АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело № А 25-1375/2007-6с
ул. Ленина, 9 10 апреля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2008 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 апреля 2008 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:
судьи Адзиновой М.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акимовой Г.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Южного территориального управления Росрезерва
(344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Б.Садовая, 38)
к Главному Управлению МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике
(369000, г.Черкесск, ул.Кавказская, 33)
- Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности
(369000, г.Черкесск, ул.Первомайская, 34а)
3-е лицо – Правительство Карачаево-Черкесской Республики
(369000, г.Черкесск, Дом Правительства)
о взыскании штрафа за непредставление установленной отчетности в размере 14 061, 12 руб.,
при участии в заседании:
от истца – Примеров Виталий Матвеевич, специалист 1-й категории, доверенность № 21/2/08 от 25 января 2008 года;
от ответчиков:
– Усачев Геннадий Николаевич, ведущий специалист, доверенность № 69-12 от 09.11.2008 г.;
- Шаманский Дмитрий Анатольевич, доверенность № 23 от 17.0-8.2006 г.;
- Пижин Николай Николаевич, доверенность № 101 от 14.02.2008 г.
от 3-его лица – Лазутова Юлия Юрьевна, консультант ГПУ Президента КЧР, доверенность № 4-03 от 09.01.2008 г..
УСТАНОВИЛ:
Южное территориальное управление по государственным резервам (далее истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике (далее ответчик) о взыскании штрафа за непредставление установленной отчетности в размере 14 061, 12 руб.
К участию в рассмотрении дела привлечены:
- Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности
в качестве ответчика (далее Управление);
- Правительство Карачаево-Черкесской Республики в качестве третьего лица.
Как следует из материалов дела, на основании задания и номенклатуры накопления материальных ценностей в мобилизационный резерв РФ, согласно Положению «О мобилизационном резерве РФ» от 14.05.1997 года № 570-21, ответчик осуществляет ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. Установлено несколько форм отчетности, представляемых организациями, осуществляющими ответственное хранение материальных ценностей мобрезерва. Такие организации обязаны ежегодно составлять отчет о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва на 1 января текущего года по Форме 12 и представлять данный отчет соответствующему территориальному управлению Росрезерва не позднее 10 января. Также организации обязаны ежегодно по состоянию на 01 октября проводить инвентаризацию материальных ценностей мобрезерва и представлять в срок до 15 ноября результаты инвентаризации.
До настоящего времени Главное Управление МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике не представило Южному территориальному управлению Росрезерва отчет фор Форме 12 и документы по инвентаризации за 2006 год.
Пунктом 12 статьи 16 ФЗ «О государственном материальном резерве» № 79-ФЗ установлена ответственность за несвоевременное представление установленной отчетности организацией ответственным хранителем в виде штрафа в размере 20 % от стоимости хранящихся на предприятии материальны ценностей. Штраф за непредставление отчета по Форме 12 за 2006 год и непредставление акта инвентаризации за 2006 год составляет 14 061 руб. 12 коп. (расчет прилагается), о чем ответчику было выставлено инкассовое поручение. Инкассовое поручение было возвращено истцу без исполнения. Просит иск удовлетворить.
Ответчик в отзыве на исковое заявление и его представитель в судебном заседании считает, что Главное Управление МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике не является надлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на что, что оно является вновь созданным территориальным органом, функционирует с 01.01.2005 года. Указом Президента КЧР № 238 от 10.12.2004 г. МЧС КЧР с 01.01.2005 г. реорганизовано путем преобразования в Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Считает, что на основании Положения, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 г. № 372 ответчик не имеет ни прав, ни обязанностей в вопросах хранения, учета и отчетности мобилизационного государственного резерва. По его мнению, ответственным исполнителем мобилизационного задания в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва является Управление – структурное подразделение Правительства КЧР.
Второй ответчик (Управление) в отзыве на исковое заявления и его представитель в судебном заседании иск не признал, считает надлежащим ответчиком по делу Главное Управление МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике и просит исключить Управление из числа ответчиков. По мнению Управления, при реорганизации МЧС КЧР в январе 2005 года были созданы Управление и Главное Управление, и лица, которые ранее осуществляли отчетность о состоянии материальных ценностей мобрезерва в ЮТУ Росрезерва, а также все материалы, документы и акты по форме № 1 остались числиться за ответчиком. Отчетность о состоянии материальных ценностей мобрезерва за 2005 год осуществлялась сотрудниками Управления. В 2006 году отчет не представлен потому, что Управление не является правопреемником МЧС КЧР и материальные ценности мобилизационного резерва ему не передавались. До 01.01.2005 г. Министерство по дела гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям КЧР финансировалось за счет бюджетов двух уровней: регионального и федерального. После преобразования Передаточным актом от 25.12.2004 года Управлению от Министерства была передана вся региональная составляющая, а федеральная составляющая перешла в ответчику. Управлению материальные ценности, секретная документация мобрезерва от Министерства, либо от ответчика не передавались. До настоящего времени вся секретная документация мобрезерва находится у ответчика, и Управление полагает, что юридически не может предоставлять отчетные документы о проведении инвентаризации материальных ценностей мобрезерва и взыскание штрафа за непредставление установленной отчетности с Управления будет неправомерным.
Правительство КЧР в отзыве на исковое заявление и его представитель в судебном заседании считает, что в удовлетворении исковых требования Южного территориального управления Росрезерва к Управлению (Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности) о взыскании штрафа за непредставление установленной ответности за 2006 год следует отказать. 3-е лицо полагает, что органы государственной власти субъектов РФ органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность организаций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29.01.1994 г. № 79-ФЗ формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органов исполнительно власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образует единую федеральную систему государственного резерва РФ. Согласно п.17 Положения об Управлении, утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 23.12.2004 г. № 335 Управление является правопреемником Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям КЧР только в части бюджетных обязательств Карачаево-Черкесской Республики. Согласно представленному Управлением акту от 25.12.2004 г. имущество мобилизационного резерва ему не передавалось. Правительство КЧР полагает, что факт представления ответчиком отчета по Ф. 12 за 2005 год свидетельствует о том, что при преобразовании Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям КЧР в 2004 году имущество мобилизационного фонда Управлению на ответственное хранение не передавалось.
Суд, оценив представленные материалы, выслушав представителей сторон, считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Так, в силу требований ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Возражая на доводы иска, ответчик не учел следующего:
Согласно п.3 ст.4 ФЗ № 79-ФЗ от 29.12.1994 г. запасы государственного материального резерва, независимо от места их размещения, являются федеральной собственностью. Согласно Приказу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 372 от 12.08.04 г.(далее Министерство ГО и ЧС), Положению о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее Положения), Приказу Министерства РФ по ГО и ЧС № 487 от 26.10.04 г. с 01 января 2005 года в субъектах Российской Федерации созданы Главные Управления МЧС РФ по ГО и ЧС, которые уполномочены решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего субъекта (п.8 Положения) во взаимодействии с органами государственной власти субъекта, осуществлять в установленном порядке, функции по управлению закрепленным государственным имуществом (п.6 ст.13 Положения), находящимся в оперативном управлении.
Судом установлено, что таким имуществом является здание складов, относящихся к федеральной собственности.
Доводы ответчика о том, что учет и хранение этого имущества осуществляется лицом, находящимся в штате Управления КЧР (второго ответчика), отклоняются судом, так как имущество, относящееся к федеральной собственности, в силу требований ст.4 ФЗ № 79-ФЗ от 29.12.1994 г., не изменяет своего статуса вне зависимости от того, в зоне чьей материальной ответственности оно находится.
Истцом представлены доказательства того, что этим имуществом являются – материальные ценности мобилизационного резерва (истца), в отношении которых Положение дает однозначный ответ о том, что им управляет ответчик. Судом также принимаются доводы второго ответчика и 3-его лица о том, что указанное имущество, как федеральная составляющая, неоднократно переходило к правопреемникам – Штаб ГО КЧАО, МЧС РФ по КЧР, как федеральная собственность.
Исходя из смысла п.2,7 Положения об Управлении Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 225 от 17.07.2006 г. (далее Положение об Управлении), имущество Управления является государственной собственностью КЧР и закреплено за ним на праве оперативного управления, а Управление является правопреемником МЧС КЧР только в части обязательств Карачаево-Черкесской Республики, что подтверждает отсутствие права по управлению федеральной собственностью и доказывает наличие этого права у Главного Управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике.
Указанный вывод суда следует из передаточного акта от 25.12.2004 г., отчета ответчика по форме № 12 за 2005 год.
Доводы ответчика о подписании отчета по Ф.12 неуполномоченным лицом отклоняются судом.
Суд считает, что при условии соблюдения помимо специальных Законов норм ГК РФ, и, в частности, п.5 ст.58 ГК РФ, ответчик обязан был в силу возложенных на него Положением контролирующих функций и в обеспечение этого контроля за состоянием и движением федерального имущества, находящегося с 2005 года в подведомственном подразделении, входящему в систему МЧС России, осуществить передачу материального резерва правопреемнику МЧС КЧР в этой части. Но, поскольку он представил отчет сам, то уклонение от представления отчета по Ф.12 в 2006 году произошло без имеющихся на то оснований, а поэтому суд принимает доводы истца о нарушении требований ФЗ № 79 от 29.12.94 г. о предоставлении отчетности, что влечет применение мер ответственности, предусмотренных п.12 ст.16 указанного Закона.
Расчет штрафных санкций принимается судом.
С учетом изложенного с ответчика следует взыскать 14 061 руб. 12 коп.. В отношении второго ответчика в иске следует отказать.
Расходы по госпошлине следует отнести на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 169-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Иск удовлетворить частично.
2. Взыскать с Главного Управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Южного территориального управления по государственным резервам 14 061 (четырнадцать тысяч шестьдесят один) рубль 12 копеек штрафа.
В отношении Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в иске отказать.
3. Взыскать с Главного Управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике доход федерального бюджета Российской Федерации 500 (пятьсот) рублей – расходы по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок после принятия в 16 Арбитражный апелляционный суд в г.Ессентуки.
Судья - М.Е.Адзинова