ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-892/11 от 20.05.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-892/2011

27 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2011 года. Полный текст решения изготовлен 27 мая 2011 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

открытого акционерного общества «Торгмортранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.01.2011 № 08000009/317/11

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа

при участии:

от заявителя: ФИО1 – и.о. генерального директора;

ФИО2 – по доверенности от 15.04.2011, на 2 года;

ФИО3 – по доверенности от 15.04.2011, на 2 года;

от Департамента: ФИО4 – по доверенности от 13.12.2010

№ 0800009/6709/10, до 31.12.2011;

от 3-го лица: ФИО4 – по доверенности от 30.12.2010 № 01-02/27/11, до

31.12.2011

установил:

открытое акционерное общество «Торгмортранс» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Торгмортранс») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент, ответчик) от 28.01.2011 № 08000009/317/11, в соответствии с которым Обществу отказано в удовлетворении заявления от 23.11.2010 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17, расположенного по ул. Днепровская, 2 в г. Петропавловске-Камчатском.

Как следует из заявления, в договоре аренды от 28.09.2009 № 09/152 данного земельного участка указано его фактическое использование: для эксплуатации здания административного, здания спортивно-оздоровительного комплекса, здания столовой, здания картофелехранилища, здания весовой, здания засольного цеха, здания трансформаторной подстанции, здания бытовых помещений, здания гаража, здания дизельной, здания склада-холодильника № 1 и № 2, зданий склада № 3, № 4, № 5, № 10, № 11, № 12, здания проходной (лит. Х и лит. Ц).

Вид разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17, указанный в постановлении Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 10.08.2009 № 2366 и договоре аренды земельного участка от 28.09.2009 № 09/512: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; состав вида разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли.

Заявитель указал, что данный вид и состав вида разрешенного использования не соответствует действительному назначению зданий, расположенных на данном земельном участке. Профиль деятельности заявителя с момента его создания в период приватизации определил и его наименование – снабжение предприятий морской отрасли. В договоре аренды земельного участка № 09/152 указано целевое назначение зданий, для эксплуатации которых представлен спорный земельный участок, при этом среди данных объектов недвижимости нет ни одного торгового объекта. Все объекты в пределах участка, как изначально, так и в настоящее время, функционируют для материально-технического снабжения и складирования.

Полагая, что при указании вида использования земельного участка допущена техническая ошибка, заявитель 11.01.2010 направил в адрес Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа письмо, в котором просил учесть при составлении Протокола расчета арендной платы за использование земельного участка на 2010 год ставку от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающую вид разрешенного использования, которая составляет 2,0, согласно пункту 9 Приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 № 96-П для земельных участков баз и складов. В своем ответе на данное письмо (от 12.02.2010 исх. № 06010008/08-01/465) Департамент сообщил, что для изменения вида разрешенного использования необходимо обратиться с соответствующим заявлением для внесения изменений в Постановление Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 10.08.2009 № 2366. На заявление Общества вх. № 08000008/4223/10 от 25.11.2010 Департамент ответил отказом исх. № 08000009/317/11 от 28.01.2011, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования наиболее соответствует сведениям о видах экономической деятельности предприятия, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО «Торгмортранс». Кроме того, отказ мотивирован принятием решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2010 № 294-нд «О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа».

По мнению заявителя, оспариваемый отказ Департамента противоречит нормативным актам в сфере оформления прав землепользования, в частности пункту 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В результате ОАО «Торгмортранс» несет в двойном размере бремя арендной платы за пользование спорным земельным участком. Согласно п. 9.1 Правил землепользования и застройки земельный участок, предоставленный в аренду заявителю, относится к Зоне размещения складских объектов, объектов оптово-розничной торговли и материального технического снабжения (К-1). Территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения объектов складирования и распределения товаров, иных объектов коммунального назначения. В данную зону включены склады, базы, автостоянки, магазины и объекты обслуживания.

В судебном заседании представители ОАО «Торгмортранс» поддержали требования, по изложенным в заявлении основаниям (том 1 л.д. 3-8), с учетом уточнения (том 3 л.д. 57). По ходатайству Общества судом к материалам дела приобщена видеозапись объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке, в ходе судебного разбирательства осуществлен её просмотр.

Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа представлены отзывы на заявление (том 2 л.д. 1-3, том 3 л.д. 43-46). Как указано в отзыве (том 3 л.д. 45), пунктом 9.1.1 статьи 14 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2010 № 294-нд установлены основные виды разрешенного использования зоны К-1 «зона размещения складских объектов, объектом оптово-розничной торговли и материально-технического снабжения». Однако, в перечне основных видов разрешенного использования зоны К-1 отсутствует указанный в обращении заявителя вид разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Таким образом, поскольку на момент издания оспариваемого решения в Правилах землепользования и застройки, принятых решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2010 № 294-нд, в перечне основных видов разрешенного использования зоны К-1 отсутствует заявленный вид разрешенного использования, Обществу правомерно отказано в удовлетворении заявления от 23.11.2010. По изложенным основаниям Департамент просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Департамента и Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не признал требования по заявлению по изложенным в отзыве основаниям.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд пришёл к следующему.

Как установлено судом, ОАО «Торгмортранс» является собственником следующих объектов недвижимости, приобретенных в 1992 году на основании плана приватизации, расположенных на земельном участке, кадастровый номер 41:01:01 0132:17, по адресу: <...>: здание административное, здание спортивно-оздоровительный комплекс, здание столовая, здание картофелехранилище, здание фруктохранилище, здание весовая, здание засольных цех, здание трансформаторная подстанция, здание бытовые помещения, здание гараж, здание дизельная, здания склад-холодильник № 1 и № 2, здания склада №№ 3-5, 10-12, здание проходная (лит. Ц), здание проходная (лит. Х). Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права (том 1 л.д. 11-31).

В соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 10.08.2009 № 2366 (том 1 л.д. 33) Обществу в аренду предоставлен земельный участок, кадастровый номер 41:01:010132:17, по ул. Днепровская, 2, площадью 4,4300 га. Фактическое использование: для эксплуатации здания административного, здания спортивно-оздоровительного комплекса, здания столовой, здания картофелехранилища, здания фруктохранилища, здания весовой, здания весовой, здания засольного цеха, здания трансформаторной подстанции, здания бытовых помещений, здания гаража, здания дизельной, зданий склада- холодильника № 1 и № 2, зданий склада № 3, № 4, № 5, № 10, № 11, № 12, зданий проходной (лит. Ц и лит. Х). Наименование вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Состав вида разрешенного использования: земельные участки для размещения объектов оптовой и розничной торговли.

Согласно пункту 4 данного постановления пункты 3, 4 постановления градоначальника от 22.01.1999 № 57 «Об изъятии земельного участка у открытого акционерного общества «Торгмортранс» по ул. Днепровской и о предоставлении управлению внутренних дел администрации Камчатской области земельного участка в бессрочное пользование для эксплуатации зданий и сооружений базы по ул. Днепровской» признаны утратившими силу.

28.09.2009 между Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и Обществом заключен договор аренды № 09/152 земельного участка, имеющего кадастровый номер 41:01:01 01 32:17 (том 1 л.д. 34-37); разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; состав вида разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли; фактическое использование: для эксплуатации здания административного, здания спортивно-оздоровительного комплекса, здания столовой, здания картофелехранилища, здания фруктохранилища, здания весовой, здания весовой, здания засольного цеха, здания трансформаторной подстанции, здания бытовых помещений, здания гаража, здания дизельной, зданий склада- холодильника № 1 и № 2, зданий склада № 3, № 4, № 5, № 10, № 11, № 12, зданий проходной (лит. Ц и лит. Х).

Также из материалов дела следует, что 11.01.2010 Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением (том 1 л.д. 42), в котором при составлении протокола расчета арендной платы на 2010 год просило учесть, что ставка кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка должна составлять 2,0 согласно пункту 9 Приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 № 96-П, а именно: «земельные участки баз и складов». Дополнительно заявитель указал, что на территории базы ОАО «Торгмортранс» по ул. Днепровская, 2 не расположено ни одного объекта, предназначенного для осуществления видов деятельности, оговоренных в пункте 5 Приложения. Данное письмо передано Комитетом в Департамент 20.01.2010.

12.02.2010 письмом исх. № 06010008/08-01/465 (том 1 л.д. 46) Департамент сообщил заявителю, что для изменения вида разрешенного использования ему необходимо обратиться в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа для внесения соответствующих изменений в постановление Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 10.08.2009 № 2366 «О предоставлении ОАО «Торгмортранс» земельного участка по ул. Днепровской, 2».

23.11.2010 ОАО «Торгмортранс» направило в адрес главы Петропавловск-Камчатского городского округа и Департамента заявление (том 1 л.д. 47-48) вх. №08000008/4223/10 от 25.11.2011, в котором указало, что наименование вида разрешенного использования участка № 41:01:010132:17, указанное в постановлении от 10.08.2009 № 2366 и договоре аренды от 28.09.2010 № 09/152 не соответствует действительному назначению зданий, расположенных на данном земельном участке. Профиль деятельности заявителя с момента его создания в период приватизации определил и его наименование – снабжение предприятий морской отрасли. Все объекты недвижимого имущества в пределах участка, как изначально, так и в настоящее время, функционируют для материально-технического снабжения и складирования. Ссылаясь на Приложение «Схема градостроительного зонирования Петропавловск-Камчатского городского округа» к Правилам землепользования и застройки, заявитель указал, что спорный земельный участок входит в состав «Зоны коммунально-складской», где выделен подвид поз. 1 для «складирования, оптово-розничной торговли, материально-технического снабжения». Также в заявлении Общество указало, что согласно постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 № 96-П в отношении земельного участка должен быть применен вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 9 Приложения). Соответственно состав вида разрешенного использования: земельный участок баз и складов, материально-технического снабжения. На основании изложенного заявитель просил в кратчайшие сроки оформить соответствующее постановление о приведении в соответствие с фактическим видом использования (согласно пункту 9 Приложения к Постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 №96-П) вида разрешенного использования, указанного в договоре аренды №09/512 земельного участка, в т.ч в части изменения наименования вида разрешенного использования на вид: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

28.01.2011 Департамент направил в адрес ОАО «Торгмортранс» ответ исх. №08000009/317/11 (том 1 л.д. 49), согласно которому изменить наименование вида разрешенного использования не представляется возможным в связи с принятием решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2010 № 294-нд «О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа». Из данного ответа также следует, что при указании наименования вида разрешенного использования в постановлении администрации ПКГО от 10.08.2009 № 2366 Департамент руководствовался Приложением к постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 №96-П и приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», согласно которым был указан вид разрешенного использования земельного участка – «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», что наиболее соответствует сведениям о видах экономической деятельности ОАО «Торгморснаб», указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.03.2009.

Не согласившись с решением Департамента об отказе изменения наименования вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17, ОАО «Торгмортранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в порядке главы 24 АПК РФ.

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Из пунктов 6 - 9 статьи 1, частей 1, 3, 6 статьи 30, статьи 36 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).

Как видно из оспариваемого решения Департамента, в качестве одного из оснований для отказа ответчиком указано на принятие городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа решения от 12.10.2010 № 294-нд «О правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Правила землепользования и застройки ПКГО). Указанное решение Городской Думы опубликовано в газете ПКГО «Град Петра и Павла» № 42 (231) от 15.10.2010 (том 3 л.д. 52-54).

Согласно Схеме границ планировочных районов (приложение 2 к решению Городской Думы от 12.10.2010 № 294-нд «О Правилах землепользования и застройки ПКГО») спорный земельный участок расположен в границах зоны К-1 «Зона размещения складских объектов, объектов оптово-розничной торговли и материально- технического снабжения» (том 3 л.д. 50-51).

Статьей 14 Правил землепользования и застройки ПКГО определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с учетом территориальных зон. Пунктом 2 данной статьи установлено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для соответствующей территориальной зоны не указанные в градостроительном регламенте не могут применяться в данной территориальной зоне.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами осуществляется в рамках градостроительного регламента в соответствии со статьями 7, 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 38, 39, 40, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 Правил землепользования и застройки ПКГО).

Из приведенных выше норм права следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка является правом заявителя, которое может быть осуществлено при условии соблюдения требований градостроительного регламента.

Пунктом 9.1.1 статьи 14 Правил землепользования и застройки установлены основные виды разрешенного использования зоны К-1 «Зона размещения складских объектов, объектов оптово-розничной торговли и материально технического снабжения». Данная территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения объектов складирования и распределения товаров, иных объектов коммунального назначения. В данную зону включены склады, базы, автостоянки, магазины и объекты обслуживания.

В силу пункта 9.1.1 к основным видам разрешенного использования в зоны К-1, в частности, отнесены:

- объект (база) для хранения продукции и материалов (различного профиля);

- административное здание.

Таким образом, размещение административных зданий и объектов (базы) для хранения продукции и материалов (различного профиля) в качестве вида разрешенного использования в зоне К-1 прямо предусмотрено Правилами землепользования и застройки ПКГО.

Довод Департамента о том, что в перечне основных видов разрешенного использования зоны К-1 отсутствует заявленный Обществом вид разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», не может быть принят судом в качестве обоснования правомерности оспариваемого отказа. Во-первых, такое основание не указано в ответе Департамента от 28.01.2011. Во-вторых, данная формулировка приведена заявителем в соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 № 96-П «Об установлении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, а также предоставленных для целей, не связанных со строительством». В данном Приложении приведены ставки от кадастровой стоимости земельных участков, учитывающие вид разрешенного использования земельных участков, применяемые для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная стоимость на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, а также предоставленных для целей, не связанных со строительством. Также приведенное наименование вида разрешенного использования соответствует пункту 9 Типового перечня видов разрешенного использования, содержащегося в приложении № 2 к Приказу Роснедвижимости от 29.06.2077 № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее – Типовой перечень видов разрешенного использования).

При этом как видно из оспариваемого решения, при указании наименования вида разрешенного использования в постановлении администрации ПКГО от 10.09.2008 № 2366 (земельные участки, предназначенные дл размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) Департамент руководствовался вышеуказанными Приложениями к Постановлению Правительства Камчатского края от 27.02.2009 № 96-П и Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (пункт 5 названных Приложений).

Кроме того, несмотря на то, что указанный заявителем вид разрешенного использования не входит в перечень основных видов разрешенного использования, установленный градостроительным регламентом для коммунально-складской зоны К-1, как орган уполномоченный на решение вопросов в сфере земельных отношений, осуществляющий ведение учета земельных участков, подготовку документов для перевода земель, находящихся в ведении городского округа из одной категории в другую, внесение изменений в характеристики земельных участков, Департамент должен был указать заявителю на возникшее в связи с принятием Правил землепользования и застройки ПКГО несоответствие.

Не может являться правовым основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и довод Департамента о том, что указанный в постановлении вид разрешенного использования наиболее соответствует сведениям о видах экономической деятельности Общества, указанным в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.03.2009. Суд считает, что данный довод противоречит части 4 статьи 37 ГрК РФ, согласно которой основные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Кроме того, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» в необходимом перечне Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя отсутствует. Данный перечень содержит ссылку на необходимость приложения заявителем Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении зданий и самого земельного участка.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что указанный в постановлении от 18.08.2009 № 2366 и договоре аренды от 28.09.2009 № 09/152 вид разрешенного использования земельного участка «земельные участки, предназначенные для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» также не входит в перечень основных видов разрешенного использования, установленный градостроительным регламентом для коммунально-складской зоны К-1.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в частности, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, принадлежащие заявителю (том 1 л.д. 11-31); постановление от 10.08.2009 № 2366, в пункте 4 которого спорный земельный участок поименован как участок для эксплуатации зданий и сооружений базы по ул. Днепровская и предоставлен Обществу в аренду для эксплуатации находящихся на нем зданий и сооружений (том 1 л.д. 33 – оборотная сторона); видеозапись объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17 (том 3 л.д. 58); копию кадастрового паспорта земельного участка от 13.04.2009 (до заключения с заявителем договора аренды), где в графе 9 указано разрешенное использование: «Для эксплуатации зданий и сооружений» (том 2 л.д. 8), суд установил, что на спорном земельном участке в основном расположены объекты недвижимости предназначенные и используемые для размещения складских и вспомогательных помещений. Таким образом, указанный в постановлении от 18.08.2009 № 2366 и договоре аренды от 28.09.2009 № 09/152 вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действительному назначению объектов недвижимости, расположенных на нём.

При этом суд считает, что заявленное Обществом наименование вида разрешенного использования спорного земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), соответствующее Типовому перечню видов разрешенного использования и фактическому использованию земельного участка, указанному в постановлении от 10.08.2009 № 2366 и договоре аренды от 28.09.2009 № 09/512, не противоречит Градостроительному регламенту зоны К-1, который предусматривает такие основные виды разрешенного использования, как объект (база) для хранения продукции и материалов различного профиля; административное здание.

Доводы Департамента, о том, что на спорном земельном участке находится столовая и спортивно-оздоровительный комплекс, что не соответствует испрашиваемому заявителем виду разрешенного использования земельного участка, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку такие основания для отказа в оспариваемом решении Департамента не содержатся. Кроме того, само наличие на земельном участке объектов с таким наименованием не свидетельствует о невозможности изменения вида его разрешенного использования. Ответчиком не опровергнуты доводы заявителя о том, что названные объекты (здание столовая 1986 года постройки, здание спортивно-оздоровительный комплекс 1988 года постройки) по прямому назначению в настоящее время не используются, построены для обеспечения нужд персонала, обслуживающего базу.

Согласно Положению о Департаменте градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.06.2009 № 515-Р (далее – Положение о Департаменте) целью деятельности Департамента является организация мероприятий и осуществление деятельности по решению вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства и земельных отношений на территории ПКГО (п. 3.1). В компетенцию Департамента в силу п. 4.1.7 Положения входит рассмотрение предложений, заявлений и жалоб организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. В сфере земельных отношений в компетенцию Департамента в том числе, в порядке выполнения полномочий, переданных от Комитета, входит внесение изменений в характеристики земельных участков (п. 4.3.10), подготовка и согласование проектов постановлений администрации городского округа (п. 4.3.17).

На основании анализа имеющихся в материалах дела доказательств и содержания оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка носит формальный характер и не содержит достаточного правового обоснования причин, послуживших основанием для принятия указанного решения.

В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Департаментом не представлено доказательств наличия правовых оснований для отказа заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17.

Вместе с тем отказ, оформленный оспариваемым ненормативным актом, нарушает права и законные интересы заявителя, влечет для ОАО «Торгмортранс» невозможность внесения изменений в постановление от 10.08.2009 № 2366, договор аренды земельного участка от 28.09.2009 № 09/512, в соответствии с фактическим использованием спорного земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Поскольку судом установлено наличие указанных условий, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязать Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в рамках полномочий, возложенных на него Положением о Департаменте, устранить допущенные нарушения путем приведения разрешенного вида использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17, в соответствие со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12.10.2010 №294-нд «О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» с учетом фактического использования указанного земельного участка.

Расходы ОАО «Торгмортранс» по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с Департамента в пользу заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

решение Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.01.2011 № 08000009/317/11 об отказе изменения наименования вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17, признать недействительным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации и Решению Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12.10.2010 №294-нд «О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа».

Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения разрешенного вида использования земельного участка, кадастровый номер 41:01:01 01 32:17, в соответствие со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12.10.2010 №294-нд «О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа» с учетом фактического использования указанного земельного участка.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Торгмортранс» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья К.Ю. Иванушкина