ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1112/2021 от 27.06.2022 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина проспект, дом 9, Черкесск, 369000 официальный сайт: www.askchr.arbitr.ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Черкесск Дело № А25-1112/2021

«04» июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2022 года. Полный текст решения изготовлен 04 июля 2022 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кириллиной А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Черкесск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления от 19.04.2021 № 1035-8/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №36-а

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- общество с ограниченной ответственностью «Проектор»,

- общество с ограниченной ответственностью «Арсенал»,

- общество с ограниченной ответственностью «Промгаз»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, по доверенности от 18.05.2022 №267/22;

от заинтересованного лица - ФИО2, по доверенности от 02.03.2022 б/н, ФИО3, по доверенности от 09.03.2022 №713-1,

установил:

акционерное общество «Газпром газораспределение Черкесск» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании постановления от 19.04.2021 № 1035-8/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №36-а.

Позиция заявителя, заключается в следующем.

По запросу ООО «Арсенал» (первоначальный заявитель и правообладатель указанного земельного участка), в порядке, предусмотренном разделом II Правил № 1314, Обществом были подготовлены и представлены Технические условия №56 от 06.03.2019 (п.28 Правил № 1314). В соответствии с п.29 Правил № 1314 срок действия Технических условий составляет 70 рабочих дней. Так как на момент поступления заявления о переоформлении ранее выданных ООО «Арсенал» Технических условий на ООО «Промгаз» от 19.05.2020 в связи со сменой правообладателя указанного земельного участка, срок действия Технических условий уже истек, и соответственно, требования п.35 Правил №1314 не могли быть применены. Более того, Обществом с ООО «Арсенал» в апреле 2019 года был заключен Договор о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объектов капитального строительства (АГНКС), расположенного на земельном участке по вышеуказанному договору. Договор на момент обращения ООО «Промгаз» являлся действующим. В рамках исполнения своих обязательств по Договору Обществом выполнен ряд мероприятий по подключению (технологическому присоединению), ООО «Арсенал» (заявителем) частично исполнены финансовые обязательства. По настоящее время от ООО «Арсенал» в адрес Общества не поступало каких-либо обращений об отказе от намерений строительства АГНКС. Более того, заключено тройственное соглашение о передаче прав и обязанностей по действующему договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (АГНКС) к сетям газораспределения в пользу ООО «Проектор», в который ранее были внесены изменения в адрес место расположения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 09:07:0020801:379, с учетом сохранения условий максимальной нагрузки газоиспользующего оборудования. Заключение дополнительного соглашения с ООО «Арсенал» послужило право внесения изменений в договор, предусмотренное п.15 Договора со ссылкой на Гражданский кодекс РФ. Внесение указанных изменений не повлекло изменение параметров ранее выданных технических условий, также Правилами № 1314 не установлен запрет на внесение изменений как в Технические условия, так и в договор.

В июне 2020 года ООО «Промгаз» повторно направило в адрес Общества письмо с требованием переоформить договор о подключении (технологическом) присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения в связи со сменой правообладателя земельного участка в порядке, предусмотренном разделом IX Правил №1314.

Однако раздел IX Правил №1314 определяет порядок восстановления и переоформления документов о подключении ранее присоединенных объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Подпункт «а» пункта 125 Правил №1314 указывает на необходимость приложить к заявлению о переоформлении документов копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства. На сегодняшний день на земельном участке по указанному адресу объект капитального строительства (автозаправочная газонаполнительная компрессорная станция - АГНКС) отсутствует. в связи с чем, провести переоформление документов, не представляется возможным.

Обществом предложено ООО «Промгаз» переоформить документы о технологическом присоединении АГНКС к сетям газораспределения на нового собственника в связи с изменениями правообладателя земельного участка в гражданско-правовом порядке путем заключения тройственного соглашения о замене стороны по договору о подключении и передаче прав и обязанностей ООО «Арсенал» в пользу ООО «Промгаз».

На основании запроса ООО «Промгаз» №ЦО-601 от 06.07.2020 о предоставлении Технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения Обществом были подготовлены и представлены Технические условия на подключение АГНКС, расположенного по адресу, на земельном участке с кадастровым номером 09:07:0020801:350 (ТУ №145 от 21.07.2020).

Ввиду дефицита пропускной способности объекта газотранспортной системы газораспределительной станции (ГРС) г. Усть-Джегута, выход №2, находящийся в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», техническая возможность подключения данного объекта (АГНКС) Обществом была определена от газопроводов высокого давления (1,2 Мпа), уложенного от ГРС г. Усть-Джегута, выход №3, к ГРП АО «Кавказцемент».

По результатам рассмотрения заявки от 29.07.2020 ООО «Промгаз» о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства (АГНКС) к сети газораспределения, Обществом был подготовлен и направлен 04.09.2020 в адрес заявителя подписанный проект договора о подключении объекта (АГНКС), расположенного по вышеуказанному адресу на земельном участке с кадастровым номером 09:07:0020801:350. Расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям указанного объекта, определен по индивидуальному проекту, исходя из предварительных технических параметров проекта газоснабжения, и рассчитан по укрупненным локальным сметам.

Согласно п.78 Правил № 1314 заявка ООО «Промгаз» о подключении объекта капитального строительства (АГНКС) к сетям газораспределения аннулирован, так как по истечении 30 рабочих дней со дня получения заявителем ООО «Промгаз») подписанного исполнителем (Обществом) проекта договора, Обществом не получен ни подписанный проект договора о подключении, ни мотивированный отказ от подписания договора о подключении.

По мнению заявителя, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования со ссылкой на доводы, изложенные в заявлении.

Управление в своем отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, просит оставить оспариваемое постановление без изменения, указывает следующее. В адрес Управления поступило заявление ООО «Промгаз» на нарушение прав Общества действиями компании АО «Газпром газораспределение Черкесск», являющейся естественной монополией в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории республики. По мнению общества, нарушение выразилось в незаконном отказе о переоформлении договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения.

14.05.2020 ООО «Промгаз» приобрело в собственность земельный участок по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубанский, поле №11, уч-к 2а, кадастровый номер 09:07:0020801:350 с целью строительства АГНКС. При покупке учитывался тот факт, что на данный земельный участок выданы Технические условия №87 от 04.04.2019 и заключен Договор №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на технологическое присоединение к сетям газораспределения с максимальным часовым расходом газа 1 800 м3. Срок действия Технических условий составляет 2 года.

19.05.2020 ООО «Промгаз» обратилось в АО «Газпром газораспределение Черкесск» с письмом №48 о переоформлении Договора о технологическом присоединении на нового собственника земельного участка. АО «Газпром газораспределение Черкесск» письмом № 1156/2-01 от 04.06.2020 отказало в переоформлении Договора сославшись на заключение Договора №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 с ООО «Арсенал», отсутствие письменного подтверждения о намерении ООО «Арсенал» передать права и обязанности по договору в пользу ООО «Промгаз» и документов основания приобретения земельного участка с кадастровым номером 09:07:0020801:350 Договора купли-продажи от 20.04.2020.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения Обществом осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила № 1314).

Согласно п.59 Правил №1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. При этом в соответствии с п.62 Правил №1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном ГК РФ.

Пункт 35 Правил №1314 устанавливает, что в случае смены правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок.

В соответствии ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, требование АО «Газпром газораспределение Черкесск» к ООО «Промгаз» предоставить письменное подтверждение о намерении ООО «Арсенал» передать права и обязанности по договору в пользу ООО «Промгаз» и договор купли-продажи земельного участка от 20.04.2020 с кадастровым номером 09:07:0020801:350, являются несоответствующими правовым нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы ООО «Промгаз» в сфере недискриминационного доступа к сетям газораспределения.

Кроме того, АО «Газпром газораспределение Черкесск» в письме №2634 от 03.07.2020 указывает, что Технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства - АГНКС, расположенного по вышеуказанному адресу, ранее выданные ООО «Арсенал», не могут быть переоформлены на нового правообладателя земельного участка, по причине истечения срока их действия. Тем самым, АО «Газпром газораспределение Черкесск» вынуждает Общество получить новые Техусловия, что и подтверждается в начале письма, игнорируя при этом п.12 ТУ №87 от 04.04.2019, которым установлен срок действия 2 года и на 03.07.2020 он не истек.

Из письма АО «Газпром газораспределение Черкесск» №1391/2-01 от 10.07.2020 в Департамент по переработке нефти и газа Минэнерго России компания естественной монополии заключила тройственное соглашение о передаче прав и обязанностей ООО «Арсенал» по договору №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на технологическое присоединение к сетям газораспределения в пользу ООО «Проектор» с внесением изменений в адрес места расположения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 09:07:0020801:379.

Пунктами 35 и 122 Правил №1314 предусмотрено право нового собственника на переоформление Технических условий и документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника земельного участка, собственника или иного законного владельца ранее присоединенного объекта капитального строительства, что полностью запрещает какие-либо действия с техническими условиями и документами о технологическом присоединении в пользу иных лиц, прямо не поименованных в данных пунктах.

Пунктом 40 Правил №1314 определен порядок уступки мощности по технологическому присоединению новому потребителю, только при условии, что юридическое или физическое лицо владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом капитального строительства, подключенным не менее 5 лет к сети газораспределения в установленном порядке.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» в письме №2851/2-01 от 23.11.2020 подтверждает, что на земельном участке с кадастровым номером 09:07:0020801:350, объект капитального строительства - АГНКС отсутствует. ООО «Промгаз» приобрело у ООО «Арсенал» только земельный участок, следовательно, на момент продажи земельного участка, ООО «Арсенал» не построил АГНКС и не был собственником объекта капитального строительства.

Таким образом, нарушение АО «Газпром газораспределение Черкесск» действующего законодательства позволило ООО «Арсенал» передать свои права и обязанности по договору №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на технологическое присоединение к сетям газораспределения в пользу ООО «Проектор» с внесением изменений не только в адрес мета расположения объекта капитального строительства, но и изменив кадастровый номер земельного участка09:07:0020801:379, что привело к нарушению прав и законных интересов на технологическое присоединение к сетям газораспределения нового собственника земельного участка с кадастровым номером 09:07:0020801:350 ООО «Промгаз».

Кроме того, в октябре 2020 года ООО «Промгаз» обратилось с письмом в Министерство об энергетике РФ об оказании содействия в восстановлении их прав на переоформление ТУ и документов технологического присоединения. Министерство об энергетике РФ письмом №06-2140 от 14.12.2020 подтвердил наличие права ООО «Промгаз» на переоформление ТУ и договора техприсоединения.

Учитывая вышеизложенное, бездействия АО «Газпром газораспределение Черкесск» содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» сознательно и необоснованно уклонялось от переоформления ТУ №87 от 04.04.2019 и Договора №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на нового правообладателя земельного участка по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубансккий, поле №11, уч-к 2а, кадастровый номер 09:07:0020801:350, поскольку исходя из ранее заявленных требований ООО «Промгаз» следует, что ООО «Промгаз» является новым правообладателем земельного участка, на котором нет объекта капитального строительства, готового к подключению, что не позволит ему подать заявку о подключении.

Результатом сознательного и необоснованного уклонения стало переоформление 10.07.2020 ТУ №87 от 04.04.2019 и Договора №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на земельный участок по другому адресу и на новое юридическое лицо (ООО «Проектор»), о чем ООО «Промгаз» узнало гораздо позже.

Указанные действия АО «Газпром газораспределение Черкесск» также являются нарушением Правил 31314, которые не предусматривают переоформление в такой форме и являются доказательством вменяемого ему в вину административного правонарушения, выразившегося в нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

Представитель Управления в судебном заседании просит отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к нему доводы.

Определением от 11.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Промгаз» и ООО «Арсенал» (л.д.47-49 т.2).

ООО «Промгаз» в отзыве на заявление занимает единую позицию с антимонопольным органом, просит отказать в удовлетворении требований заявителя (л.д.110-115 т.2).

ООО «Арсенал» отзыва на заявление, а также своего представителя в суд не направило, при надлежащем извещении.

Определением от 16.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Проектор» (117042, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) (л.д.121-123 т.2).

ООО «Проектор» в отзыве на заявление занимает единую позицию с АО «Газпром газораспределение Черкесск», просит признать незаконным и отменить постановление от 19.04.2021 № 1035-8/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №36-а (л.д.1-9 т.3).

Настоящее заявление рассматривается по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211 АПК РФ).

Судебное заседание проводится в порядке части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 05.09.1995 Администрацией города Черкесска Карачаево-Черкесской республики за основным государственным регистрационным номером <***>. Основным видом деятельности АО «Газпром газораспределение Черкесск» является деятельность по распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям (ОКВЭД 35.22).

В Управление поступила жалоба ООО «Промгаз» на нарушение его прав действиями АО «Газпром газораспределение Черкесск», являющейся естественной монополией в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории республики. Нарушение выразилось в незаконном отказе в переоформлении договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения.

Из материалов дела усматривается, что 14.05.2020 ООО «Промгаз» приобрело в собственность земельный участок по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубанский, поле №11, уч-к 2а, кадастровый номер 09:07:0020801:350 с целью строительства АГНКС. При покупке учитывался тот факт, что на данный земельный участок выданы Технические условия №87 от 04.04.2019 и заключен Договор №38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на технологическое присоединение к сетям газораспределения с максимальным часовым расходом газа 1 800 м3. Срок действия Технических условий составляет 2 года.

19.05.2020 Общество обратилось в АО «Газпром газораспределение Черкесск» с письмом №48 о переоформлении Договора о технологическом присоединении на нового собственника земельного участка.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» письмом № 1156/2-01 от 04.06.2020 отказало в переоформлении Договора сославшись на заключение Договора № 38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 с ООО «Арсенал», отсутствие письменного подтверждения о намерении ООО «Арсенал» передать права и обязанности по договору в пользу ООО «Промгаз» и документов основания приобретения земельного участка с кадастровым номером 09:07:0020801:350 Договора купли-продажи от 20.04.2020.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» в письме № 2634 от 03.07.2020 указало, что Технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства - АГНКС, расположенного по вышеуказанному адресу, ранее выданные ООО «Арсенал», не могут быть переоформлены на нового правообладателя земельного участка, по причине истечения срока их действия.

ООО «Промгаз» обратилось в Управление с жалобой на действия АО «Газпром газораспределение Черкесск» выразившиеся в незаконном отказе в переоформлении договора от 04.04.2019 № 38-ТП-СП-01 и технических условий от 04.04.2020 № 87.

25.02.2021 специалистом-экспертом отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Управления в присутствии представителей АО «Газпром газораспределение Черкесск» (ФИО4, действующей по доверенности №225/21 от 10.02.2021, ФИО5, действующей по доверенности №077/21 от 01.01.2021) составлен протокол об административном правонарушении по делу №36-а по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д.4-7 т.2).

Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено 10.03.2021 в 09:00 (л.д.6 т.2).

Протокол об административном правонарушении по делу №36-а, содержащий сведения о времени и месте рассмотрения дела вручен представителю общества 25.02.2021, о чем свидетельствует подпись представителя общества (л.д.7 т.2).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Вр. и.о. руководителя Управления ФИО6, в присутствии представителей АО «Газпром газораспределение Черкесск» (ФИО4 по доверенности №225/21 от 10.02.2021, ФИО5 по доверенности №077/21 от 01.01.2021), представителя ООО «Промгаз» ФИО7 по доверенности №01 от 14.04.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №36-а от 19.04.2021, согласно которому АО «Газпром газораспределение Черкесск» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, АО «Газпром газораспределение Черкесск» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статье 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ, вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Согласно Приказу ФАС России от 19 ноября 2004 года N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" начальники отделов вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России.

Таким образом, протокол об административном правонарушении по делу №36-а от 25.02.2021 составлен, постановление об административном правонарушении №36-а от 19.04.2021 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом административного правонарушения, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона заключается в нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъектом административного правонарушения может быть признано виновное юридическое лицо - субъект естественной монополии, обязанный соблюдать требования правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, а равно порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 № 121/1 АО «Газпром газораспределение Черкесск» (правопреемник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск», ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз») включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам».

Общество как лицо, занимающее доминирующее положение, являющееся владельцем предназначенного для организации газоснабжения объекта и обязанное осуществлять недискриминационный доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Из материалов дела установлено, что 04.04.2019 между ОАО «Газпром газораспределение Черкесск» (далее - исполнитель) и ООО «Арсенал» (далее - заявитель) заключен договор от № 38-ТП-СП-01 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - автозаправочной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) к сети газораспределения (далее – договор), по условиям которого заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка: Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубанский, поле № 11, участок 1 – 7а.

Согласно пункту 2 договора, подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения согласно приложению № 1.

Неотъемлемой частью указанного договора является приложение № 1 - Технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 04.04.2019 № 87 (далее – ТУ), согласно которому подключение к газораспределительным газовым сетям г. Черкесска произвести от проектируемого газопровода – ввода высокого давления, уложенного к объекту АГНКС по адресу: Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубанский, поле № 11, участок 1 – 7а.

Согласно пункту 12 ТУ, срок их действия составляет 2 года со дня заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сути газораспределения.

В целях определения точки подключения и расчета стоимости технологического подключения при подаче в газораспределительную организацию запроса о предоставлении технических условий и заявки на заключение договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения обществом выбран земельный участок с кадастровым номером 09:07:0020801:350.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости до 14.05.2020 собственником земельного участка из земель населенных пунктов площадью 10 000 кв.м., разрешенное использование – для размещения объектов дорожного сервиса, кадастровый номер 09:07:0020801:350, расположенного по адресу – Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубанский, поле №11, участок № 2а, являлся ФИО8.

20.04.2020 между ФИО9 (далее – продавец) и ООО «Промгаз» (далее – покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец передал в собственность покупателя земельный участок с кадастровым номером: 09:07:0020801:350, площадью 10 000 кв.м. (том 1, л. д. 52 – 54). 14.05.2020 произведена регистрация перехода права собственности за регистрационным номером 09:07:0020801:350-09/001/2020-5.

14.05.2020 произведена регистрация перехода права собственности за регистрационным номером 09:07:0020801:350-09/001/2020-5.

19.05.2020 ООО «Промгаз» обратилось в АО «Газпром газораспределение Черкесск» с письмом № 48 о переоформления договора от 04.04.2019 № 38-ТП-СП-01 на технологическое присоединение к сетям газораспределения, указывая, что с 14.05.2020 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Усть-Джегутинский район, КДСХП Кубанский, поле № 11, участок 1 – 7а, с кадастровым номером 09:07:0020801:350.

04.06.2020 ОАО «Газпром газораспределение Черкесск» направило в адрес ООО «Промгаз» письмо № 1156/2-01 об отказе в переоформлении документов, мотивировав тем, что ООО «Промгаз» не представило газораспределительной организации документ, на основании которого им были получены права на земельный участок с кадастровым номером 09:07:0020801:350 – договор купли-продажи земельного участка от 20.04.2020.

19.06.2020 письмом № 56 ООО «Промгаз» повторно направило в адрес газораспределительной организации заявление на переоформление документов о технологическом присоединении к сетям газораспределения с приложением копии договора купли-продажи земельного участка от 20.04.2020, выписки из ЕГРНС от 14.05.2020 и генерального плана застройки.

03.07.2020 в ответ на повторное обращение газораспределительная организация в письме № 1286/2-01 указала, что при переоформлении документов о технологическом присоединении АГНКС к сетям газораспределения на нового собственника, в связи с изменением правообладателя земельного участка, возможно в гражданско-правовом порядке путем заключения тройственного соглашения о замене стороны по договору по подключению и передаче прав и обязанностей ООО «Арсенал» в пользу ООО «Промгаз».

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Согласно пункту 1 названных Правил № 1314 они определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее – объект капитального строительства).

Пунктом 2 данных Правил подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определено как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Таким образом, технологическое присоединение осуществляется в отношении конкретного проектируемого, возводимого либо уже возведенного или реконструируемого объекта капитального строительства, то есть объекта, имеющего неразрывную связь с землей, а соответственно, с учетом места его расположения.

Согласно пункту 8 Правил № 1314 к запросу о предоставлении технических условий прилагаются в числе прочего копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства.

Иными словами, технические условия выдаются и договор на технологическое присоединение заключается не в связи с абстрактным намерением заявителя построить где-либо капитальный объект с присоединением такового к газовым сетям, но с привязкой к конкретному местоположению такого объекта. Право на технологическое присоединение следует объекту, а не субъекту. Именно объектная привязка имеет решающее правовое значение, в силу чего пункт 35 Правил № 1314 и устанавливает, что при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Сущность правового регулирования и спорных правоотношений исходит из невозможности реализации прав из договора техприсоединения лицом, утратившим право на использование земельного участка под застройку. Поэтому императивно определено, что такое право переходит к лицу, приобретшему право на земельный участок, вне зависимости от воли предшествующего владельца (Правила № 1314 не предусматривают необходимость получения такого согласия).

При рассмотрении дела №А25-674/2021 судом учтены установленные обстоятельства заключения договора технологического присоединения компанией и ООО «Арсенал» в качестве правообладателя земельного участка с кадастровым номером: 09:07:0020801:350. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент обращения к компании, заключения договора от 04.04.2019 № 38-ТП-СП-01 и выдачи технических условий от 04.04.2019 № 87 названное общество заявляло о титульном владении иным земельным участком, нежели участок с кадастровым номером: 09:07:0020801:350.

Судом также установлено, что на момент заявления обществом требований о переоформлении технических условий в порядке пункта 35 Правил № 1314 последнее являлось титульным владельцем названного земельного участка, в то время как доказательств сохранения титульных прав владения за обществом «Арсенал» суду представлено не было.

Соответственно, противоречащие требованиям Правил № 1314 действия по передаче прав из договора не препятствуют надлежащей реализации прав общества на переоформление.

Доводы заявителя о неопределенности места возведения объекта и примерном (неокончательном) указании на данный земельный участок как предполагаемое место возведения АГНКС представляют собой попытку обхода приведенных норм материального права, предполагающих установление и проверку титульного владения заявителя землей под возведение определенного объекта на момент заключения договора технологического присоединения и выдачи технических условий.

В рамках дела №А25-674/2021 суд отклонил ссылку на передачу прав и обязанностей по договору техприсоединения обществу «Проектор», изменение намерения первоначального заявителя в отношении земельного участка, на котором планируется строительство, не позволяет внести изменения в ранее выданные технические условия и договор техприсоединения, поскольку по своей сути такие изменения свидетельствуют о выдаче новых технических условий на присоединение иного объекта капитального строительства.

Согласно пункту 128 Правил присоединения № 1314 исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) подключаемый объект капитального строительства, выдает в период действия договора о подключении технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) земельного участка.

Общество обратилось за переоформлением до истечения срока действия технических условий от 04.04.2019 № 87, основания для отказа в испрашиваемом переоформлении у заявителя отсутствовали. Продление срока действий технических условий на период длящегося нарушения прав общества восстанавливает данные права, ввиду чего произведено правомерно.

Согласно пункту 59 Правил подключения № 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

При этом в соответствии с пунктом 62 Правил подключения № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пункт 35 Правил подключения № 1314 устанавливает, что в случае смены правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости

Судом установлено, что ООО «Промгаз» правомерно обратилось к АО «Газпром газораспределение Черкесск» за переоформлением ранее выданных технических условий, приложив все необходимые для этого документы.

Таким образом, отказ АО «Газпром газораспределение Черкесск» № 1156/2-01 от 04.06.2020 является немотивированным, требования к ООО «Промгаз» предоставить письменное подтверждение о намерении ООО «Арсенал» передать права и обязанности по договору в пользу ООО «Промгаз» и договор купли-продажи земельного участка от с кадастровым номером 09:07:0020801:350 от 20.04.2020, не соответствуют нормам действующего законодательства.

В отказе № 1286/2-01 от 03.07.2020 газораспределительная организация не привела правовых оснований, на основании которых ООО «Промгаз» отказано в переоформлении техусловий.

Вопреки позиции АО «Газпром газораспределение Черкесск», пункт 35 Правил подключения № 1314 связывает возникновение права на переоформление технических условий исключительно со сменой правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия.

В силу пункта 35 Правил присоединения № 1314 при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе переоформить на себя ранее выданные технические условия. Для этого новый правообладатель направляет в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, заявку о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок. Газораспределительная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет новому правообладателю земельного участка переоформленные на него технические условия.

Согласно пункту 128 Правил присоединения № 1314 исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) подключаемый объект капитального строительства, выдает в период действия договора о подключении технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) земельного участка.

Это означает, что переход права на земельный участок к новому титульному владельцу предполагает не только возникновение у него права на земельный участок, но и целого ряда прав, связанных с возникновением права на строительство объекта строительства на этом участке. При смене правообладателя земельного участка технические условия следуют судьбе земельного участка.

Пункт 35 Правил № 1314 не конкретизирует статус технических условий, подлежащих переоформлению (полученных по запросу или при оформлении заявки на 9 технологическое присоединение). Законодатель определил для технических условий два правовых критерия: технические условия должны быть выданы газораспределительной организацией и срок их действия не истек. Причем новому титульному владельцу достаточно только подать заявку в газораспределительную организацию, выдавшую технические условия, о смене правообладателя земельного участка с приложением технических условий и копий правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок.

Предыдущим правообладателем земельного участка с кадастровым номером 09:07:0020801:350 являлось ООО «Арсенал» на основании договора аренды от 04.04.2019.

Ответчиком ему были выданы ТУ № 87 сроком на 2 года и заключен договор № 38- ТП-СП-01 от 04.04.2019.

Таким образом, на момент обращения с заявлением № 48 от 19.05.2020 ООО «Промгаз» к ответчику с приложением копии ТУ № 87 и выписки из ЕГРН на приобретенный земельный участок с кадастровым номером 09:07:0020801:350 срок действия ТУ № 87 от 04.04.19 не истек.

Пунктом 40 Правил подключения № 1314 определен порядок уступки мощности по технологическому присоединению новому потребителю, только при условии, что юридическое или физическое лицо владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом капитального строительства, подключенным не менее 5 лет к сети газораспределения в установленном порядке.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» письмом № 2851/2-01от 23.11.2020 подтверждает, что на земельном участке 09:07:0020801:350 объект капитального строительства - АГНКС отсутствует.

ООО «Промгаз» приобрело земельный участок 14.05.2020, следовательно, на момент продажи земельного участка ООО «Арсенал» не являлся собственником объекта капитального строительства.

Таким образом, нарушение АО «Газпром газораспределение Черкесск» действующего законодательства позволило ООО «Арсенал» передать свои права и обязанности по договору № 38-ТП-СП-01 от 04.04.2019 на технологическое присоединение к сетям газораспределения в пользу ООО «Проектор» с внесением изменений не только в адрес места расположения объекта капитального строительства, но и изменив кадастровый номер земельного участка (09:07:0020801:379), что привело к нарушению прав и законных интересов на технологическое присоединение к сетям газораспределения нового собственника земельного участка 09:07:0020801:350 ООО «Промгаз».

Для получения технических условий и заключения договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения пунктами 8, 69 Правил № 1314 определен перечень представляемых заявителем документов.

Материалами дела подтверждается получение ООО «Проектор» лицензии 08.02.2021, т.е. после получения прав по договору технологического присоединения по соглашению от 11.08.2021.

Кроме того, Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу №А25-674/2021 признан незаконным отказ АО «Газпром газораспределение Черкесск» от 04.06.2020 № 1156/2-01 и отказ от 03.07.2020 № 1286/2-01 в переоформлении договора от 04.04.2019 № 38-ТП-ИП-01 на технологическое присоединение к сетям газораспределения и технических условий от 04.04.2019 № 87, являющихся неотъемлемым приложением к договору технического присоединения.

Признаны незаконными действия АО «Газпром газораспределение Черкесск» по внесению в технические условия от 04.04.2019 № 87 и договор от 04.04.2019 № 38-ТП-ИП-01 изменений адреса места расположения объекта капитального строительства (АГНКС) на земельном участке по адресу: Усть-Джегутинский район, коллективно - долевое сельскохозяйственное предприятие Кубанский, поле № 11, участок № 6 б с кадастровым номером 09:07:0020801:379.

Суд обязал АО «Газпром газораспределение Черкесск» переоформить технические условия от 04.04.2019 № 87 и договор от 04.04.2019 № 38-ТПИП-01 технологического присоединения к сетям газораспределения на ООО «Промгаз» в течении 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения по данному делу.

Суд обязал АО «Газпром газораспределение Черкесск» при переоформлении технических условий от 04.04.2019 № 87 и договора от 04.04.2019 № 38- 12 ТП-ИП-01 на ООО «Промгаз» продлить действия технических условий от 04.04.2019 № 87 на период, возникший с даты отказа от 04.06.2020 № 1156/2-01 до даты фактического переоформления на основании судебного решения, вступившего в законную силу

При таких обстоятельствах изложенный в оспариваемом постановлении вывод антимонопольного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам дела.

Суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждено наличие объективной стороны вменяемого обществу правонарушения.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Общество не представило доказательство того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований технологического присоединения, за нарушение которых частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны АО «Газпром газораспределение Черкесск» надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.

Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения административным органом доказана.

Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения общества к административной ответственности не истекли.

Размер санкции определен обществу в минимальном размере 100 000 рублей с учетом требований части 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Признаков малозначительности совершенного обществом правонарушения должностным лицом, так и судом не установлено.

Также отсутствуют основания для применения части 1 статьи 4.1.1 с учетом части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество к таковым не относится.

На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих суду применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, какие-либо доказательства изложенных доводов обществом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным органом доказан состав и событие вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

При этом, назначая административное наказание в пределах минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, административный орган учел все значимые обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении требований акционерного общества «Газпром газораспределение Черкесск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение десяти дней после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина, 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Р.М. Биджиева