ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1351/09 от 15.12.2009 АС Карачаево-Черкесской Республики

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1351/2009

ул. Ленина, 9

Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2009

Решение в полном объеме изготовлено 16.12.2009

Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Тебуева З.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халкечевым А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства имущественных и земельных отношений КЧР

кТерриториальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике

о признании права собственности на автотранспортные средства

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований:

– Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики

при участии в судебном заседании полномочных представителей сторон:

от истца – ФИО1, доверенность от 06.07.2009 №18,

от ответчика – отсутствует, надлежащим образом извещен,

от третьего лица – ФИО2, доверенность от 09.09.2009 №908.

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений КЧР (далее-истец) обратилось в Арбитражный суд КЧР с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР (далее-ответчик, Росимущество) о признании права собственности на следующие автотранспортные средства:

п/п

автотранспорт

год

выпуска

государственный номер

номер

двигателя

ПТС/ технический паспорт

1

ВАЗ-21213

2001

А 651 ЕТ 09

№6657043

VIN код XTА21213021598150

63 КВ

№337269

2

ГАЗ-3102

2004

К 454 РУ 09

№*40620D*43007361*

VIN код ХТН31020041205412

52 КС

№474297

Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

На основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30.10.2006 №202 ликвидированы территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства, включая и Агентство лесного хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике, в связи с чем имущество из оперативного управления последнего, в том числе и спорный автотранспорт, изъято в казну Российской Федерации. Впоследствии осуществлена безвозмездная передача указанного имущества в государственную собственность (казну) Карачаево-Черкесской Республики, соответственно Министерство имущественных и земельных отношений КЧР распоряжением от 17.02.2009 №279 и актом приёма-передачи от 17.02.2009 указанный автотранспорт передал из казны КЧР в оперативное управление Управления лесами КЧР. Однако при обращении Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики в МРЭО ГИБДД по КЧР получен отказ в регистрации указанных автотранспортных средств с указанием, что при ликвидации территориальных органов Агентства лесного хозяйства не была проведена регистрация собственности за РФ.

Истец, руководствуясь Законом КЧР от 22.07.2005 №71-Р3 «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, обратился с настоящим иском в суд как уполномоченный орган исполнительной власти КЧР, осуществляющий полномочия собственника в сфере управления республиканской собственностью.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве не возражало против удовлетворения исковых требований со ссылкой на то обстоятельство, что действительно на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.10.2008 №2746-р и акта приёма-передачи от 20.01.2009 осуществлена безвозмездная передача имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в государственную собственность (казну) Карачаево-Черкесской Республики, в том числе и спорные автомобили, и в соответствии с п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ право собственности Карачаево-Черкесской Республики на переданное имущество возникло с даты утверждения акта приёма-передачи, а именно с 20.01.2009 года.

Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) в отзыве, а также его представитель в судебном заседании поддержал требования истца, указав, что за Управлением вышеуказанные транспортные средства закреплены на праве оперативного управления, однако в связи с невозможностью постановки данной техники на учёт в МРЭО ГИБДД МВД по КЧР, Управление не имеет возможности в полном объеме осуществлять права владения и пользования данными транспортными средствами.

Спор рассматривается в порядке главы 20 АПК РФ с объявлением в судебном заседании перерыва в порядке ст.163 АПК РФ с 11.12.2009 по 15.12.2009 для представления дополнительных доказательств.

Дело рассмотрено по существу в порядке ч.5 ст.163 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела и представленных документов достаточно для разрешения спора.

Судом при рассмотрении дела установлено следующее.

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.10.2006 №202 «О ликвидации территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства» в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи от 14.12.2006 - о ликвидации юридического лица Агентства лесного хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике, от 23.07.2007 - о государственной регистрации прекращения деятельности Агентства лесного хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике в связи с его ликвидацией (л.д.62-66).

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧРот 04.07.2007 №63 из оперативного управления ликвидируемого Агентства лесного хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике» изъято в казну Российской Федерации имущество согласно приложению, в котором, в том числе значится и спорный автотранспорт (л.д.70-88).

До принятия решения о дальнейшем использовании федерального имущества ликвидированного Агентства лесного хозяйства по КЧР соглашением от 04.07.2007 ответчиком третьему лицу передано на временное ответственное хранение, изъятое у ликвидируемого Агентства лесного хозяйства по КЧР федеральное имущество (л.д.67-69).

Впоследствии Федеральное агентство по управлению государственным имуществом распоряжением от 29.12.2008 №2764-р передало на безвозмездной основе имущество, составляющее государственную казну РФ в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики согласно перечню, в том числе и спорный автотранспорт, а истцом данное имущество принято по акту приёма-передачи от 20.01.2009 года (л.д.49-56).

Истец в свою очередь 17.02.2009 распоряжением №279 передаёт из казны КЧР Управлению лесами КЧР на праве оперативного управления транспортные средства, в том числе и спорные, а третье лицо принимает данные транспортные средства на основании акта приёма-передачи от 17.02.2009 (л.д.9-10).

При обращении Управления лесами КЧР за регистрацией указанных транспортных средств в порядке, установленном действующим законодательством, в целях осуществления прав собственника в полном объеме, МРЭО ГИБДД по КЧР отказало в регистрации со ссылкой на то обстоятельство, что при ликвидации территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства не была проведена соответствующая государственная регистрация транспортных средств (л.д.44).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском о признании за Карачаево-Черкесской Республикой права собственности на перечисленный выше автотранспорт.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В связи с этим истец должен доказать, каким образом нарушены его права и законные интересы, или каким образом его права в отношении имущества оспариваются ответчиком.

На основании ст.11 АПК РФ требования о признании права собственности могут быть заявлены в суде к лицу, нарушающему или оспаривающему права заявителя.

Судом установлено, сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждено, что ответчик не оспаривает и не нарушает права истца на спорные автотранспортные средства.

Спорное имущество было передано из казны Российской Федерации в собственность Карачаево-Черкесской Республики в связи с разграничением полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области лесных отношений.Лесной кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 2007 года, урегулировал вопрос о передаче осуществления части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения по разграничению государственной собственности обусловлены необходимостью разграничения публично-властных полномочий по управлению и распоряжению публичной собственностью и в целом не относятся к сфере гражданско-правового регулирования. Нормы гражданского законодательства могут применяться к отношениям по поводу объектов публичной собственности лишь в той части, в какой эти объекты становятся объектами гражданского оборота.

В соответствии с абз.19 п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №122-ФЗ) решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в собственность субъекта РФ предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзацы 9, 10 пункта 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ).

В силу положений абз.21 ч.11 ст.154 Закона №122-ФЗ решения о передаче имущества являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Исходя из абз.28 ч.11 указанной статьи Федерального закона, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Кроме того, в силу абз.31 ч.11 ст.154 Закона №122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз.33 ч.11 ст.154 Закона №122-ФЗ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право собственности Карачаево-Черкесской Республики на переданное имущество, в том числе и на указанные автомобили, возникло 20.01.2009 – даты утверждения акта приёма-передачи, так как в п.6 распоряжения Росимущества от 29.12.2008 №2746-р установлено, что право собственности КЧР возникает с даты утверждения Терруправлением Росимущества в КЧР передаточного акта.

В соответствии со статьями 120, 296, 299 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного правления имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения им. Право оперативного управления имуществом возникает у учреждения с момента передачи имущества.

В силу приведенных норм ГК РФ учреждение, за которым в установленном законом порядке закреплено имущество на праве оперативного управления, осуществляет в отношении него полномочия собственника.

Таким образом, отказ МРЭО ГИБДД по КЧР в государственной регистрации спорных автомобилей за Управлением лесами КЧР ввиду отсутствия соответствующей государственной регистрации транспортных средств за Российской Федерацией не может служить основанием обращения в суд с требованием о признании права собственности на указанные автотранспортные средства, тогда как указанное право у истца возникло в силу закона.

Иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве. Следовательно, такой иск имеет вещно-правовую природу. Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты, который не должен подменять собой установленный административно-публичный порядок регистрации права собственности.

Отказ регистрирующего органа в случае его несоответствия требованиям действующего законодательства и нарушения прав и интересов истца, может быть обжалован последним в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спор о праве собственности между истцом и ответчиком отсутствует, доказательств нарушения ответчиком прав истцом не представлено, в соответствии со ст.4 АПК РФ, суд полагает, что при заявленных основаниях иск не может быть удовлетворен.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд считает, что её следует отнести на истца как сторону не в пользу которой принят судебный акт, но учитывает статус истца являющегося государственным органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании права собственности Карачаево-Черкесской Республики на автомобили ВАЗ-21213 г/н <***> (VIN код XTА21213021598150) и ГАЗ-3102 г/н <***> (VIN код ХТН31020041205412) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.

Судья З.Х. Тебуева