ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-7897/19 от 17.09.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-7897/2019

23 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Громова С.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тимофийчук А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по первоначальному иску

акционерного общества «Оборонэнерго»

(ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225)

к

публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»

(ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668)

о взыскании 193 790 руб. 01 коп.,

и

по встречному иску

публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»

(ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668)

к

акционерному обществу «Оборонэнерго»

(ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225)

о взыскании 57 396 руб. 25 коп.

от ОАО «Оборонэнерго»:

Безручко И.В. - представитель по доверенности от 10.08.2020 № 66 (сроком до 31.12.2020),

от ПАО «Камчатскэнерго»:

Мерлина А.А. - представитель по доверенности от 01.01.2020 №КЭ-18-18-20/19Д (сроком до 31.12.2020),

Черных Ю.П. - представитель по доверенности от 01.01.2020 №КЭ-18-18-20/32Д (сроком до 31.12.2020),

установил:

акционерное общество «Оборонэнерго» (далее – АО «Оборонэнерго», истец, адрес: 107140, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13, стр. 19, 21-25) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», ответчик, адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Набережная, д. 10) о взыскании 193 790 руб. 01 коп., из них: 17 990 руб. 66 коп. долга по договору № 10 на оказание возмездных услуг по транспортировке электрической энергии по распределительным сетям АО «Оборонэнерго» от 25.05.2012 за август 2019 года (спорный период) и 175 799 руб. 35 коп. пени за период с 13.09.2019 по 23.10.2019 со взысканием пени с 24.10.2019 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (с учетом принятого в порядке статьи 49 АПК РФ изменения размера требований).

Требования заявлены АО «Оборонэнерго» со ссылкой на статьи 309, 310, 781 ГК РФ и мотивированы ненадлежащим исполнением ПАО «Камчатскэнерго» обязательств по оплате оказанных услуг по транспортировке электрической энергии.

ПАО «Камчатскэнерго» предъявило встречные требования о взыскании с АО «Оборонэнерго» 57 396 руб. 25 коп., из них: 56 673 руб. 63 коп. долга по договору купли-продажи электрической энергии от 30.12.2016 № 7002 за август 2019 года (спорный период), 722 руб. 58 коп. пени за период с 23.09.2019 по 31.10.2019 со взысканием пени с 01.11.2019 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (с учетом принятого в порядке статьи 49 АПК РФ изменения размера требований).

Встречные требования заявлены со ссылкой на статьи 309, 310 ГК РФ, статьи 32, 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и мотивированы ненадлежащим исполнением АО «Оборонэнерго» обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.

В судебном заседании представитель АО «Оборонэнерго» первоначальный иск поддержал, ссылаясь на неполную и несвоевременную оплату ПАО «Камчатскэнерго» услуг по транспортировке электрической энергии. В удовлетворении встречного иска просил отказать, полагая, что точкой поставки по договору № 10 является ф.4 РУ-0,4 кВт ТП-318, а собственники принимающих устройств, присоединенных к сетям (ВЛ-0,4) СНТ «Старая Тарья» и подключенных от ТП-318, являются граждане-потребители, использующие электрическую энергию для собственных бытовых нужд. Ссылаясь на отсутствие отношений с гражданами-потребителями, полагал, что имеется бездоговорное потребление, поскольку отдельные граждане не заключили договор энергоснабжения с ПАО «Камчатскэнерго», а их энергоприниимающие устройства к сетям АО «Оборонэнерго» не присоединены, в связи с чем у сетевой организации отсутствует обязанность по взысканию электрической энергии с потребителей. Также считал, что АО «Оборонэнерго» не обязано возмещать потери в сетях, расположенных после ТП-318, поскольку такие сети АО «Оборонэнерго» не принадлежат, их эксплуатацию общество не осуществляет, а органом местного самоуправления эти сети как бесхозяйное имущество не оформлены и в управление АО «Оборонэнерго» не переданы.

Представители ПАО «Камчатскэнерго» в удовлетворении первоначального иска просили отказать и поддержали встречный иск, ссылаясь на необходимость учета количества поставленной электрической энергии не в ТП-318, а в точках поставки ВРУ-04 кВт домов, поскольку первоначальная точка поставки устранена в соответствии с решениями суда по делам №А24-6673/2018, А24-5641/2018, А24-5527/2018, А24-5965/2018, а СНТ «Старая Тарья» ликвидировано и электрические сети ЛЭП-0,4 кВт от ф.4 РУ-0,4 кВт ТП-318 в чью-либо собственность не переданы, в связи с чем ЛЭП-0,4 кВт обладает признаками бесхозяйной вещи. Полагали, что бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии и получает соответствующую оплату, в связи с чем передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом, а на сетевую организацию возлагается обязанность по выявлению фактов бездоговорного потребления электрической энергии. Поэтому, принимая к учету электрическую энергию по заключенным договорам с отдельными потребителями, разница потребления должна оплачиваться АО «Оборонэнерго».

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о частичном удовлетворении первоначального иска и полном удовлетворении встречного иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сторонами спора заключен договор от 25.05.2012 № 10 на оказание возмездных услуг по транспортировке электрической энергии по распределительным сетям АО «Оборонэнерго», согласно которому ПАО «Камчатскэнерго» (гарантирующий поставщик) обязалось отпускать электрическую энергию АО «Оборонэнерго» (территориальная сетевая организация), а АО «Оборонэнерго» обязалось оказывать услуги по передаче электрической энергии смежным сетевым организациям и потребителям гарантирующего поставщика.

Согласно пунктам 2.1.1, 2.2.2 договора, гарантирующий поставщик обязуется отпускать территориальной сетевой организации электрическую энергию на границы раздела, определенные «Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности» (Приложение № 3), а сетевая организация оказывать услуги по передаче электрической энергии на объекты (точки поставки), указанные в Приложение № 1, в объеме, указанном в Приложении № 2; урегулировать в интересах потребителя гарантирующего поставщика отношения по передаче электроэнергии в объеме, предусмотренном Приложением № 2 до точек поставки потребителя (Приложение № 1), соответствующих границам раздела определяемых «Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности» между территориальной сетевой организацией и потребителем гарантирующего поставщика.

В силу пункта 3.1.1 договора сетевая организация обязана осуществить передачу электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика на объекты (точки поставки) в соответствии с Приложением № 1.

Величина оказанных услуг определяется по приборам учета, установленным на границе раздела балансовой принадлежности электросетей между территориальной сетевой организацией и потребителями гарантирующего поставщика. Перечень объектов потребителя и расчетных приборов учета указывается в Приложении № 1. В случае установки прибора учета не на границе раздела между сетевой организацией и потребителями гарантирующего поставщика объем электроэнергии определяется с учетом потерь электрической энергии в сети от места установки прибора учета до границ раздела балансовой принадлежности, при этом количество учтенной приборами учета электроэнергии учитывается (или уменьшается) на величину потерь (пункт 4.1, 4.2 договора).

Разделом 6 договора предусмотрен порядок расчетов по договору, согласно которому гарантирующий поставщик обязан произвести оплату в течение 5 (пяти) банковских дней (период платежа) с момента получения документов (счет, счет-фактуру, акт оказанных услуг).

Как указывает общество «Оборонэнерго», исполняя условия договора сетевая организация оказала гарантирующему поставщику в спорный период услуги по транспортировке электрической энергии на сумму 43 236 955 руб. 20 коп., которые оплачены обществом «Камчатскэнерго» частично в сумме 43 218 964 руб. 54 коп. и с нарушением установленных договором сроков оплаты. В связи с чем образовалась задолженность в сумме 17 990 руб. 66 коп., а за просрочку платежа обществом «Оборонэнерго» начислена неустойка (пени), неоплата которых и не урегулирование спора в досудебном порядке послужили причиной для обращения общества «Оборонэнерго» с иском в суд о взыскании долга и пени.

Судом установлено, что между сторонами спора заключен договор купли-продажи электрической энергии для производственно-хозяйственных нужд и компенсации потерь в электрических сетях АО «Оборонэнерго» от 30.12.2016 № 7002. По условиям этого договора ПАО «Камчатскэнерго» (гарантирующий поставщик) обязуется осуществить продажу электрической энергии в целях компенсации фактической величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» (покупатель) и для производственно-хозяйственных нужд, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию в целях компенсации фактической величины потерь электрической энергии по ее передаче по электрическим сетям покупателя и для производственно хозяйственных нужд на условиях договора.

Согласно пункту 1.2 договора купли-продажи объем электрической энергии, приобретаемой покупателем в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях и производственно-хозяйственных нужд, определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть покупателя из электрической сети гарантирующего поставщика и других сетевых организаций по точкам приема (Приложение № 1-1), и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей гарантирующего поставщика, присоединенными к электрической сети покупателя по точкам поставки (Приложение № 1-2).

Пунктом 4.4 договора купли-продажи предусмотрено, что объем электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии в сетях покупателя определяется как разница между объемом электрической энергии, принятой в сеть покупателя по точкам приема (Приложение № 1-1), и объемом электрической энергии на производственно-хозяйственные нужды покупателя (Приложение № 1-3), и объемом электрической энергии, поставленной потребителя гарантирующего поставщика по точкам поставки (Приложение № 1-2).

Разделом 5 названного договора согласованы расчеты за электрическую энергии, согласно которому срок исполнения АО «Оборонэнерго» обязательств по оплате электроэнергии до 22 числа месяца, следующего за расчетным.

Как указывает общество «Камчатскэнерго», исполняя условия договора купли-продажи гарантирующий поставщик поставил обществу «Оборонэнерго» в спорный период электрическую энергию на производственно-хозяйственный нужды и компенсацию потерь на сумму 6 855 503 руб. 49 коп., которая оплачена обществом «Оборонэнерго» частично в сумме 6 798 829 руб. 82 коп., в связи с чем перед обществом «Камчатскэнерго» образовалась задолженность в размере 56 673 руб. 67 коп., неоплата которой и наличие первоначальных исковых требований по договору на оказание услуг по транспортировке электрической энергии послужили причиной для реализации обществом «Камчатскэнерго» предусмотренного процессуальным законом способа защиты интересов ответчика путем предъявления встречного иска о взыскании долга и пени по договору купли-продажи электрической энергии.

В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Порядок заключения и исполнения договоров об оказании услуг по передаче электроэнергии установлен в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила № 861).

С учетом положений пунктов 14, 15 Правил № 861 по договору на оказание услуг по передаче электроэнергии сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, а потребитель - оплачивать эти услуги в размере и сроки, установленные договором.

Под услугами по передаче электроэнергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Такие услуги оказываются сетевыми организациями с использованием принадлежащих им на законном основании объектов электросетевого хозяйства - линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электроэнергии оборудования (статья 3 Закона об электроэнергетике, пункт 2 Правил № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Судом установлено, что в договоре № 10 на оказание услуг по транспортировке электрической энергии стороны согласовали точки поставки, в том числе ТП-318, РУ-0,4кВ ТП-318, ф.4 СНТ «Старая Тарья» мкр. Приморский.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 05.12.2018 по делу №А24-5527/2018 по иску ПАО «Камчатскэнерго» к СНТ «Старая Тарья» (ИНН 4102011707) о взыскании долга по договору энергоснабжения установлено, что заключенный 11.01.2017 между ПАО «Камчатскэнерго» (гарантирующий поставщик) и СНТ «Старая Тарья» (потребитель) договор энергоснабжения № 158В является расторгнутым с 01.12.2017. При рассмотрении данного дела принадлежность электрических сетей ЛЭП-0,4 кВ от ф.4 ТП-318 СНТ «Старая Тарья» на праве собственности доказана не была.

Письмом от 27.03.2019 № 30-2680 общество «Камчатскэнерго» уведомило общество «Оборонэнерго о судебном акте по делу №А24-5527/2018.

СНТ «Старая Тарья» (ИНН 4102011707) прекратило деятельность в декабре 2019.

АО «Оборонэнерго» произвело расчет оплаты за транспортировку электрической энергии потребителю гарантирующего поставщика, исходя из количества электрической энергии поставленной в точку поставки РУ-0,4кВ ТП-318 ф.4, ссылаясь на согласование этой точки в договоре №10 и на отсутствие внесенных сторонами изменений в этот договор относительно точки поставки. Задолженность по транспортировке электрической энергии составила 17 990 руб. 66 коп.

ПАО «Камчатскэнерго» произвело расчет исходя из количества электрической энергии, потребленной частными потребителями по отдельно заключенным договорам, не принимая к учету количество электрической энергии по ТП-318, ссылаясь на установленное решениями суда по делам №А24-5641/2018, А24-5527/2018, А24-5965/2018 обстоятельство отсутствие потребителя СНТ «Старая Тарья» в точке поставке РУ-0,4кВ ТП-318 ф.4. Согласно расчету величина потерь в сетях составила 6 396 кВт на сумму 56 673 руб. 67 коп.

Таким образом, между сторонами возникли разногласия относительно определения точки поставки электрической энергии. Так общество «Оборонэнерго» считает, что точка поставки является РУ-0,4кВ ТП-318 ф.4, а общество «Камчатскэнерго» определяет такую точку по конечным потребителям ВРУ-0,4 кВт.

Пунктом 2 Правил №861 дано понятие точки поставки, которой является место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).

Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункту 8 Правил № 861 сетевая организация обязана осуществить передачу электрической энергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц.

По договору №10 на оказание возмездных услуг по транспортировке электрической энергии АО «Оборонэнерго» обязалось оказывать услуги по передачи электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика.

Следовательно, конечной целью заключенных сторонами договора на транспортировку электрической энергии и договора на компенсацию потерь является доставка электрической энергии конечным потребителям, которые приобретают её для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Учитывая прекращение обязательства по договору электроснабжения между СНТ «Старая Тарья» (потребитель) и ПАО «Камчатскэнерго» (гарантирующий поставщик) в связи с расторжением договора и принимая во внимание последующую ликвидацию товарищества как потребителя, суд приходит к выводу о фактическом перемещении точки поставки из ТП-318 в точки поставки ВРУ-0,4 кВт потребителей членов бывшего СНТ «Старая Тарья».

Доводы ОА «Оборонэнерго» об отсутствии внесенных сторонами изменений в договор №10 по транспортировке электрической энергии относительно точки поставки не свидетельствуют о сохранении точки поставки в ТП-318, поскольку прежний потребитель СНТ «Старая Тарья» не существует, а направленные ПАО «Камчатскэнерго» дополнительные соглашения о внесении изменений как в данный договор, так и в договор №7002 по компенсации потерь относительно исключения первоначальной точки поставки и согласования новых точек у потребителей обществом «Оборонэнерго» отклонены. При этом в материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что к точке в ТП-318 подключены исключительно члены ликвидированного СНТ «Старая Тарья».

Наличие расхождений по точке поставки привело к разногласию сторон по принятию к оплате 6 396 кВт электрической энергии. Так по утверждению общества «Оборонэнерго» это количество электроэнергии подлежат включению в оплату за транспортировку электрической энергии по договору №10, так как поставлено потребителям общества «Камчатскэнерго», а сети от ТП-318 до потребителей гарантирующего поставщика сетевой организации не принадлежат. Общество «Камчаткэнерго» полагает, что 6 396 кВт электрической энергии подлежат включению в компенсацию фактической величины потерь электрической энергии по договору № 7002, поскольку фактические потери возникли на бесхозяйных сетях, находящихся в эксплуатации сетевой организации.

Таким образом, между сторонами возникли разногласия по статусу сетей от ТП-318 до потребителей, а также по субъекту, который должен нести бремя содержания этих сетей и оплачивать возникающие на них потери.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее Правила № 442) по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Следовательно, договор об оказании услуг по передаче электрической энергии заключается между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком в рамках исполнения последним обязательств перед потребителями (покупателями) по договору энергоснабжения.

Законом об электроэнергетике определены субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях (пункт 4 статьи 26, пункт 3 статьи 32). К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Согласно абзацу четвертому пункта 4 Правил № 442 сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства.

Из содержания пункта 5 Правил № 861 следует, что при опосредованном присоединении через бесхозяйные сети к сетям сетевой организации точка поставки также находится в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к бесхозяйной сети. Договор об оказании услуг по передаче электроэнергии в отношении такого потребителя заключается с сетевой организацией, имеющей присоединение к бесхозяйным сетям, к которым непосредственно присоединено энергопринимающее устройство этого потребителя.

Законодательство обязывает сетевую организацию осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц. При этом ответственность за надежность и качество обеспечения электроэнергией потребителей, энергопринимающие установки которых присоединены к бесхозяйным сетям, законом возложена на организации, к электросетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).

Согласно пунктам 50, 51 Правил № 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска, то есть, объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации.

Из пунктов 185, 186, 189, 190 Правил №442 (в редакции спорного периода) следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, являтся сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли. При этом предусмотрена отчетность сетевых организаций перед поставщиками электроэнергии и механизм, позволяющий последним перераспределить между сетевыми организациями неучтенный объем потерь таким образом, что в итоге поставщики должны получить плату за весь поставленный ими на розничный рынок объем электроэнергии.

Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на основании, установленном в федеральном законе (пункт 2 Правил № 861), например, право собственности и право аренды электросетей.

Однако пунктом 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

Следовательно, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.

Величина сверхнормативных потерь зависит от хозяйственной деятельности самих сетевых организаций и иных владельцев электросетей. В силу своей профессиональной деятельности именно сетевые организации владеют информацией о наличии бесхозяйных сетей, имеют организационные и технические возможности для их выявления, определения технических характеристик и размера затрат на их содержание.

Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 ГК РФ). Кроме того, неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в решении от 28.10.2013 № ВАС-10864/13.

Отсутствие факта установления сетей бесхозяйными и акта передачи бесхозного спорного участка сетей органом местного самоуправления обществу «Оборонэнерго» само по себе не является достаточным основанием для возложения ответственности за эксплуатацию таких сетей на потребителей или гарантирующего поставщика при отсутствии доказательств передачи данных сетей иным лицам и нахождения сетей на их балансе.

В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих собственника электрических сетей от ТП-318 до конечных потребителей, равно как и не содержится доказательств, свидетельствующих о признании электрических сетей бесхозяйными.

Вместе с тем, с учетом вышеизложенных законоположений именно сетевая организация имеет право передавать электрическую энергию до конечных потребителей по сетям, собственник которых не установлен, то есть по бесхозяйным сетям. Спорные сети присоединены к сетям общества «Оборонэнерго» и последнее с использованием этих сетей осуществляет деятельность по передаче электрической энергии потребителям. Следовательно, такие сети входят в состав сетей электросетевого хозяйства, а сетевая организация фактически становится владельцем бесхозяйных сетей, в связи с чем имеет технические возможности для выявления, определения технических характеристик и размера затрат на их содержание.

Поэтому именно сетевая организация, а не гарантирующий поставщик имеет право осуществлять проверку названных сетей и устанавливать фактическое подключение к ним потребителей.

Согласно пункту 2 Правил № 442 безучетное потребление электроэнергии - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и данным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Из содержания пунктов 122, 167, 173 Правил № 442 (в редакции спорного периода) следует, что выявление фактов безучетного потребления электроэнергии относится также и к компетенции сетевой организации, которая вправе проводить проверки приборов учета и оформлять по их результатам соответствующие акты.

Согласно пункту 192 Правил № 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии в соответствии с требованиями пункта 193 данных Правил. Такой акт не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В пункте 194 Правил № 442 предусмотрено, что расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 этих Правил, соответственно, в течение двух рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).

В силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Судом установлено, что общество «Оборонэнерго» проверку спорных сетей не осуществляла, полагая, что является неуполномоченным на то лицом и эксплуатацию спорных сетей отрицало, поэтому в адрес гарантирующего поставщика информация по результатам проверки не направлялась.

Доказательств, достоверно свидетельствующих о количестве потребителей, не заключивших договоры с гарантирующим поставщиком, а также о том, что все потребители являются только бытовыми потребителями, и на спорных сетях отсутствует иное потребление, в материалы дела не представлено. В связи с чем доводы общества «Оборонэнерго» о том, что спорное количество электрической энергии не может быть отнесено на потери в сетях сетевой компании, поскольку относится к энергии, фактически доставленной до конечных потребителей, подлежат отклонению судом.

Статьи 309, 314 ГК РФ определяют, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона в течение предусмотренного законом или обязательством периода времени.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии в спорных сетях возлагается на общество «Оборонэнерго», поэтому правомерными являются встречные требования общества «Камчатскэнерго» о взыскании с общества «Оборонэнерго» 56 673 руб. 67 коп. долга, что с учетом произведенных обществом «Камчатскэнерго» оплат исключает удовлетворение первоначальных требований общества «Оборонэнерго» о взыскании долга за транспортировку электрической энергии в сумме 17 990 руб. 66 коп.

Обществом «Оборонэнерго» заявлено требование о взыскании 175 799 руб. 35 коп. пени за период с 13.09.2019 по 23.10.2019 со взысканием пени с 24.10.2019 по день фактической оплаты 17 990 руб. 66 коп. долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), определенную законом или договором.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня

Судом установлено, что к оплате за август 2019 обществом «Оборонэнерго» начислено 43 236 955 руб. 20 коп., а оплачено обществом «Камчатскэнерго» в сумме 43 218 964 руб. 54 коп. по платежному поручению от 26.09.2019 №28734. Неоплаченная сумма составила 17 990 руб. 66 коп.

Согласно расчету общества «Оборонэнерго» задолженность по договору №10 по транспортировке электрической энергии в сумме 16 951 685 руб. 17 коп. оплачена с просрочкой 9 дней, а в сумме 24 296 167 руб. 56 коп. с просрочкой 6 дней. В связи с чем начислено 160 645 руб. 78 коп. пени. Расчет в этой части обществом «Камчатскэнерго» не опровергнут, проверен судом и признается арифметически правильным.

Вместе с тем с учетом отказа в удовлетворении первоначальных требований общества «Оборонэнерго» о взыскании 17 990 руб. 66 коп. долга требование о взыскании 158 руб. 80 коп. пени, начисленной на эту сумму долга за период с 27.09.2019 по 23.10.2019, удовлетворению не подлежит, а за период просрочки с 13.09.2019 по 26.09.2019 пени подлежат начислению на 1 971 111 руб. 81 коп. долга (1 989 102 руб. 47 коп. – 17 990 руб. 66 коп.), что составляет 14 859 руб. 15 коп. пени.

Согласно произведенному судом расчету за заявленный обществом «Оборонэнерго» период просрочки пени составили 175 504 руб. 93 коп. (160 645 руб. 78 коп. + 14 859 руб. 15 коп.).

Таким образом, требования общества «Оборонэнерго» о взыскании пени подлежат частичному удовлетворению в сумме 175 504 руб. 93 коп. на основании статьи 330 ГК РФ и статьи 26 Закона об электроэнергетике. В остальной части требования по пени удовлетворению не подлежат.

Требование общества «Оборонэнерго» о взыскании пени по день фактической оплаты 17 990 руб. 66 коп. долга удовлетворению не подлежит, поскольку о взыскании долга отказано.

Доводы общества «Камчатскэнерго» согласно отзыву о необходимости применения к спорным правоотношения ответственности, установленной абзацем 7 пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, судом по существу не рассматриваются, поскольку представителями общества «Камчатскэнерго» при рассмотрении дела эти доводы не поддержаны в связи с существующей судебной практикой по делу №А24-5813/2019.

В силу статьи 110 АПК РФ с учетом частичного удовлетворения первоначальных требований понесенные обществом «Оборонэнерго» расходы по государственной пошлины в сумме 6 171 руб. 00 коп. возмещаются ему за счет общества «Камчатскэнерго», в остальной части относятся на общество «Оборонэнерго». Государственная пошлина в сумме 3 руб. 00 коп. подлежит возврату обществу «Оборонэнерго» из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Обществом «Камчатскэнерго» заявлено встречное требование о взыскании 722 руб. 58 коп. пени за период с 23.09.2019 по 31.10.2019 со взысканием пени с 01.11.2019 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку нарушение обществом «Оборонэнерго» обязательства по своевременной оплате электрической энергии судом установлено, встречное требование общества «Камчатскэнерго» о взыскании пени заявлено правомерно.

Согласно расчету общества «Камчатскэнерго» сумма пени составила 722 руб. 58 коп., которая начислена по установленной абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике ставке, где начало периода просрочки платежа определено в соответствии с положениями договора №7002 по оплате энергоресурса и статьи 314 ГК РФ. Арифметический расчет пени обществом «Оборонэнерго» не оспорен, проверен судом и признается правильным.

Таким образом, встречные требования общества «Камчатскэнерго» о взыскании 722 руб. 58 коп. пени подлежат удовлетворению на основании статьи 330 ГК РФ и статьи 37 Закона об электроэнергетике.

Законность требования о взыскании пени по день фактической уплаты долга также подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Поскольку встречное требование о взыскании 56 673 руб. 67 коп. долга является обоснованным, то требование о взыскании пени по день фактической уплаты долга подлежит удовлетворению.

Доводы общества «Оборонэнерго» о неправомерности требований общества «Камчатскэнерго» о взыскании пени за просрочку платежа с 01.11.2019 по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» подлежат отклонению по следующим основаниям.

В части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон о банкротстве) указано, что настоящий закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

В части 2 статьи 1 данного закона определено, что его действие распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Как указано в части 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из системного анализа названных законоположений следует, что действие Закона о банкротстве, в том числе, в части введения моратория, может распространяться на юридических лиц, признанных банкротами, или находящихся на стадиях предупреждения банкротства.

Однако, доказательства того, что в арбитражный суд было подано заявление кого-то из кредиторов о признании АО "Обронэнерго" банкротом не представлены.

Поэтому суд не может признать АО "Обронэнерго" организацией, находящейся в предбанкротном состоянии.

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" предусматривает введение моратория в отношении должников, осуществляющих хозяйственную деятельность в наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции отраслях экономики. Перечень отраслей утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.

Исходя из буквального толкования вышеприведенных актов, мораторий на возбуждение дел о банкротстве распространяется не на всех должников, а лишь на должников, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции.

При этом в абзаце 2 части 1 статьи 9.1 Закона банкротстве речь идет не обо всех должниках, осуществляющих хозяйственную деятельность в пострадавших отраслях, а лишь о должниках, в отношении которых возбуждено производство о банкротстве.

Поскольку в отношении общества «Оборонэнерго» не введена процедура банкротства, указанные положения законодательства на него распространяться не могут.

Ссылка общества «Оборонэнерго» на Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020, подлежит отклонению, поскольку содержащиеся в нем разъяснения по вопросу № 10 относятся к вопросам применения законодательства о банкротстве при начислении процентов по статье 395 ГК РФ в период действия моратория.

В силу статьи 110 АПК РФ понесенные обществом «Камчатскэнерго» расходы по государственной пошлины в сумме 2 296 руб. 00 коп. возмещаются ему за счет общества «Оборонэнерго». Государственная пошлина в сумме 234 руб. 00 коп. подлежит возврату обществу «Камчатскэнерго» из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Таким образом, первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме 175 504 руб. 93 коп. пени и 6 171 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Встречные исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 56 673 руб. 67 коп. долга, 722 руб. 58 коп. пени со взысканием пени по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 2 296 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

С учетом произведенного судом зачета по правилам части 5 статьи 170 АПК РФ с общества «Камчатскэнерго» в пользу общества «Оборонэнерго» подлежит взысканию 178 657 руб. 35 коп., из них: 174 782 руб. 35 коп. пени, 3 875 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а с общества «Оборонэнерго» в пользу общества «Камчатскэнерго» 56 673 руб. 67 коп. долга со взысканием пени, начисленных на сумму долга в размере 56 673 руб. 67 коп., начиная с 01.11.2019 по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

первоначальный иск удовлетворить частично.

Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» 181 675 руб. 93 коп., из них: 175 504 руб. 93 коп. пени, 6 171 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части первоначального иска отказать.

Возвратить акционерному обществу «Оборонэнерго» из федерального бюджета 3 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 23.10.2019 №1978.

Встречный иск удовлетворить.

Взыскать по встречному иску с акционерного общества «Оборонэнерго» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» 59 692 руб. 25 коп., из них: 56 673 руб. 67 коп. долга, 722 руб. 58 коп. пени, 2 296 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Производить взыскание с акционерного общества «Оборонэнерго» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» пени, начисленных на сумму долга в размере 56 673 руб. 67 коп., начиная с 01.11.2019 по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета 234 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 24.09.2018 №28267.

Взыскать в результате зачета с публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» 178 657 руб. 35 коп., из них: 174 782 руб. 35 коп. пени, 3 875 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать в результате зачета с акционерного общества «Оборонэнерго» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» 56 673 руб. 67 коп. долга. Производить взыскание с акционерного общества «Оборонэнерго» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» пени, начисленных на сумму долга в размере 56 673 руб. 67 коп., начиная с 01.11.2019 по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья С.П. Громов