ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-993/2021 от 12.08.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-993/2021

13 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2021 года.

Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.А.Васильевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению

акционерного общества «Южные электрические сети Камчатки» (ИНН 4101101796, ОГРН 4100032744 )

к

администрации сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района (ИНН 4000476 , ОГРН 4101419198 )

о понуждении исполнить пункт 5.1 концессионного соглашения от 18.07.2017 № 3

третье лицо:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Камчатский край в лице Правительства Камчатского края, администрация Пенжинского муниципального района,

при участии:

от истца:

 ФИО1 - представитель по доверенности № ЮЭСК-18-18-21/124 от 01.01.2021 (сроком по 31.12.2021), диплом №1921 от 06.07.2009, ФИО2 – представитель по доверенности № 41 АА 0769194 от 01.06.2021 (сроком на три года),

от ответчика и третьих лиц:

не явились,

установил:

акционерное общество  «Южные электрические сети Камчатки» (далее - истец, общество, АО «Южные электрические сети Камчатки») обратилось с с иском к администрации сельского поселения «село Таловка» Пенжинского муниципального района Камчатского края (далее – ответчик, Администрация, Администрация сельского поселения «Село Каменское») в котором просит обязать ответчика исполнить обязательство, предусмотренное пунктом 5.1 концессионного соглашения от 18.07.2017 № 3, а именно: оформить право собственности на существующие земельные участки:с кад.№82:04000004:0020 для эксплуатации Центральной котельной;с кад.№82:04000008:409 для эксплуатации Сооружения летний водозабор; с кад.№82:04:000008:410 для эксплуатации Гидротехнического сооружения 1-я дамба на р.Каменный и передать их в аренду АО «ЮЭСК»; осуществить кадастровый учёт земельных участков для эксплуатации объектов:  ТСБУ№1 ул. Ленина д. 1;ТСБУ №2 ул. Ленина д.3а; ТСБУ №3 ул. Беккеровад.10;ТСБУ №4 «а» ул. Ленина д.9;ТСБУ №5 ул. Ленина д. 19а;ТСБУ №6 ул. Ленина д.21;ТСБУ №7 ул. ФИО3 д.30;ТСБУ №9 ул. ФИО3 д.46;ТСБУ №12 ул. Нагорная д.2;ТСБУ №13 «а» ул.Ленина д. 18;ТСБУ №14 «а» ул. Чубарова д.11а; ТСБУ №15 ул. Чубарова д.6б;ТСБУ №17 ул. Энтузиастов д.1;ТСБУ №21 ул. Ленина д. 10;ТСБУ №22 ул.Чубарова д.25;Теплосеть;Водопровод летний от РЯЖ до ЦРБ;Водопроводная сеть;Теплосеть с водопроводом иоформить на них право собственности и передать их в аренду АО «ЮЭСК» (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исковые требования нормативно обоснованы положениями статей 309, 310, 606, 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) и мотивированы неисполнением ответчиком условий названного концессионного соглашения.

В судебном заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали.

Как следует из письменного отзыва ответчика требования не признает со ссылкой на пункт 2.5 концессионного соглашения и на то, что он не наделен полномочиями по выделению земельных участков. В настоящее время выделением, оформлением и постановкой на кадастровый учет занимается МИЗ ЖКХ администрации Пенжинского муниципального района. В отзыве указано также, что большинство объектов не являются объектами капитального строительства.

Из письменного отзыва администрации Пенжинского муниципального района следует, что требования не признает со ссылкой на пункт 2.5 концессионного соглашения. Кроме того, в отзыве указано на то, что истец в адрес администрации Пенжинского муниципального района с заявлением  о передачи в аренду земельных участков не обращался. 

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Как следует из материалов дела, 18.07.2017 между Администрацией (концедент), АО «ЮЭСК» (концессионер) и субъектом Российской Федерации – Камчатский край заключено концессионное соглашение № 3 по условиям которого концессионер обязуется реконструировать, в том числе осуществить переустройство, модернизацию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более эффективным оборудованием, имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения (далее – объект соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по теплоснабжению (производству, передаче и распределению тепловой энергии), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1 соглашения).

Согласно пункту 2.1 соглашения его объектом является недвижимое и движимое имущество, предназначенное для осуществления деятельности, согласно пункту 1.1 соглашения, а также создаваемое в рамках действия соглашения недвижимое и движимое имущество на территории сельского поселения «село Каменское», состав и описание, год ввода, срок службы, начальная и остаточная балансовая стоимости, технико-экономические показатели которого приведены в приложениях №№ 1, 2 к настоящему соглашению по виду деятельности согласно пункту 1.1 соглашения.

В случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с настоящим соглашением, не зарегистрированы в установленном законом порядке, концессионер обязан в течение двух лет с момента заключения соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество. Указанный срок исчисляется с даты заключения соглашения. Доверенность без права передоверия сроком на два года на право представления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество предоставляется концедентом по запросу концессионера в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса (пункт 2.5 соглашения).

Если по истечении двух лет с момента заключения настоящего соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедент от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением (пункт 2.6 договора).

Раздел 5 соглашения регулирует порядок предоставления концессионеру земельных участков.

Согласно пункту 5.1 соглашения концедент обязуется заключить с концессионером договор о предоставлении земельного участка на праве аренды, на котором расположен объект соглашения и который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной настоящим соглашением, в течение тридцати календарных дней со дня подписания настоящего соглашения.

Указанный земельный участок принадлежит концеденту на праве собственности В случае, если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, концедент обязан за свой счет осуществить действия, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в течение девяноста календарных дней, а концессионер обязан в течение десяти дней со дня получения проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка подписать договор и произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка.

Согласно пункту 5.2 соглашения условия передачи земельных участков определяются отдельными договорами аренды.

Состав и описание объекта соглашения содержится в приложениях № 1, 2 к концессионному соглашению (т.1. л.д. 94-101).

По акту от 20.07.2017 указанное имущество передано истцу (т.1. л.д. 108-114).

Ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств, предусмотренных пунктом 5.1 концессионного соглашения от 18.07.2017, АО «ЮЭСК» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Отношения сторон регулируются нормами специального Федерального закона № 115-ФЗ и общими положениями о договорах и обязательствах.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона (пункт 1.1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Объектами концессионного соглашения могут являться, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (подпункт 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ).

Подпункт 5 пункта 1 статьи 10 указанного закона предусматривает, что концессионное соглашение должно включать в себя, среди прочего, существенное условие о порядке предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и сроке заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размере арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формуле расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения.

Земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением предоставляется концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным законодательством Российской на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с земельным  законодательством Российской Федерации и не может превышать срок действия концессионного соглашения. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 38 настоящего Федерального закона случае концессионным соглашением (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 115-ФЗ).

Как указывает истец в исковом заявлении, объектом концессионного соглашения являются объекты коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края.

Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения установлены главой 4 Федерального закона № 115-ФЗ.

В материалах дела имеется только сведения о праве собственности сельского поселения на сооружения: водопровод зимний, водопровод летний  и водопроводная сеть. При этом в выписках из ЕГРН содержатся сведения о регистрации право собственности только  в апреле 2020 года. Вместе с тем, материалы дела не содержат и сторонами не представлено сведений о государственной регистрации права муниципальной собственности концедента на иное имущество, переданное АО «ЮЭСК» во владение и пользование по концессионному соглашению от 18.07.2017 № 3.

При наличии в составе имущества, планируемого к передаче в соответствии с концессионным соглашением, незарегистрированного недвижимого имущества в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности концедентом опубликовывается перечень незарегистрированного недвижимого имущества в срок не позднее чем за три месяца до планируемой даты заключения концессионного соглашения (пункт 6 статьи 39 Федерального закона № 115-ФЗ).

Объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество, не включенное в опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества (пункт 6 статьи 39 Федерального закона № 115-ФЗ).

В материалы дела не представлены доказательства соблюдения концедентом процедуры передачи по концессионному соглашению незарегистрированного недвижимого имущества, предусмотренной статьей 39 Федерального закона №115-ФЗ. Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (https://fedresurs.ru/) информации о спорных объектах, как планируемых для передачи в концессию, не содержит.

Поскольку доказательства регистрации права собственности концедента, в том числе на ТСБУ, теплосеть, теплосеть с водопроводом, центральная котельная в Едином государственном реестре недвижимости либо доказательства внесения сведений об объектах в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности отсутствуют, значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего спора является установление наличия у объектов статуса объектов недвижимого имущества.

Судом установлено, что из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании 15.07.2021, следует, что часть объектов оформлена как объекты некапитального строительства, в том числе ТСБУ и теплосети. На вопрос суда в судебном заседании истец пояснил, что часть объектов не зарегистрированы в ЕГРН, поскольку они возводились не как объекты недвижимости, а являются движимым имуществом.

Как следует из письменного отзыва ответчика, большинство объектов не являются объектами капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку лица, участвующие в деле, реализовали процессуальное право по представлению доказательств в обоснование своих доводов в том объеме, в котором сочли необходимым, суд рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.  Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяется совокупностью признаков, позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, обозначенным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.

Поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, то именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, вправе дать оценку, отвечает ли объект признакам объекта недвижимости или нет.

Поскольку допустимые, достоверные и достаточные доказательства для вывода о наличии у большинства объектов концессионного соглашения признаков объектов недвижимого имущества в порядке статей 9, 65 АПК РФ в дело не представлены, суд, с учетом пояснений истца и приложений к концессионному соглашению, содержащих сведения о составе и описании объекта концессионного соглашения, в том числе технико-экономических показателей объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, приходит к выводу о том, что ТСБУ №№ 1-3, 4а, 5-7, 9, 12, 13а, 14а, 15, 17, 21-22, теплосеть, теплосеть с водопроводом не обладают признаками недвижимого имущества.

Кроме того, в пункте 1 приложения № 1 в отношении центральной котельной указано – «характеристики имущества» - «металлические модули», в акте  приема-передачи в графе «техническое состояние» указано что здание изготовлено из металлических модулей, не имеющих изоляционного слоя.

Кроме того, согласно приложению № 3 к постановлению ответчика от 06.09.2018№ 34, размещенному в публичном доступе  (http://kamenskoe-adm.ru/perechen-munitcipal-nogo-imushcestva-sp-selo-kamenskoe-po-sostoyaniyu-na-06-09-2018-goda.html), ТСБУ, зимний водопровод поименованы в качестве движимого имущества. При этом из реестра муниципального имущества сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов сельского послания от 25.11.2019 № 17 следует, что центральная котельная, теплосеть с водопроводом, водопровод летний от РЯЖ до ЦРБ, водопроводная сеть и иное поименованы в качестве недвижимого имущества, а ТСБУ в качестве движимого имущества.

Вместе с тем, доказательства строительства всех спорных объектов в порядке, предусмотренном для создания объектов недвижимого имущества, техническая документация, в том числе технические (кадастровые) паспорта в дело не представлены.

Пунктом 1 статьи 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Из разъяснений абзаца 2 пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» следует, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Правовые основы государственного регулирования деятельности в области реализации концессионных соглашений на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом № 115-ФЗ.

В силу изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что концессионное соглашение от 18.07.2017 № 3, заключенное исключительно в отношении объектов, не являющихся недвижимостью, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которой объектам отношений по концессионному соглашению может быть недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Кроме того, как указывалось выше, пункт 5.1 концессионного соглашения предусматривает обязанность Администрации передать земельный участок, на котором расположен объект соглашения, истцу на праве аренды.

Принцип разграничения права собственности публично-правовых образований и порядок распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации.

Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 регулируются Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ).

Статья 3.1 указанного закона определяет критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной (муниципальной) собственности.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ).

Пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ определят полномочия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В частности, указанная норма закона определяет, что такое распоряжение осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Доказательства наличия на земельных участках объектов недвижимого имущества, в том числе ТСБУ, центральной котельной, теплосети, теплосети с водопроводом, сооружения летний водозабор, позволяющих прийти к выводу об отнесении в силу закона земельных участков, занятых объектами, к собственности сельского поселения, в деле отсутствуют.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, занятым ТСБУ, центральной котельной, теплосетью, теплосетью с водопроводом, сооружением летний водозабор, сооружением гтс 1-я дамба, Администрации не принадлежат, а содержание пункта 5.1 концессионного соглашения противоречит статьям 3.1 и 3.3  Федерального закона № 137-ФЗ.

Согласие Пенжинского муниципального района Камчатского края, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Пенжинского муниципального района Камчатского края, на вовлечение земельных участков,  расположенных под объектами, государственная собственность на которые не разграничена, в гражданский оборот в порядке, предусмотренном концессионным соглашением, в деле отсутствует.

В силу изложенных обстоятельств и установленных фактов суд приходит к выводу о ничтожности концессионного соглашения от 18.07.2017 № 3, как противоречащего существу законодательного регулирования обязательств, возникающих из концессионного соглашения, а также основам и принципам земельного законодательства в части прав и полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Концессионное соглашение от 18.07.2017 № 3 недействительно с момента его совершения вне зависимости от признания его таковым судом (статья 166 ГК РФ) и обязательство, предусмотренное пунктом 5.1 такого соглашения, исполнению не подлежит.

Кроме  того, суд полагает необходимым отметить следующее.

Пункт 3 статьи 42 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает, что  в случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении такого имущества. Указанный срок исчисляется с даты заключения концессионного соглашения. Доверенность без права передоверия сроком на один год на право представления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество предоставляется концедентом по запросу концессионера в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.

Условия пунктов 2.5 и 2.6 концессионного соглашения от 18.07.2017 № 3 согласуются с изложенными выше положениями закона.

При наличии у объектов правового статуса объектов недвижимого имущества и в отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края  в течение одного года с момента заключения соглашения на объекты имущества, переданные во владение и пользование истцу, такое имущество считается возвращенным во владение и пользование ответчика, что исключило бы возможность удовлетворения требования АО «ЮЭСК» об обязании Администрации исполнить обязательства, предусмотренные пунктом 5.1 концессионного соглашения от 18.07.2017 № 3.

При этом суд принимает во внимание, что из представленных выписок из ЕГРН в отношении водопровода зимнего, водопровода летнего и водопроводной сети следует, что права собственности сельского поселения зарегистрированы только в апреле 2020.  Кроме того, на обстоятельства неисполнения пункта 2.5 концессионного соглашения указывалось ответчиком, что следует из предстваленной в материалы дела переписки.

При наличии иных правовых оснований для получения во владение и пользование земельных участков, необходимых для эксплуатации либо реконструкции объектов теплоснабжения, поименованных в концессионном соглашении от 18.07.2017 № 3, АО «ЮЭСК» вправе воспользоваться способами  защиты гражданских прав, предусмотренных законом.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на истца.

Руководствуясь статьями 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                       М.В. Карпачев