АРБИТРАЖНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
(369000, КЧР, <...>, E-mail: info@askchr.arbitr.ru. тел.: <***>)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск
Дело № А25-1088/2010
21 октября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 21 октября 2010 года
Судья Лазаренко Л.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шумаевой А.Ш-Г., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КЧР
к Мэрии муниципального образования города Черкесска
Министерству имущественных и земельных отношений КЧР
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР
о признании права федеральной собственности на объекты недвижимого имущества,
при участии в судебном заседании:
представитель истца – ФИО1, по доверенности от 12.01.2010 № 1;
представитель ответчика – Мэрии МО г. Черкесска - ФИО2, доверенность от 14.09.2010 № 2892-01;
представители третьих лиц – УФС по надзору в сфере природопользования по КЧР - ФИО3, доверенность от 03.09.2010 № 8, представители ответчика и третьего лица – не явились, надлежаще извещены (л.д. 120),
У С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Мэрии муниципального образования города Черкесска, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР (далее – ответчики) о признании права федеральной собственности на объекты недвижимости.
Представитель истца в судебном заседании повторил доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить требования в полном объеме. Суду пояснил, что распоряжением от 30.04.2008 № 67 ТУФА в КЧР из оперативного управления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР в казну Российской Федерации изъято недвижимое имущество: гараж – общей площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, <...>. Актом приема-передачи здания (сооружения) от 28.04.2008 объект передан Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР. Также на основании обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР от 12.10.2009 № АК-01-09.2/1043 распоряжением ТУФА в КЧР № 4 от 18.01.2010 изъято из оперативного управления в казну Российской Федерации недвижимого имущества: гараж – Литер А, общей площадью 31 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, <...>. У истца возникла необходимость в регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, однако отсутствуют правоустанавливающими документами (акты ввода в эксплуатацию, акты приема-передачи и т.д.) для оформления права собственности в Управление Федеральной регистрационной службы по КЧР, что послужило основанием обращения с иском в суд.
Ответчик, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, суду представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Законом Карачаево-Черкесской Республики от 22.07.2005 № 71-РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики», Положением о Министерстве финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления государственной собственностью Карачаево - Черкесской Республики является Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. Учет государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики осуществляется в Реестре государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево – Черкесской Республики от 26.08.1999 № 73 «Об организации учета республиканского имущества и ведения реестра республиканского имущества». Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по ведению Реестра является Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. Спорное недвижимое имущество не является объектом государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики и в Реестре государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики не значится. В связи с чем, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики считает возможным удовлетворить исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в КЧР (л.д. 212-122).
Представитель ответчика, Мэрия муниципального образования города Черкесска, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что оспариваемые объекты в Управлении Росреестра по КЧР не зарегистрированы, в связи с чем на день рассмотрения дела объекты являются бесхозяйными. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество тесно связано с вопросами управления и распоряжения
муниципальной собственностью. Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного недвижимого имущества дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета. Из отзыва следует о правах мэрии МО г. Черкесска на бесхозяйное спорное имущество, так как оно расположено на территории муниципального образования города Черкесска, и является бесхозяйным (л.д. 113-115).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КЧР, в судебном заседании повторил доводы, изложенные в отзыве на иск (л.д. 105-106). Просил требования истца удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по КЧР, в судебное заседание не явилось, представило отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Управление не возражает против удовлетворения исковых требований. Просило суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 102-103).
Спор рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 120).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, спорные объекты недвижимого имущества, а именно: гараж – литер «А», общей площадью 56,0 кв.м., расположенный по адресу: <...>; гараж – литер «А», общей площадью 31,4 кв.м., 2007 года постройки, расположенный по адресу: <...>, изъяты из оперативного управления и переданы Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР согласно распоряжениям руководителя ТАФА по КЧР от 18.01.2010г. № 4 и от 30.04.2008 № 67 (л.д. 37, 57).
Постановлением Администрации города Черкесска № 1162 от 26.03.2003 утверждена площадь земельного участка по адресу: <...> с подземными гаражами по фактически сложившимся границам 568 кв.м. Изъят из землепользования ОАО «Гараж» земельный участок по ул. Советской, 193, площадью 40 кв.м., оставив в пользовании 528 кв.м. Управлению природных ресурсов и окружающей среды МПР России по КЧР в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью 40 кв.м., пропорционально площади подземного гаража, без раздела на местности (л.д. 47).
Постановлением Мэрии МО г. Черкесска № 2071 от 29.06.2007 Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КЧР в постоянное (бессрочное) пользование передана часть земельного участка по ул. Советской, 193, в г. Черкесске, мерою 40 кв.м. (л.д. 48).
Распоряжением Министерства финансов и имущественных отношений по КЧР № 655 от 29.10.2007 за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР закреплен земельный участок мерою 56 кв.м. по ул. Пятигорское шоссе, 4, в г. Черкесске, под гаражом на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 55).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КЧР № 67 от 30.04.2008 на основании заявления также из оперативного управления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР в казну Российской Федерации изъято по акту приема-передачи федеральное недвижимое имущество: гараж, общей площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: <...> (л.д. 56, 57-58).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № 446 от 31.12.2008 утверждены на землях населенного пункта города Черкесска площади земельного участка, расположенного по адресу: <...>, гараж № 10 в АГО, под гаражём, в фактически сложившихся границах площадью 31 кв.м. (л.д. 59).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 4 от 18.01.2010 на основании обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике в казну Российской Федерации изъято из оперативного управления по акту приема-передачи федеральное недвижимое имущество: гараж – литер «А», общей площадью 31 кв.м., расположенный по адресу: <...> (л.д. 37).
Согласно отзыва Министерства имущественных и земельных отношений КЧР спорные объекты в реестре собственности не значатся.
Истцом в подтверждение права на спорные объекты недвижимости в материалы дела представлены выписки из реестра федерального имущества от 29.07.2010 № 96/1464, № 96/1465 (л.д. 45-46). Согласно кадастровому паспорту от 05.08.2008, техническому паспорту от 30.03.2010, общая площадь гаража – литер «А», расположенного по адресу КЧР, <...>, составляет 56.0 кв.м., кадастровый номер 09:04:01 01 003:0062; площадь подземного гаража – литер «А», расположенного по адресу: КЧР, <...>, составляет 31.0 кв.м. (л.д. 38-44,77-78).
В соответствии с пунктом 5.3. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2007 № 49, Территориальное управление вправе представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
При разрешении вопроса о принадлежности имущества суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре, органами осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 раздела IIприложения 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Из пункта 1 Положения Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КЧР, сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по КЧР, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Карачаево-Черкесской Республики. Согласно пунктам 10-13 Положения Управление в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения и пользования им в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, приказами Росприроднадзора. Управление не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете Росприроднадзором или переданным ем на праве оперативного управления, без согласования с Росприроднадзором и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Управление является получателем бюджетных средств предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование деятельности территориальных органов, а также средств, поступающих от страховых организаций на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги; Функции главного распорядителя, получателя и администратора федерального бюджета осуществляет Федеральная службы по надзору в сфере природопользования. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытие в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним в оперативном управлении, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейских судах (л.д. 128-133).
Таким образом, спорные объекты недвижимости являются федеральной собственностью, находились в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КЧР на праве оперативного управления.
Поскольку право собственности подлежит государственной регистрации, что следует из смысла статьи 131 Гражданского кодекса РФ, то доводы истца о необходимости регистрации спорного недвижимого имущества суд считает убедительными.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование истца о признании права федеральной собственности обосновано и подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующему.
Согласно статье 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения дополнен пунктом 1.1. следующего содержания: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике к Мэрии муниципального образования города Черкеска, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество удовлетворить в полном объеме.
2. Признать права собственности Российской Федерации на следующий объект недвижимого имущества:
- гараж – литер «А», общей площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: <...>;
- подземный гараж – литер «А», общей площадью 31.0 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.
Судья Л.Б. Лазаренко