Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Г. Черкесск Дело № А25-113/2019
20 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2019 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Дышековой А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гербековой А.М., при участии от заявителя - ФИО1 (доверенность от 01.02.2019), ФИО2 (лично, паспорт), от заинтересованного лица - ФИО3 (доверенность от 10.07.2017), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев заявление председателя общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и обязании устранить допущенные нарушения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - учредители общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики»: ФИО4; ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13, установил следующее.
Председатель общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» ФИО2 (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением (уточненным) о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 24.09.2018 №19 о предстоящем исключении общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из ЕГРЮЛ и действий по исключению из ЕГРЮЛ указанной организации и обязании Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике удалить из ЕГРЮЛ запись об исключении общественной организации «Региональная спортивная Федерация армреслинга Карачаево-Черкесской Республики» и восстановить организацию в ЕГРЮЛ.
В судебном заседании суд установил, что с учетом требований статей 198 и 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ воля заявителя направлена на признание недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике от 24.09.2018 №19 об исключении общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из единого государственного реестра юридических лиц,действий Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике по внесению записи от 09.01.2019 об исключении юридического лица - общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из единого государственного реестра юридических лиц, обязании Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике принять решение об аннулировании записи об исключении юридического лица - общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из единого государственного реестра юридических лиц от 24.09.2018 и внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о восстановлении в едином государственном реестре юридических лиц записи об общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики», как действующем юридическом лице.
24.01.2019 от заявителя поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике об исключении общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из ЕГРЮЛ, обязании Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике не осуществлять мероприятия по исключению организации из ЕГРЮЛ и обязании Управления Министерства юстиции по Карачаево-Черкесской Республике не осуществлять мероприятия по исключению общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из реестра некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного данным Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом (часть 2 статьи 13.1 Федерального закона №7-ФЗ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 №343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) с Федеральной налоговой службой России по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – Порядок).
Пунктом 13 Порядка установлено, что исключение некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, из государственного реестра по основаниям, предусмотренным статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляется налоговыми органами.
После исключения некоммерческой организации из государственного реестра в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговый орган с сопроводительным письмом направляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра в отношении данной некоммерческой организации.
Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
В связи с тем, что решение, не основании которого Управлением Федеральной налоговой службой карачаево-Черкесской Республики внесены изменения в ЕГРЮЛ, оспорено заявителем в суде, действия территориального органа Минюста России по исключению общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций на основании оспоренного решения налогового органа могут сделать затруднительным исполнение решения суда в случае удовлетворения требований заявителя и приведет к нарушению его прав и интересов.
В случае отказа в удовлетворении требований заявителя, у территориального органа Минюста России будут основания для вынесения решения об исключении из ведомственного реестра некоммерческих организаций. Таким образом, принятие обеспечительной меры не приведет к нарушению паритета частных и публичных интересов.
С учетом изложенного, суд удовлетворил ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде запрета Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике принимать решение об исключении сведений о некоммерческой организации из ведомственного реестра некоммерческих организаций. В остальной части в удовлетворении ходатайства суд отказал.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 15.09.2019 №05-06/01811.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25.02.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республикезарегистрирована в качестве юридического лица общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики»(основной государственный регистрационный номер <***>), о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
24.09.2018 Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике принято решение №19 о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики»(ОГРН <***>, ИНН <***>).
24.09.2018 в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, ГРН 2190900030033 (т.1 л.д.76-80).
09.01.2019 Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике внесена запись за ГРН 2190900030022 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что подтверждается листом записи единого государственного реестра юридических лиц (т.1 л.д.25).
Посчитав незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Позиция заинтересованного лица заключается в том, что внесение в ЕГРЮЛ сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица - общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики»из ЕГРЮЛ осуществлено на основании: справки №099-О о непредставлении юридическим лицом в течение 12 месяцев документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; справки №099-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
При этом порядок, сроки и действия, предусмотренные положениями статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предшествующие исключению юридического лица из ЕГРЮЛ Управлением соблюдены в полном объеме. Общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики»не воспользовалась правом заявить возражения относительно исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Определением от 15.05.2019 суд привлек к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, учредителей общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики», поскольку окончательным судебным актом по делу могут быть затронуты их законные права и интересы:
- ФИО4 (адрес государственной регистрации: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, аул Кумыш, ул. Токова, дом.21);
- ФИО5 (адрес государственной регистрации: Карачаево-Черкесская Республика, пгт. Орджоникидзевский, ул. Лесная, д.14);
- ФИО6 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО7 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО8 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО9 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО10 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО11 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО12 (адрес государственной регистрации: <...>);
- ФИО13 (адрес государственной регистрации: Карачаево-Черкесская Республика, пгт. Орджоникидзевский, ул. Лесная, д.21).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, обоснованные отзывы на заявление с указанием правовой позиции по делу не представили, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили.
Заслушав представителей сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ) регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
В силу с пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что лицо, которое в течение последних 12-ти месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
В силу пунктов 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее трехмесячного срока со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения государственного реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:
- документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
- документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра
По смыслу статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа, в то время как наличие совокупности признаков, изложенных в части 2 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Таким образом, нормы указанной статьи направлены на исключение из реестра лиц, фактически прекративших свою деятельность.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения об исключении общественной организации из ЕГРЮЛ послужило непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
В графе «Сведения о документах, представленных для внесения данной записи в ЕГРЮЛ» листа записи из ЕГРЮЛ указаны: решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 24.09.2018 №19; справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов от 15.08.2018 №099-С; справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности от 15.08.2018 №099-С.
Согласно части 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные данным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (часть 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ).
Из смысла гражданского законодательства следует, что организация прекратила свою деятельность в качестве юридического лица с момента внесения записи об ее исключении в ЕГРЮЛ.
Суд установил, что в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 24.09.2018 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и до фактического исключения из реестра общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» осуществляла свою деятельность.
Фактическая деятельность общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: приказ Министерства физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2017 №267 «О государственной аккредитации региональных спортивных федераций»; свидетельство о государственной аккредитации от 17.07.2017 №267 и включении в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций под номером-кодом 099 09 06705С; соглашение о сотрудничестве от 17.07.2017 между Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики и региональной спортивной организацией; приказ от 13.03.2019 №46 «О командировании в г. Екатеринбург»; Положение о проведении чемпионата Карачаево-Черкесской Республики по армреслингу (срок и место проведения соревнования – 27 января 2019 года в г. Карачаевске); Положение о проведении Первенства Карачаево-Черкесской Республики по армреслингу среди юниоров и молодежи (срок и место проведения соревнования – 22 декабря 2018 года в г. Черкесске); Положение о проведении Первенства Карачаево-Черкесской Республики по армреслингу среди юношей (14-15 лет) 2004-2005 года рождения (срок и место проведения соревнования – 8 декабря 2018 года в а. Сары-Тюз); Положение о проведении чемпионата Карачаево-Черкесской Республики по армреслингу (взрослые) (срок и место проведения соревнования – 17 декабря 2017 года в г. Черкесске); Положение о проведении Первенства Карачаево-Черкесской Республики по армреслингу (срок и место проведения соревнования – 03 декабря 2017 года в а. Сары-Тюз); Положение о проведении Первенства Карачаево-Черкесской Республики по армреслингу среди юниоров и юниорок (срок и место проведения соревнования – 10 декабря 2017 года в г. Черкесске), списки спортсменов; списки сборной команды Карачаево-Черкесской Республики.
Суд приходит к выводу о том, что за 12-месячный период, предшествующий принятию оспариваемого решения, и в настоящее времяобщественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» осуществляла уставную деятельность по развитию и совершенствованию вида спорта «Армрестлинг» среди детей, юношей, молодежи и других групп населения, подготовке спортивного резерва Карачаево-Черкесской Республики по указанному виду спорта, повышению результативности выступлений спортсменов Федерации на всероссийских и международных соревнованиях, пропаганде вида спорта «Армрестлинг» среди всех групп населения; осуществляла взаимодействие с Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Федерации, в том числе по вопросам согласования положений, правил, сроков и мест проведения соревнований.
Таким образом, вышеуказанными доказательствами подтверждается факт осуществления уставной деятельности общественной организацией «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики».
Непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
При таких обстоятельствах действия Управления по исключению фактически действующего юридического лица из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд установил, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия инспекцией решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, заявитель не представлял документы налоговой отчетности и не осуществлял операций по банковским счетам ввиду их отсутствия.
Вместе с тем при принятии решения суд исходит из того, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно не влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, так как нормы статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ направлены на исключение из государственного реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» является некоммерческой организацией.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие открытых в банках счетов у заявителя как некоммерческой организации не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии у заявителя одного из признаков недействующего юридического лица, следовательно, основанием для исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ являться не может.
Из материалов дела следует, что отчетность за последние 12 месяцев действительно заявителем в налоговый орган не представлялась, однако в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие в совокупности двух признаков (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ). При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 06.12.2018 общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» подала в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам за 2017 и 2018 годы; налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год; бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2017 год (т.1 л.д.26-174).
Суд принимает в качестве доказательств, подлежащих оценке в совокупности с другими доказательствами, пояснения представителя заявителя о том, что в момент принятия налоговым органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и до настоящего времени общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» фактически осуществляла и осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица.
Доводы заявителя о фактическом осуществлении деятельности в качестве юридического лица в течение 12 месяцев, предшествующих принятию Управлением решения о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц подтверждаются также протоколом общего собрания общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» от 03.04.2017 №2 с повесткой дня «Об избрании ФИО2 президентом общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» (т.1 л.д.18-20).
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что перед принятием оспариваемого решения, у Управления имелась возможность по организации проверки организации по месту ее нахождения, однако оно не воспользовалось этим правом.
В силу статей 31, 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные данным Кодексом обязанности.
В частности, налоговые органы обязаны: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных названным Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
По смыслу указанных норм, налоговый орган обязан контролировать деятельность налогоплательщиков в рамках, отведенных законом.
Таким образом, у Управления имелась реальная возможность установить факт прекращения (либо осуществления) заявителем деятельности, предусмотренной уставом.
Налоговый орган при принятии решения об исключении общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1.1 Федерального закона №129-ФЗ, не учел особенности заявителя как некоммерческой организации, не учел необходимость наличия в совокупности двух признаков недействующего юридического лица - отсутствие расчетных операций по счету и отсутствие деятельности организации. При отсутствии хотя бы одного признака, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия Управления по внесению записи об исключении заявителя как фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ на основании решения от 24.09.2018 №19 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Судом не принимается довод Управления о том, что им соблюдены условия, порядок и действия, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предшествующие исключению заявителя из ЕГРЮЛ, поскольку непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не может быть признано достаточным для прекращения его деятельности.
При рассмотрении вопроса о возможности применения данного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что общественная организация «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» не может быть признана прекратившей свою деятельность, поскольку такая деятельность в качестве самостоятельного субъекта общественных отношений осуществлялась в течение периода времени, предшествующего принятию решения об исключении из ЕГРЮЛ и после него.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание выводы суда о несоответствии оспариваемых действий Управления требованиям законодательства Российской Федерации и нарушении данными действиями прав общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики», заявленные требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2017 по делу №А53-613/2017.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в качестве способа восстановления нарушенного права общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» суд считает необходимым обязать Управление устранить нарушение законных прав и интересов путем аннулирования записи от 19.01.2019 ГРН 2190900030022 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд заявителем уплачено 300 руб. государственной пошлины, ввиду чего с Управления подлежат взысканию в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в указанной сумме.
Руководствуясь статьями 110, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
1. Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике от 24.09.2018 №19.
2. Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике по внесению записи от 09.01.2019 об исключении юридического лица - общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из единого государственного реестра юридических лиц, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике принять решение об аннулировании записи об исключении юридического лица - общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» из единого государственного реестра юридических лиц от 24.09.2018 и внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о восстановлении в едином государственном реестре юридических лиц записи об общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики», как действующем юридическом лице.
4. Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общественной организации «Региональная спортивная Федерация армрестлинга Карачаево-Черкесской Республики» расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
5. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.01.2019 сохраняют свое действие до фактического исполнения настоящего решения.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).
Судья А.С. Дышекова