ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1234/17 от 12.10.2017 АС Карачаево-Черкесской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

369000, город Черкесск, проспект Ленина, дом 9, тел./факс (8782) 26-36-39

e-mail: info@askchr.arbitr.ru http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск дело А25-1234/2017

резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2017 года

полный текст решения изготовлен 19 октября 2017 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи К.Х. Салпагарова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.Б. Кочкаровой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сосна» к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска об оспаривании ненормативных правовых актов, при участии:

от заявителя – ФИО1, по доверенности,

ФИО2, по доверенности,

от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности,

от третьего лица – Мэрии МО г. Черкесска – ФИО4, по доверенности,

от Прокурора г. Черкесска – Зайчук Н.А., по доверенности,

в судебном заседании присутствует публика

ФИО5 Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Сосна» (далее – ООО «Сосна», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее – Управление), в котором, с учетом уточнений, просило:

– признать недействительным Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 30 декабря 2016 года №3372;

– признать недействительным Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 21 июня 2017 года №1331.

Также, в своем заявлении Общество просило взыскать с Управления расходы по уплате государственной пошлины.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее – Мэрия).

Кроме того, определением от 15.08.2017 суд привлек к участию в деле Прокурора города Черкесска (далее – Прокурор).

В судебном заседании представители заявителя поддержали уточненные требования.

Представитель Управления с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, в удовлетворении требований просил отказать.

Представитель Мэрии поддержал позицию представителя заинтересованного лица.

Прокурор с заявлением ООО «Сосна» не согласился, просил суд отказать заявителю в удовлетворении его требований.

Суд, изучив содержащиеся в заявлении доводы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25 июля 2011 года заявитель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике в качестве юридического лица.

15 ноября 2016 года Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Центр общения и досуговых занятий детей и подростков по ул. Ленина, 326», расположенный по адресу: <...>. К заявлению приложен соответствующий пакет документов, содержащий, помимо прочего, градостроительный план земельного участка № RU09301000-0000000000000981.

Письмом от 24.11.2016 исх. № 01-2577 Управление предложило Обществу привести разрешенное использование земельного участка в соответствие с представленной проектной документацией. Указанное Управление мотивировало тем, что в представленном кадастровом паспорте предусмотрены следующие разрешенные виды использования указанного земельного участка: театры, концертные залы, кинотеатры, видеосалоны, клубы (дома культуры), центры общения и досуговых занятий, залы для встреч, собраний, занятий детей и подростков, молодежи, взрослых многоцелевого и специализированного назначения, тогда как проектной документацией предусмотрено строительство Центра общения и досуговых занятий детей и подростков.

Решением Думы от 24.11.2016 № 95 внесены изменения в Решение Думы от 25.03.2010 № 32 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска» (далее – Решение № 32). Так, в числе прочих, внесены изменения в приложение № 3 главы 11 «Градостроительные регламенты территориальных зон города Черкесска» раздела 3 – «Общественно-деловая зона: ОД1 – Зона общегородского центра» указанная норма дополнена планировочными и нормативными требованиями следующего содержания: «Минимальные отступы стен зданий, строений от границ участков – не менее 3 м, от красной линии улиц – не менее 5 м, от красной линии проездов – не менее 3 м».

29 ноября 2016 года Решение от 24.11.2016 № 95 опубликовано в издании «Черкесск: вчера сегодня завтра», и с этого же дня считается вступившим в силу.

07 декабря 2016 года Общество повторно обратилось с заявлением к руководителю Управления, в котором просило выдать разрешение на строительство, либо мотивированный отказ, указав, что в противном случае обратится в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Управления.

В тот же день Общество подало жалобу на имя руководителя Управления на бездействие муниципальных служащих при предоставлении муниципальной услуги.

14 декабря 2016 года Общество обратилось в Прокуратуру города Черкесска с жалобой на нарушение должностными лицами Управления порядка предоставления государственной услуги.

Письмом от 15.12.2016 № 01-2781 Управление отказало ООО «Сосна» в выдаче разрешения на строительство, сославшись на Решение Думы от 24.11.2016 № 95.

30 декабря 2016 года Управлением Постановлением № 3372 (далее – Постановление № 3372) признан утратившим силу градостроительный план земельного участка от 12.11.2015 № RU09301000-0000000000000981 (далее – градостроительный план, план), выданный ООО «Сосна» на земельный участок общей площадью 2 410 м2, кадастровый номер 09:04:0101305:26, расположенный по адресу: <...>. Указанное мотивировано несоответствием градостроительного плана Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207.

23 января 2017 года в отношении начальника Управления Прокуратурой города Черкесска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-рз «Об административных правонарушениях» (далее – Закон об административных правонарушениях). Материал направлен мировому судье судебного участка № 3 города Черкесска.

08 февраля 2017 года общество обратилось в Прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики жалобой на нарушение должностными лицами Управления порядка предоставления государственной услуги.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 города Черкесска от 06.03.2017 производство по делу по заявлению прокурора города Черкесска о привлечении начальника Управления прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Вместе с тем суд указал, что в действиях лица, привлекаемого к ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.2 Закона об административных правонарушениях.

Как указало в своем заявлении Общество, о Постановлении Управления от 30.12.2016 № 3372 ему стало известно 20.04.2017 в ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде Карачаево-Черкесской Республики по делу №А25-2672/2016

25 апреля 2017 года общество обратилось в прокуратуру города Черкесска с жалобой, в которой просило признать Постановление Управления от 30.12.2016 № 3372 не соответствующим федеральному законодательству.

16 мая 2017 года исполняющим обязанности прокурора города Черкесска внесено представление на имя руководителя Управления. Прокурор указал на необходимость принятия мер по устранению нарушений и рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

21 июня 2017 года Управлением вынесено Постановление № 1331 о внесении изменения в Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 30.12.2017 № 3372 «О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка от 12.11.2015 № RU09301000-0000000000000981» (далее – Постановление № 1331).

Согласно письму Мэрии муниципального образования города Черкесска от 22.06.2017 исх.№2372-04, в целях устранения допущенных нарушений закона Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска внесены изменения в Постановление от 30.12.2015 № 3372, виновное должностное лицо привлечено к ответственности.

12 июля 2017 года Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания решения незаконным, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В системе регулирования капитального строительства особое значение придается градостроительному плану земельного участка (далее – градостроительный план). Действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) связывает возможность строительства и ввода построенного объекта в эксплуатацию с наличием у правообладателя земельного участка градостроительного плана.

Из содержания статьи 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам (Определение Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2013 № 5-АПГ13-23).

Фактически градостроительный план дает возможность застройщику правильно подготовить проектную документацию, которая сама по себе также ничьи права без непосредственной реализации не затрагивает.

Вместе с тем, на основании Постановления № 3372 от 30.12.2016 Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска, был признан утратившим силу градостроительный план земельного участка от 12.11.2015 года №RU09301000-0000000000000981 выданный ООО «Сосна» на земельный участок кадастровым номером 09:04:0101305:26, общей площадью 2 410 м2, категория земель: земли населенных пунктов — под строениями, расположенный по адресу: <...>.

Из преамбулы Постановления №3372 от 30.12.2016 года следует, что градостроительный план земельного участка от 12.11.2015 года №RU09301000-0000000000000981 не соответствует приказу Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 года № 207.

При этом, основанием для принятия ненормативного акта в виде Постановления №3372 от 30.12.2016 года послужило Положение об Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 25.06.2015 года № 56, «Инструкция по делопроизводству мэрии муниципального образования города Черкесска и в структурных подразделениях мэрии муниципального образования города Черкесска» утвержденная Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 15.01.2013 года №15, а также Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 08.10.2015 года №41 «О вопросах ведения делопроизводства в Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска».

Форма градостроительного плана земельного участка (далее – Форма), утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) от 10.05.2011 № 207 (действовавшая на момент выдачи градостроительного плана), содержит строки для заполнения реквизитов обращения и фамилии, имени, отчества заявителя – физического лица либо реквизитов обращения и наименование заявителя – юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, описания местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства); предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется (пункт 1); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу (подпункт 2.2), о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе их площади, путем заполнения таблицы с графами (подпункт 2.2.1), о предельном количестве этажей или предельной высоте зданий, строений, сооружений в метрах (подпункт 2.2.2), о максимальном проценте застройки в границах земельного участка (подпункт 2.2.3), об иных показателях (подпункт 2.2.4); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который градостроительный регламент не устанавливается и не распространяется, предусматривает строку для заполнения сведений о номере объекта капитального строительства и его назначении, а также таблицу предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков (подпункт 2.2.5).

Таким образом, градостроительный план земельного участка от 12.11.2015 года №RU09301000-0000000000000981 полностью соответствовал действовавшим на момент его выдачи ООО «Сосна» требованиям приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207. Принятие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ приказа от 06.06.2016 года № 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» не отменяет ранее выданный Обществу градостроительный план земельного участка от 12.11.2015 года №RU09301000-0000000000000981.

Статья 44 ГрК РФ, в редакции, действовавшей в период получения Обществом градостроительного плана земельного участка и обращения в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство, устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Часть 3 статьи 44 ГрК РФ, в редакции, действовавшей в период получения Обществом градостроительного плана земельного участка и обращения в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство, предусматривает, что градостроительный план включает следующие сведения: о границах земельного участка; о границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий или сооружений; информацию о градостроительном регламенте либо о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства; информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информацию о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для публичных нужд.

Анализ действующего земельного и градостроительного законодательства показывает, что ни одна из этих характеристик земельного участка не устанавливается градостроительным планом самим по себе. Они утверждаются в результате действий правообладателя земельного участка, уполномоченных органов публичной власти и организаций, совершаемых не в рамках подготовки градостроительного плана.

Фактически, утверждая градостроительный план, уполномоченный орган сводит имеющуюся информацию о правовом режиме земельного участка в единый документ.

Утверждение градостроительного плана не является основанием для изменения правового режима земельного участка, образования или изменения его границ. В связи с этим градостроительный план не может быть признан документом по планировке территории.

При таких обстоятельствах следует полагать, что поскольку Управлением был выдан Обществу градостроительный план 12.11.2015 года №RU09301000-0000000000000981, то форма и содержание данного градостроительного плана полностью соответствовали как требованиям приказа Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 года № 207, так и Положению об Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии муниципального образования города Черкесска от 25.06.2015 года № 56, «Инструкции по делопроизводству Мэрии муниципального образования города Черкесска и в структурных подразделениях Мэрии муниципального образования города Черкесска» утвержденной Постановлением Мэрии от 15.01.2013 года №15, а также Постановлению от 08.10.2015 года №41 «О вопросах ведения делопроизводства в Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии муниципального образования города Черкесска».

Таким образом, Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска №3372 от 30.12.2016 года вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

Постановлением Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска № 1331 от 21.06.2017 «О внесении изменения в постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска № 3372 от 30.12.2016 года «О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка от 12.11.2015 года № RU09301000-0000000000000981» изменена преамбула постановления Управления от 30.12.2016 № 3372 «О признании утратившим силу градостроительного плана земельного участка от 12.11.2015 года № RU09301000-0000000000000981». В частности, Управление расширило перечень нормативных правовых актов, которыми руководствовалось при вынесении Постановления от 30.12.2016 № 3372, указав при этом среди оснований для принятия данного акта, помимо прочего, на нахождение земельного участка, принадлежащего Обществу, в двух территориальных зонах.

Вместе с тем, указанное противоречит требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства РФ, поскольку в силу положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В силу части 2 статьи 1 Федерального Закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей в период получения Обществом градостроительного плана земельного участка и обращения в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство (далее – Закон о государственном кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон (статья 10 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 15 органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений:

1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

3) об установлении или изменении границ населенного пункта;

4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;

5) об утверждении правил землепользования и застройки;

6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение;

11) об утверждении проекта межевания территории;

12) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Согласно части 5 указанной статьи обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о Землеустройстве).

Согласно части 20 Закона о Землеустройстве карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан представить в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, содержащую описание местоположения границы территориальной зоны.

Суд исследовал сведения, содержащиеся в Публичной кадастровой карте (официальный сайт http://pkk5.rosreestr.ru) по объекту с кадастровым № 09:04:0101305:26 (раздел Участки).

Объект недвижимости с кадастровым № 09:04:0101305:26 указан как земельный участок, адрес: <...>, общая площадь 2 410 м2, кадастровая стоимость: 3 455 072 рублей 40 копеек, разрешенное использование: театры, концертные залы, кинотеатры, видео салоны, клубы (дома культуры), центры общения и досуговых занятий, залы для встреч, собраний, занятий детей и подростков, молодежи, взрослых многоцелевого и специализированного назначения, дата постановки на учет: 05.09.2005.

Сведений о том, что земельный участок № 326 по улице Ленина города Черкесска находится в двух территориальных зонах Публичная кадастровая карта не содержит.

Определением от 12 сентября 2017 года суд истребовал у Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска доказательства постановки на кадастровый учет границ территориальных зон города Черкесска.

В судебном заседании представитель Управления указал, что границы территориальных зон на кадастровом учете не состоят, установить, где именно начинается и заканчивается каждая из территориальных зон города Черкесска не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, утверждение представителя Управления со ссылкой на схему из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, о том, что участок, принадлежащий Обществу, находится на двух территориальных зонах, суд находит несостоятельным, поскольку надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Аналогичная позиция высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 №16576/11).

Согласно статье 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим. Соответственно, данный документ по определению не может нарушать чьи-либо права и охраняемые законом интересы.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В соответствии с нормами статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В силу статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне. Таким образом, органы местного самоуправления при разработке и утверждении правил землепользования и застройки должны исключить ситуации, когда земельные участки фактически находятся одновременно в нескольких территориальных зонах.

Заявитель, будучи ограничен в возможности его использования, оказывается в неравном положении по сравнению с другими землепользователями, чьи земельные участки не пересекают границы территориальных зон, данное обстоятельство порождает неопределенность относительно дальнейшей судьбы земельного участка.

Обеспечение принадлежности земельного участка к одной территориальной зоне в принципе является обязанностью органов местного самоуправления. Положения части 4 статьи 30 ГрК РФ регулируют общественные отношения в области разработки и утверждения правил землепользования и застройки и адресованы участникам этих отношений – органам местного самоуправления, органам государственной власти и государственным организациям, участвующим в разработке или экспертизе правил землепользования и застройки. В этих условиях землепользователь не должен испытывать неблагоприятные последствия несоблюдения органами местного самоуправления, утвердившими правила землепользования и застройки, положений части 4 статьи 30 ГрК РФ.

При этом, недопустимо возлагать на землепользователей какие-либо дополнительные обязанности в связи с фактическим нахождением его земельного участка в нескольких территориальных зонах или понуждать к дополнительным действиям, направленным на преодоление этой ситуации. Риск фактического нахождения земельного участка одновременно в двух и более территориальных зонах несут органы местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Изменение градостроительной документации, включая изменение зонирования, не должно вступать в противоречие с требованиями статьи 34 ГрК РФ и нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка. Включив земельный участок в состав двух территориальных зон, орган местного самоуправления не принял во внимание существующего порядка землепользования и фактически исключил возможность использования спорного земельного участка, тем самым нарушив указанные положения закона.

Нахождение земельного участка Общества в двух территориальных зонах с различными видами разрешенного использования не позволяет заявителю в полной мере осуществлять распоряжение данным земельным участком, создает неопределенность в реализации прав на земельный участок.

Из смысла статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.05.2011 №739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Учитывая необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.

Акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Таким образом, Управление, принимая Постановления от 30.12.2016 № 3372, от 211.06.2017 № 1331 должно было доказать, что градостроительный план земельного участка от 12.11.2015 года №RU09301000-0000000000000981 был утвержден с нарушением действующего законодательства.

Указанное свидетельствует о совершении заинтересованным лицом действий, которые нарушают требования закона, а также права и интересы Общества.

Оценив, по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемых постановлений.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обществом заявлены два требования и уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1.Признать недействительным, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 30 декабря 2016 года №3372.

2.Признать недействительным, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, Постановление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 21 июня 2017 года №1331.

3.Взыскать с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сосна» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по государственной пошлине в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.

4.Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

судья К.Х. Салпагаров