ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1433/14 от 30.10.2015 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск                                                                                                 Дело №А25-1433/2014

пр. Ленина, 9                                                                                                

                                                  Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2015года                                                                     

                                                  Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2015 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Тебуевой З.Х., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем с/з Семеновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (369001, КЧР, <...>; ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к мэрии муниципального образования города Черкесска (369000, КЧР, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:

- Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии г. Черкесска (369000, КЧР, <...>),

- Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г.Черкесска (369000, КЧР, <...>),

- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике» (369000, <...>),

при участии в судебном заседании:

заявитель – ФИО1 (паспорт),

от заявителя - ФИО2, доверенность от 22.07.2015 р.№1-1038,

от заинтересованного лица - ФИО3, доверенность от 28.09.2015 №3616-01,

от Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г.Черкесска – ФИО4, доверенность от 23.09.2015 №02-4,

от Управления имуществом и коммунальным комплексом мэрии г. Черкесска - ФИО5, доверенность от 16.12.2014 №30-1477/1,

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР» - отсутствует, надлежаще извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее-заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа мэрии муниципального образования города Черкесска (далее – заинтересованное лицо, мэрия) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под временной установкой торгового киоска в легких конструкциях по улице Ленина в городе Черкесске, в районе жилого дома №73, и обязании утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка.

Решением суда от 15.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ мэрии по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под временной установкой торгового киоска в легких конструкциях, выраженный в письме от 21.07.2014 №3594. На заинтересованное лицо возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем утверждения и выдачи предпринимателю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под временной установкой торгового киоска в легких конструкциях. Суд исходил из того, что постановлением мэрии от 08.02.2013 №223 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (далее -административный регламент). Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду. Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа. Отсутствие схемы расположения земельного участка препятствует осуществлению кадастрового учета земельного участка и получению в дальнейшем решения о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении. Мэрией создана ситуация, при которой заявителю невозможно разрешить в установленном земельным законодательством порядке вопрос о предоставлении в аренду данного объекта недвижимости.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2015 решение от 15.10.2014 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2015 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд КЧР. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела необходимо проверить соблюдение предпринимателем при обращении в мэрию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории положений административного регламента, а именно относительно отсутствия заявления по форме, содержащейся в приложении №1 к административному регламенту (согласие на обработку персональных данных), дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в их совокупности, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.

При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г.Черкесска и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по КЧР.

Заявление обоснованотем, что предприниматель с 1994 года имеет в собственности торговый киоск в легких конструкциях по продаже продуктов питания,  использует его в предпринимательской деятельности и земельный участок под ним оформлялся в аренду сроком на один год и ежегодно перезаключался.

Предприниматель указывает, что на спорный земельный участок в 2011 году был изготовлен межевой план по установлению границ земельного участка под временную установку торгового киоска, распоряжением Минимущества КЧР от 25.02.2011 №408 утверждена площадь земельного участка мерою 9 кв.м и указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №09:04:0101210:86. Ввиду того, что в декабре 2012 года истекал срок разрешения на установку торгового киоска,  в октябре 2012 года на обращение в мэрию г.Черкесска о продлении срока действия данного разрешения последовал отказ со ссылкой на то, что в проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Черкесска на 2013 год данный объект не включен. Указанный отказ был обжалован в суд и на стадии рассмотрения дела  №А25-2429/2012 мэрией г.Черкесска принято постановление о выдаче разрешения на установку торгового киоска и заключен договор аренды земельного участка до 01.12.2013. До истечения срока договора аренды земельного участка в ноябре 2013 года было очередное обращение о предоставлении земельного участка под торговым киоском в аренду, на что письмом от 10.12.2013 отказано по причине снятия земельного участка с кадастрового учета. Учитывая данное обстоятельство, предпринимателем изготовлен новый межевой план и вместе с иными необходимыми документами сдан в мэрию в г.Черкесска для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под временной установкой торгового киоска в легких конструкциях по ул.Ленина в районе жилого дома №73. Письмом мэрии г.Черкесска от 14.02.2014 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что в настоящее время идут судебные разбирательства по данному земельному участку. Указанный отказ также обжалован в арбитражный суд, возбуждено дело №А25-504/2014 и на стадии рассмотрения данного дела мэрия г.Черкесска отозвала свой отказ и предложила окончить дело мировым соглашением. Представителем мэрии устно предложено направить повторно заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, которое будет рассмотрено по существу. Дело №А25-504/2014 было оставлено без рассмотрения, однако на повторное заявление от 16.06.2014 мэрия г.Черкесска ответила письмом от 21.07.2014 №3594, согласно которому заявление не может быть удовлетворено в связи с непредставлением полного пакета документов в соответствии с п.2.4.4 административного регламента на предоставление муниципальной услуги, а именно правоустанавливающих документов на землю.

Заявитель полагает, что мэрией искусственно создаются препятствия для того, чтобы отказать в заключении договора аренды земельного участка площадью 9 кв.м по ул.Ленина, 73, поскольку в заключении договора аренды земельного участка отказано по причине снятия земельного участка с кадастрового учета, вместе с тем поставить на кадастровый учет указанный земельный участок не представляется возможным, так как отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, что необходимо для постановки на кадастровый учет.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, заявитель просит признать незаконным отказ  мэрии г.Черкесска, выраженный в письме от 21.07.2014 №3594, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать мэрию г.Черкесска утвердить и выдать предпринимателю схему расположения указанного земельного участка (л.д.4-9, т.1).    

В дополнении к заявлению предприниматель указал, что заявленное мэрией только в рамках настоящего дела основание для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка в виде отсутствия указанного в приложении к административному регламенту согласия на обработку персональных данных, возникло не по вине предпринимателя, поскольку при подаче заявления в мэрию подобное согласие для подписания заявителю не предоставлялось, в связи с чем ему о наличии такового документа было неизвестно. Кроме того, наличие не предусмотренного перечнем требуемых документов по административному регламенту межевого плана, приложенного к заявлению при обращении в мэрию, никак не могло помешать принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Кроме того, предприниматель указал, что повторно обратился с заявлением в мэрию 20.03.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка, однако ответ в установленный срок не направлен заявителю (л.д.103-106, т.2).

В дополнениях к отзыву мэрией даны пояснения, из которых следует, что  постановлением мэрии г.Черкесска от 26.01.2015 №68 утвержден новый административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом  плане территории». Утверждение уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом образования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с целью  последующего его предоставления для использования. В силу п. 6 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ в редакции от 01.03.2015 использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. В этой связи, мэрия считает, что использование земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов не требует утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Мэрия отметила, что предприниматель действительно обращался 20.03.2015 с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка с приложением документов, однако с учетом  положений  п.6 ст.39.33 Земельного кодекса РФ, а также в связи с тем, что договор  аренды земельного участка от 27.02.2013 №1 прекратил свое действие 01.12.2013, разрешение на установку нестационарного объекта истекло 01.03.2014, ему отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги (л.д.118-129, т.2).

Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г.Черкесска в отзыве просит в удовлетворении заявления отказать со ссылкой на то, что разрешительная документация на размещение нестационарного торгового объекта не может быть предоставлена предпринимателю, поскольку торговый объект расположен на тротуаре и нарушает границы кадастрового учета, что не соответствует п.3.5 раздела 3 постановления мэрии г.Черкесска от 17.02.2012 №235 «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории г.Черкесска», согласно которому размещение нестационарных торговых объектов возможно в границе тротуара и при условии свободной ширины прохода по тротуару не менее 1,5 метра от края элемента объекта торговли до края проезжей части, к тому же за ФИО1 за период с 01.01.2014 по 30.09.2015 числится задолженность за аренду земельного участка в размере 23 239,50 рублей (л.д.80-85, т.3).  

          ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике» (далее также - кадастровый орган) направило  ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, приложив к ходатайству копии материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером №09:04:0101210:86, ранее предоставленного предпринимателю в аренду и в последующем снятого с кадастрового учета.

          В письменных пояснениях кадастровый орган отметил, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям законодательства и если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п.22 приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных законом, используются утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков  на кадастровом плане территории. При обращении в кадастровый орган с заявлением о постановке на кадастровый учет необходимо представить документы в соответствии со ст.22 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и таким образом, при отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка в составе межевого плана, кадастровый орган принимает решение о приостановлении кадастрового учета на основании п.5 ч.2 ст.26 Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ в связи с тем, что документы по форме и содержанию не соответствуют приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 №412 (л.д.21-40, т.3).   

            Заявитель и его представитель в судебном заседании требования поддержали, просили признать незаконным отказ мэрии г.Черкесска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, дополнительно выраженные в письмах мэрии от  12.05.2015 №1951, от 28.09.2015 №6426.

            Представитель заинтересованного лица в удовлетворении требований просил отказать.

            Представители присутствующих в судебном заседании третьих лиц в удовлетворении требований заявителя просили отказать.

            Исследовав непосредственно доказательства по делу, оценив приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений доводы, суд установил следующее.

Согласно договору купли-продажи от 26.06.1995 №19 гр. ФИО6 приобрел через аукцион у Фонда имущества г.Черкесска киоск №2 «Мороженое» по ул.Ленина,73. Право собственности гр. ФИО6 на данный объект подтверждено свидетельством о собственности №138 от 12.09.1995, выданным Фондом имущества г.Черкесска (л.д.70-72, т.1).

В соответствии с договором купли-продажи от 10.06.1999, удостоверенным нотариусом г.Черкесска ФИО7 за р.№1083, гр.Анушко продал киоск №2 «Мороженое» по ул.Ленина,73 ФИО1 (л.д.23, т.1).

На основании распоряжения  Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 25.02.2011 №408 утверждена площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...> в районе жилого дома №73 под временную установку торгового киоска в легких конструкциях, в фактически сложившихся границах площадью 9 кв.м. (л.д.73, т.1).

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.04.2011 с присвоением кадастрового номера №09:04:0101210:86, разрешенное использование-под временную установку торгового киоска в легких конструкциях, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 13.04.2011 №04/11/2-963 (л.д.59-60,т.1).

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2011 №4912 земельный участок с кадастровым номером №09:04:0101210:86 передан в аренду ФИО1 сроком до 01.12.2012 (л.д.61, т.1).

Согласно Закону Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2012 №72-РЗ внесены изменения в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 №61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» и с 01.01.2013 полномочия по распоряжению земельными участками в муниципальном образовании - городе Черкесске, государственная собственность на которые не разграничена, переданы мэрии муниципального образования города Черкесска

На основании постановления Управления имуществом и коммунальным комплексом г.Черкесска от 27.02.2013 №25 земельный участок площадью 9 кв.м. с кадастровым номером №09:04:0101210:86 передан предпринимателю по договору аренды от 27.02.2013 №1 под временную установку торгового киоска легкой конструкции сроком до 01.12.2013 (л.д.18-22, 62, т.1).

Постановлением мэрии г.Черкесска от 15.03.2013 №535 индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдано разрешение на размещение нестационарного торгового объекта (киоска) общей площадью 9 к.м. по пр.Ленина,73, специализация объекта-продовольственные товары, срок действия разрешения – до 01.03.2014 (л.д.74, т.1).

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по КЧР от 28.02.2014 земельный участок с кадастровым номером №09:04:0101210:86 снят с кадастрового учета на основании ч.4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2001 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с выявлением факта отсутствия государственной регистрации права по истечении двух лет со дня постановки на кадастровый учет объекта недвижимости (л.д.25, т.1).

Письмом от 10.12.2013 №30-1843/1 Управление имуществом и коммунальным комплексом г.Черкесска, рассмотрев заявление предпринимателя от 11.11.2013 №1563 о предоставлении в аренду спорного земельного участка, сообщило о невозможности предоставления данного земельного участка в аренду в связи с его снятием с государственного кадастрового учета 01.07.2013 (л.д.24. т.1).

Полагая, что его права нарушены данным отказом, предприниматель обратился в суд, по его жалобе возбуждено дело №А25-2273/2013, производство по которому приостановлено определением суда от 14.05.2014 до рассмотрения в судебном порядке жалобы предпринимателя о признании незаконным отказа мэрии в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.

Предприниматель обратился в мэрию 16.01.2014 с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, на что письмом от 14.02.2014 №161 мэрия указала, что рассмотрение данного вопроса не представляется возможным, поскольку в отношении данного участка идут судебные разбирательства. Не согласившись с данным отказом, предприниматель вновь обратился в арбитражный суд, по его жалобе возбуждено дело №А25-504/2014, которое определением суда от 30.06.2014 оставлено без рассмотрения на основании п. 9 ч.1 ст.148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

16 июня 2014 года предприниматель второй раз обратился с заявлением в мэрию об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.69, т.1).

Письмом от 21.07.2014 мэрия отказала в удовлетворении указанного заявления со ссылкой на то, что предпринимателем не в полном объеме представлены предусмотренные административным регламентом документы,  в частности в нарушение п.2.4.4 не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок (л.д.27, т.1).

20 марта 2015 года предприниматель вновь обратился с заявлением в мэрию об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, приложив к заявлению копии паспорта, свидетельства ИП,  договора купли-продажи киоска от 10.06.1999, свидетельства о собственности от 12.09.1995 №138,  договора купли-продажи от 26.06.1995, межевого плана земельного участка, договора аренды от 27.02.2013, постановления Шестнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.02.2015 по делу №А25-1433/2014 (л.д.120-150, т.2).

Письмом от 12.05.2015 №1951 мэрия отказала в удовлетворении указанного заявления со ссылкой на то, что согласно ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (л.д.151, т.2).

Предприниматель снова обратился в мэрию 11.09.2015 с просьбой повторно рассмотреть представленный пакет документов и утвердить схему расположения земельного участка, приложив к письму согласие на обработку персональных данных. В этом же письме предприниматель просил разъяснить со ссылкой на нормы права на основании какого разрешения и какого уполномоченного органа заявитель имеет право использовать земельный участок под торговым киоском без оформления документации, какими нормативными документами должен руководствоваться заявитель при осуществлении использования земельного участка под торговым киоском без надлежащего его оформления (л.д.1-2, т.3).

Письмом от 28.09.2015 №6426 мэрия сообщила, что текст закона в п.6 ч.1 ст.39.33 Земельного кодекса РФ в редакции от 01.03.2015 устанавливает, что использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в случае размещения нестационарного торгового объекта не требует утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, но никак не говорит об отсутствии необходимости оформления разрешительной документации, отметив при этом, что мэрия г.Черкесска не является уполномоченным органом по толкованию положений действующего законодательства (л.д.3-4, т.3).

В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (статья 9 Кодекса).

Порядок предоставления заинтересованным лицом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса на соответствующие компетентные органы возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом №221-ФЗ.

Исходя из содержания указанной нормы закона, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.

Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.

Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.

В силу указанного вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, содержащей информацию о возможных установленных ограничениях, существующих на кадастровом плане спорной территории.

Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (при отсутствии государственного кадастрового учета испрашиваемого заявителем участка) нормами Земельного кодекса, иными федеральными законами не урегулирован.

В то же время частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон №131-ФЗ) закреплено право органов местного самоуправления городского округа участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее также - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Законом №131-ФЗ и уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом (статья 2 Закона №210-ФЗ).

Применительно к спорному вопросу порядок предоставления муниципальных услуг утвержден административными регламентами по вопросам выдачи разрешений на размещение нестационарных торговых объектов от 27.07.2012 №1313; утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 26.01.2015 №68, которым признан утратившим силу административный регламент от 08.02.2013 №223; по предоставлению юридическим и физическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от 06.03.2013 №469; а также Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Черкесска от 24.07.2012 №1292 (л.д.86-155, т.3).

Согласно п.4.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Черкесска, утвержденного постановлением мэрии г.Черкесска от 24.07.2012 №1292, основанием для размещения  объектов торговли нестационарного торгового объекта на территории г.Черкесска является решение мэрии г.Черкесска о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта и правоустанавливающие документы на земельный участок. К заявлению о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе, должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на землю (п.п.4.3-4.4 Положения)  (л.д.86-96, т.3).

В соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска», утвержденным постановлением мэрии г.Черкесска от 27.07.2012 №1313, также предусмотрено в качестве обязательного приложения к заявлению копии правоустанавливающих документов на земельный участок (п.2.6.1-2.6.2 административного регламента) (л.д.97-115, т.3).  

Таким образом, судом установлено, что для получения разрешения на размещение нестационарного торгового объекта на территории г.Черкесска необходимо предоставить правоустанавливающие документы на землю.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности  муниципального образования г.Черкесска и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории г.Черкесска, юридическим и физическим лицам», утвержден постановлением мэрии г.Черкесска от 06.03.2013 №469 (л.д.116-135, т.3)

Данным регламентом приведен перечень обязательных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление с указанием площади, местоположения, кадастрового номера, целевого использования и срока аренды земельного участка (п.2.5.1).

Согласно п.2.7 указанного административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие постановки на кадастровый учет земельного участка.

Данное обстоятельство свидетельствует, что без осуществления процедуры постановки на кадастровый учет земельного участка, оформление правоустанавливающих документов на земельный участок невозможно.

Согласно приведенным выше положениям, утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка.

 Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.

Собственно по этой причине, заявитель вот уже на протяжении 1,5 лет неоднократно обращается в мэрию с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка, однако обращения безрезультатны и каждый раз мэрия в качестве основания для отказа в предоставлении данной услуги указывает новые основания (снятие земельного участка с кадастрового учета; отсутствие правоустанавливающих документов на землю; наличие судебных споров по данному вопросу; отсутствие в составе поданных документов согласия на обработку персональных данных; наличие в Земельном кодексе РФ в редакции от 01.03.2015 положений о возможности размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков).

Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что процедура по получению утвержденной схемы расположения земельного участка инициирована предпринимателем задолго до внесения изменений в Земельный кодекс РФ, сведения о земельном участке с кадастровым номером №09:04:0101210:86 исключены из государственного кадастра недвижимости, так как именно в результате незаконного бездействия мэрии по заявлениям предпринимателя о продлении срока разрешения на установку торгового киоска и предоставлении земельного участка под ним в аренду (материалы судебных дел №А25-2429/2012 и №А25-2273/2013) прошел двухгодичный срок со дня постановки земельного участка на кадастровый учет, установленный п.4 ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Следует отметить, что постановлением мэрии г.Черкесска от 26.01.2015 №68 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории которым признан утратившим силу административный регламент от 08.02.2013 №223 (л.д.136-155, т.3).

Указанным регламентом предусмотрено, что заявитель должен обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана границ земельного участка (п.2.3.1), а также предоставить в мэрию:

- заявление о предоставлении муниципальной услуги по установленной форме согласно приложению №1,

- копию документа, удостоверяющего личность заявителя;

- правоустанавливающие документы на земельный участок (копия свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок, подтверждающее право на земельный участок, если в ЕГРП право зарегистрировано – могут быть предоставлены заявителем либо запрошены по межведомственному запросу, или копия договора аренды земельного участка, или документы о правах на земельный участок, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - предоставляются заявителем);

- межевой план земельного участка.

- доверенность на право представлять интересы собственника соответствующего земельного участка в случае представления заявления представителем по доверенности;

- согласие на обработку персональных данных оформляется согласно приложению №3 к настоящему административному регламенту, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем.

Судом установлено, что требования указанного регламента в части содержания заявления о предоставлении земельного участка и представления необходимых документов заявителем соблюдены. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не опровергнуто.

К заявлениям, поданным дополнительно 20.03.2015 и 11.09.2015, приложены в числе остальных документов межевой план земельного участка и согласие на обработку персональных данных.

Исполняя указания кассационной инстанции о даче оценки мотивам отказа мэрии утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под временной установкой торгового киоска в легких конструкциях в связи с предоставлением предпринимателем неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.4 административного регламента (согласие на обработку персональных данных), суд отмечает следующее.

Основанием для обращения предпринимателя 06.08.2014 в суд с настоящим заявлением послужил отказ мэрии в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, выраженный в письме от 21.07.2014 №3594, согласно которому предпринимателем в нарушение п.2.4.4 административного регламента от 08.02.2013 №223 не представлены правоустанавливающие документы на землю (свидетельство о собственности земельного участка, договор аренды земельного участка, свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании земельным участком), тогда как из приложенных к заявлению документов и многочисленных судебных процессов между сторонами настоящего спора в этот период времени, мэрии достоверно было известно, что правоустанавливающих документов на земельный участок быть не может, так как срок договора аренды истек и земельный участок снят с кадастрового учета, в связи с чем предприниматель и обратился с заявлением о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.        

Об отсутствии в составе приложенных к заявлению предпринимателя документов согласия на обработку персональных данных в отзыве мэрии от 09.10.2014 (л.д.66-68,т.1) не указывалось, а также его представителем в судебных заседаниях суда первой инстанции не заявлялось. Данное основание было указано мэрией только лишь при подаче им апелляционной жалобы на решение суда от 15.10.2014 (л.д.113-117,т.1), что свидетельствует о злоупотреблении им своим правом.

Вместе с тем, суд считает, что данное обстоятельство было устранимым и никак не влияло на решение мэрии о разрешении заявления предпринимателя по существу, к тому же административными регламентами по предоставлению муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденными постановлениями мэрии г.Черкесска от 08.02.2013 №223 и от 26.01.2015 №68, согласие на обработку персональных данных оформляется согласно приложению к административному регламенту, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем.

Материалы дела свидетельствуют, что всякий раз предприниматель обращался с заявлением в мэрию непосредственно сам, в связи с чем предоставление согласия на обработку персональных не являлось документом, обязательным к представлению.

Отсутствие схемы расположения земельного участка препятствует заявителю осуществлению кадастрового учета земельного участка и в дальнейшем получению решения о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении.

Доводы участвующих в деле лиц о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в зоне тротуара и наличие задолженности по арендной плате, в связи с чем следует отказать предпринимателю в удовлетворении заявления, судом отклоняются.

Нормами статьи 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя в орган местного самоуправления, не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления оценивать возможность предоставления испрашиваемого земельного участка при рассмотрении обращения об утверждении схемы его расположения. Более того, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является лишь этапом предоставления участка, в рамках которого проводится его формирование на основе данных зонирования территорий и иных условий их использования.

Кроме того, как следует из обстоятельств дела, задолженность по арендной плате  образовалась как раз за тот период, когда срок договора аренды земельного участка  истек, предприниматель прекратил использование торгового ларька и начались длительные судебные разбирательства касаемо испрашиваемого земельного участка.

В этой связи, отказ в выдаче схемы расположения земельного участка по мотивам невозможности дальнейшего предоставления земельного участка предпринимателю, признается судом неправомерным.

При таких обстоятельствах отказ мэрии в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд признает незаконным. В порядке восстановления нарушенных прав предпринимателя суд считает необходимым обязать мэрию устранить допущенные нарушения путем утверждения и выдачи схемы расположения на кадастровом плане территории спорного земельного участка в 7-дневный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения, поскольку рассмотрение данного вопроса затянулось по причине злоупотребления органом местного самоуправления своими  правами.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы суд относит на проигравшую сторону.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ мэрии муниципального образования города Черкесска по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка под временной установкой  торгового киоска в легких конструкциях по улице Ленина в районе жилого дома №73 в городе Черкесске, выраженный в письмах от 21.07.2014 №3594, от 12.05.2015 №1951, от 28.09.2015 №6426, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать мэрию муниципального образования города Черкесска в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории земельного участка под временной установкой торгового киоска  в легких конструкциях  по улице Ленина в районе жилого дома №73 в городе Черкесске.

Взыскать с мэрии муниципального образования города Черкесска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                З.Х. Тебуева