ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1420/07 от 25.01.2008 АС Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело №А25-1420/07-12

28 января 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2008 года

Полный текст решения изготовлен 28 января 2008 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Дышековой А.С., при участии от заявителя - Шуликиной Л.П. (доверенность от 10.09.07), от заинтересованного лица - Ижаева З.Д (доверенность от 10.01.08), при ведении протокола судебного заседания судьей Дышековой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Зеленчукского районного Совета потребительских обществ к Управлению Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконными действий государственного органа по отказу в государственной регистрации права собственности и обязании устранить допущенные нарушения прав путем принятия документов, необходимых для регистрации объектов недвижимости, принадлежащих Зеленчукскому райпотребсоюзу, установил следующее.

Зеленчукский районный Совет потребительских обществ (далее – заявитель, Общество) обратился с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действий государственного органа по отказу в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, указанного в Сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 03.08.07 №10/1431, №10/1433; от 09.08.07 №10/1469, №10/1470, №10/1471 и обязании Управления устранить допущенные нарушения прав путем принятия документов, необходимых для регистрации объектов недвижимого имущества, принадлежащих Зеленчукскому районному Совету потребительских обществ. Заявитель считает действия Управления по отказу в государственной регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество незаконными, не соответствующими требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 №122-ФЗ по следующим основаниям.

27.06.07 заявитель представил Управлению документы на государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества, принадлежащего Зеленчукскому райпотребсоюзу. Поскольку перечень необходимых для регистрации документов оказался неполным, государственная регистрация объектов недвижимости была приостановлена регистратором, в адрес заявителя направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации от 10.07.07, в которых заявителю предложено в срок до 10.08.07 устранить причины, препятствующие регистрации.

08.08.07 представитель заявителя привез недостающие документы в Управление, однако в этот день Управление не вело прием документов в связи со сменой графика приема документов.

09.08.07 представитель заявителя повторно представил истребованные документы в работнику Управления, осуществляющему прием документов, однако в приеме документов было отказано в связи с тем, что к этому времени Управлением уже были приняты решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которые позднее были получены заявителем.

По мнению заявителя, данные отказы в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушают права заявителя на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, поскольку истребованные Управлением документы были представлены в срок, указанный в уведомлениях о приостановлении регистрации, а Управление приняло оспариваемые сообщения об отказе в государственной регистрации до истечения срока, указанного в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав и, кроме того, вынуждает повторно нести расходы по оплате регистрационных сборов.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, просит суд признать действия Управления по отказу в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества не соответствующими требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 №122-ФЗ и обязать Управление устранить допущенные нарушения прав путем принятия документов, необходимых для регистрации объектов недвижимого имущества, принадлежащих Зеленчукскому райпотребсоюзу.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике представило письменный отзыв на заявление, из которого следует, что 27.06.07 заявитель обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.01; магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.01.

04.07.07 государственная регистрация права собственности была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.01.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ №122-ФЗ) по причине несоответствия адреса объекта недвижимости в кадастровом плане адресу, указанному в техническом паспорте.

03.08.07 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ, по причине, по которой была приостановлена государственная регистрация права собственности заявителя на указанные объекты недвижимости.

По следующим объектам недвижимого имущества: магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48, государственная регистрация права собственности 10.07.07 была также приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ.

Основанием приостановления государственной регистрации явилось следующее:

по объекту недвижимого имущества – магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А – отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости;

по объекту недвижимого имущества - магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А – отсутствие правоустанавливающего документа на объект недвижимости;

по объекту недвижимого имущества - магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости.

09.08.07 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ по тем же причинам, по которым была приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

Кроме того, в уведомлениях о приостановлении регистрации было указано, что заявитель может воспользоваться своим правом приостановить государственную регистрацию сроком на три месяца на основании пункта 3 статьи 13 ФЗ №122-ФЗ, если в указанный в уведомлении о приостановлении срок не устранит причины, препятствующие государственной регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 13 ФЗ №122-ФЗ государственная регистрация прав производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 47 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 01.07.02 №184, в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Пунктом 56 указанных Методических рекомендаций установлено, что в случаях, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации указывается дата окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ) и указывается, что если до этой даты государственный регистратор не получит в результате принятых мер, или заявитель не представит дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, не будет получено подтверждение подлинности документа или достоверности указанных в нем сведений, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному соответствующим абзацем пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, просит суд отказать заявителю в удовлетворении требований, в связи с их необоснованностью, поскольку по общему правилу для признания незаконными действий государственного органа необходима совокупность двух обстоятельств: незаконность действий, несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение этими действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Дело рассматривается судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, проверив обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.07.07 заявитель обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.01; магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.01.

04.07.07 государственная регистрация права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.01.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ №122-ФЗ) по причине несоответствия адреса объекта недвижимости в кадастровом плане адресу, указанному в техническом паспорте.

03.08.07 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности по вышеуказанным объектам недвижимости на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ№122-ФЗ, по причине, по которой была приостановлена государственная регистрация права собственности заявителя на указанные объекты недвижимости.

10.07.07 по следующим объектам недвижимого имущества: магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48, государственная регистрация права собственности была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ.

Основанием приостановления государственной регистрации явилось следующее:

по объекту недвижимого имущества – магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А – отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости;

по объекту недвижимого имущества - магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А – отсутствие правоустанавливающего документа на объект недвижимости;

по объекту недвижимого имущества - магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости.

09.08.07 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ по тем же причинам, по которым была приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ней» от 21.07.97 №122-ФЗ (далее по тексту – ФЗ №122-ФЗ), государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В силу пункта 1 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ, в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.

Пунктом 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 указанной статьи, при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается (пункт 5 статьи 20).

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, за исключением случаев, когда регистратор должен был приостановить регистрацию, а не отказывать в ней.

Как следует из заявления Зеленчукского райпотребсоюза, заявитель просит признать незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР в связи с тем, что по двум объектам недвижимого имущества им не были получены уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 04.07.07, а по трем объектам недвижимого имущества им были устранены причины, препятствующие регистрации и представлены документы в срок, указанный в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 10.07.07, в то время как решения об отказе в государственной регистрации приняты регистратором до истечения срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на два объекта недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А, в адрес Зеленчукского райпотребсоюза не поступали.

В связи с этим, определением суда от 29.11.07 от заявителя были истребованы Журнал входящей корреспонденции за 2007 год, все заявления, поданные в Управление Росрегистрации по КЧР о регистрации права собственности по каждому объекту недвижимости с приложенными документами; все документы, дополнительно представленные в связи с приостановлением регистрации прав по каждому объекту недвижимости; от заинтересованного лица истребованы Журнал исходящей корреспонденции за период с 27.06.07 по 10.08.07, Правила внутреннего трудового распорядка, Административный регламент Управления Росрегистрации по Карачаево-Черкесской Республике. Дополнительно определением суда от 10.01.08 от Управления истребованы почтовые уведомления о вручении заявителю уведомлений о приостановлении государственной регистрации права и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по пяти объектам недвижимого имущества, заявленным для регистрации права собственности.

Все представленные сторонами доказательства приобщены в материалы дела и исследованы судом.

Так, в Журнале исходящей корреспонденции Управления Росрегистрации по КЧР за 2007 год (дело №10.13) 04.07.07 зарегистрированы уведомления о приостановлении регистрации (исх. №10/1211 и №10/1212), и в графе «Куда направлен документ» указано «Зеленчукский районный союз потребительских обществ» (л.д.69).

Между тем, в Журнале входящей корреспонденции Зеленчукского районного Совета потребительских обществ за 2007 год, представленном в материалы дела, указанные уведомления не зарегистрированы (л.д.59-63).

Кроме того, как доказательство направления заявителю уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Управлением в материалы дела представлены копии уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.07.07 №10/1211 и №10/1212 по объектам недвижимости: склады (ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А) (л.д.98-99); копии почтовых квитанций с реестрами на отправку уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по пяти объектам недвижимости, заявленным Зеленчукским райпотребсоюзом (л.д.100-108).кскаяи сделок с ним от 04.07.07 №10/1211 и №10/1212 по объектам недвижимости: склады (ст. й регистрации прав на недвижимо

Пунктом 14 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту – Административный регламент), утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.06 №293 установлено, что информация о приостановлении государственной регистрации прав или об отказе в ее проведении направляется заявителю заказным письмом и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении о государственной регистрации прав (при наличии соответствующих данных в заявлении).

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Из представленных суду доказательств направления в адрес заявителя уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по пяти объектам недвижимости, заявленным Зеленчукским райпотребсоюзом следует, что указанная информация направлена в адрес заявителя заказными письмами в соответствии с требованиями пункта 14 Административного регламента  исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Опрошенная в качестве свидетеля государственный регистратор Каканаева А.А. пояснила, что в ее должностные обязанности входит осуществление государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

27.06.07 заявителем для государственной регистрации были представлены документы в отношении 5 объектов недвижимости. Из них по 2 заявлениям приняты решения о приостановлении от 04.07.07, по трем – от 10.07.07, срок для устранения нарушений, препятствующих регистрации был установлен до 04.08.07 и 10.08.07, соответственно.  В адрес заявителя были направлены письменные уведомления о приостановлении, что подтверждается почтовыми квитанциями и реестрами на отправку.

Согласно пункту 14 Административного регламента в адрес заявителей направляются письменные решения, которые дублируются по телефону, указанному в заявлении о государственной регистрации. Когда месячный срок приостановления регистрации подходит, регистратор созванивается и напоминает об этом, предупредив, что по истечении срока приостановления будет вынесено решение об отказе в регистрации.

Также свидетель Каканаева А.А. пояснила, что по указанным в заявлении телефонам она не смогла дозвониться до заявителя. В связи с чем, по истечении срока приостановления регистрации почтовым отправлением направила решения об отказе в регистрации. После направления отказов по почте она заявителю не звонила.

В данном случае, срок приостановления регистрации был установлен до 10.08.07, и документы подлежали предоставлению заявителей в срок до 09.08.07 указанного месяца включительно, о чем имеются соответствующие письменные внутриведомственные разъяснения.

Считает, что месячный срок, установленный законом, ею не нарушен, и решения об отказе в регистрации приняты не до истечения срока, установленного законом.

Решение об отказе регистратор вправе принять и изготовить в течение рабочего дня в последний день срока. В какое время 09.08.07 были приняты решения об отказе в регистрации по объектам недвижимого имущества, принадлежащим Зеленчукскому райпотребсоюзу, не помнит.

Из представленных суду распечаток счетов за предоставленные Управлению услуги связи ОАО «Южная телекоммуникационная компания» за июль-август 2007 года следует, что с номерами телефонов, указанных Зеленчукским райпотребсоюзом в заявлениях о регистрации, соединений телефонной связи нет.

Следовательно, несмотря на направление Управлением заявителю уведомлений о приостановлении государственной регистрации права собственности от 04.07.07, от 10.07.07 и сообщений об отказе в государственной регистрации права собственности от 03.08.07, от 09.08.07, информация о приостановлении и отказе государственной регистрации не была продублирована Управлением по телефону, что является нарушением требований пункта 14 Административного регламента.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела с достоверностью подтверждается, что у заявителя отсутствовала информация о приостановлении государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества (склады), что подтверждается Журналом входящей корреспонденции за 2007 год (л.д.59-63), в котором отсутствуют данные о регистрации уведомлений от 04.07.07, поскольку в адрес заявителя не поступили уведомления о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.07.07, и указанная информация не была продублирована по телефону.

Представленные Управлением в материалы дела выписка из Журнала регистрации за 2007 год с данными о регистрации вышеуказанных уведомлений и сообщений, а также почтовые квитанции и реестры на отправку с проставлением даты отправки и отметкой органа почтовой связи об отправлении заказным письмом не подтверждают с достоверностью наличие у заявителя указанной информации о приостановлении (таким доказательством может быть почтовое уведомление с отметкой о вручении), что, в свою очередь, лишило заявителя возможности устранения недостатков, препятствующих государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А.

В судебном заседании установлено, что по остальным трем объектам недвижимости: магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48, государственная регистрация права собственности была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ.

В уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 10.07.07, поступивших в адрес заявителя, ему предложено в срок до 10.08.07 устранить причины, препятствующие регистрации.

Основанием приостановления государственной регистрации явилось следующее:

по объекту недвижимого имущества – магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А – отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости;

по объекту недвижимого имущества - магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А – отсутствие правоустанавливающего документа на объект недвижимости;

по объекту недвижимого имущества - магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости.

09.08.07 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (исх. 310/1469, №10/1470, №10/1471) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ по тем же причинам, по которым была приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество (л.д.18-20).

Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, 08.08.07 представители заявителя – председатель правления и главный бухгалтер Зеленчукского райпотребсоюза привезли недостающие документы в Управление, однако в этот день в Управлении не велся прием документов в связи со сменой графика приема документов.

09.08.07 представители заявителя представили истребованные документы в Управление регистратору Катчиевой З.А., осуществляющей прием документов, однако в приеме документов было отказано в связи с тем, что к этому времени Управлением уже были приняты решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которые позднее были получены заявителем.

Судом установлено, что приказом Управления от 30.07.07 №90 утвержден режим работы Черкесского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР, в соответствии с которым для государственных гражданских служащих Черкесского отдела (за исключением Адыге-Хабльского и Прикубанского секторов) установлена пятидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (пункт 1).

Согласно пункту 2 указанного приказа, с 06.08.07 для государственных гражданских служащих Черкесского отдела, осуществляющих прием заявителей установлен режим работы, в соответствии с которым среда (08.08.07) – неприемный день, четверг (09.09.07) – приемный день, с 10.00-13.00 – обработка документов, 13.00-14.00 – перерыв для отдыха и питания, 14.00-19.00 – прием заявителей (л.д.91).

Опрошенный в качестве свидетеля Байбагисов К-М. А., исполнявший обязанности начальника отдела кадров Управления Федеральной регистрационной службы в августе 2007 года, пояснил, что должностные лица Зеленчукского райпотребсоюза – председатель, заместитель председателя, главный бухгалтер и водитель обращались в августе 2007 года с просьбой отметить командировочные удостоверения. Он сделал отметки в командировочных удостоверениях о прибытии в г. Черкесск 08.08.07 и убытии из г. Черкесска 09.08.07, внес соответствующие записи в Журнал учета работников,  приезжающих в служебные командировки (Дело №14.77). На его вопрос, по какому поводу они приехали, они ответили, что для сдачи документов в Управление Регистрационной службы по КЧР.

В представленной в материалы дела выписке из  Журнала учета работников, приезжающих в служебные командировки (Дело №14.77) имеются соответствующие записи командировочных удостоверений  председателя правления Стригиной Л.П., заместителя председателя правления Лесникова А.И., главного бухгалтера Шуликиной Л.П., водителя Ченцова С.И., с отметками Управления Росрегистрации по КЧР о прибытии в г. Черкесск 08.08.07 и убытии из Черкесска 09.08.07 (л.д.113-114). 

В материалы дела приобщены следующие документы, отсутствие которых препятствовало осуществлению регистрации права собственности на три объекта недвижимости: магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48:

- решение Арбитражного суда КЧР от 17.05.01 по делу №А25-501/01-1; определение Арбитражного суда КЧР от 28.03.02 по делу №А25-501/1-1; постановление Зеленчукского районного Совета потребительских обществ от 20.12.05 №60 «Об изменении нумерации магазинов Зеленчукского райпотребсоюза»; постановление Главы администрации Зеленчукского сельского поселения ль 20.06.07 №149 «О присвоении почтового адреса» (магазины №24 и №25); постановление Главы администрации Даусузского сельского поселения от 20.06.07 №43 «О присвоении милицейских номеров объектам ПО «Зеленчук» на территории Даусузского сельского поселения (магазины №64 и №73); расписки в получении документов на государственную регистрацию по пяти объектам недвижимости; постановление Главы администрации Зеленчукского сельского поселения от 15.12.06 №205 «О присвоении нового почтового адреса в ст. Зеленчукской ул. Калинина»; справка Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Техническая инвентаризация» об идентичности объекта недвижимости; постановление Зеленчукского райпотребсоюза от 15.12.05 (л.д.32-55).

Также заявителем представлены все документы, приложенные к заявлениям о государственной регистрации права  на недвижимое имущество и сделок с ним: заявления, расписки в получении документов, постановления Главы Администрации Зеленчукского СП, постановления главы администрации Даусузского СП, кадастровые планы земельного участка, технические паспорта, платежные поручения, доверенность, копия решения Арбитражного суда КЧР (том приложение л.д.1- 102).

В подтверждение своих доводов, заявителем представлены командировочные удостоверения трех работников Зеленчукского районного Совета потребительских обществ – Стригиной Л.П., председателя правления, Шуликиной Л.П., главного бухгалтера и Ченцова С.И., водителя, с отметками Управления Росрегистрации по КЧР о прибытии в г. Черкесск 08.08.07 и убытии из Черкесска 09.08.07 (л.д.56-58).

Оценивая довод заявителя о незаконности действий Управления и нарушении законных прав и интересов Зеленчукского райпотребсоюза в связи с тем, что по двум объектам недвижимого имущества им не были получены уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 04.07.07, а по трем объектам недвижимого имущества им были устранены причины, препятствующие регистрации и представлены документы в срок, указанный в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 10.07.07, в то время как решения об отказе в государственной регистрации приняты регистратором до истечения срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации. Суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» началом срока государственной регистрации прав является день подачи заявления о проведении государственной регистрации. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов и осуществляются в последовательности, установленной указанной статьей в месячный срок.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 192 Гражданского кодекса РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ, при возникновении у регистратора прав сомнений в наличии оснований для государственной регистрации и необходимости истребования в связи с этим дополнительных сведений и документов, регистратор в письменном виде должен известить об этом заявителя. В этом случае государственная регистрация прав может быть приостановлена на срок не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 ФЗ №122-ФЗ). В письме регистратор должен предупредить заявителя о том, что в случае, если дополнительные сведения не будут представлены в течение месячного срока регистрации, в государственной регистрации будет отказано.

В данном случае в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.07.07 регистратор указал, что заявителю необходимо в срок до 10.08.07 устранить причины, препятствующие регистрации, в ином случае, ему будет отказано.

Из материалов дела следует, что, решения об отказе принято регистратором 09.08.07.

В судебном заседании представитель Управления пояснил, что в соответствии с пунктом 19 Методических указаний по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 01.07.02 №184, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации указана дата окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ) и, если до этой даты государственный регистратор не получит дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации, Управление будет вынуждено отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному соответствующим абзацем пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 98 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.06 №293, государственный регистратор принимает решение об отказе – не позднее чем за 1 день до окончания срока регистрации. В связи с чем, считает обоснованным принятие решений об отказе 09.08.07 согласно вышеуказанному Регламенту.

На основании пункта 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.05 №679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.06 №293 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг», Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.06 №293 (далее по тексту – Административный регламент), сведения о графике (режиме) работы Росрегистрации, территориальных органов Росрегистрации (их обособленных подразделений) сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются:

на Интернет-сайтах Росрегистрации и ее территориальных органов;

на информационном стенде перед входом в здание, в котором располагается территориальный орган Росрегистрации (его обособленное подразделение);

на информационных стендах в органах местного самоуправления;

на информационных стендах в территориальных органах Федерального агентства кадастра недвижимости.

Согласно пункту 13 Административного регламента информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием средств сети Интернет, почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

Заявители, представившие в Росрегистрацию (ее территориальные органы и их обособленные подразделения) документы для государственной регистрации прав, в обязательном порядке информируются специалистами:

о приостановлении государственной регистрации прав;

об отказе в государственной регистрации прав;

о сроке завершения оформления документов и возможности их получения.

Пунктом 14 Административного регламента установлено, что информация о приостановлении государственной регистрации прав или об отказе в ее проведении направляется заявителю заказным письмом и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении о государственной регистрации прав (при наличии соответствующих данных в заявлении).

В соответствии с пунктом 28 указанного регламента, для проведения государственной регистрации прав заявителем предоставляются документы в соответствии с перечнем документов для государственной регистрации прав согласно пункту 30 Административного регламента.

Пунктом 40 регламента установлено, что общий срок государственной регистрации прав не должен превышать месячного срока со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав.

Согласно пункту 46 Административного регламента государственная регистрация прав приостанавливается, в том числе, по решению государственного регистратора при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений - на срок не более одного месяца.

Государственная регистрация приостанавливается в этом случае на основании решения государственного регистратора при появлении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, при не устранении которых в государственной регистрации прав должно быть отказано в соответствии с пунктом 54 Административного регламента (пункт 53 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 54 Административного регламента в государственной регистрации прав отказывается, в том числе, если:

- документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав;

Пунктом 98 указанного регламента установлено, что государственный регистратор принимает решение:

об отказе в государственной регистрации прав;

о приостановлении государственной регистрации прав;

о государственной регистрации прав.

Решение о приостановлении государственной регистрации прав должно быть принято государственным регистратором не позднее, чем за 5 дней до окончания срока регистрации, а решение об отказе - не позднее чем за 1 день до окончания срока регистрации.

Специалист уведомляет заявителя по телефону о приостановлении государственной регистрации прав, при наличии адреса электронной почты заявителя пересылает ему электронную версию уведомления о приостановлении государственной регистрации прав. В ходе общения с заявителем специалист указывает заявителю способ устранения препятствий для государственной регистрации прав (пункт 129).

Согласно пункту 134 Административного регламента, основанием для начала процедуры отказа в государственной регистрации прав является принятие соответствующего решения государственным регистратором.

Пунктом 136 указанного регламента установлено, что специалист готовит сообщение об отказе к отправке почтой и передает его в порядке делопроизводства для отправки. Сообщение об отказе должно быть подписано и отправлено заявителю не позднее чем через 5 дней после окончания установленного срока государственной регистрации прав, за исключением случая государственной регистрации ипотеки, сообщение об отказе в государственной регистрации которой должно быть направлено заявителю в течение срока, установленного для ее государственной регистрации.

Специалист уведомляет заявителя по телефону об отказе в государственной регистрации прав, при наличии адреса электронной почты заявителя пересылает ему электронную версию сообщения об отказе в государственной регистрации прав (пункт 137).

Таким образом, Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), но не изменяет месячный срок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку в уведомлении о приостановлении срока государственной регистрации заявителю указан срок до 10.08.07, следовательно, последний день срока исполнения государственной функции (приостановления) по смыслу статьи 192 Гражданского кодекса РФ - 10.08.07, в связи с чем, ссылка Управления на пункт 98 Административного регламента несостоятельна. В данном случае, в соответствии с Административным регламентом Управление должно было указать в уведомлении о приостановлении государственной регистрации дату последнего срока исполнения государственной функции – 09.08.07, поскольку месячный срок регистрации прав истекает 10.08.07.

Судом отклоняется довод заинтересованного лица о том, что правильность исчисления Управлением месячного срока государственной регистрации подтверждается письмом Федеральной регистрационной службы от 16.07.07 №9-2271-СВ, из смысла которого следует, что нормы Гражданского кодекса РФ, которыми регламентировано общее положение исчисления сроков не могут распространяться на сроки проведения регистрационных действий, поскольку специальными нормативными актами установлен иной срок, а именно, государственная регистрация производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (пункт 3 статьи 13 ФЗ №122-ФЗ), а также приведен пример, что если документы на государственную регистрацию были представлены 15.09.07, то последний день срока государственной регистрации должен быть – 14.10.07.

В силу положений Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (пункт 3 статьи 13 ФЗ №122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 ФЗ №122-ФЗ в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке исчисления сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и принятии решений о приостановлении регистрации, утвержденным решением Методического совета Минюста РФ от 18.04.2000, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, что согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ (часть 3 статьи 192 Кодекса).

Пунктом 56 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.02 №184 (в редакции приказов от 12.11.03 №288, от 19.01.05 №4) установлено, что в случаях, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать дату окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 Закона) и сообщать, что если до этой даты государственный регистратор не получит в результате принятых им мер или заявитель не представит дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, не будет получено подтверждение подлинности документа или достоверности указанных в нем сведений, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному соответствующим абзацем пункта 1 статьи 20 Закона.

Правовой анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что в случаях, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать дату окончания срокаприостановления   государственной регистрации   (пункт 2 статьи 19 Закона), а недату окончания месячного срокарегистрации.

Указанная норма не противоречит требованиям Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минюста РФ от 14.09.06 №293, пунктом 98 которого установлено, что государственный регистратор принимает решение об отказе не позднее, чем за 1 день до окончания срока регистрации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решения об отказе в государственной регистрации приняты регистратором до истечения срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, поскольку в уведомлениях указана дата окончания месячного срока регистрации   – 04.08.07 и 10.08.07, соответственно, а не дата окончания срока приостановления регистрации  , которая согласно регламенту должна была быть указана в уведомлениях, соответственно, 03.08.07 и 09.08.07 (за 1 день до окончания срока регистрации).

При таких обстоятельствах, и с учетом того, что заявитель не знал об изменении режима работы Управления, представители заявителя явились в Управление и 08.08.07, и 09.08.07, в судебном заседании установлено, что информация о приостановлении по двум объектам не получена заявителем, информация о приостановлении и отказе в государственной регистрации по всем объектам недвижимого имущества не продублирована по телефону в нарушение пункта 14 Административного регламента, суд приходит к выводу о том, что Управление не доказало законность своих действий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике, выразившиеся в отказе Зеленчукскому районному Совету потребительских обществ в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, указанного в Сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 03.08.07 №10/1431, №10/1433; от 10.08.07 №10/1469, №10/1470, №10/1471- склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А; магазин №73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин №24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин №64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике принять документы, представленные для регистрации прав на объекты недвижимого имущества, принадлежащего Зеленчукскому райпотребсоюзу, указанного в Уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 04.07.07 №10/1211, №10/1212; от 10.07.07 №10/1166, №10/1167, №10/1168 без повторной уплаты государственной пошлины в срок до 25.02.08.

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Зеленчукского районного Совета потребительских обществ судебные расходы в размере 2 000 (Две тысячи) руб.

Решение вступает в законную силу в месячный срок со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока после его принятия или в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья А.С. Дышекова