ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-855/14 от 29.04.2014 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-855/2014

05 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 05 мая 2014 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пантяшиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя Баташан Егора Борисовича (ИНН 410104366430, ОГРН 304410102300222)

о признании незаконным бездействия Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101135562, ОГРН 1104101000266), выразившегося в невынесении решения о проведении аукциона на установку рекламной конструкции по заявлению от 23.05.2013 в отношении рекламной конструкции, расположенной возле дома № 58 по улице Академика Королева в 380 м от 11-километрового столба;

об обязании провести аукцион на установку вышеуказанной рекламной конструкции либо направить заявителю мотивированный отказ

при участии:

от заявителя:

Баташан Е.Б. - лично;

Недоросткова Е.Г. - представитель по доверенности от 20.02.2014 (сроком на десять лет);

от заинтересованного лица:

Ярмолович О.И. - представитель по доверенности от 10.01.2014 (сроком по 31.12.2014)

установил:

индивидуальный предприниматель Баташан Егор Борисович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом 08.04.2014) о признании незаконным бездействия Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Управление по взаимодействию), выразившегося в невынесении решения о проведении аукциона на установку рекламной конструкции по заявлению от 23.05.2013 в отношении рекламной конструкции, расположенной возле дома № 58 по улице Академика Королева в 380 м от 11-километрового столба, а также об обязании Управления по взаимодействию провести аукцион на установку вышеуказанной рекламной конструкции либо направить заявителю мотивированный отказ.

В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что 23.05.2013 он обратился в Управление по взаимодействию с заявлением о проведении аукциона на установку рекламных конструкций, в том числе, в отношении рекламной конструкции, расположенной возле здания № 58 по ул. Академика Королева в 380 м от 11-километрового столба. Предприниматель указывает, что к заявлению им были приложены все необходимые документы, в том числе, проектная документация и согласование места размещения рекламной конструкции с органами ГИБДД по Камчатскому краю. Заявитель также указывает, что заявление от 23.05.2013 осталось без рассмотрения, письменный мотивированный отказ в проведении аукциона в его адрес не поступал, аукцион не проводился.

В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали заявленные требования с учетом принятых судом уточнений. Ссылаясь на положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предприниматель полагает, что какой-либо ответ на его заявление от 23.05.2013 должен был быть направлен Управлением по взаимодействию в любом случае.

Представитель Управления по взаимодействию в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 23.05.2013 в Управление по взаимодействию обратился индивидуальный предприниматель Баташан Е.Б. с заявлением о проведении аукционов на право установки рекламных конструкций, в том числе, рекламной конструкции, расположенной возле здания № 58 по улице Академика Королева в 380 метрах от 11-километрового столба.

К заявлению были приложены: свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; выписка из ЕГРИП, эскизный дизайн-проект внешнего вида рекламной конструкции с предполагаемыми техническими параметрами; фотографии предполагаемого места размещения; топографическая съемка; согласование с ГИБДД по Камчатскому краю; проектная документация для отдельно стоящей рекламной конструкции.

Считая незаконным бездействие Управления по взаимодействию, выразившееся в невынесении решения о проведении аукциона на установку вышеуказанной рекламной конструкции по заявлению от 23.05.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В силу части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

При этом частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2012 № 510-нд «О регулировании отношений, связанных с размещением рекламных конструкций на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (в редакции, действовавшей на дату обращения предпринимателя с соответствующим заявлением, далее – Решение № 510-нд), торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, проводятся Управлением по взаимодействию. Торги по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции проводятся в форме аукциона.

Согласно положениям пунктов 2.3-2.5 Решения № 510-нд целью аукциона является создание равных условий и возможностей для размещения рекламных конструкций; предметом аукциона является право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа; аукцион является открытым по составу участников.

Пунктом 2.6 Решения № 510-нд установлено, что организатор аукциона: определяет дату, время и место проведения аукциона; определяет сумму задатка в соответствии с законодательством Российской Федерации, срок и условия внесения его лицами, заявившими о своем участии в аукционе (далее - претенденты); принимает заявки, документы и предложения от претендентов; при проведении аукциона организует регистрацию заявок в журнале приема заявок, обеспечивает сохранность заявок и документов, а также конфиденциальность сведений о претендентах и содержания представленных заявок и документов до момента их оглашения при проведении аукциона; проверяет правильность оформления документов, представленных претендентами; принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или отказе в допуске к участию в аукционе и уведомляет претендентов о принятом решении; определяет существенные условия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; публикует извещение о проведении аукциона; организует подготовку, согласование места размещения рекламной конструкции с уполномоченными органами; определяет победителя аукциона и оформляет протокол о результатах аукциона; производит расчеты с претендентами и участниками аукциона; осуществляет иные функции, возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Решением.

В силу пункта 2.7 Решения № 510-нд, извещение о проведении аукциона публикуется в газете «Град Петра и Павла» и на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сети «Интернет» не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аукциона.

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В силу части 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. При этом под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина (пункт 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ).

Частью 4 статьи 1 Закона № 59-ФЗ прямо предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно статье 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Исходя из названных положений, а также закрепленного статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации права граждан на занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу, что наличие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя не препятствует ему в реализации своих прав на обращения, предусмотренные Законом № 59-ФЗ, и не освобождает государственные органы, органы местного самоуправления или должностных лиц от рассмотрения таких обращений в порядке и сроки, установленные названным Федеральным законом.

Учитывая, что иным законом, в частности нормами статьи 19 Закона о рекламе, а также положениями Решения № 510-нд не установлены сроки рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями заявлений граждан (предпринимателей, юридических лиц) о проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, суд, с учетом правил части 6 статьи 13 АПК РФ, считает возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения Закона № 59-ФЗ по аналогии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что получив 23.05.2013 заявление предпринимателя о проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции, Управление по взаимодействию должно было рассмотреть данное заявление в установленный статьей 12 Закона № 59-ФЗ срок и дать предпринимателю письменный мотивированный ответ по существу постановленного в заявлении вопроса, а именно о принятии решения о проведении аукциона, либо о принятии решения об отказе в проведении такого аукциона.

Вместе с этим из материалов дела следует и не оспаривается представителем заинтересованного лица, что заявление предпринимателя от 23.05.2013 в части спорной рекламной конструкции Управлением по взаимодействию рассмотрено не было, какие-либо решения о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции Управлением по взаимодействию не принимались, какая-либо информация о результате рассмотрения заявления от 23.05.2013 (в части спорной рекламной конструкции) предпринимателю не направлялась.

При этом суду не представлено доказательств объективной невозможности своевременного принятия Управлением по взаимодействию решения о проведении аукциона в отношении спорной рекламной конструкции. Из материалов дела следует, что к заявлению от 23.05.2013 предпринимателем были приложены все необходимые для принятия такого решения документы. Из имеющегося в материалах дела письма Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.07.2013 № 01-01-02/1054/13 следует, что место размещения спорной рекламной конструкции было согласовано.

Более того, о возможности принятия решения о проведении аукциона в отношении спорной рекламной конструкции свидетельствует, по мнению суда, то обстоятельство, что 08.10.2013 Управлением по взаимодействию были проведены аукционы в отношении двух других, испрашиваемых предпринимателем в заявлении от 23.05.2013 мест размещения рекламных конструкций, а именно: км 7 + 643 м, ул. Тундровая, справа, в 5 метрах от края тротуара и км 9 + 055 м, ул. Академика Королева, слева, в 5 м от края тротуара.

Довод представителя Управления по взаимодействию о невозможности проведения аукциона в отношении спорной рекламой конструкции в связи с тем, что испрашиваемое место размещения рекламной конструкции не указано в схеме размещения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа рекламных конструкций на земельных участках, судом не принимается, поскольку соответствующие изменения в Решение № 510-нд, были внесены Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.08.2013   № 109-нд. При этом сама схема размещения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Камчатского края или муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – схема размещений рекламных конструкций), утверждена Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.12.2013   № 165-нд.

С учетом установленных Законом № 59-ФЗ сроков рассмотрения обращений, заявление предпринимателя от 23.05.2013 должно было быть рассмотрено Управлением по взаимодействию до внесения и вступления в силу вышеуказанных изменений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия Управления по взаимодействию, выразившегося в невынесении решения о проведении аукциона на установку рекламной конструкции по заявлению от 23.05.2013 в отношении рекламной конструкции, расположенной возле дома № 58 по улице Академика Королева в 380 м от 11-километрового столба. Указанное бездействие нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает правовую неопределенность в реализации предпринимателем своего права на участие в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание выводы суда о незаконности бездействия Управления по взаимодействию, нарушение данным бездействием прав и законных интересов предпринимателя, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Судом установлено, что 25.12.2013 предприниматель повторно обратился в Управление по взаимодействию с заявлением о проведении аукциона в отношении спорной рекламной конструкции. Письмом от 09.01.2014 № 01-11-01/2/14 Управление по взаимодействию, ссылаясь на отсутствие испрашиваемого предпринимателем места размещения рекламной конструкции в схеме размещения рекламных конструкций, отказало в проведении аукциона.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на дату рассмотрения судом настоящего спора вступили в силу и действуют изменения в Решение № 510-нд, предусматривающие возможность проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в муниципальной собственности городского округа или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа, только в отношении мест размещения рекламных конструкций, указанных в схеме размещения рекламных конструкций, о чем предпринимателю сообщено письмом Управления по взаимодействию от 09.01.2014 № 01-11-01/2/14, то есть вопрос о возможности проведения аукциона в отношении спорной рекламной конструкции рассмотрен Управлением по взаимодействию по существу, суд считает возможным в рассматриваем случае не указывать на обязанность Управления по взаимодействию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а ограничиться лишь указанием на незаконность оспариваемого бездействия.

Государственная пошлина по заявлению составляет 200 рублей и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с Управления по взаимодействию в пользу заявителя.

Учитывая, что при обращении в суд предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей (платежное поручение от 04.03.2013 № 47), 1800 рублей государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченные.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

бездействие Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в невынесении решения о проведении аукциона на установку рекламной конструкции по заявлению от 23.05.2013 в отношении рекламной конструкции, расположенной возле дома № 58 по улице Академика Королева в 380 м от 11-километрового столба, признать незаконным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации о рекламе.

Взыскать с Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Баташан Егора Борисовича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Баташан Егору Борисовичу из федерального бюджета 1800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.Н. Довгалюк