АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело №А25-1851/2014
пр. Ленина, 9
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2015 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Тебуевой З.Х., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи и путем проведения видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Гербековой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОптТранс» (644048, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) к закрытому акционерному обществу «Кавказцемент» (369300, КЧР, г.Усть-Джегута, участок промзона; ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность от 30.05.2014 б/н,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 12.01.2015 №ЮС/15-61,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «ОптТранс» (далее-истец) обратилось в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Кавказцемент» (далее-ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 702 763,80 рублей в виде арендной платы за пользование двумя вагонами №22194849 и №60048535 по договору аренды от 15.04.2011 №15-04/11-Ар за период с 01.03.2013 по 31.08.2014, впоследствии уточненные требования по состоянию на 20.01.2015 составили 2 161 878,20 рублей (л.д.11-16, т.1; л.д.58-62, т.2).
Ответчик в отзыве на исковое заявление наличие арендных отношений не отрицает, однако отметил, что в рамках дела №А53-22918/2013 установлено, что ЗАО «Кавказцемент» не является владельцем данных вагонов и не использовало их с момента забракования ОАО «РЖД», на данный момент вагоны находятся в нерабочем парке ВЧДЭ Махачкала в ожидания проведения очередного планового деповского ремонта вагонов.
Ответчик ссылается на условия п.5.3 договора аренды от 15.04.2011 №15-04/11-Ар, согласно которым в период проведения деповского и вагонов арендная плата не начисляется и истец обязуется за свой счет осуществлять деповский ремонт вагонов, однако до настоящего времени плановый деповской ремонт указанных вагонов не произведен и все попытки ответчика возвратить имущество в свое владение и направить вагоны на вагоноремонтное предприятие не увенчались успехом, в том числе по вине истца, поскольку ОАО «РЖД» потребовали доказательства законности владения и пользования ЗАО «Кавказцемент» данными вагонами со ссылкой на то обстоятельство, что в информационной системе ОАО «РЖД» числятся иные собственник и арендатор, а ответчик не имея возможности самостоятельно представить данные документы, не мог добиться их от истца.
По мнению ответчика, обязанность по внесению арендной платы должна исчисляться за период, истекший с момента передачи указанного имущества до момента прекращения арендодателем обеспечения возможности владения и пользования арендованным имуществом (л.д.13-14, 86-88, т.2).
Истец в письменных возражениях на отзыв ответчика указал, что неиспользование ответчиком вагонов не освобождает его от внесения арендной платы, в обязанности ответчика входит поддерживать вагоны в надлежащем состоянии и осуществлять постоянный контроль за сохранностью вагонов в период их нахождения у грузоотправителя или грузополучателя, и их техническим состоянием.
По мнению истца, является несостоятельной ссылка ответчика на постановление АС Северо-Кавказского округа по делу №А53-22918/2013, которым якобы установлено, что ответчик не является владельцем спорных вагонов, в указанном судебном акте отражено, что ответчик не доказал, что он является законным владельцем спорного имущества, поскольку по данным ОАО «РЖД» собственником вагонов является Азербайджанская ЖД, которой право аренды на использование вагонов на территории РФ предоставлено ООО «Челенджер Центр» и из пояснений ООО «ОптТранс» следовало, что он арендует вагоны у ООО «ЖелдорТрансСервис».
Истец в своих возражениях отметил, что ООО «ЖелдорТрансСервис» имеет право на предоставление спорных вагонов ООО «ОптТранс» на основании письма ООО «Челенджер Центр» от 20.06.2011 №20/06-11 и доверенностей от 14.04.2011 №14/04-11 и от 14.06.2011 №14/06-11, данные документы имеются также у ответчика, в связи с чем истец не может быть заложником ненадлежащего исполнения ответчиком своих процессуальных обязанностей (л.д.49-51, т.2).
Ответчик в письменных пояснениях на возражения истца указал, что несмотря на то, что срок проведения планового деповского ремонта по спорным вагонам прошел 13.04.2012 и 28.04.2012, тем не менее ответчик продолжал оплачивать арендную плату до 13.03.2013, рассчитывая зачесть переплату за время нахождения вагонов в ремонте в счет будущих платежей, таким образом в силу п.5.3 договора арендная плата не подлежит взысканию с 13.04.2012 за вагон №22194849, с 28.04.2012 – за вагон №60048535.
Ответчик считает необоснованными доводы истца об отсутствии его вины в том, что спорные вагоны не могут быть возвращены ответчику от ОАО «РЖД», так как истец будучи стороной договора аренды и участником дела №А53-22918/2013, проявил недобросовестность, которая выразилась в непредставлении суду и ЗАО «Кавказцемент» документов, подтверждающих его право на распоряжение спорными вагонами, также ответчик считает несостоятельной ссылку истца на письмо ООО «Челенджер Центр» от 20.06.2011 №20/06-11 и доверенности от 14.04.2011 №14/04-11 и от 14.06.2011 №14/06-11, так как письмо от 20.06.2011 не является надлежащим доказательством легитимации ООО «ОптТранс» в отношении спорных вагонов (указанный в письме договор №К-01-01/2011 от 01.01.2011 не содержит номеров вагонов и к договору не приложены акты приема-передачи), а тексты доверенностей не содержат указания на предоставление ООО «ОптТранс» полномочий по передаче вагонов в субаренду.
Кроме всего, ответчик отметил, что по результатам рассмотрения дела №А53-22918/2013 ответчик поставлен в ситуацию, при которой с одной стороны он не может без участия истца вернуть вагоны и продолжить их использование либо вернуть их арендодателю, а с другой стороны в случае удовлетворения требований истца будет обязан уплачивать последнему арендные платежи и нести убытки, не имея возможности использовать вагоны по назначению либо вернуть их арендодателю (л.д.86-88, т.2).
Представитель истца в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Из обстоятельств дела следует, что между истцом и ответчиком заключен договор аренды от 15.04.2011 №15-04/11-Ар, по условиям которого истец (арендодатель) сдает, а ответчик (арендатор) принимает в аренду во временное пользование для перевозок грузов вагоны, принадлежащие арендодателю. Размер арендной платы согласовывается сторонами в приложениях, являющихся неотъемлемой частью договора (л.д.63-69, т.1).
Датой передачи вагонов в аренду считается дата подписания обеими сторонами акта приема-передачи вагонов, который подписывается в течение 24 часов с момента прибытия вагонов на станцию приема вагонов. Арендатор обязан передать технически исправные и коммерчески пригодные вагоны, полностью укомплектованные и чистые снаружи и внутри, в которых возможно осуществление перевозок грузов (п.2.2–2.3 договора).
Согласно п.4.1.3 договора арендатор обязуется самостоятельно и за свой счет осуществлять текущий ремонт, кроме замены дорогостоящих узлов и деталей, а именно колесных пар, автосцепок, надресорных балок и боковых рам тележек, необходимость которой возникла не по вине арендатора, а также производить за свой счет обточку колесных пар для увеличения толщины гребня. Замена колесных пар производится за счет арендодателя в случае, если толщина обода колесной пары не позволяет производить обточку диска колеса.
Арендатор обязан самостоятельно и за свой счет направлять вагоны в текущий ремонт в случае проведения ремонта на станции, отличной от станции погрузки/выгрузки. Тариф в/из текущего ремонта оплачивает арендатор. Время нахождения в пути и время ремонта включается в срок аренды и за указанный период оплачивается установленная договором арендная плата (п.4.1.4 договора).
В силу п. 4.1.6 договора арендатор за свой счет направляет вагоны к месту проведения планового/гарантийного вида ремонта. Тариф подсылки вагона из места планового/гарантийного вида ремонта на станцию загрузки арендатора оплачивает арендодатель за свой счет. Время нахождения вагонов в ремонте, передислокация вагонов к месту проведения планового/гарантийного ремонта и из планового/гарантийного ремонта не включается в срок аренды и арендная плата не начисляется и не уплачивается. Начисление ставки арендной платы прекращается с даты отправки вагона на вагоноремонтное предприятие и начинается с даты прибытия вагона на станцию погрузки. Дата прибытия и дата оправки вагонов подтверждаются данными ГВЦ ОАО «РЖД».
Согласно п.4.2.3 договора арендодатель обязан за свой счет осуществлять плановый деповской и/или капитальный ремонт вагонов (а также иные виды ремонтов, необходимость в которых возникла не по вине арендатора) за исключением случаев повреждения вагонов арендодателя по вине арендатора, в том числе оплату ж.д. тарифа после проведенного ремонта до станции погрузки, указанную арендатором. В случае осуществления планового (деповского и/или капитального) ремонта вагонов арендатором, за исключением случаев, предусмотренных п.6.5 договора, возмещать арендатору понесенные расходы.
Арендодатель также обязан направлять арендатору уведомление о месте и сроках проведения планового (деповского/капитального ремонта) не менее чем за 35 календарных дней до планируемого начала ремонта (п.4.2.4 договора).
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что арендная плата начисляется от даты подписания акта приема-передачи от арендодателя арендатору по дату подписания акта приема-передачи вагонов от арендатора арендодателю включительно, с исключением периодов, за которые арендная плата не начисляется в соответствии с договором аренды.
В период проведения деповского и капитального ремонта вагонов арендная плата не начисляется с даты отправки вагонов на вагоноремонтное предприятие и начинается с даты прибытия вагона на станцию погрузки. Дата прибытия и дата отправления вагонов подтверждаются данными ГВЦ ОАО «РЖД» (п.5.3 договора).
В силу п.5.4 договора арендная плата производится арендодателем на основании счета арендодателя, на условиях подекадной 100% предоплаты не позднее, чем за 1 (один) рабочий день 01, 10 и 20 числа каждого месяца.
В соответствии с приложением №1 стоимость арендной платы за пользование крытым вагоном составила 1 100 рублей в сутки, стоимость аренды за полувагон – 1400 рублей (л.д.69, т.1).
Дополнительным соглашением от 15.09.2011 арендная плата за пользование вагоном увеличена до 1270 рублей, за пользование полувагоном до 1 470 рублей (л.д.70, т.1).
Факт передачи крытого вагона №22194849 подтверждается актом приема-передачи от 02.06.2011 (л.д.71, т.1).
Актом приема-передачи от 19.08.2011 подтверждается факт передачи полувагона №60048535 (л.д.72, т.1).
Истцом в материалы дела представлены счета-фактуры и подписанные сторонами акты оказанных услуг за период с 01.03.2013 по 31.08.2014 на сумму 1 775 026,80 рублей (л.д.73-145, т.1).
Согласно подписанному и скрепленному печатями сторон акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2014 по 31.08.2014 сумма долга по арендной плате составила 1 702 763,80 рублей (л.д.146, т.1).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате арендной платы за пользование двумя вагонами в период с 01.03.2013 по 31.08.2014 в сумме 1 702 763,80 рублей, с учетом переплаты за аренду вагонов по состоянию на 01.03.2013, истец обратился с настоящим иском в суд.
Впоследствии при увеличении суммы исковых требований до 2 161 878,20 рублей с учетом увеличения периода начисления арендной платы до 20.01.2015, истец в материалы дела доказательств оказания услуг не представил, сославшись на то обстоятельство, что вагоны истцу не возвращены и ответчик имеет возможность использовать арендованное имущество.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Однако как установлено судом и не оспаривается сторонами, в ходе эксплуатации спорных арендованных вагонов были выявлены неисправности, сделавшие невозможным их дальнейшее использование по назначению, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу №А53-22918/2013 и имеющейся перепиской ответчика с истцом и подразделениями ОАО «РЖД».
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
ЗАО «Кавказцемент» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к ОАО «Российские железные дороги» об истребовании из чужого незаконного владения железнодорожных вагонов №22194849 и №60048535. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвовало ООО «ОптТранс».
Решением суда от 19.03.2014 по делу №А53-22918/2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2014, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции указал, что истец пропустил срок исковой давности. Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом, однако, руководствуясь положениями статей 301 и 302 Гражданского кодекса РФ, не нашел оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не доказал, что является законным владельцем спорного имущества. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.2014 судебные акты оставлены без изменения (л.д.40-47, т.2).
Как установлено судами, по договору аренды от 15.04.2011 ООО «ОптТранс» (арендодатель) передало в аренду ЗАО «Кавказцемент» (арендатору) железнодорожные вагоны №22194849, №60048535. Указанные вагоны были переданы арендатором (грузоотправителем) ОАО «РЖД» (перевозчику) для осуществления перевозки груза со станции Абазинка на станции Буйнакск и Дербент. Из квитанций о приеме груза на повагонную отправку следует, что железнодорожные вагоны были направлены в адрес ЗАО «Кавказцемент» со станций Буйнакск и Дербент до станции назначения Абазинка. При этом сроки их доставки истекали 04.01.2012 и 15.02.2012.
Согласно справкам о вагонах из электронной базы данных ИВЦ ЖА железнодорожный вагон №22194849 забракован по причине неисправности запора двери, железнодорожный вагон №60048535 забракован по причине наличия трещин в корпусе автосцепки, вагоны отправлены на текущий ремонт.
ЗАО «Кавказцемент» направило в адрес ответчика претензию 25.04.2013 о возврате железнодорожных вагонов. Согласно информации, содержащейся в базе данных ИВЦ ЖА, текущий ремонт вагона №22194849 проведен 04.06.2012, а вагона № 60048535 – 06.06.2012, однако срок планово-деповского ремонта вагона № 60048535 истек 28.04.2012, а вагона №22194849 – 13.04.2012.
В письме от 07.06.2013 № 375/Дгр Северо-Кавказская дирекция управления движением ОАО «РЖД» уведомила ЗАО «Кавказцемент» о том, что указанные железнодорожные вагоны признаны неисправными и отправлены в январе, феврале 2012 года на пути ремонтного депо. К собственнику и арендатору вагонов, числящемуся в информационных системах ОАО «РЖД», неоднократно направлялись обращения. Для возврата вагонов Северо-Кавказская дирекция управления движением ОАО «РЖД» указала на необходимость подтверждения ЗАО «Кавказцемент» своего права пользования данными вагонами. Кроме того, в связи с истечением срока для проведения очередного деповского ремонта ОАО «РЖД» просило ЗАО «Кавказцемент» представить ему сведения о ремонтной организации, готовой осуществить такой ремонт, и станцию назначения, где данный ремонт будет производиться.
Полагая, что названные железнодорожные вагоны находятся в незаконном владении ОАО «РЖД», ЗАО «Кавказцемент» обратилось в арбитражный суд с иском об их истребовании из чужого незаконного владения.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями статей 301 и 305 Гражданского кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с тем, что ЗАО «Кавказцемент» не доказано, что он является законным владельцем спорного имущества, получившим его в свое пользование от лица, уполномоченного собственником имущества, либо от самого собственника.
В судебных актах указано, что по данным информационной базы ОАО «РЖД» собственником спорных вагонов является Азербайджанская ЖД, которой право на использование вагонов (право аренды) на территории Российской Федерации было предоставлено ООО «Челенджер Центр».
В рамках рассмотрения дела №А53-22918/2013 от ООО «ОптТранс» поступили пояснения, согласно которым спорные вагоны были предоставлены ЗАО «Кавказцемент» в аренду на основании договора аренды №15-04/11-Ар, при этом само ООО «ОптТранс» арендует вагоны у ООО «ЖелдорТрансСервис». Однако в материалах дела нет документов, которые бы обосновали приобретение ООО «ЖелдорТрансСервис» права на предоставление данных выгонов ООО «ОптТранс», которое, в свою очередь, передало их истцу в аренду.
Учитывая, что при рассмотрении дела не были предоставлены доказательства законной передачи от собственника (Азербайджанская ЖД) последующим арендаторам и субарендатором спорных вагонов, в удовлетворении иска ЗАО «Кавказцемент» было отказано.
Принимая во внимание преюдициально установленные обстоятельства в рамках указанного выше дела, суд приходит к выводу о том, что требования ООО «ОптТранс» о взыскании долга не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 612 Гражданского кодекса РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.
Применительно к разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Информационном письме от 11.01.2002 №66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендной», арендатор может быть освобожден от уплаты арендной платы лишь в случае, если он не мог использовать арендованное имущество по назначению (пункт 8).
Таким образом, требование о взыскании задолженности может быть заявлено истцом с учетом фактического пользования арендованным имуществом, тогда как в заявленный истцом период спорные вагоны во владении ответчика не находились и не находятся по настоящее время.
Судебными актами, имеющими преюдициальное значение по настоящему делу, а также перепиской ответчика подтверждается, что ответчиком предпринимались разумные и возможные меры для возврата спорных вагонов во владение (л.д.60-69, т.3).
Однако, несмотря на то, что возложенный на ответчика по условиям договора аренды текущий ремонт вагона №22194849 проведен 04.06.2012, а вагона №60048535 – 06.06.2012, спорные вагоны не были возвращены, так как срок планово-деповского ремонта вагона №60048535 истек 28.04.2012, а вагона №22194849 – 13.04.2012, обязанность по проведению которого возложена на арендодателя ООО «ОптТранс».
В соответствии с ч.2 п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела следует признать, что ответчик представил доказательств принятия достаточных мер для обеспечения исполнения принятого им обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Вместе с тем, истец имея возможность представить документы, свидетельствующие о законности пользования ответчиком спорными вагами, не принял никаких мер для разрешения возникшей спорной ситуации.
Обстоятельствами дела подтверждается, что истинная причина невозвращения ОАО «РЖД» спорных вагонов стала известна ответчику при рассмотрении дела №А53-22918/2013, так как письмо ОАО «РЖД» от 07.06.2013 №375/Дгр фактически им не получено, к тому же как следует из содержания этого письма ОАО «РЖД» для производства ремонтных работ неоднократно обращался к арендатору вагонов, числящегося по информационным системам ОАО «РЖД», коим ответчик не являлся, что также установлено в рамках дела №А53-22918/2013 (л.д.78-87, т.3).
Направление истцом в адрес ответчика исходящим письмом от 20.02.2012 №20/02 предусмотренного договором аренды уведомления о направлении в плановый ремонт в апреле 2012 года спорных вагонов, полученного ответчиком 29.02.2012, как следует из распечатки с официального сайта Почты России (л.д.91-92, 95-96,т.3), не имеет правового значения, поскольку предусмотренные ответчиком меры по возврату спорных вагонов, задержанных на ст.Махачкала (письма от 17.12.2012 №147 и от 27.12.2012 №152) не имели положительного результата по причине непредставления истцом всех необходимых документов, подтверждающих законность пользования спорными вагонами (л.д.98-99, т.3).
При этом следует отметить, что представленные ответчиком в материалы дела инструкции истца по заполнению накладных на отправку спорных вагонов в ремонт с указанием станции назначения: Баладжары Азербайджанской ЖД, содержат информацию, согласно которой период перевозки вагона №60048535 – декабрь 2012, тогда как срок проведения деповского ремонта - 28.04.2012, а период перевозки вагона №22194849 – июль 2012 года, тогда как срок проведения деповского ремонта - 13.04.2012 (л.д.100-101, т.3).
Из представленных в материалы настоящего дела истцом копий договоров аренды и письма ООО «Челенджер Центр» от 16.02.2015 следует, что собственником спорных вагонов является Азербайджанская государственная железная дорога, которым по договору от 02.08.2005 №НЮ-550 они были переданы в аренду ООО «Челенджер Центр» согласно актам приема-передачи в 2005 году, данные вагоны были переданы в субаренду ООО «ЖелдорТрансСервис» по договору аренды от 01.01.2011 №К-01-01/2011 по актам приема-передачи от 01.01.2011. В письме имеется ссылка, что акты приема-передачи вагонов не могут быть предоставлены ввиду содержащейся в них коммерческой информации (л.д.4-16, т.3).
Согласно представленных истцом договоров субаренды от 14.04.2011 №14-04/11-Ар и от 14.06.2011 №14-04/11-Ар-Пв спорные вагоны ООО «ЖелдорТрансСервис» (арендатор) были переданы ООО «ОптТранс» (субарендатор) (л.д.17-29, т.3).
Фактически спорные вагоны были переданы ООО «ОптТранс» в тот же день, что истец передал их ответчику: крытый вагон №22194849 передан на основании акта приема-передачи от 02.06.2011, полувагон №60048535 – на основании акта приема-передачи от 19.08.2011 (л.д.22, 29, т.3).
По условиям договоров субаренды от 14.04.2011 №14-04/11-Ар и от 14.06.2011 №14-04/11-Ар-Пв, в случае наступления срока плановых видов ремонта (деповского и капитального) субарендатор обязуется отправить подвижной состав на станцию Самур-экспорт-Ялама-экспорт АГЖД для проведения необходимых ремонтов, которые осуществляются за счет арендатора. При этом арендная плата начисляется до даты перехода вагонов границы через станцию – стык Самур-экспорт-Ямала-Экспорт АГЖД и не начисляются в срок нахождения вагонов в ремонте АГЖД (п.3.1 договоров).
Текущий отцепочный ремонт подвижного состава, а также обточка колесных пар для увеличения толщины гребня осуществляется за счет субарендатора. За время нахождения ПС в текущем отцепочном ремонте арендная плата начисляется в полном объеме. Железнодорожный тариф, связанный с отправкой ПС в ремонт и из ремонта оплачивает субарендатор (п.3.2 договоров).
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что истец на основании договоров субаренды от 14.04.2011 №14-04/11-Ар и от 14.06.2011 №14-04/11-Ар-Пв обязался в срок, определенный для проведения планового деповского/капитального ремонта вагонов, направить их на обусловленную станцию, вместе с тем передав их в последующем в очередную субаренду, не предпринял достаточных мер по их возврату от ОАО «РЖД», удерживающего спорные вагоны из-за неопределенности надлежащего владельца.
В рамках дела №А53-22918/2013 судами установлено, что в соответствии со справкой, предоставленной Махачкалинским центром организации работы железнодорожных станций, в настоящее время вагоны № 22194849 и 60048535 находятся в нерабочем парке ВЧДЭ Махачкала в ожидании проведения очередного планового деповского ремонта.
Законность и обоснованность действий ОАО «РЖД» по отцепке вагонов и переводу их в нерабочий парк подтверждается пунктом 2.1.1 Правил эксплуатации, планомерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, согласно которому вагоны, допускаемые к межгосударственному обращению, должны полностью соответствовать техническим требованиям и другим нормативно- техническим документам. В силу пунктов 1.1.6 и 1.1.12 Технических требований, предъявляемых к вагонам грузового парка в межгосударственном сообщении, передаче не подлежат вагоны с просроченными сроками плановых ремонтов, полувагоны с открытыми дверями и крышками люков, а также порожние вагоны с открытыми или не зафиксированными на дверную закидку дверями.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатацию, утвержденной протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств – участников содружества от 22.05.2009 №50, неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря.
Пунктами 2.5.4, 2.5.9, 3.1.1 и 3.6.1 Инструкции также установлено, что запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет трещины в корпусе автосцепки, а также порожних крытых вагонов с открытыми или незафиксированными дверями.
Согласно пункту 3.1.1 Инструкции запрещено ставить в поезда порожние вагоны с истекшим межремонтным пробегом или календарным сроком капитального и деповского ремонтов, за исключением вагонов, следующих по документам в плановые виды ремонта.
В соответствии с указанными документами спорные вагоны были отцеплены работниками станции и переведены в нерабочий парк, до настоящего времени законно удерживаются в нерабочем парке ВЧДЭ Махачкала в ожидании проведения очередного планового деповского ремонта.
Таким образом, действия ОАО «РЖД» являются правомерными и не могут быть расценены как незаконное удержание спорных вагонов. В настоящее время у вагонов истек срок деповского ремонта. Единственным возможным способом возвратить спорные вагоны в адрес законного владельца – это оформить письменное обращение владельца (арендатора) в адрес ответчика с просьбой направить вагоны на ремонт и указать определенную станцию и вагоноремонтное предприятие, которое будет производить деповской ремонт вагонов, а также подтвердить согласие данного предприятия на прием вагонов в плановый ремонт.
Однако, для выполнения указанных рекомендаций судов, с такого рода заявлением может обратиться владелец (собственник или арендатор), который значится в информационной базе ОАО «РЖД».
В соответствии с Правилами приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.03.2006 №35, целью приписки железнодорожного подвижного состава к станциям является возможность определения владельцем инфраструктуры станции, на которую должен быть возвращен железнодорожный подвижной состав, не задействованный в перевозочном процессе и находящийся на других станциях, в случае, если на основании сведений, содержащихся в перевозочных документах, либо иных данных не представляется возможным определить станцию назначения, принадлежность железнодорожного подвижного состава, а также место нахождения его владельца и при этом отсутствуют указания владельца железнодорожного подвижного состава о станции, на которую должен быть отправлен железнодорожный подвижной состав.
Приписка железнодорожного подвижного состава принадлежности железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств, Литвы, Латвии и Эстонии, а также арендованного у железнодорожных администраций (железных дорог) или других собственников в этих государствах к станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не требуется в случае, если такой железнодорожный подвижной состав приписан к одной из станций (железной дороге) государств - участников СНГ, Литвы, Латвии или Эстонии и срок обращения железнодорожного подвижного состава на территории Российской Федерации не превышает 45-ти суток.
В случае, когда вагоны находятся в эксплуатации на территории Российской Федерации, необходимо оформлять временную приписку к станции ОАО «РЖД», для чего владельцу железнодорожного подвижного состава необходимо подать заявку установленной формы владельцу инфраструктуры.
При смене владельца железнодорожного подвижного состава новый владелец обязан в 10-дневный срок сообщить об этом владельцу инфраструктуры и представить информацию о наименовании, организационно-правовой форме, место нахождении юридического или физического лица, подавшего заявку. При этом станция приписки железнодорожного подвижного состава сохраняется, за исключением случаев, когда новым владельцем подается заявка о приписке железнодорожного подвижного состава к другой станции.
Как следует из технических паспортов спорных вагонов, в отношении данного подвижного состава указан только собственник, отсутствует информация об арендаторах и станциях приписки.
По данным информационной базы ОАО «РЖД» собственником спорных вагонов является Азербайджанская ЖД, которой право на использование вагонов (право аренды) на территории Российской Федерации было предоставлено ООО «Челенджер Центр».
Указанное нарушение не может быть устранено только действиями ответчика, поскольку дальнейшая передача спорных вагонов от ООО «Челенджер Центр» в субаренду ООО «ЖелдорТрансСервис» и ООО «ОптТранс» в установленном порядке в целях эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, не легитимирована.
Таким образом, оценивая действия истца по предоставлению ответчику в аренду спорных вагонов без подтверждения информации о законном владельце и временной приписки вагонов, суд считает их ненадлежащим образом исполненными.
В силу пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства.
Не принимаются судом во внимание доводы истца о несении им убытков в виде оплаты им арендной платы за спорные вагоны по договорам субаренды ООО «ЖелдорТрансСервис», поскольку из представленных платежных поручений и выписки по расчётному счету не следует, что оплата произведена за спорные вагоны, так как в назначении платежа имеется лишь ссылка на реквизиты договоров, которыми в субаренду передавалось значительное количество подвижного состава (л.д.30-52, т.3).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ определено, что к судебным расходам относится государственная пошлина.
На основании п. п. 2 п. 1 ст. 333.18, п. п. 3 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 Кодекса. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
Из материалов дела следует, что истец при подаче искового заявления в суд оплатил госпошлину в размере 30 027,64 рублей по платежному поручению от 16.09.2014 №121 исходя из суммы заявленных требований в размере 1 702 763, 80 рублей (л.д.19, т.1).
В связи с увеличением исковых требований до 2 161 878,20 рублей, с истца как с лица увеличившего размер исковых требований после обращения в суд, подлежит взысканию недоплаченная сумма госпошлины в размере 3 781,75 рублей.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.110, 112, 167–171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ОптТранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3 781 (Три тысячи семьсот восемьдесят один) рубль 75 копеек.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья З.Х. Тебуева