ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1499/2021 от 23.11.2022 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело №А25-1499/2021

23 ноября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2023 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Боташева А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гогуевой Р.С., рассмотрев в судебном заседании ходатайство акционерного общества «Кавказ.РФ» о привлечении к участию в деле акционерного общества «Управляющая компания Архыз» в качестве третьего лица, вопрос о принятии встречного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Архыз» к производству и исковое заявление Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) и акционерного общества «Кавказ.РФ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Архыз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о расторжении соглашения об осуществлении деятельности и взыскании штрафа,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания:

от Министерства экономического развития Российской Федерации – ФИО1 (доверенность от 26.05.2023);

от АО «Кавказ.РФ» - ФИО2 (доверенность от 31.07.2023), ФИО3 (доверенность от 13.06.2023);

от ООО «Архыз» - ФИО4 (доверенность от 30.12.2022),

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Архыз» (далее – ответчик, общество «Архыз») о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики №С-904-АЦ/Д14 от 31.12.2015 и взыскании штрафа в размере 5 000 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее – администрация).

Определением суда от 05.10.2021 к участию в деле в качестве соистца привлечено акционерное общество «Кавказ.РФ»

Решением от 17.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.09.2022 судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

От общества «Кавказ.РФ» поступило ходатайство о привлечении акционерного общества «Управляющая компания Архыз» (далее – общество «УК Архыз») к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований.

Ходатайство мотивировано тем, что на основании соглашения от 15.06.2022, приказов министерства от 15.06.2022 № 316 (в редакции приказа от 20.07.2022 №375), обществу «УК Архыз» переданы отдельные полномочия по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, а также возложено управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости в границах вышеуказанной особой экономической зоны с приложением перечня земельных участков и иных объектов недвижимости.

Общество «Кавказ.РФ» полагает, что рассмотрение настоящего дела затрагивает права и полномочия общества «УК Архыз».

В судебном заседании представители общества «Кавказ.РФ» заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица поддержали.

Представитель министерства в судебном заседании разрешение вопроса о привлечении третьего лица оставил на усмотрение суда.

В отзыве ответчик возражает против удовлетворения ходатайства о привлечении третьего лица, считает, что принятым по настоящему делу судебным актом не могут быть затронуты права и обязанности общества «УК Архыз», поскольку данное общество не являлось стороной соглашения от 31.12.2015, которое является предметом иска. Вышеупомянутыми приказами министерства не предусмотрено, что передача функций управляющей компании влечет за собой замену стороны по ранее заключенным сделкам. Удовлетворение иска и расторжение соглашения от 31.12.2015 приведет к прекращению действия договора аренды земельного участка от 17.05.2016 №Д-ДЗИО-16-024. В этом случае, у общества «УК Архыз» возникнут новые обязательства по распоряжению земельным участком и его передачи другому резиденту, что не является предметом настоящего спора.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.

Суд, с учетом предмета настоящего иска и положений статьи 51 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения ходатайства о привлечении общества «УК Архыз» к участию в деле в качестве третьего лица.

В ходе рассмотрения дела от ответчика поступило встречное исковое заявление, в котором заявлены следующие требования:

-об обязании министерства исполнить пункт 2.1.6 соглашения от 31.12.2015, а именно: получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического
обеспечения (электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения) и передать их
резиденту, осуществляющему строительство или реконструкцию в границах
особой экономической зоны;

-об обязании министерства заключить дополнительное соглашение к соглашению от 31.12.2015 об изменении п. 2.5.9 соглашения от 31.12.2015 и изложении его в
следующей редакции: «Осуществить строительство объекта в течение 1035 дней с
момента получения от министерства технических условий, указанных в п. 2.1.6
настоящего соглашения» и изменении п. 7.6.1 Соглашения от 31.12.2015 и
изложении его в следующей редакции: «Бизнес-план 2021 г.».

Во встречном исковом заявлении изложены обстоятельства обращений ответчика в министерство с заявлением об изменении условий соглашения от 31.12.2015, внесении изменений в бизнес план, которые, по мнению ответчика, необоснованно были отклонены министерством. Так, бизнес-план ответчика по основным критериям (проект соответствует целям ОЭЗ, перспективному плану развития ОЭЗ) оценен по наивысшему баллу, а по критериям второстепенного порядка (персонал, экологические риски и пр.), оценены экспертным советом как отсутствующие при условии их наличия в бизнес-плане.

Ответчик считает, что министерство не может принять справедливое решение, и продлить срок строительства объекта, одобрив бизнес-план и заключить дополнительное соглашение лишь по причине наличия настоящего судебного спора.

Общество «Кавказ.РФ» направило в суд письменные возражения против принятия встречного иска, при этом, ссылается на то, что заявленные ответчиком требования носят самостоятельный характер и не являются встречными применительно к требованию о расторжении соглашения от 31.12.2015.

В судебном заседании представители общества «Кавказ.РФ» и министерства возражают против принятия встречного искового заявления к производству.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.

Согласно части 3, 4 статьи 132 АПК РФ встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если: 1) встречное требование направлено к зачету первоначального требования; 2) удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; 3) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

По смыслу процессуального закона каждое из указанных условий в отдельности может являться достаточным основанием для принятия встречного иска, однако отсутствие вышеуказанных условий в силу пункта 4 статьи 132 АПК РФ является основанием для возврата встречного иска по правилам статьи 129 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Таким образом, по общему правилу изменения, которые вносятся в договор в судебном порядке, регулируют отношения сторон, возникающие после вступления решения суда в законную силу.

Поскольку истцами заявлено требования о расторжении договора соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, следовательно, требования о внесении изменений в указанное соглашение не могут рассматриваться как требования, исключающие полностью или в части удовлетворение первоначального иска. Кроме того, совместное рассмотрение заявленных требований не приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

При таких обстоятельствах суд считает, что встречное исковое ответчика следует возвратить.

В судебном заседании представители общества «Кавказ.РФ» и министерства поддерживают исковые требования.

В отзыве на заявление и в судебном заседании представитель ответчика возражает против удовлетворения иска.

Администрация в отзыве на исковое заявление оставляет разрешение вопроса об удовлетворении иска на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия его представителя.

Суд, заслушав представителей сторон, изучив доводы, содержащиеся в исковом заявлении и в отзыве, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 31.12.2015 между министерством и обществами «Архыз» (Резидент) и «Курорты Северного Кавказа» (Управляющая компания) было заключено соглашение об осуществлении туристко-рекреационной деятельности в особой экономической зане, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики №С-904-АЦ/Д14 (том 1 л.д.45-53).

Предметом соглашения является:

-ведение резидентом туристко-рекреационной деятельности в особой экономической зане, в соответствии с бизнес-планом;

-создание и эксплуатация резидентом апарт-отеля на 257 мест размещения в соответствии с прилагаемым к настоящему соглашению бизнес-планом;

-создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента (пункт 1 соглашения).

Согласно пункту 2.5 соглашения резидент обязан:

-в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 243 718 560 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 243 718 560 руб. (пункт 2.5.2);

-направить в министерство не позднее 90 рабочих дней с даты заключения соглашения оформленное в соответствии с требованиями законодательства РФ заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны (пункт 2.5.3.);

-направить в министерство заявление о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленное в соответствии с требованиями законодательства РФ, не позднее 30 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка (пункт 2.5.4.);

-в срок не позднее 360 рабочих дней со дня получения резидентом в соответствии с пунктом 2.1.6 соглашения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения предоставить в министерство положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, необходимые для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом за исключением случаев, когда проведение обязательной государственной экспертизы не требуется в соответствии с законодательством РФ (пункт 2.5.5);

-оплатить расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (пункт 2.5.6.);

-оплатить расходы по формированию и государственному кадастровом учету земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и предоставляемого резиденту в аренду, в случае, если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (пункт 2.5.7.);

-согласовывать с управляющей компанией принимаемые в проекта технические решения по подключению/присоединению объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологическом присоединении к электрическим сетям, расчеты-обоснования по объемам потребления ресурсов и коммунальных услуг, а также выбросам и сбросам, воздействию на окружающую природную среду, мероприятия пожарной безопасности и охраны объектов, транспортные схемы и схемы логистики поставок на период строительства и эксплуатации, разрабатываемые в составе проектно-сметной документации (пункт 2.5.8.);

существлять строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией (пункт 2.5.9.);

-выполнять строительно-монтажные работы, использовать строительную и транспортную технику с условием максимальной сохранности территории особой экономической зоны и объектов, расположенных на территории особой экономической зоны, проводить мероприятия по защите существующих коммуникаций и сооружений. В случае повреждения объектов инфраструктуры особой экономической зоны по вине резидента компенсировать их восстановление за свой счет (пункт 2.5.10.);

-заключить с управляющей компанией договоры на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг, связанных с объектами инфраструктуры особой экономической зоны (пункт 2.5.11.);

-предоставить управляющей компании проектную документацию, а также положительное заключение экспертизы указанной проектной документации в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.12);

-запрашивать у управляющей компании изменение объемов и мощностей потребляемых топливно-энергетических ресурсов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.13.);

-согласовывать с управляющей компанией изменения графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов (пункт 2.5.14.);

-информировать управляющую компанию об изменении сроков строительства объекта (пункт 2.5.15);

-оказывать содействие министерству в части осуществления контроля за выполнением условий настоящего соглашения, в том числе обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц министерства к объектам инфраструктуры особой экономической зоны, принадлежащим резиденту и находящимся в границах особой экономической зоны, представлять в министерство в устной и письменной форме необходимую для осуществления контроля информацию (пункт 2.5.16.).

При проведении плановых проверок на предмет исполнения условий соглашения составлены акты и установлены следующие нарушения:

-неосуществление туристско-рекреационной деятельности, предусмотренной соглашением; в нарушение пункта 2.5.4. срок подачи заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения, технологического присоединения к электрическим сетям просрочен на 45 рабочий день; в нарушение пункта 2.5.9 соглашения резидентом не осуществляется строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией (акт от 14.02.2018 №14);

-резидент не осуществил инвестиции, предусмотренные пунктом 2.5.2. соглашения, а также в нарушение пункта 2.5.9. соглашения не соблюдены сроки осуществления строительства объекта, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией (акт от 19.02.2019 №46);

-неосуществление предусмотренной соглашением деятельности, резидент не осуществил инвестиции, предусмотренные пунктом 2.5.2. соглашения в сроки, которые предусмотрены соглашением и прилагаемым к нему бизнес-планом; а также резидентом не были соблюдены условия, предусмотренные пунктами 2.5.4, 2.5.5, 2.5.6, 2.5.9, 2.5.12, 2.5.14, 2.5.15, 2.5.16 соглашения (акт от 28.08.2020 №1ВП-2020).

17.09.2020 министерство направило в адрес резидента уведомление №Д36и-30462 об устранении нарушений, указанных в акте проверки от 28.08.2020 №1ВП-2020.

В ходе внеплановой проверки составлен акт от 27.11.2020 №11ВП-2021, которым установлено, что резидентом не представлены документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в акте проверки от 28.08.2020 №1ВП-2020.

Министерство направило в адрес резидента письмо от 16.03.2021 №Д36и-7185 содержащее требование о расторжение соглашения №С-904-АЦ/Д14.

Претензия министерства оставлена без ответа, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском Федеральном округе» на территории Северо-Кавказского Федерального округа созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны, объединенные в туристический кластер, в том числе особая экономическая зона создана на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее – Закон №116-ФЗ) соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

Согласно части 3 статьи 20 Закона №116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

-осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

-неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;

-непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

-неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

Министерство в качестве одного из оснований для расторжения соглашения, ссылается на неосуществление предусмотренной соглашением деятельности. В тоже время, право на расторжение соглашения по этой причине на основании акта проверки от 28.08.2020 №1ВП-2020 возникнет у министерства, не ранее чем 28.08.2022 (по истечении 24 месяцев с установления факта).

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу положения пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Согласно статье 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.

В соответствии с пунктом 2.5.4 соглашения резидент обязан направить в министерство заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не позднее 30 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка.

Пунктом 2.1.6 соглашения на министерство возложена обязанность получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту, осуществляющему строительство или реконструкцию в границах особой экономической зоны, в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения соответствующих заявлений резидента.

Письмом от 21.09.2016 №10 резидент направил запрос о предоставлении технических условий подключения/присоединения Апарт-Отеля 4* к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, согласно потребностям, указанным в соглашении.

Управляющая компания, письмом от 25.11.2016 исх. №60-16-2092, направила в адрес общества технические условия (предварительные) для проектирования объектов резидента особой экономической зоны, к сетям электроснабжения, к сетям водоснабжения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства, к сетям водоотведения, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства.

При этом, технические условия подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газоснабжения в адрес резидента не направлялись.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 8 Закона 116-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.

В силу части 2 и части 4 Закона 116-ФЗ реализация полномочий, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 8 Закона, может быть передана либо управляющей компании, либо исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующего соглашения.

Полномочия по предоставлению технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам осуществлялось Министерством в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги "Получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию", утвержденным приказом Министерства от 07.03.2014 N 114.

В силу пунктов 10 и 11 Административного регламента под услугой понимается получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию, при этом, предоставление государственной услуги осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления муниципального района в зависимости от уровня их компетенции по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, с организациями, уполномоченными осуществлять выдачу Технических условий и информации о плате за присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

При этом, при предоставлении государственной услуги Минэкономразвития России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации (пункт 13 Административного регламента).

С учетом изложенного, доводы истцов о необходимости обращения резидента с целью получения технических условий к сетям газоснабжения непосредственно в адрес АО «Газпром газораспределение Черкесск», не принимается судом, поскольку противоречат условиям соглашения и положениям статьи 8 Закона 116-ФЗ.

При этом, суд учитывает, что ответчик обращался в АО «Газпром газораспределение Черкесск» о возможности выдачи технических условий минуя министерство.

Письмом от 29.11.2022 №4478/2-01 АО «Газпром газораспределение Черкесск» сообщило ответчику, что получение технических условий без участия министерства не представляется возможным. АО «Газпром газораспределение Черкесск», ссылаясь на пункт 11 части 1 статьи 8 Закона №116-ФЗ, указало, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа управления особыми экономическими зонами является министерство, которое получает технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий лицам, осуществляющим строительство.

Истцы не представили доказательств того, что самостоятельно обращались в газоснабжающую организацию и получили от нее отказ в получении временных технических условий на газоснабжение.

Ответчик предпринял меры и разработал проектную документацию в необходимом объеме, кроме раздела «Газоснабжение», возможность разработки которого зависит от исполнения договорных обязательств истцом, а также разделов электро-, водоотведение, водоснабжение, разработанных частично по причине отсутствия необходимой информации в предварительных технических условиях, предоставляемых истцом.

В соответствии с письмом от 28.11.2022 проектная документация, разрабатываемая ПМ «Селтик» готова на 90% в связи с непредоставлением постоянных технических условий по разделам энерго-, водоснабжение, водоотведение, а раздел газоснабжение не готов по причине отсутствия технических условий.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что предварительные технические условия не могут быть использованы в разработке проектной документации по причине отсутствия в них необходимой информации, а именно:

-не указаны точки присоединения в связи с чем нет возможности определить, где необходимо проектировать ввод в здание и располагать электрощитовую, водомерный узел, насосную, запроектировать наружные сети электроснабжения от точки присоединения до ввода в здание, наружные сети водоснабжения, водоотведения от колодца до ввода в здание;

-указанной мощности не хватает для функционирования апарт-отеля на 257 мест размещения;

-категория надежности не соответствует своду правил СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования».

Таким образом, предварительных технических условий было недостаточно для разработки проектной документации в полном объеме.

По разделу «Газоснабжение», истец не предоставил технические условия в связи с чем разработать данный раздел в полном объеме для ответчика не представилось возможным.

Кроме того, ответчик проинформировал истца о необходимости продления срока выполнения работ и предоставлению постоянных технических условий, так в акте проверки от 14.02.2018 на стр. 11 (п. 14) указано, что резидент уведомлял управляющую компанию письмом от 05.02.2018 № 1 о том, что необходимы постоянные технические условия подключения/присоединения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, технического подключения/присоединения к электрическим сетям, в связи с этим нарушений п. 2.5.15 Соглашения от 31.12.2015 не обнаружено.

Таким образом, ответчик уведомлял истца о том, что строительство невозможно в связи с отсутствием постоянных технических условий, которые в соответствии с условиями соглашения от 31.12.2015 должны быть предоставлены министерством, управляющей компанией.

Доказательства того, что истец предоставил ответчику постоянные технические условия либо отказ от газоснабжающей организации о выдаче технических условий в материалы дела не представлено.

Таким образом, у ответчика не имелось возможности выполнить обязательства в полном объеме по причине неисполнения встречных обязательств истцом, а именно:

-вместо постоянных технических условий выданы временные технические
условия, которые невозможно использовать в разработке проектной документации по
причине отсутствия в них необходимой информации;

-не выданы технические условия по газоснабжению;

-не выданы технические условия по ливневой канализации.

Разделом 2.3 соглашения на управляющую компанию возложены следующие обязательства:

-обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны в срок до 01 июня 2018 года для обеспечения туристско-рекреационной деятельности резидента, в том числе объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, и иных объектов, а именно: сетей электроснабжения в объеме 159 кВт; сетей газоснабжения в объеме 88 м3/сутки; сетей водоснабжения в объеме 85,6 м3/сутки; сетей водоотведения канализационных стоков в объеме 85,6 м3/сутки (пункт 2.3.1 соглашения);

-выполнить строительство сетей газо-, водоснабжения и водоотведения, электрических сетей особой экономической зоны и обеспечить готовность точек подключения к ним объекта капитального строительства резидента в соответствии с выданными техническими условиями на подключение/присоединение к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, на технологические присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям особой экономической зоны строящегося объекта резидента (пункт 2.3.5 соглашения).

При этом, Управляющая компания помимо электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, обязана обеспечить наличие иных объектов инфраструктуры.

Управляющей компанией не представлены доказательства наличия на курорте ВТРК Архыз ливневой канализации, учитывая климат территории, на которой располагается гостиница (обильный снег, дожди), запрет на загрязнение окружающей среды, в связи с этим на курорте должны быть предусмотрены системы сооружений для сбора и отвода поверхностного стока (либо подземная ливневая канализация).

Для подключения ливневой канализации к централизованной системе водоотведения также нужны технические условия.

Обязательность ливневой канализации обусловлена СНиП 2-07-01-89. Сброс водостоков, даже условно чистых (например, с кровли здания), на рельеф запрещен санитарными нормативами и тщательно проверяется представителями Минстроя, кроме того, наличие смонтированной и функционирующей ливневой канализации обязательно проверяется при получении разрешения на ввод в эксплуатацию.

Однако технические условия на подключение к ливневой канализации истцом не представлены, также не представлено обеспечение управляющей компанией объектом инфраструктуры в части ливневой канализации.

По мнению общества «Кавказ.РФ», выдача технических условий на присоединение к ливневой канализации не предусмотрены условиями соглашения от 31.12.2015.

Пунктом 2.3.1 соглашения от 31.12.2015 предусмотрено, что управляющая компания обеспечивается строительство объектов инфраструктуры помимо электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения и иных объектов.

В соответствии Правилами использования земельных участков в границах Всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз» (далее – Правила), утвержденных Советом Зеленчукского муниципального района от 05.04.2018 № 222, размещенные на официальном сайте администрации Зеленчукского района, АО «КАВКАЗ.РФ» (http://zelenchukadminis.ru/node/2290) в п. 9.1 (стр. 102-103) Правил указано, что требуется отвод ливневых стоков и их очистка на локальных очистных сооружениях ливневой канализации.

В пункте 10.1 Правил указано, что под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов загрязнения, засорения, заиливания и истощения вод, понимаются: центральные системы водоотведения (канализации), центральные ливневые системы водоотведения. Требуется сбор и отвод ливневых вод, канализование объектов либо устройство водонепроницаемых выгребов.

Элементами инженерной подготовки и защиты территории являются, в том числе дождевые колодцы, которые являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации (пункт 13 Правил).

В пункте 20 Правил указано, что уборку мостов, путепроводов, пешеходных переходов, виадуков, прилегающих к ним территориям, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев рекомендуется производить организациям, обслуживающим объекты.

Подключение к ливневой канализации также предусматривается разделом «Система водоснабжения» проектной документации в связи с чем при отсутствии технических условий на присоединение к сетям ливневой канализации делает невозможным разработку проектной документации Резидентом.

Кроме того, ответчиком установлено, что истцами другим резидентам выдавались технические условия на присоединение к сетям ливневой канализации проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения от 31.12.2015 объекты инфраструктуры должны быть построены управляющей компанией до 01.06.2018.

Согласно пункту 2.5.9 соглашения от 31.12.2015 резидент обязан осуществить строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной организации.

Бизнес-планом (п. 2.3.) предусмотрено, что длительность строительства апарт-отеля составляет 29 мес., т.е. до 31.05.2018.

Таким образом, управляющая компания уже до 31.05.2018 должна была обеспечить резидента объектами инфраструктуры.

Суд запросил у управляющей компании доказательства наличия в ОЭЗ в спорный период необходимой инфраструктуры, инженерных коммуникаций, о готовности точки подключения (п.п. 2.3.1, 2.3.5 соглашения от 31.12.2015).

Управляющей компанией представлены заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации (далее – ЗОС) от 27.06.2013 на объект «Наружные сети электроснабжения первого пускового комплекса «Романтик» в составе горнолыжного комплекса «Архыз», ЗОС от 15.07.2013 на объект «Наружный газопровод первого пускового комплекса «Романтик» в составе горнолыжного комплекса «Архыз», ЗОС от 24.09.2013 на объект «Наружные сети водоснабжения первого пускового комплекса «Романтик» в составе горнолыжного комплекса «Архыз». Водопровод В1».

Согласно пояснениям ответчика, в данных документах из наименования объекта не следует, что данная инфраструктура предназначена для Резидентов курорта, отсутствует указания на километраж и пр. ссылки, позволяющие соотнести данные объекты с потребностями резидентов курорта, кроме того, в данных актах имеется ссылка на акт ввода в эксплуатацию (документ не представлен), в котором будут указана более подробная информация о принадлежности построенных объектов.

Ответчиком установлено, что на сайте ВТРК Архыз (https://www.ncrc.ru/purchases_sales/plany-oao-ksk/) имеется информация о планах закупок ОАО «КСК» (Управляющая компания) на 2015 год, согласно которой только в июне 2015 года планируется разместить заявку на «Проектирование инженерных сетей к объектам резидентов», в июле 2015 года «Проектирование работ по благоустройству территории вокруг объектов резидентов (потенциальных резидентов), пос. Романтик (левый берег р. Архыз)», в декабре 2015 года «Строительство инженерных сетей к объектам резидентов». В плане закупок 2016 года также объявлялся открытый конкурс «Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: «Сети инженерно-технического обеспечения Резидентов п. Романтик»», а в 2017 году – «Кадастровые работы в отношении зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона газопровода, охранная зона объектов связи, охранная зона объектов электросетевого хозяйства (кабельная линия 10 кВ, кабельная линия 35 кВ, воздушные линии, подстанции), зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитные зоны от источников воздействия на среду обитания и здоровье человека».

Суд, изучив представленные документы, соглашается с доводами ответчика, что из содержания данных документов невозможно установить, где эти объекты располагаются, примыкают ли они к земельному участку ответчика, призваны ли они обеспечить нужды ответчика или построены для других целей.

Доказательства того, что все объекты инфраструктуры (электро-, газо-, вода, водоотведение, ливневая канализация) для нужд ответчика построены управляющей компанией до 31.05.2018 не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что неосуществление инвестиций в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, и, следовательно, неосуществление запланированной деятельности, допущено ответчиком по независящим от резидента обстоятельствам.

Кроме того, при рассмотрении иска, суд учитывает и намерение ответчика продолжить осуществление туристско-рекреационной деятельности.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Обществом «Архыз» при обращении в суд со встречным исковым заявление была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.07.2023 №61.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возвращения заявления, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Принимая во внимание, что встречное исковое заявление возвращено, государственную пошлину в размере 6 000 руб. надлежит возвратить обществу «Архыз» из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 51, 132, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении ходатайства акционерного общества «Кавказ.РФ» о привлечении к участию в деле акционерного общества «Управляющая компания Архыз» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Архыз» возвратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Архыз» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. (шесть тысячи рублей) уплаченную платежным поручением от 13.07.2023 №61.

Исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня изготовления в полном объеме и может быть обжаловано в этот срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, Ессентуки, Ставропольский край, 357600) через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья А.П. Боташев