ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1212/09 от 17.12.2009 АС Карачаево-Черкесской Республики

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1212/2009

ул. Ленина, 9

Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2009

Решение в полном объеме изготовлено 18.12.2009

Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Тебуева З.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халкечевым А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Администрации Знаменского сельского поселения

к  Администрации Прикубанского муниципального района

о признании права собственности на земельный участок

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:

– Управление Федеральной регистрационной службы по КЧР

– Министерство имущественных и земельных отношений КЧР,

– Территориальное управление Росимущества в КЧР,

– Управление Роснедвижимости по КЧР.

при участии в судебном заседании полномочных представителей сторон:

от истца – ФИО1, доверенность от 21.04.2009 за р.№1948,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 11.01.2009 №1,

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:

– представитель УФРС по КЧР отсутствует, надлежащим образом извещён,

– представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР отсутствует, известил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие,

– представитель ТУ Росимущества в КЧР отсутствует, надлежащим образом извещён,

– ФИО3, доверенность от 30.11.2009 №8.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Знаменского сельского поселения (далее-истец) обратилась с иском к Администрации Прикубанского муниципального района (далее-ответчик) о признании права собственности на земельный участок мерою 56,93га, расположенный по адресу: КЧР, Прикубанский район, примерно в 1000м по направлению на юго-восток от с.Знаменское.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Главы администрации Прикубанского района от 28.02.1992 №32 Знаменскому сельскому Совету Прикубанского района для индивидуальных нужд предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 526га земель, однако в выданном свидетельстве на право бессрочного постоянного пользования от 03.08.1992 №237 указано 625га земель, в том числе сельхозугодий 434га. Впоследствии на основании заявления истца издано постановление Главы администрации Прикубанского муниципального района от 09.06.2008 №342 об утверждении площади земельного участка, расположенного юго-восточнее на 1 км от с.Знаменка мерою 569300 кв.м. и изготовлен кадастровый паспорт от 22.07.2008 №03/08-2408 с присвоением спорному земельному участку кадастрового номера 09:02:0060301:187.

Однако при обращении в УФРС по КЧР за регистрацией права собственности на данный земельный участок последним регистрация права была приостановлена с указанием на то, что в представленных документах имеются расхождения указанных в них сведений, а также не указан вид права, на котором предоставлен земельный участок, в связи с чем отсутствует возможность во внесудебном порядке подтвердить право собственности на указанный земельный участок и зарегистрировать в установленном порядке.

В ходе судебного разбирательства истцом представлены постановления Главы администрации Прикубанского муниципального района от 01.12.2009 №629 и от 16.12.2009 №673, согласно которым внесены изменения в постановление от 09.06.2008 №342 в части признания земельного участка, расположенного по адресу юго-восточнее на 1км от с.Знаменка площадью 569300 кв.м. частью земель сельскохозяйственного назначения декларативной площади 414га, принадлежащего Знаменскому сельскому поселению.

Ответчик в отзыве, а также его представитель в судебном заседании, в удовлетворении исковых требований не возражал со ссылкой на то, что спорный земельный участок находится в части предоставленных Знаменскому сельскому поселению в 1992 году земель сельхозугодий в соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования земель №237 (л.д.145).

Представитель Управления Росрегистрации по КЧР в отзыве на исковое заявление указал, что в силу ст.18 ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представленные на регистрацию правоустанавливающие документы должны соответствовать установленным требованиям и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в ЕГРП в отношении объектов недвижимости, в том числе их наименование, назначение и характеристику. Учитывая, что представленные истцом документы в УФРС по КЧР для регистрации права имеют расхождения аналогичных сведений, то рекомендуется приостановить государственную регистрацию, что было и сделано регистратором при проведении правовой экспертизы. Таким образом, отметил необходимость указания в решении суда, в случае удовлетворения исковых требований, информации, необходимой для внесения в ЕГРП (л.д.74-75).

Определениями суда от 28.09.2009 и от 19.10.2009 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР и Управление Роснедвижимости по КЧР.

Министерство имущественных и земельных отношений КЧР в отзыве, а также его представитель в судебном заседании указал, что спорный земельный участок не является республиканской собственностью и не значится в реестре государственной собственности КЧР, в связи с чем не возражал против удовлетворения иска (л.д.113-114).

Территориальное управление Росимущества в КЧР в отзыве на исковое заявление, не возражало в удовлетворении исковых требований, так как спорный земельный участок в реестре федерального имущества не значится и отсутствуют правопритязания на него (л.д.133).

Представитель Управления Роснедвижимости по КЧР в отзыве указал, что Постановлением Главы Прикубанского муниципального района от 09.06.2008 №342 земельный участок площадью 56,93га утверждён в фактически сложившихся границах и выделен из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании Знаменского сельского поселения, площадь которых составляет 414га. Данный земельный участок внесён в Единый государственный реестр земель на основании инвентаризационных описей, в связи с чем по существу заявленные требования считает возможным удовлетворить (л.д.151-152).

Спор рассматривается в порядке главы 20 АПК РФ с объявлением в судебном заседании перерыва в порядке ст.163 АПК РФ с 16.12.2009 по 17.12.2009 для представления ответчиком дополнительных доказательств.

Дело рассмотрено по существу в порядке ч.5 ст.163 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела и представленных документов достаточно для разрешения спора.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Постановлением Главы администрации Прикубанского района КЧССР (правопредшественник ответчика) от 28.02.1992 №32 «О схеме землеустройства Прикубанского района» Знаменскому сельскому Совету Прикубанского муниципального района КЧССР (правопредшественник истца) предоставлен общий земельный участок мерою 526 га. На основании указанного постановления 03.08.1992 за №237 выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 625га, в том числе 434га - сельхозугодий (л.д.5-7,9).

Постановлением Главы Прикубанского муниципального района 09.06.2008 №342 «Об утверждении площади земельного участка, расположенного юго-восточнее на 1км от с.Знаменка» утверждена площадь земельного участка в фактически сложившихся границах общей площадью 56,93га из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (л.д.10).

22 июля 2008 года на спорный участок изготовлен кадастровый паспорт №03/082408 с присвоением кадастрового номера 09:02:0060301:187 из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (л.д.11-12).

Как видно из материалов дела, Администрация Знаменского сельского поселения просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный на территории Знаменского сельского поселения из состава земель декларативной площадью 414га, кадастровый номер 09:02:000 00 00:10646.

Как следует из кадастрового плана вышеназванного земельного участка от 27.02.2008 и экспликации земель Знаменского сельского поселения по состоянию на 01.01.2009 данные земли отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д.116,127-128).

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Согласно статье 3.1 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В ходе судебного разбирательства истцом представлены постановления Главы администрации Прикубанского муниципального района от 01.12.2009 №629 и от 16.12.2009 №673, согласно которым внесены изменения в постановление от 09.06.2008 №342 в части признания земельного участка, расположенного по адресу юго-восточнее на 1км от с.Знаменка площадью 569300 кв.м. частью земель сельскохозяйственного назначения декларативной площади 414га, принадлежащего Знаменскому сельскому поселению (л.д.130,150).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок, прошедший в установленном порядке кадастровый учет, предоставлен истцу из состава земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных ему на основании свидетельства от 03.08.1992 №237 и может в порядке ст. 3.1 Закона №137-ФЗ быть отнесен к собственности Знаменского сельского поселения.

В соответствии со статьей 17 ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав являются документы, подтверждающие право заявителя на недвижимое имущество.

Однако правоустанавливающие документы, выданные до начала выдачи свидетельств в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (свидетельства о праве собственности на земельные участки, государственные акты на право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками), сохраняют свою юридическую силу (п.9 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 №137-ФЗ, п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Администрация, имея намерение зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок в порядке, установленном действующим законодательством, не имеет такой возможности из-за отсутствия в представленных документах вида регистрируемого права и расхождения сведений по площади предоставленного земельного участка, что не позволяет ему осуществлять права собственника в полном объеме (л.д.77-78).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права истца на осуществление владения и пользования принадлежащим ему имуществом не могут быть ограничены, в связи с чем за истцом следует признать право собственности на спорный земельный участок.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд считает, что в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ её следует отнести на истца, потому как вины ответчика в возникновении спора не имеется, но учитывает статус истца являющегося органом местного самоуправления, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.

  При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 112, 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление  Администрации Знаменского сельского поселения удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Знаменского сельского поселения на земельный участок мерою 569300 кв.м., категория земель – для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 09:02:0060301:187, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Прикубанский район, примерно в 1000м по направлению на юго-восток от с.Знаменское.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.

Судья З.Х. Тебуева