Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
Ленина пр-т, д. 9, Черкесск, 369 000, тел./факс (8782) 26-36-39
E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело № А25-1506/2020
21 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2020
Полный текст решения изготовлен 21.09.2020
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Татаршао Э.М.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Черкесской городской общественной организации по защите прав граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС «Союз Чернобыль» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок, возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов
при участии:
от Черкесской городской общественной организации по защите прав граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС «Союз Чернобыль» - ФИО1, председатель; ФИО2, доверенность от 18.06.2020;
от Мэрии муниципального образования города Черкесска – ФИО3, доверенность от 25.06.2020 №1805-01;
от Управления по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования города Черкесска – ФИО4, доверенность от 30.06.2020 №30-264/1;
от Управления градостроительства и архитектуры Мэрии муниципального образования города Черкесска (3-го лица) – нет представителя, надлежащим образом извещено о дате и времени судебного разбирательства;
УСТАНОВИЛ:
Черкесская городская общественная организация по защите прав граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС «Союз Чернобыль» (далее по тексту – заявитель, Союз) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - Мэрия), Управлению по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - Управление), Управлению градостроительства и архитектуры Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - Управление градостроительства) о признании незаконным отказа в заключении на новый срок договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, охота и рыбалка, а также о возложении на ответчиков обязанности по заключению с Союзом договора аренды данного земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Определением от 21.08.2020 Управление градостроительства исключено из числа ответчиков по делу с привлечением его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Союз в своем заявлении по делу в обоснование заявленных требований со ссылкой на положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации приводит следующие доводы. Спорный земельный участок Союз непрерывно арендует более 30 лет и никаких претензий со стороны арендодателя – Мэрии и ее правопредшественника Администрации г. Черкесска к Союзу не было. За этот период договоры аренды заключались на различные сроки подразделениями Администрации (Мэрии) города Черкесска и свои обязательства арендатором выполнялись неукоснительно. Срок действия последнего договора, заключенного на основании постановления Мэрии от 30.03.2017 № 691 истек 01.01.2020, однако в заключении договора на новый срок было отказано на основании письма и.о. руководителя Мэрии от 18.05.2020 №1370 со ссылками на ст.ст. 39.6, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации с указанием на то, что Союз не имеет права на продление (заключение) договора аренды земельного участка без проведения торгов. Указанные доводы ответчиков являются необоснованными. Изначально в 1991 году спорный земельный участок был предоставлен Союзу без проведения торгов и все последующие договоры, пролонгирующие правоотношения по аренде этого земельного участка, также заключались (продлевались) без проведения торгов. Таким образом, Союз как добросовестный арендатор имеет полное право на заключение (продление) договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов. Статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую ссылаются ответчики, регулирует процедуру подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды, однако ответчики не учли, что эта статья неприменима к взаимоотношениям с Союзом, который уже является арендатором этого земельного участка с 1991 года и имеет право на продолжение арендных отношений без проведения торгов. Поскольку по истечении указанного в договоре аренды от 30.03.2017 № 37 срока ни одна из сторон не заявила о его расторжении и Союз продолжил использование участка без возражений со стороны арендодателя, 09.01.2020 была внесена арендная плата за первый квартал 2020 года в сумме 3800 рублей, Союз полагает, что отношения по аренде спорного земельного участка возобновились на тех же условиях на неопределенный срок. Арендованный земельный участок, на котором находится пруд, содержится исключительно за счет добровольных взносов инвалидов-чернобыльцев и используется для организации их отдыха и реабилитации. Каких либо иных возможностей для организации досуга ликвидаторов аварии на ЧАЭС, их вдов и детей у Союза нет.
Руководитель и представитель заявителя в судебном заседании поддерживают заявленные требования, повторяют изложенные в заявлении доводы.
Мэрия в своем отзыве на заявление считает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, указывает, что уполномоченным муниципальным органом, осуществляющим заключение договоров аренды земельных участков, является Управление. Ранее истец обращался к Главе Карачаево-Черкесской Республики по вопросу оказания содействия в заключении договора аренды земельного участка под пруды в северной части г. Черкесска на новый срок. Данное обращение было переадресовано в Мэрию для рассмотрения по существу и, в свою очередь, в соответствии с Постановлениями Мэрии от 12.08.2010 № 937 «О регламенте Мэрии муниципального образования города Черкесска», от 14.03.2017 № 112 «О регламенте Мэрии муниципального образования города Черкесска» (новая редакция), от 15.01.2013 № 15 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Мэрии муниципального образования города Черкесска и в структурных подразделениях Мэрии муниципального образования города Черкесска», Мэрией было отписано для работы в Управление. Однако 18.05.2020 в адрес Союза на бланке Мэрии ошибочно был дан ответ, несмотря на то, что фактически исполнителем данного ответа являлся сотрудник Управления.
Мэрией в суд также было представлено письмо первого заместителя мэра от 19.08.2020 №1370 об отзыве ранее направленного в адрес заявителя ответа (исх. от 18.05.2020 №1370) с отказом в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов по заявлению от 29.01.2020 №7 как ошибочно направленного в связи с тем, что вопрос об арендных правоотношениях в отношении земельных участков находится в компетенции Управления.
Представитель Мэрии в судебном заседании повторяет доводы, изложенные в отзыве.
Управление в отзыве на заявление считает оспариваемый отказ в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов законным и обоснованным, просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя. Указанный земельный участок ранее был предоставлен Союзу на праве аренды без проведения торгов. Каких-либо капитальных объектов недвижимости (как оконченных, так и не оконченных) на указанном участке не имеется. Действующего разрешения на строительство также не выдавалось. Процедура предоставления земельных участков регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Пункт второй указанной статьи содержит 38 частей с перечислением случаев, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов. Ни один из указанных 38 случаев к настоящей спорной ситуации не применим. Доводы заявителя о том, что он является арендатором с 1991 года и имеет право на продолжение арендных отношений без проведения торгов, являются необоснованными. Так, из земельного дела усматривается, что с Союзом заключалось несколько договоров аренды земельного участка (от 17.04.2002 № 4322, от 14.05.2008 № 334, от 16.07.2008 № 670, от 27.05.2013 № 80, от 14.01.2016 № 7) и каждый новый договор аренды имел ссылку на прекращение предыдущего договора аренды. Кроме того, 06.12.2016 ранее предоставлявшийся Союзу в аренду земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:5, площадью 49119 кв.м., был разделен на два участка и в результате раздела был образован спорный земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:36, с иной площадью (30 042 кв.м.) и иной конфигурацией. Договор аренды вновь образованного земельного участка был заключен 30.03.2017. Таким образом, датой возникновения договорных отношений между сторонами в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:36 площадью 30 042 кв.м. является дата заключения последнего договора аренды - 30.03.2017. По этим же основаниям является необоснованной ссылка заявителя на статью 621 ГК РФ, а также доводы о том, что арендные отношения возобновились на неопределенный срок.
Представитель Управления в судебном заседании просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя, повторяет изложенные в отзыве доводы.
Управление градостроительства (3-е лицо) в отзыве на заявление указывает, что оно является структурным подразделением Мэрии, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства (решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2015 № 56 (ред. от 30.08.2018) «Об утверждении Положения об Управлении градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска»). К полномочиям Управления градостроительства не относится распоряжение земельными участками, равно как и заключение договоров аренды земельных участков.
Управление градостроительства своего представителя в судебное заседание 16.09.2020 не направило, надлежащим образом извещено о дате и времени судебного заседания, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма, а также подписью представителя Управления градостроительства в протоколе судебного заседания от 21.08.2020.
Суд, изучив изложенные в заявлении, отзывах на него доводы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, между Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии (арендодатель) и Союзом (арендатор) 30.03.2017 был заключен договор № 37 аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, охота и рыбалка.
В августе 2018 года произошла реорганизация указанного в договоре арендодателя (Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии) в форме разделения на два юридических лица – Управление и Управление градостроительства.
Управление создано в качестве юридического лица 06.08.2018 с присвоением ОГРН <***>, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН <***>.
В соответствии со статьей 77 Устава муниципального образования города Черкесска, утвержденного решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.02.2016 № 13 «О принятии Устава муниципального образования города Черкесска», Управление является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности, в том числе, управление, распоряжение, а также рациональное использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Черкесска.
Согласно Положению Управления по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденному решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2018 № 68, Управление является структурным подразделением Мэрии, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования города Черкесска, включая земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования города Черкесска, а также разграниченных в собственность муниципального образования города Черкесска (пункт 1.2 Положения).
Данное Управление: выполняет функции арендодателя при сдаче в аренду объектов муниципального имущества муниципального образования города Черкесска, в том числе на конкурсной и аукционной основе, гражданам и юридическим лицам (пункт 2,3.17 Положения); выполняет функции арендодателя при сдаче в аренду земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования города Черкесска, а также разграниченных в собственность муниципального образования города Черкесска, в том числе на конкурсной и аукционной основе, гражданам и юридическим лицам (пункт 2.3.18 Положения).
Таким образом, Управление является уполномоченным муниципальным органом, осуществляющим заключение договоров аренды земельных участков.
Письмом от 29.01.2020 № 7 Союз обратился к Мэру города Черкесска с заявлением о продлении срока действия договора аренды от 30.03.2017 № 37 в отношении земельного участка из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, охота и рыбалка.
Письмом от 18.05.2020 № 1370 и.о. обязанности мэра г. Черкесска указал заявителю, что земельный участок площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации будет предоставляться в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации преимущественного права на предоставление данного земельного участка в аренду без проведения торгов у заявителя не имеется.
Несогласие заявителя с отказом в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов послужило основанием обращения Союза в арбитражный суд по настоящему делу.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным (действия либо бездействия государственных органов, органов местного самоуправления незаконным) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия данного акта (действия либо бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65 и часть 5 статьи 200АПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что постановлением Главы города Черкесска от 12.04.2002 № 1576 Союзу был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 5,375 га, расположенный на землях поселений, в районе полей фильтрации (под водой), для организации рыбоводческих прудов.
17.04.2002 между Администрацией г. Черкесска и Союзом был заключен договор №4322 аренды земельного участка общей площадью 5,3750 га, расположенного по адресу: в районе полей фильтрации, для организации рыбоводческих прудов. Срок действия договора - до 12.04.2007.
Постановлением Мэрии от 18.05.2007 № 1556 срок аренды ранее предоставленного заявителю земельного участка был продлен с 12.04.2007 до 12.04.2008.
Постановлением Мэрии от 27.03.2008 № 583 были согласованы фактически сложившиеся границы и площадь земельного участка мерою 4,9119 га под рыбоводческими прудами, ранее предоставленного Союзу на праве аренды.
Союз 10.04.2008 обратился в Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики с заявлением об утверждении площади земельного участка мерою 4,9119 га в г. Черкесске в северной части города в районе полей фильтрации и предоставлении его в аренду для использования под рыбоводческие пруды сроком на 5 лет.
Распоряжением министра финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 14.05.2008 № 1107 была утверждена площадь земельного участка мерою 4,9119 га в г. Черкесске в северной части города в районе полей фильтрации в фактически сложившихся границах, принято решение о передаче данного земельного участка Союзу в аренду для использования под рыбоводческие пруды сроком до 01.05.2013.
14.05.2008 между Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Союзом был заключен договор № 334 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 49119 кв.м., для использования под рыбоводческие пруды. Срок договора - до 05.05.2013.
Распоряжением министра финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 16.07.2008 № 1874 земельный участок площадью 4,9119 га в г. Черкесске в северной части города в районе полей фильтрации, с кадастровым номером 09:04:0101380:5 предоставлен Союзу в аренду для использования под рыбоводческие пруды сроком до 01.05.2013.
16.07.2008 между Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Союзом был заключен договор № 670 аренды земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:5, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 49119 кв.м., для использования под рыбоводческие пруды. Срок договора - до 05.05.2013.
29.04.2013 Союз обратился в Управление с заявлением о продлении срока действия ранее заключенного с Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики договор аренды от 16.07.2008 № 670 сроком на 5 лет.
Постановлением Управления от 27.05.2013 № 460 Союзу предоставлен в аренду сроком до 01.05.2016 земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 49119 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:5, расположенный по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации.
27.05.2013 между Управлением и Союзом был заключен договор № 80 аренды земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:5, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 49119 кв.м., для использования под рыбоводческие пруды. Срок договора - до 01.05.2016.
25.11.2015 Союз обратился в Мэрию с заявлением о продлении срока ранее заключенного договора аренды земельного участка от 27.05.2013 № 80 на 10 лет.
Постановлением Управления от 04.12.2015 № 317 срок действия договора аренды от 27.05.2013 № 80 изменен и продлен до 01.12.2020.
Дополнительным соглашением от 04.12.2015 к договору аренды от 27.05.2013 № 80 срок аренды Союзом земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:5, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 49119 кв.м., для использования под рыбоводческие пруды, был продлен до 01.12.2020.
13.01.2016 Союз обратился в Управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 49119 кв.м., расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, сроком на 5 лет.
Постановлением Управления от 14.01.2016 № 16 Союзу предоставлен в аренду сроком до 01.01.2020 земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 49119 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:5, расположенный по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, для использования под рыбоводческие пруды.
14.01.2016 между Управлением и Союзом был заключен договор № 7 аренды земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:5, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 49119 кв.м., для использования под рыбоводческие пруды. Срок договора - до 01.01.2020.
06.12.2016 земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:5 был разделен на два земельных участка, в результате раздела был образован земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:36, площадью 30 042 кв.м., расположенный по адресу: г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, вид разрешенного использования: охота и рыбалка. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Постановлением Управления от 06.12.2016 № 3068 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:5 в кадастровом квартале 09:04:0101380 из земель, государственная собственность на которые не разграничена; установлена категория вновь образованных земельных участков – земли населенных пунктов; на территориальную зону, в границах которой образованы земельные участки, действие градостроительного регламента не распространяется; определен разрешенный вид использования земельного участка – охота и рыбалка (под рыбоводческие пруды).
29.03.2017 Союз обратился в Управление с заявлением о предоставлении в аренду вновь образованного земельного участка площадью 30 042 кв.м., расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, сроком до 01.01.2020.
Постановлением Управления от 30.03.2016 № 691 Союзу предоставлен в аренду сроком до 01.01.2020 земельный участок из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенный по адресу: г. Черкесск, северная часть города, в районе полей фильтрации, охота и рыбалка.
30.03.2017 между Управлением и Союзом был заключен договор № 37 аренды земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 30 042 кв.м., вид разрешенного использования: охота и рыбалка. Договор заключен сроком до 01.01.2020.
Указанный земельный участок был предоставлен общественной организации на праве аренды без проведения торгов.
Каких-либо капитальных объектов недвижимости на указанном участке не имеется. Действующего разрешения на строительство также не имеется. Из объяснений сторон и представленных фотографий усматривается, что на спорном земельном участке расположены временные сооружения – сторожка и беседки.
В границах спорного земельного участка также расположен искусственный водоем – пруд, представители участвующих в деле лиц затрудняются указать, кем и когда этот пруд был организован, согласно объяснениям руководителя и представителя Союза на момент предоставления ранее существовавшего до разделения земельного участка Союзу в аренду в 2002 году указанный искусственный водоем уже имелся. Сторонами не оспаривается и принято судом в качестве требующего дополнительного доказывания то обстоятельство, что расположенный на спорном земельном участке пруд на учет в органе управления водными ресурсами не поставлен, разрешения (договора) на использование данного водоема не требуется.
Как было указано, срок действия ранее заключенного между Управлением и Союзом договора от 30.03.2017 № 37 аренды спорного земельного участка из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, охота и рыбалка, истек 01.01.2020.
После истечения срока действия договора аренды от 30.03.2017 № 37 письмом от 29.01.2020 № 7 Союз обратился к Мэру города Черкесска с заявлением о продлении срока действия договора аренды от 30.03.2017 № 37 до 01.01.2025.
Письмом от 18.05.2020 № 1370 и.о. обязанности мэра г. Черкесска указал заявителю, что земельный участок площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации будет предоставляться в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации преимущественного права на предоставление данного земельного участка в аренду без проведения торгов у заявителя не имеется.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Мэрией в ходе рассмотрения данного дела в суде было представлено письмо первого заместителя мэра от 19.08.2020 №1370 в адрес Союза об отзыве ранее направленного в адрес заявителя ответа (исх. от 18.05.2020 №1370) с отказом в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов по заявлению от 29.01.2020 №7 как ошибочно направленного в связи с тем, что вопрос об арендных правоотношениях в отношении земельных участков находится в компетенции Управления по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования города Черкесска.
Вместе с тем указанное обстоятельство не изменяет того факта, что заявление Союза (исх. от 29.01.2020 № 7) о продлении срока действия договора аренды от 30.03.2017 № 37 до 01.01.2025 положительного решения не получило. Договор аренды спорного земельного участка с заявителем без проведения торгов по истечении восьми месяцев с даты обращения Союза с заявлением не был заключен.
Исполнителем ответа Мэрии от 18.05.2020 №1370 об отказе в заключении с заявителем договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов являлся сотрудник Управления (ФИО5).
Управление как орган, уполномоченный в соответствии со своей компетенцией на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Черкесска, в ходе судебного разбирательства:
- не оспаривает, что ответ Мэрии от 18.05.2020 №1370 готовился непосредственно данным подразделением органа местного самоуправления:
- поддерживает изложенные в письме Мэрии от 18.05.2020 №1370 доводы и основания к отказу заявителю в заключении с ним договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов;
- указывает, что до момента судебного разбирательства спорный земельный участок никому не предоставлялся, процедура торгов на право заключения договора аренды не проводилась, считает, что заявитель имеет право участвовать в таких торгах на общих основаниях.
Таким образом, несмотря на отзыв Мэрией своего письма от 18.05.2020 №1370, в заключении с заявителем договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов в результате изложенных выше действий (бездействия) органа местного самоуправления и его подразделений фактически было отказано, предмет спора по делу наличествует.
При рассмотрении спора по существу суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 по делу № 302-ЭС18-22715 указано, что норма пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации является специальной по отношению к статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации применяется к договорам, заключенным после вступления в силу указанной нормы данного Кодекса (01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Кодекса).
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Кодекса случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 – 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права – пунктом 4 данной статьи.
При отсутствии совокупности условий, содержащихся в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в публичной собственности, не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов (пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).
Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил, что на момент обращения Союза (29.01.2020) срок действия ранее заключенного с ним договора аренды от 30.03.2017 № 37 истек 01.01.2020.
При этом отсутствуют какие-либо основания, предусмотренные подпунктами 1 – 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для заключения с кооперативом договоров аренды земельных участков на новый срок без торгов. Сам заявитель на наличие таких оснований при обращении с заявлением в Мэрию и в ходе судебного разбирательства не ссылался, факт отсутствия предусмотренных подпунктами 1 – 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не оспаривает.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии у Управления предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований для заключения с Союзом в результате рассмотрения заявления от 29.01.2020 №7 договора аренды спорного земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Довод Союза о сохранении арендных отношений на неопределенный срок по окончании срока действия договора аренды от 30.03.2017 № 37 со ссылкой на положения статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судом.
Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 указанного Кодекса).
Вместе с тем, как уже было указано, норма пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации является специальной по отношению к статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к договорам аренды, заключенным после вступления в силу указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации (01.03.2015).
Пунктом 1.2 договора аренды от 30.03.2017 № 37 установлен срок аренды спорного земельного участка из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 042 кв.м. с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу – КЧР, г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, охота и рыбалка - до 01.01.2020. Срок аренды на землю исчисляется с момента выхода постановления. После окончания срока действия договора арендатор продлевает срок его действия, в противном случае арендодатель в 5-ти дневный срок расторгает договор в одностороннем порядке.
Из буквального содержания и смысла договора аренды от 30.03.2017 № 37 следует, что он не подлежит продлению, если арендатор не обратится с Управление с соответствующим заявлением до окончания срока действия договора.
В такой ситуации действие договора аренды прекращается, при этом арендатор вправе ставить вопрос о заключении нового договора аренды на новый срок. Следовательно, стороны договора аренды от 30.03.2017 № 37 в нем предусмотрели, что при отсутствии обращения арендатора с заявлением о продлении до окончания срока действия договора этот договор прекращается независимо от продолжения пользования арендатором арендуемым земельным участком после истечения указанного в нем срока. Факт внесения Союзом арендной платы за землю за первый квартал 2020 года при обращении с заявлением от 29.01.2020 №7 после окончания срока действия договора аренды от 30.03.2017 № 37 сам по себе не свидетельствует о сохранении арендных отношений. Такая обязанность арендатора прямо следует из закона (статья 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для заключения с Союзом нового договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов отсутствует условие, установленное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого отказа, как и на момент вынесения настоящего судебного акта, не имеется оснований, предусмотренных подпунктами 1 – 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, для заключения с заявителем договоров аренды без проведения торгов. Данное обстоятельство не опровергается заявителем в ходе разрешения настоящего спора в суде. При отсутствии совокупности условий, содержащихся в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в публичной собственности, не обладает правом на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Довод заявителя о том, что ранее спорный земельный участок предоставлялся Союзу в аренду без проведения торгов, не может быть принят судом во внимание.
Материалами дела подтверждено, что до 30.03.2017 в аренде у Союза находился иной земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:5 площадью 49119 кв.м.
При этом договор аренды этого земельного участка от 14.01.2016 № 7 был заключен уже после вступления в силу с 01.03.2015 нормы пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, судом принимается во внимание, что с 06.12.2016 земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:5 площадью 49119 кв.м., в отношении которого с Союзом неоднократно заключались договоры аренды с 2002 года, перестал существовать как объект гражданских прав вследствие его разделения на два самостоятельных земельных участка.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:5 06.12.2016 был образован спорный земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101380:36, площадью 30 042 кв.м., расположенный по адресу: г. Черкесск, северная часть города, район полей фильтрации, вид разрешенного использования: охота и рыбалка. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Таким образом, договор аренды от 30.03.2017 № 37 в отношении вновь образованного в качестве объекта гражданских прав земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:36 площадью 30 042 кв.м. был заключен с Союзом впервые, при этом указанный договор от 30.03.2017 № 37 также был заключен после вступления в силу с 01.03.2015 нормы пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом сам по себе факт предоставления заявителю по договору аренды от 30.03.2017 № 37 спорного земельного участка без проведения торгов с нарушением установленной статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры не дает арендатору каких-либо преимущественных прав на последующее предоставление ему этого спорного земельного участка без проведения торгов при отсутствии оснований, предусмотренных подпунктами 1 – 30 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса, тем более при обращении арендатора с заявлением о заключении договора аренды после истечения срока действия предыдущего договора от 30.03.2017 № 37.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о наличии у Мэрии и Управления оснований для отказа в удовлетворении заявления Союза от 29.01.2020 №7 о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101380:36, расположенного по адресу: г. Черкесск, в северной части города в районе полей фильтрации, площадью 30 042 кв.м., вид разрешенного использования: охота и рыбалка.
Таким образом, Союзу было правомерно отказано в удовлетворении заявления о заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов, оснований для признания такого отказа незаконным у суда не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответствие оспоренного отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов Земельному кодексу Российской Федерации исключает возможность удовлетворения судом заявленных Союзом требований.
С учетом изложенного в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок, возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 201АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Черкесской городской общественной организации по защите прав граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС «Союз Чернобыль» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-кт, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).
Судья Д.Г. Шишканов