,15), ООО «ТрансСервис» по государственному контракту от 08.08.2017 № 95/17 в сумме 1 409 610, 72 рубля за счет средств федерального бюджета, не подтверждается материалами дела и действующими нормативными положениями. Следовательно, возложение на Предприятие обязанности по возмещению в доход федерального бюджета оплаты соответствующих работ не может быть признано законным и обоснованным.

В связи с чем, требование заявителя о признании недействительным предписания от 06.08.2019 № 38-24-11/12-15 и пункта 1 представления от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14 подлежит удовлетворению.

Суд также удовлетворяет требования заявителя о признании недействительными пункта 2 в части указания нарушений в денежном выражении в размере  270 693 079, 20  рубля, пункта 3 в части указания нарушения в денежном выражении в размере 268 717 884 рубля, пункта 4 представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14 по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 06.12.2011             № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) фактом хозяйственной жизни является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В силу части 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Частью 1 статьи 10  Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ).

Приказом Минфина России № 52н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 157н) среди регистров бухгалтерского учета, применяемых бюджетными учреждениями, поименован журнал операций расчетов с дебиторами по доходам.

Согласно пункту 223 Приказа № 157н  в указанном журнале осуществляется отражение операций по счету 0 209 00 000.

Данный счет, в силу пункта 220 Приказа № 157н, предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н (далее – Инструкция                 № 191н).

В соответствии с пунктом 11 Инструкции № 191н, в состав бюджетной отчетности включаются для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Пунктом 13 Инструкции № 191н установлено, что в Балансе формы 0503130 в графах «на конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

В графах «на начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «на конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом изменений показателей вступительного баланса, отраженных в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (пункт 14 Инструкции № 191н)

Согласно пункту 15 Инструкции № 191н в  графах «на конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Пунктом 18 Инструкции № 191н установлено, что в разделе «Обязательства» отражаются остатки кредиторской задолженности получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора доходов бюджетов по счетам бюджетного учета, в том числе по строке  515 - сумма остатков по счетам 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Указанной инструкцией также утверждена форма Отчета (ф. 0503169). Согласно пункту 167 Инструкции № 191н в графах 4, 11, 13 отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, на конец года аналогичного отчетного периода  прошлого финансового года соответственно.

Неисполненная дебиторская (кредиторская) задолженность при наступлении даты ее исполнения считается просроченной задолженностью.

Как видно из материалов дела, спор относительно искажения в бухгалтерской отчетности, в частности  в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам за 2017-2018 годы, по строкам 320, 260 Баланса (форма 0503130) по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018 касается следующих сумм: 10 020 000 рублей (оплаченный аванс по государственному контракту от 26.08.2015 № 387/15); 258 697 884 рубля (оплаченный аванс в 2015 году по государственному контракту от 11.08.2015 № 142/15); 1 975 195, 16 рубля (задолженность по пени, взысканной решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.09.2019 по делу № А24-2003/2016).

По пункту 2 оспариваемого представления заявитель не оспаривает нарушение ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в части отражения на счете 1 206 31 000 и в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам суммы невозвращенного аванса – 4 769 440, 19 рубля; по пункту 3 в части не оспаривает искажение показателей по строке 320 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» Баланса (форма 0503130) на сумму 1 975 195,16 рубля.

Представитель УФК по Камчатскому краю в судебном заседании пояснил, что по пункту 3 оспариваемого представления сумма нарушений составляет 270 693 079, 16 рубля (1 975 195,16 рубля+10 020 000 рублей+258 697 884 рубля); по пункту 4 Предприятием искажены показатели по строке 320 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» на сумму 268 717 884 рубля (10 020 000 рублей+258 697 884 рубля), по графам 3 и 5 строки 260 Баланса на 01.01.2017 нарушений Предприятием не допущено.

По мнению УФК по Камчатскому краю дебиторская задолженность в общей сумме 268 717 843 рубля (по государственному контракту от 26.08.2015 № 387/15 в сумме 10 020 000 рублей, по государственному контракту от 11.08.2015 № 142/15 в сумме 258 697 843 рубля), является просроченной по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, в связи с не исполнением данной задолженности при наступлении даты ее исполнения (срок исполнения государственного контракта № 387/15 установлен на 30.12.2016, срок исполнения государственного контракта № 142/15 установлен на 30.12.2016).

Вместе с тем, как видно из условий вышеуказанных государственных контрактов они вступают в силу с момента заключения Сторонами и действуют до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, за исключением случаев, когда договором или законом предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по данному договору.

Положения спорных государственных контрактов не содержат указания на то, что окончание срока действия контрактов влечет прекращение обязательств сторон.

Исходя из положений пункта 167 Инструкции № 191н, просроченной является неисполненная задолженность, которая возникает со следующего дня после момента окончания срока исполнения договора.

Согласно пояснениям Предприятия, которые не опровергнуты УФК по Камчатскому краю, государственные контракты расторгнуты с подрядчиками 20.01.2017.

Платежным поручением от 09.02.2017 № 1763 Предприятию возвращена по государственному контракту от 11.08.2015 № 142/15 сумма аванса в размере 5 250 559,81 рубля, платежным поручением от 30.01.2017 возвращена сумма аванса в размере 258 678 884 рубля.

В связи с чем, довод заявителя о том, что просроченной в 2017 году является дебиторская задолженность в размере 4 769 440, 19 рубля по государственному контракту от 26.08.2015 № 387/15 (10 020 000 рублей – 5 250 559,81 рубля), которая подлежала отражению в балансе по состоянию на 01.01.2018, суд признал правильным.

Суд также принимает довод заявителя о том, что датой исполнения задолженности в размере 1 975 195,16 рубля считается дата вступления решения Арбитражного суда Камчатского края от 12.09.2019 по делу № А24-2003/2016 в законную силу, а именно 13.10.2016, поскольку такой вывод согласуется с положениями пункта 167 Инструкции № 191н.

При таких обстоятельствах суд принимает довод заявителя о том, что в пункте 2 оспариваемого представления нарушение в денежном выражении составляет 4 769 440, 19 рубля, в пункте 3 представления нарушение в денежном выражении составляет 1 975 195,16 рубля, нарушения, изложенные в пункте 4 оспариваемого представления УФК по Камчатскому краю Предприятием не допущены.

На основании изложенного, суд признает недействительными оспариваемые: пункт 2 в части указания нарушений в денежном выражении в размере                    270 693 079, 20  рубля, пункт 3 в части указания нарушения в денежном выражении в размере 268 717 884 рубля, пункт 4 представления УФК по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14, как несоответствующие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации

Суд отказывает в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 5, 6, 7, 8 представления УФК по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14, поскольку заявитель не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о нарушении указанными пунктами его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, Предприятие не согласно с указанием УФК по Камчатскому краю в разделе «нарушение в денежном выражении (причиненный ущерб)» оспариваемых пунктов представления общей суммы показателей на начало и конец отчетного периода, в отношении которых Предприятием допущено искажение.

При этом Предприятие признает факт искажения в Балансе (форма 0503130) показателей, указанных в разделе «Содержание нарушения» данных пунктов представления.

Таким образом, пункты 5, 6, 7, 8 представления УФК по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14 не возлагают на заявителя какие-либо незаконные обязанности и не создают иные препятствия, влияющие на осуществление экономической деятельности заявителя.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет требования заявителя частично.

Госпошлина по требованиям составляет 6 000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с УФК по  Камчатскому краю в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки»
(ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить в части.

Признать недействительными предписание Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-15; пункт 1, пункт 2 в части указания нарушений в денежном выражении в размере                              270 693 079, 20  рубля, пункт 3 в части указания нарушения в денежном выражении в размере 268 717 884 рубля, пункт 4 представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 06.08.2019 № 38-24-11/12-14, как несоответствующие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                           А.А. Копылова