ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1049/16 от 12.08.2016 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск                                                                                                 Дело №А25-1049/2016

12 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2016 года

                                                   Полный текст решения изготовлен 12 августа 2016 года

   Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Дышековой А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гербековой А.М., при участии от заявителя – ФИО1(доверенность от 27.04.2016), ФИО2 (доверенность от 27.04.2016), ФИО3 (доверенность от 27.04.2016), от заинтересованного лица – ФИО4 (доверенность от 22.01.2016), от третьего лица - ФИО5 (доверенность от 03.03.2016), рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сосна» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Мэрия муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>), установил следующее.

     Общество с ограниченной ответственностью «Сосна» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесск, КЧР, оформленного в письме Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.02.2016 №01-287. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска выдать разрешение на строительство.

Определением суда от 02.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия муниципального образования города Черкесска (далее – третье лицо, мэрия).

          В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ с 11.08.2016 до 11 часов 00 минут 12.08.2016.

          Информация об объявлении перерыва, времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 11.08.2016, текст определения об объявлении перерыва опубликован 12.08.2016.

          Размещение указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.

 В обоснование требований общество в заявлении ссылается на несоответствие действий управления положениям статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, считает, что управление не имело оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство. Заявитель ссылается на то, что предусмотренный статьей 51 Градостроительного кодекса РФ перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.

Из дополнений к заявлению от 21.07.2016 следует, что постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.01.2016 №26 утвержден административный регламент по предоставлению Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.6. Административного регламента основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» является Градостроительный кодекс РФ.

При этом пунктом 2.12. Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к которому в частности относится:

            1)непредставления документов, указанных в пункте 2.7 Административного регламента;

2)несоответствие документов, представленных заявителем, градостроительному плану земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;

3)обращение с заявлением ненадлежащего лица;

4)наличие соответствующих постановлений (актов) судов.

Согласно пункту 2.7. Административного регламента общество представило    следующие документы:

1)заявление;

2)правоустанавливающие документы на земельный участок;

3)градостроительный план земельного участка;

4)материалы, содержащиеся в проектной документации на бумажном носителе, а именно:

            - пояснительная записка;

             - схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

            - схемы, отображающие архитектурные решения;

   - сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

           - проект организации строительства объекта капитального строительства;

           - проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

           - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась.

Таким образом, обществом были выполнены все условия, положения и требования, предусмотренные как действующим Градостроительным кодексом РФ, так и Административным регламентом.

Однако в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2.12. Административного регламента, письмом от 20.02.2016 №01-287 Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска отказало обществу в выдаче разрешения на строительство «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу: КЧР, <...> по основаниям, не предусмотренным вышеуказанным нормативным актам.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Управление в отзыве на заявление предъявленные требования отклонило, считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесск, КЧР, является законным и обоснованным, поскольку общество самовольно осуществляло строительство данного объекта без разрешительной документации в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Общество не имеет законного основания на проведение строительных работ на данном земельном участке, при этом выдача разрешения на строительство объектов, являющихся самовольными постройками, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Кроме того, в Арбитражном суде Карачаево-Черкесской Республики рассматривается исковое заявление Мэрии муниципального образования г. Черкесска к ООО «Сосна» о сносе самовольной постройки (дело №А25-1026/2016).

Из дополнений управления к отзыву на заявление от 12.08.2016 следует, что требования общества являются незаконными и необоснованными ввиду следующего.

В Административном регламенте по предоставлению управлением услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» приведён перечень оснований для отказа в предоставлении услуги. Одним из оснований для отказа в предоставлении услуги является не предоставление документов, указанных в пункте 2.7. Административного регламента.

15.02.2016 в управление поступило заявление общества о выдаче разрешения на строительство, к которому не были приложены документы, предусмотренные Административным регламентом для предоставления указанного вида услуги. Несмотря на то, что отказ не содержит указания на пункт «1)» подпункта 2.12 Административного регламента, необходимо отметить, что по фактическим обстоятельствам подпадает под действие указанной нормы.

Заявление общества было рассмотрено с учетом распоряжения Мэрии муниципального образования города Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>», поскольку управление, как структурное подразделение органа местного самоуправления, наделенное полномочиями по выдаче разрешений на строительство, не вправе не учитывать принятое в установленном законом порядке решение мэрии. Актами выездной проверки, предписанием, протоколом №008524 об административном правонарушении установлено, что на заявленном земельном участке ведётся самовольное строительство, издан ненормативный акт органа местного самоуправления о сносе (демонтаже) самовольно возведённого объекта капитального строительства.

Все указанные ненормативные акты и действия органа местного самоуправления никем не оспорены, вступили в законную силу и являются действующими актами, составлены и изданы в соответствии с Правилами санитарного содержания и благоустройства города Черкесска, утверждёнными решением Думы муниципального образования города Черкесска от 26.04.2010 №49. Протоколы об административном правонарушении также составлены в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 №40-РЗ «Об административных правонарушениях».

По мнению управления, приобщенные к материалам дела документы о сносеобъекта, свидетельствуют об исполнении требований о сносе в соответствии с распоряжением мэрии 22.01.2016 №35-р, а исполнением требований о сносе заявитель подтверждает факт самовольного строительства объекта на заявленном земельном участке.

С учётом установленных обстоятельств, и по смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим правоотношения в области строительства объектов капитального строительства процедура выдачи разрешения на строительство объекта обязательно должна предшествовать началу работ по строительству.

В определении суда от 21.07.2016 по рассматриваемому делу судом поставлен вопрос об уточнении разрешенного вида использования земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства. В связи с чем, управление сообщает, что заявленный земельный участок значится с видом разрешенного использования «под строениями». При этом необходимо отметить, что в соответствии с приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «под строениями» не предусмотрен.

На основании вышеизложенного управление просит отказать в удовлетворении требований ООО «Сосна» по делу №А25-1049/2016 в полном объеме.

Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, с учетом дополнений к нему, в удовлетворении требований просит отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Мэрия муниципального образования города Черкесска представила отзыв на заявление, в котором указано следующее.

Согласно статье 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к во­просам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправле­ния обладают полномочиями, реализация которых осуществляется путем предос­тавления муниципальных услуг населению.

В статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предос­тавления государственных и муниципальных услуг» законодательно установлено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предостав­ляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, уста­новленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» и уставами муниципальных образований.

На основании решения Думы муниципального образова­ния города Черкесска от 25.06.2015 №56 «Об утверждении Положения об Управ­лении архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муници­пального образования города Черкесска», путем проведения организационно-штатных мероприятий, было создано Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска с наделением полномочиями в области градостроительства и земельных отношений.

Указанные полномочия реализуются управлением посредством предоставле­ния муниципальных услуг, в том числе и муниципальной услуги, относящейся к предмету спора по настоящему делу.

Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.01.2016 №26 утвержден Административный регламент по предоставлению Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии му­ниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Выдача раз­решений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», в соответствии с которым ответственным структурным подразделением органа ме­стного самоуправления по предоставлению данной муниципальной услуги опреде­лено управление.

В целях получения разрешения на строительство заявитель (физическое или юридическое лицо, либо их уполномоченный представитель) обращается в упол­номоченный орган в лице управления с соответствующим заявлением, к которому прилагает пакет документов, обозначенный в пункте 2.7. вышеуказанного Администра­тивного регламента; перечень документов, прилагаемый вместе с заявлением, яв­ляется исчерпывающим.

В пункте 2.12. Административного регламента установлены также исчерпывающие основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых указано, что отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается в случае непредставления документов, указанных в пункте 2.7 настоящего административного регламента.

Как следует из содержания заявления ООО «Сосна», поступившего в ад­рес мэрии города Черкесска 15.07.2016, заявитель в феврале 2016 года обратился в упол­номоченный орган в лице управления с заявлением о выдаче разрешения на строи­тельство на собственной территории «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу:  <...>. Оспариваемым ответом Управления ООО «Сосна» было отказано в выдаче испрашиваемого разрешения.

В ходе судебного заседания 28.06.2016 представителем заинтересованного ли­ца по делу на обозрение суда и лиц, участвующих в деле, было представлено заяв­ление ООО «Сосна» от 15.02.2016, из содержания которого не усматри­вается, с каким пакетом документов обратился заявитель по делу в управление.

Из дополнения к отзыву от 11.08.2016 следует, чтомэрия города Черкесска полагает обоснованным и закон­ным отказ управления в вы­даче обществу разрешения на строительство, отраженный в письме от 20.02.2016 №01-287 ввиду следующего.

Заявителем по делу была предоставлена проектная документация на строи­тельство «Мусульманского центра общения и досуговых занятий по ул. Ленина, 326», разработанная ООО «СтройЭлектроСервис» в 2015 году.

Согласно пояснениям представителя общества в ходе судебного разбирательства Разделы указанной проектной документации были предоставлены заявителем по делу при обращении в управление в феврале 2016 года с заявлением о выдаче раз­решения на строительство.

Вместе с тем, мэрия полагает, что предоставленные зая­вителем по делу доказательства в виде проектной документации являются недо­пустимыми, полученными с нарушением закона, а именно: на титульных листах предоставленной проектной документации в качестве даты ее исполнения ука­зан 2015 год, вместе с тем, в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013 Система про­ектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к про­ектной и рабочей документации и Сборником разъяснений требований стандар­тов системы проектной документации для строительства (СПДС) (вопросы и ответы), подготовленным Центром методологии нормирования и стандартиза­ции в строительстве на основе вопросов, заданных специалистами проектных и проектно-изыскательских организаций - участниками первого семинара, прове­денного ОАО «ЦНС» 16-17 марта 2014 года в Москве по разъяснению требо­ваний национальных стандартов Системы проектной документации для строи­тельства (СПДС) и применению их в проектировании, «Дата» подготовки про­ектной документации является обязательным реквизитом; под этим термином ГОСТ Р 6.30-2003 понимается - число, месяц и год. Число должно быть - иначе это не дата. Например, дату 5 июня 2011 года следует оформлять «05.06.11».

Таким образом, указание в графах полной даты изготовления проектной документации является обязательным требованием к оформлению проектной документации.Однако предоставленная заявителем по делу проектная документация не только выполнена с нарушением указанных требований ГОСТ (на отдельных листах вообще отсутствует дата их подготовки), но имеет явные подчистки - на листах проектной документации имеются корректирующие подчистки «Даты»: дата 11.07.2016 исправлена корректирующей лентой (т.3 л.д.53-56).

Проектная документация, имеющая явные исправления (подчистки), в которой на многих листах отсутству­ет дата ее подготовки, не может служить допустимым доказательством по делу, поскольку невозможно достоверно установить, что та проектная документация, которая была предоставлена обществом в материалы дела, была предоставлена и в уполно­моченный орган местного самоуправления при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство. Так, общество обратилось в управление 15.02.2016, и как следует из материалов дела, предоставило проектную документацию с от­дельными листами, датированными 11.07.2016.

С учетом положений части  3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства, полученные с на­рушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в ос­нову решения суда.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ законодатель четко разграничивает понятия «строительство» и «ре­конструкция»:

13)строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14)реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строитель­ства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объ­екта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В материалы дела обществом представлены свидетельства о государственной регистрации права, согласно которым на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, на момент обращения общества в управление должны были находиться объекты недвижимого имущества, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи, не погашенные в период рас­смотрения дела в суде.  

Проектная документация, представленная в суд, содержит Раздел, описывающий проведение демонтажных работ перед началом строительства.

С учетом положений Административного регламента, в случае выполнения заявителем работ по сносу отдельных конструкций, предшествующих основным строительным рабо­там, данное обстоятельство нашло бы свое отражение в выдаваемом заявителю разрешении.

Однако общество обратилось в управление с заявлением о выда­че разрешения на строительство, а не на реконструкцию, несмотря на наличие объектов недвижимости на земельном участке, которые в соответствии с про­ектной документацией подлежали частичному сносу.

Из пояснений представителей общества следует, что заявитель по делу намеревался осуществить новое строительство, но при этом не погасил в установленном по­рядке записи в ЕГРП в отношении строений, право собственности на которые зарегистрировано за ООО «Сосна» как на момент обращения в орган местного самоуправления, так и на сегодняшний день. Также при обра­щении в управление не предоставлен соответствующий акт, свидетельствующий о демонтаже данных объектов недвижимого имущества.

Представители заявителя в судебном заседании пояснили, что проводились работы по демонтажу отдельных частей имеющихся строений (часть фундамента была демонтирована) с последующим включением конструк­тивных элементов в новое строение, однако данное утверждение не соответствует действительности и опровергается как предоставленной проектной документацией, так и актами выездных прове­рок (копии прилагаются).

В данном случае, если заявитель намеревался осуществить новое строи­тельство, то при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство он должен был предоставить соответствующий акт или до об­ращения в орган местного самоуправления, погасить записи в Едином государ­ственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, при наличии намерений на получение разрешения на строи­тельство, заявитель до обращения в орган местного самоуправления должен был подготовить земельный участок к новому строительству, в силу требований Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.

Из представленной проектной документации следует, что в период строительства предполагается демонтировать часть конструктивных элементов, находящихся на земельном участке с последующим включением их в новое строительство, в связи с чем, обществу надлежало обратиться с заявлением о выдаче раз­решения на реконструкцию путем демонтажа части объектов недвижимости, а не проводить самовольные работы по демонтажу и частичному строительству конструктивных элементов нового объекта, (армирование колонн, заливка фун­дамента) что подтверждается фотоматериалами выездных проверок.

Таким образом, действия заявителя не соответствуют положениям статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и Административного регламента.

22.10.2015 отделом по контролю за использованием земель и са­нитарному содержанию города мэрии муниципального образования города Черкесска обществу было выдано два предписания для устранения нарушений действующего земельного и градостроительного законодательства: 1 - относительно приведения границ земельного участка в кадастровые границы (ранее было исполнено обществом); 2 - предписание о сносе са­мовольно возведенных конструкций неоконченного строительством объекта ка­питального строительства в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами (исполнено обществом 11.08.2016 с учетом предоставленных общест­вом документов, которые были приложены к ходатайству о приобщении к мате­риалам дела).

Таким образом, на сегодняшний день оба муниципальных акта реагирова­ния исполнены заявителем: земельный участок находится в кадастровых грани­цах, самовольно возведенный объект капитального строительства неокончен­ный строительством снесен.

Разделом 2 Устава ООО «Сосна» установлено, что основной целью создания обще­ства является осуществление деятельности для извлечения прибыли; предметом деятельности общества являются: производство товаров народного потребления; оказание бытовых услуг населению; оказание транспортных услуг, в том числе осуществление грузоперевозок, услуги проката автомобилей; организация сети общественного питания, предприятий бытового обслу­живания; оптовая и розничная торговля, в том числе продовольственными и непро­довольственными товарами; коммерческая деятельность.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц к основным видам деятель­ности общества относится деятельность ресторанов и услуги по доставке про­дуктов питания; к дополнительным видам деятельности относится: деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания; аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижи­мым имуществом; деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодо­рожных вагонах-ресторанах и на судах.

Соответственно, деятельность, связанная с досуговыми мероприятиями не входит в виды деятельности общества, указанные в уставе и выписке.

Представитель мэрии в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, с учетом дополнений к нему, в удовлетворении требований просит отказать.

Рассмотрев представленные доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Сосна» является собственником земельного участка кадастровый номер 09:04:0101305:26, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строениями, общая площадь 2 410 кв. м, адрес: Ленина ул. 326, г. Черкесск, КЧР, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2012, кадастровой выпиской от 13.02.2014 №09/14/1-10521 (т.1 л.д.21-29, 30).

22.10.2015 по требованию прокуратуры г. Черкесска от 15.10.2016 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска  ФИО6, ФИО7 в присутствии генерального директора ООО «Сосна» ФИО8, с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, в результате которого составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка по требованию прокуратуры г. Черкесска от 15.10.2015 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.91-92).

В акте обследования установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации;

- размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

- граница земельного участка перенесена  в сторону ул. Ленина на расстояние от 3,00 до 4,00 м по длине фасада участка, что привело к занятию территории общего пользования.

Перенесенная граница земельного участка представляет собой ограждение, выполненное из металлического профиля. Строительство объекта капитального строительства начато без наличия разрешительной документации, оформленной в установленном порядке, границы обследуемого земельного участка перенесены без согласования с мэрией муниципального образования г. Черкесска.

22.10.2015 в отношении ООО «Сосна» составлен протокол об административном правонарушении №008524, в котором зафиксирован факт самовольного строительства объекта капитального строительства без разрешения, оформленного в установленном порядке, а именно, объект незавершенного строительства размером в осях 36,00х36,00 м по адресу: <...> (т.2 л.д.90) и протокол об административном правонарушении №008525, в котором зафиксирован факт переноса границ земельного участка за линию застройки и занятия для этих целей территории общего пользования без согласования с мэрией муниципального образования г. Черкесска (т.2 л.д.89).

В этот же день, 22.10.2015 генеральному директору ООО «Сосна» выданы предписания: 1 - об остановке строительных работ; сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015; 2 – о приведении границы земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами в срок до 25.12.2015 путем демонтажа ограждения, выполненного из металлического профиля (т.2 л.д.114-115).

Как следует из Градостроительного плана земельного участка, он составлен на основании обращения общества от 28.10.2015 б/н и утвержден управлением 12.11.2015 (т.2 л.д.95-101).

16.11.2015 общество обратилось в управление с заявлением (вх.№603) о выдаче акта согласования со службами города Черкесска для строительства «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу: КЧР, <...>, (т.1 л.д.83).

Письмом от 02.12.2015 №01-437 управление отказало в выдаче акта согласования в связи с самовольными действиями по строительству данного объекта, без оформления разрешительной документации в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (т.1 л.д.85).

29.12.2015 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска  ФИО6, ФИО9 с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, на предмет исполнения предписаний отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска. По результатам обследования составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка от 29.12.2015 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.108-113).

В акте проверки установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации; размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

- строительные работы не ведутся;

- ограждение земельного участка находится в кадастровой границе.

В акте сделан вывод о том, что требование предписания от 22.10.2015 о приведении границ земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами в срок до 25.12.2015 путем демонтажа ограждения, выполненного из металлического профиля выполнено; требование предписания от 22.10.2015 об остановке строительных работ, сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 не выполнено в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства.

22.01.2016 мэрией муниципального образования г. Черкесска было принято распоряжение №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, согласно которому общество обязано снести (демонтировать) объект капитального строительства в срок до 20.04.2016 (т.2 л.д.103).

         15.02.2016 общество обратилось в управление с заявлением (вх.№424) о выдаче разрешения на строительство (т.2 л.д.1).

   17.02.2016 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска  ФИО6, ФИО7, ФИО9 на основании служебной записки управления в связи с рассмотрением заявления ООО «Сосна» о выдаче разрешения на строительство «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, на предмет соблюдения градостроительного законодательства. По результатам обследования составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка от 17.02.2016 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.104-107).

В акте проверки установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации;

- размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

         В акте проверки сделан вывод о том, что:

         - строительство объекта капитального строительства начато без наличия разрешительной документации, оформленной в установленном порядке;

- требование предписания от 22.10.2015 о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 не выполнено в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства.

Рассмотрев вышеуказанное заявление общества от 15.02.2016, управление письмом от 20.02.2016 №01-287 отказало обществу в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса РФ, указав, что строительство объекта осуществлено в отсутствии разрешения на строительство, в связи с чем, основания для выдачи разрешения на строительство отсутствуют (т.1 л.д.14).

Считая, что в письме управления от 20.02.2016 выражено незаконное решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа.

          Из дополнения общества к заявлению от 21.07.2016 следует, что к заявлению были приложены все документы в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Административного регламента.

 Между тем, из отзывов управления и мэрии следует, что к заявлению какие-либо документы приложены не были, в том числе проектная документация, представленная обществом в суд.

Исследовав представленное в материалы дела заявление общества о выдаче разрешения на строительство, поступившее в управление 15.02.2016, суд установил, что в нем не указано на наличие приложения и перечня документов, которые приложены к нему (т.2 л.д.1).

Между тем, форма заявления утверждена в приложениях №№1-2 к Административному регламенту попредоставлению Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».

         Форма заявления о выдаче разрешения на строительство для юридического лицасодержится в приложении №2 к Административному регламенту. Согласно пункту 6 приложения №2, в заявлении должны быть указаны (и к заявлению приложены), в том числе приложения:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации(в бумажном и электронном виде jpg/pdf формате):

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального

строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В силу пункта 2.7.1. Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению №1 к настоящему Административному регламенту;

2) правоустанавливающие документы на земельный участок (если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право не зарегистрировано);

 3) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (может не предоставляться в случае его наличия в УАГиЗО мэрии МО г. Черкесска)

4) материалы, содержащиеся в проектной документации (в бумажном и электронном виде jpg/pdf формате):

            - пояснительная записка;

- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

- схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

     - схемы, отображающие архитектурные решения;

     - сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

     - проект организации строительства объекта капитального строительства;

- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

- перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась.

В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Состав и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги установлена пунктом 3.1. Административного регламента, согласно которому предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

2) рассмотрение заявления и принятых от заявителя документов,

3) формирование и направление межведомственных запросов;

4)принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги, и подготовка документов по результатам рассмотрения запроса;

5) выдача результата предоставления муниципальной услуги.

Согласно пункту 3.6.1. Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в отдел градостроительства зарегистрированного заявления и прилагаемых к нему документов.

Должностным лицом, ответственным за проведение документарной проверки, является специалист отдела градостроительства (пункт 3.6.2.).

В соответствии с пунктом 3.6.3. Административного регламента специалист отдела градостроительства:

- проводит проверку наличия документов, перечень которых установлен в пунктах 2.7.1. и 2.7.2. настоящего регламента;

- проводит проверку соответствия проектной документации или схемы  планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта   планировки  территории  и  проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или  указанной схемы  планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу пункта 3.6.5. Административного регламента, критерием принятия решения является соответствие представленного заявления и документов требованиям по комплектности и оформлению, установленным настоящим Административным регламентом.

Пунктом 3.6.6. Административного регламентаопределен результат административной процедуры и порядок его передачи:

-в случае соответствия представленного заявления и документов требованиям по комплектности и оформлению, установленным настоящим Административным регламентом, принятие заявления и документов к рассмотрению по существу;

 -в случае отсутствия в комплекте представленных документов, которые могут быть получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия специалист отдела градостроительства в системе межведомственного взаимодействия  направляет межведомственный запрос;

-в случае несоответствия представленных документов требованиям по комплектности и оформлению, установленным настоящим Административным регламентом, специалистом отдела градостроительства подготавливается уведомление о мотивированном отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Доводы заявителя о приложении к заявлению проектной документации отклоняются судом как не подтвержденные материалами дела. Суд приходит к выводу о том, что к заявлению общества при обращении в управление не были приложены все вышеперечисленные документы.

По смыслу пунктом 3.6.3. Административного регламента исполнение специалист отдела градостроительства проводит проверку наличия документов, перечень которых установлен в пунктах 2.7.1. и 2.7.2. настоящего регламента.

Как пояснили в судебном заседании представители управления и мэрии, при рассмотрении заявления общества, 17.02.2016 проведена выездная проверка, составлен акт, в котором установлено, что на земельном участке расположен объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м.

 В акте проверки сделан вывод о том, что строительство объекта капитального строительства начато без наличия разрешительной документации, оформленной в установленном порядке; требование предписания от 22.10.2015 о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 не выполнено в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства. Данные проверки подтверждены фотоснимками.

 Кроме того, при рассмотрении заявления общества, управление, не ограничившись проверкой заявления, исследовало все материалы проверок, имеющиеся в отношении земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, полученные в рамках взаимодействия между отделами мэрии и управления и представленные в материалы дела, при этом сослалось в отказе в выдаче разрешения на строительство на распоряжение мэрии от 22.01.2016 №35-р об обязанности сноса (демонтажа) самовольно построенного объекта капитального строительства.

В судебном заседании установлено также и подтверждается материалами дела, что

20.04.2016 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска  ФИО6, ФИО9 с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...> на предмет исполнения распоряжения мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства расположенного по адресу: КЧР, <...>». По результатам обследования составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка от 20.04.2016 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.101-102).

В акте проверки установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации;

- размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

- строительные работы не ведутся.

              В акте проверки сделан вывод о том, что распоряжение мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства расположенного по адресу: КЧР, <...>» не выполнено.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания решения незаконным, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденным решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.06.2015 №56 (далее - Положение) Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкесска, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства и земельных отношений.

Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска является юридическим лицом; главным распорядителем бюджетных средств; главным администратором доходов бюджета муниципального образования города Черкесска; имеет лицевой счет в органе, осуществляющем кассовое обслуживание бюджета для учета средств бюджета; самостоятельный баланс, имеет бюджетную смету; наделяется необходимым для осуществления своей деятельности имуществом; имеет гербовую печать и штамп со своим наименованием; выступает от своего имени истцом и (или) ответчиком в суде; приобретает имущественные и личные неимущественные права (пункт 1.3 Положения).

В силу пункта 1.2. Положения управление в своей деятельности руководствуется Градостроительным кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики, Уставом муниципального образования города Черкесска, нормативными правовыми актами мэрии и Думы муниципального образования города Черкесска и настоящим Положением.

Согласно подпункту 6 пункта 2.1 Положения к основным целям управления относится профилактика правонарушений в области градостроительной деятельности, предотвращение самовольного строительства объектов через соответствующие службы муниципального образования города Черкесска.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.9. Положения к полномочиям управления в сфере градостроительной деятельности отнесена выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (подпункт 4 пункта 3.9. Положения).

По смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления о выдаче разрешения на строительство и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии указанной нормой орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из анализа положений статьи 49, 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.

По смыслу статей 51-55 Градостроительного кодекса по создаваемым объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.

Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.

В подтверждение своей позиции обществом в материалы дела представлены: заявление от 15.02.2016 о выдаче разрешения на строительство; письма управления от 02.12.2015 №01-437 и от 20.02.2016 №01-287; Градостроительный план земельного участка, чертеж градостроительного плана земельного участка по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесска, КЧР; кадастровая выписка о земельном участке от 13.02.2014 №09/14/1-10521; свидетельство о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: КЧР, <...>, в том числе: земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов – под строениями, площадью 2 410 кв. м.; здание площадью 210,9 кв. м., литер А; недостроенное здание магазина общим процентом готовности 36%; навеса литер Г1; навеса литер Г2; навеса литер Г3; навеса литер Г; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2016; проектная документация; акт от 10.08.2016; акт обследования от 10.08.2016; извещение от 04.08.2016 о проведении обследования земельного участка с доказательствами направления заинтересованным лицам; заключение кадастрового инженера от 10.08.2016; кадастровая выписка о земельном участке от 27.06.2016; договоры на оказание коммунальных услуг (том приложение л.д.1-138, т.2 л.д.1-2, т.1 л.д.13-14,15-20, 21-29, 30-37, т.3 л.д.4-5,10-18, 19-87).

Управлением и мэрией в материалы дела также представлены: заявление от 15.02.2016 о выдаче разрешения на строительство; письма управления от 02.12.2015 №01-437 и от 20.02.2016 №01-287; Градостроительный план земельного участка, чертеж градостроительного плана земельного участка по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесска, КЧР; кадастровая выписка о земельном участке от 13.02.2014 №09/14/1-10521; свидетельство о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: КЧР, <...>, в том числе: земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов – под строениями, площадью 2 410 кв. м.; материалы проверок: протоколы об административном правонарушении от 22.10.2015 №008524 и №008525; акты выездных проверок от 22.10.2015, от 29.12.2015 17.02.2016; от 20.04.2016, составленные по результатамобследования земельного участка,расположенного по адресу: КЧР, <...> с приложением фотоснимков; предписания от 22.10.2015; распоряжение мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: КЧР, <...>; аэрофотосъемка (т.1 л.д.83-101, т.2 л.д.50, 89-115, т.3 л.д.88-94,112-115).

Арбитражный суд в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, а результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

 Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).

В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Согласно чертежу Градостроительного плана земельного участка по адресу: КЧР, <...>, на нем расположено строящееся строение (т.1 л.д.97).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что обществом на момент обращения с заявлением в управление уже были возведены конструкции здания - объекта капитального строительства, представляющего собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с армированными колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м, разрешение на строительство которого не было получено на начало строительство объекта.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в заявлении от 15.02.2016 общество просило выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, при том, что возведение этого объекта уже осуществлялось с 2015 года без получения разрешения на строительство.

При этом суд принимает во внимание, что по данному факту общество было привлечено к административной ответственности; выдано предписание об устранении выявленных нарушений самовольного строительства в срок до 25.12.2015; вынесено распоряжение о сносе (демонтаже) самовольно построенного объекта капитального строительства. Решения и действия органа мэрии обществом обжалованы не были, до обращения в суд были частично исполнены (восстановление границ земельного участка).

Общество обратилось в управление с заявлением от 15.02.2016 о выдаче разрешения на строительство объекта - «Мусульманский центр общения и досуговых занятий» по адресу: КЧР, <...>, управление отказало в выдаче разрешения на строительство, основанием для отказа послужило фактическое осуществление обществом строительства объекта по указанному адресу без разрешения.

 На момент обращения общества с этим заявлением, названный объект уже был частично возведен, то есть строительные работы на данном конкретном объекте капитального строительства произведены при отсутствии разрешения на строительство и, соответственно, у управления отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство.

Таким образом, выраженное в письме управления от 20.02.2016 №01-287 решение об отказе в выдаче разрешения на строительство данного объекта соответствует требования закона и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, отраженной в определении от 16.06.2015 по делу №309-КГ15-209.

Доводы заявителя об обратном отклоняются судом, поскольку рассматриваемый факт обращения общества в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство фактически уже строящегося объекта в данном конкретном случае следует расценивать как направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке, то есть действия, не отвечающие положениям статьи 222 Гражданского кодекса РФ и запрещенные пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ как злоупотребление правом в иных формах.

К судебному заседанию 11.08.2016 заявителем были представлены дополнительные документы, в том числе: Акт от 10.08.2016 обследования земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, составленный с участием представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике - начальника отдела государственного земельного контроля ФИО10, представителя ООО «Сосна» ФИО1, кадастрового инженера ФИО11, инженера проекта ФИО12, граждан ФИО13, ФИО14; заключение кадастрового инженера ФИО11; фотоснимки (т.3 л.д.5, 19-32, 37), из которых следует, что на указанном земельном участке не имеется объектов капитального строительства и объектов незавершенного строительства; объекты капитального строительства, на которые ранее зарегистрировано право собственности ООО «Сосна», демонтированы; строительные работы на земельном участке не ведутся; строительная техника отсутствует.

При этом в материалы дела представлены доказательства направления в адрес управления и мэрии извещения о необходимости направления своих представителей в целях обследования земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск. Ул. Ленина, 326 на предмет наличия или отсутствия на указанном земельном участке объектов капитального строительства. Однако доказательства вручения указанным лицам извещения материалы дела не содержат.

Между тем, при рассмотрении заявления об оспаривании действий управления по отказу в выдаче разрешения на строительство существенное значение имеет факт начавшегося строительства без разрешения, в то время как снос (демонтаж) обществом возведенных ранее конструкций после обращения в суд не имеет правового значения. Этот факт суд расценивает как исполнение муниципального правового акта – распоряжения мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: КЧР, <...>.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, требования заявителя о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворению не подлежат, поскольку соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

В удовлетворении требований об обязании управления выдать обществу разрешение на строительство, как способа восстановления нарушенных прав и законных интересов, также следует отказать, ввиду отсутствия нарушенного права.

Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Сосна» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-кт, 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья                                       А.С. Дышекова