ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-949/09 от 30.06.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-949/2009

30 июня 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Ж.А. Стриж, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

общества с ограниченной ответственностью "ИнтерМарин"

к ответчикам

Администрации Елизовского муниципального района, Управлению финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района, Елизовский муниципальный район

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора

Управление коммунального хозяйства - муниципальное учреждение Елизовского муниципального района

о взыскании 14 760 432 руб. 67 коп.

при участии:

от истца

ФИО1 – представитель по доверенности от 16.06.09 г. (сроком до 31.12.09 г.)

от ответчиков

от ЕМР – ФИО2, представитель по доверенности от 12.01.2009 г. (сроком по 31.12.2009 г.), от Управления – ФИО3 – представитель по доверенности №3574 от 31.12.08 г. (сроком до 31.12.2009 г.), от Администрации – не явились

от третьего лица

ФИО4, представитель по доверенности от 20.04.2009 г. (сроком до 31.12.2009 г.)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ИнтерМарин" (далее – ООО «ИнтерМарин») обратилось в арбитражный суд Камчатского края с требованием о взыскании с Администрации Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений в порядке субсидиарной ответственности по долгам Управления коммунального хозяйства - муниципальное учреждение Елизовского муниципального района 14 760 432 руб. 67 коп. задолженности.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление коммунального хозяйства - муниципальное учреждение Елизовского муниципального района.

В обоснование исковых требований истец сослался на ст.120, 399 ГК РФ, п.3 ст.158 БК РФ.

Определением суда от 05.06.2009 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Елизовский муниципальный район.

Представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик – Администрация Елизовского муниципального района – в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела.

Ответчики - Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района и Елизовский муниципальный район - представили аналогичные отзывы на иск, в которых указали, что истцом не представлено доказательств недостаточности денежных средств у основного должника, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания долга в субсидиарном порядке.

Третье лицо полагало требования подлежащими удовлетворению, указав, что у него отсутствуют денежные средства для погашения задолженности в размере 14 760 432 руб. 67 коп.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Камчатской области от 24.07.2008 года (дело №А24-1057/2008) с Управления коммунального хозяйства – муниципальное учреждение в пользу ООО «ИнтерМарин» взыскано 23 960 432 руб. 67 коп., составляющих: 23 660 432 руб. 67 коп. долга, 300 000 руб. годовых процентов.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 14.10.2008 г. решение суда от 24.07.2008 г. оставлено без изменения.

Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист, который 09.12.2008 г. предъявлен для исполнения в органы Федерального казначейства.

Решение суда должником исполнено частично в сумме 9 200 000 руб., и исполнительный лист Уведомлением Отделения по г.Елизово и Елизовскому району Управления федерального казначейства по Камчатскому краю возвращен 10.03.2009 г. взыскателю в связи с неисполнением должником содержащихся в нем требований.

Таким образом, задолженность составила 14 760 432 руб. 67 коп.

В связи с неисполнением решения суда и не погашением задолженности основным должником в полном объеме, истец обратился с данным иском в суд о взыскании долга с ответчиков в порядке субсидиарной ответственности.

В силу статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ» разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.

При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований (пункт 7).

В силу п.1.3. Положения об Управлении коммунального хозяйства – муниципальное учреждение, учредителем последнего (собственником имущества) является Елизовский муниципальный район.

Управление несет ответственность по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет Елизовский муниципальный район (пункт 1.8. Положения).

Муниципальное имущество закреплено за учреждением в оперативном управлении (пункт 4.1. Положения).

Согласно Положению «О бюджетном процессе в Елизовском муниципальном районе», утвержденного решением Думы Елизовского муниципального района от 12.08.2008 г. №690, главный распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (статья 32).

Главный распорядитель выступает в суде соответственно от имени Елизовского муниципального района в качестве представителя ответчика по искам к Елизовскому муниципальному району, в частности, по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (пункт 3 статьи 32 Положения).

Бюджетные полномочия Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района в бюджетном процессе установлены в статье 30 названного Положения, на основании которой, Управление, в том числе, организует исполнение бюджета Елизовского муниципального района и управляет средствами на едином счете бюджета района.

В силу Положения об Управлении финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района, Управление исполняет бюджет района и является балансодержателем муниципальной имущественной казны (пункты 3.1. и 3.2.2. Положения).

Таким образом, в данном случае, главным распорядителем бюджетных средств, выступающим в суде от имени Елизовского муниципального района является Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципальное учреждение, которое и представляет казну района.

В связи с чем, при недостаточности денежных средств у Управления коммунального хозяйства субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества публично-правовое образование – Елизовский муниципальный район. Управление финансов и имущественных отношений- муниципальное учреждение, как главный распорядитель средств местного бюджета, выступает от имени Елизовского муниципального района.

Довод представителей Елизовского муниципального района и Управления финансов о недоказанности истцом недостаточности денежных средств у основного должника, суд считает несостоятельным, поскольку согласно сообщению Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю по состоянию на 05.06.2009 г. задолженность по исполнительному листу по делу №А24-1057/2008 составила 14 760 432 руб. 67 коп. и на лицевом счете распорядителя бюджетных средств нераспределенный остаток отсутствует и иного финансирования не поступало.

При этом ответчики в порядке статьи 65 АПК РФ не представили доказательств наличия денежных средств у основного должника для исполнения решения суда и исполнения обязательств перед истцом.

При таких обстоятельствах, в связи с недостаточностью денежных средств у Управления коммунального хозяйства сумму долга в размере 14 760 432 руб. 67 коп. необходимо взыскать с субсидиарного должника Елизовского муниципального района за счет средств казны Елизовского муниципального района.

В удовлетворении требований к Администрации Елизовского муниципального района необходимо отказать, поскольку она, в данном случае, не может нести субсидиарную ответственность по долгам Управления коммунального хозяйства.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчиков, но взысканию в бюджет не подлежат, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ как муниципальный орган освобождены от их уплаты.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В связи с недостаточностью денежных средств у Управления коммунального хозяйства - муниципальное учреждение Елизовского муниципального района, взыскать с субсидиарного должника Елизовского муниципального района за счет средств казны Елизовского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИнтерМарин" 14 760 432 руб. 67 коп. долга.

В удовлетворении требований к Администрации Елизовского муниципального района отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Ж.А. Стриж