Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело № А25-1008/08-6
11 января 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2008г.
Полный текст решения изготовлен 11 января 2008г.
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Адзиновой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазукабзовой Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1
к Избирательной комиссии КЧР, Министерству финансов КЧР о взыскании 470 250 руб.
третьи лица: Представительство Президента КЧР и Правительства КЧР в Абазинском районе;
Территориальная избирательная комиссия Абазинского района;
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, предприниматель, полномочия подтверждены;
– ФИО2, представитель, доверенность от 25.08.2008г.;
от ответчиков – ФИО3, консультант отдела правового обеспечения Минфина КЧР, доверенность № 1 от 14.11.2008г.;
– ФИО4, представитель Избиркома КЧР, полномочия подтверждены;
от третьего лица – ФИО5, начальник отдела правового обеспечения, полномочия подтверждены;
у с т а н о в и л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее истец) обратился с иском к Министерству финансов и имущественных отношений КЧР, Ликвидационной комиссии временной территориальной государственной администрации Абазинского района, Представительству Президента КЧР и Правительства КЧР в Абазинском районе о взыскании 470 250 руб. долга.
В процессе рассмотрения дела в связи с уточнением истцом исковых требований в качестве ответчика по делу привлечены Избирательная комиссия КЧР, Министерство финансов КЧР (правопреемник Министерства финансов и имущественных отношений КЧР), в качестве третьих лиц – Представительство Президента КЧР и Правительства КЧР в Абазинском районе, Территориальная избирательная комиссия Абазинского района. Ликвидационная комиссия временной территориальной государственной администрации Абазинского района прекратила свою деятельность в июне 2008 года
В обоснование своих требований истец ссылается на следующее: в июле 2006 года по договору купли-продажи недвижимого имущества он приобрел административное здание в а. Инжич-Чукун Хабезского района, ул. Ленина, 3, на которое зарегистрировал право собственности № 09-ЛА 168153 от 03.03.2007г. В декабре 2006 года он предоставил в аренду Территориальной избирательной комиссии Абазинского района 150 кв.м указанного здания по цене 150 руб. за 1 кв.м. При этом письменный договор не составлялся, но все условия оплаты были оговорены с руководителем Временной территориальной государственной администрации Абазинского района ФИО6 С-Г. и представителем Территориальной избирательной комиссии Абазинского района ФИО7 Территориальная избирательная комиссия Абазинского района заняла площадь в 150 кв.м. Однако впоследствии Временная территориальная государственная администрация Абазинского района была ликвидирована, оплату за аренду помещения она отказалась производить.
Поскольку Территориальная избирательная комиссия Абазинского района продолжала занимать площади, но оплату также отказалась производить, то истец обратился в суд и со ссылкой на Указ Президента КЧР от 10.12.2007г. № 229 «О ликвидации Временной территориальной государственной администрации Абазинского района», ч.3 ст.4, ст.19 Закона КЧР «О территориальной избирательной комиссии города, района КЧР» от 10.06.2003г. № 29-РЗ (далее Закон КЧР № 29-РЗ), п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.02.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса», ст.ст.161, 162, 225, 250 Бюджетного кодекса РФ, Указа Президента КЧР № 20 от 29.09.2008г. просит взыскать в порядке ст.ст.1102, 1105, 1107 ГК РФ с Избирательной комиссии КЧР, которая является юридическим лицом в системе избирательных комиссий, действующих на территории КЧР, финансируется из бюджета КЧР (казны КЧР) на свои цели, в том числе на расходы, связанные с арендой и содержанием помещений, 427 500 руб. неосновательного обогащения, 42 750 руб. процентов, а всего 470 250 руб. (расчет прилагается в условиях, обычно применяемых при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах за период с января 2007г. по август 2008г.).
Ответчик в отзыве на исковое заявление, в заседании исковые требования не признал. В заседании и в отзывах на исковое заявление, дополнение к исковому заявлению пояснил, что Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) устанавливает, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения в том числе для хранения избирательной документации…, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование (п.16 ст.5, ст.20). В период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборов главы Абазинского муниципального района КЧР, имевших место 02.12.2007г., помещения для этой деятельности предоставлены Временной территориальной государственной администрации Абазинского района КЧР безвозмездно, утверждает ответчик.
Ответчик утверждает, что в договорных отношениях по аренде ни он, ни Территориальная избирательная комиссия Абазинского района, которая не имеет статуса юридического лица, с истцом не состояли, доказательств, подтверждающих факт заключения договора аренды, истцом не предоставлено, а поэтому исковые требования являются необоснованными, и в их удовлетворении следует отказать.
Второй ответчик (субсидиарный) в отзыве на исковое заявление, в дополнении к отзыву, иск не признал, ссылаясь на следующее: обязательства Территориальной избирательной комиссии Абазинского района в силу требований ст.308 ГК РФ не создают обязанностей для него.
Кроме этого истец предоставил помещения Территориальной избирательной комиссии Абазинского района, которая не является юридическим лицом, по договоренности с физическими лицами –ФИО6 С-Г. и ФИО7, что, по мнению ответчика, указывает на добровольность предоставления данных помещений Территориальной избирательной комиссии, с риском неполучения денежных средств без заключения договора. Гарантий оплаты арендной платы истцу никто не давал, считает второй ответчик.
Считает, что в силу требований ст.7 Закона КЧР от 10.06.2003г. № 29-РЗ «О территориальной избирательной комиссии» (далее Закон КЧР № 29-РЗ) помещения Территориальной избирательной комиссии на безвозмездной основе должны предоставлять государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица, а поэтому требования ст.1102 ГК РФ в отношении Избирательной комиссии КЧР не могут быть применены. Полагает, что ст.ст.120, 399 ГК РФ не применимы в виду того, что Территориальная избирательная комиссия не является юридическим лицом, а Избирательная комиссия КЧР является прямым получателем бюджетных средств, в том числе на обеспечение проведения выборов и референдумов, а поэтому она обеспечивает эту деятельность, на которую в 2006-2008г.г. бюджетом КЧР выделено от 8 553 300 руб. до 13 033 700 руб.
Считает, что истцом неверно истолкованы нормы Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» (далее Постановление № 23), т.к. в нем рассматриваются вопросы привлечения к субсидиарной ответственности казны публично-правового образования по обязательствам созданных учреждений, что исключает применение субсидиарной ответственности по обязательствам Избирательной комиссии КЧР, Территориальной избирательной комиссии Абазинского района, которые не являются учреждениями. Просит в удовлетворении требований в отношении казны КЧР отказать.
Третье лицо в отзыве на исковое заявление и в заседании пояснило, что создано в соответствии с Указом Президента КЧР от 31.01.2008г. № 10 «О Представительстве Президента КЧР и Правительства КЧР в Абазинском районе» (далее Указ Президента КЧР № 10). Действует в период становления Абазинского муниципального района и его структуры, финансируется за счет казны КЧР.
Территориальная избирательная комиссия Абазинского района, будучи уведомленная в установленном порядке, в заседание не явилась, отзыв на исковое заявление не представила. Дело рассмотрено по имеющимся материалам.
Суд, выслушав стороны, оценив собранные доказательства, считает, что исковые требования по состоянию на 26 декабря 2008г. подлежат удовлетворению.
Так, в силу требований ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Истцом представлены доказательства сдачи в аренду помещений в 150 кв.м в здании площадью 656,8 кв.м в а. Инжич-Чукун, ул. Ленина, д.3, принадлежащее ему на праве собственности (договор купли-продажи от 27.07.2006г., свидетельство о государственной регистрации права серия 09-АА 168 153).
Факт того, что помещение занимала Территориальная избирательная комиссия Абазинского района с декабря 2006г. по ноябрь 2008г. не оспаривается ответчиками, методика расчета арендной платы в соответствии с п.2., ч.1 ст.614 ГК РФ подтверждается отчетом № 147/01/06 об определении рыночной стоимости аренды 1 кв.м нежилых административных помещений от 03.08.2006г., экспертным заключением № 147/01/06 от 03.08.2006г., свидетельскими показаниями ФИО6 С-Г. – должностного лица органа местного самоуправления в спорный период, доказательствами последовательного досудебного урегулирования спора (переписка истца с Правительством КЧР, Министерством финансов и имущественных отношений КЧР – правопредшественником второго ответчика, Ликвидационной комиссией временной территориальной государственной администрации Абазинского района).
Суд принимает указанные доказательства как доказательства фактического пользования помещением истца на праве аренды. При таких обстоятельствах невыполнение условий договоренности об оплате истца с представителями Территориальной избирательной комиссии Абазинского района и Временной территориальной государственной администрации Абазинского района, которые обязаны оказывать содействие в реализации задач избирательной комиссии является нарушением прав собственника. В силу требований ст.ст.12, 15, 16 ГК РФ он вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. В силу требований ст.10 ГК РФ истец разумно и добросовестно осуществлял свои права, а ответчик злоупотребил своим правом.
Ссылка ответчиков на то, что они не заключали договора аренды и не несут ответственности за действия третьих лиц не принимается судом в виду следующего: согласно ст.3, ч.1,2 ст.5, ч.1 ст.6 Закона КЧР № 14-РЗ Избирательная комиссия КЧР является государственным органом Карачаево-Черкесской Республики, юридическим лицом и возглавляет систему избирательных комиссий, в которую входят территориальные избирательные комиссии; финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии КЧР производится за счет средств бюджета КЧР, которые ответчиком распределяются и на территориальные избирательные комиссии, из чего следует, что у Карачаево-Черкесской республики возникли обязательства по возмещению вреда в результате незаконных
действий (бездействия) ответчика, злоупотребления правом, выразившихся в неуплате возникшего денежного обязательства перед истцом, что согласуется со смыслом ст.ст.16, 1069 ГК РФ, ст.1,2 Постановления № 23. Доводы ответчиков в этой части отклоняются судом. То обстоятельство, что субсидиарные исковые требования заявлены к Минфину КЧР, не препятствует рассмотрению спора по существу к Карачаево-Черкесской Республике
Доводы ответчика о том, что помещения в период избирательной компании ему должны предоставляться безвозмездно государственными органами, органами местного управления не могут быть приняты судом в виду следующего: из смысла п.16 ст.20 Закона № 67-ФЗ следует, что государственные органы обязаны оказывать содействие в реализации функций избирательной комиссии, в том числе путем представления необходимых помещений.
В возникшей ситуации безвозмездность предоставления помещений восполнена выделением средств из казны КЧР ответчику на аренду таких помещений, т.к. Абазинский муниципальный район не имел ни помещений, ни средств на их аренду в период 2006-2008г.г. Указанный вывод суда следует из смысла ч.2 ст.19 Закона КЧР № 29-РЗ, Приложений: № 8 к Закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2006 год» от 19.12.2005г. № 103-РЗ; № 10 к Закону КЧР от 22.12.2006г. № 117-РЗ «О республиканском бюджете КЧР на 2007 год»; № 9 к Закону КЧР от 14.12.2007г. № 94-РЗ «О республиканском бюджете КЧР на 2008 год». Ответчик был обязан распределить эти средства, в том числе и Территориальной избирательной комиссии Абазинского района. Поскольку ответчик в заседание не представил доказательств распределения средств на указанные цели (связанные с арендой и содержанием помещений Территориальной избирательной комиссией Абазинского района при доказанности факта выделения средств из бюджета КЧР), то его доводы об обязанности государственных органов безвозмездного предоставления помещений суд считает несостоятельными, а возражения на иск подлежащими отклонению как недоказанные.
Однако суд считает необходимым принять возражения второго ответчика в части исчисления суммы долга и процентов, а именно, исчислять период задолженности с момента государственной регистрации истцом права собственности, с которым связано и нарушение права – 03.03.2007г. по август 2008г., что составит 16 месяцев, а сумма долга составит соответственно 360 000 руб. (150х150х16).
В части начисления процентов на сумму долга в иске следует отказать, т.к. спор возник в отношении оплаты из целевых денежных средств и взыскание вреда исключает как неосновательное обогащение, так и взыскание процентов, а поэтому доводы истца в части ссылки на ст.ст.1102, 1105, 1107 ГК РФ отклоняются судом.
Всего с ответчика следует взыскать 360 000 руб. В остальной части иска отказать.
В случае недостаточности денежных средств у ответчика взыскание произвести с Карачаево-Черкесской Республики за счет казны КЧР.
Расходы по государственной пошлине распределить между сторонами пропорционально удовлетворенному иску. Уменьшить истцу размер госпошлины до 500 руб. в виду тяжелого финансового положения, ответчиков от уплаты госпошлины освободить в силу требований ст.333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.169-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
ФИО1 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей основного долга.
В остальной части иска отказать.
В случае недостаточности средств у ответчика взыскание произвести с Карачаево-
Черкесской Республики за счет казны КЧР.
федерального бюджета РФ 500 (пятьсот) рублей – расходы по госпошлине.
На решение может быть подана апелляция в месячный срок после принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Ессентуки.
Судья М.Е.Адзинова