ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-18/20 от 14.05.2019 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, г. Черкесск, пр-кт Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 18 мая 2020 года                                                                                          Дело № А25-18/2020

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2019 года

       Полный текст решения изготовлен 18 мая 2019 года

 Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Коджаковой Н.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём Ходжевой    М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>,  ИНН <***>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (ИНН <***>,  ОГРН <***>)  о признании незаконным действия (бездействия),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом                        (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в отсутствие лиц участвующих в деле, при надлежащем извещении,

УСТАНОВИЛ:

Управление Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республики (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (далее – Заинтересованное лицо, Управление)  о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии действий по изъятию из оперативного управления Заявителя движимого имущества в виде 2-ух автомобилей: ToyotaAvensis (2008г.в., VIN<***>, номер двигателя – IZZV057967, номер кузова <***>, регистрационный номер <***> 09RUS, пробег 258077 км), AudiA6 Limousine (2008 г.в., VIN<***>, номер двигателя BDX 015577, номер кузова<***>, регистрационный номер           <***> 09RUS, пробег – 251671 км) и обязании устранить допущенные нарушения.  Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество).

Свои требования Заявитель мотивирует тем, что в отношении указанного имущества было обращение к Управлению с  заявлением об изъятии имущества из оперативного управления.  Однако Управление длительное время бездействовало в решении вопроса об изъятии, что нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку указанные автомобили продолжают стоять на балансе Управления как сверхлимитный автотранспорт. Бездействие Управления приводит к  нарушению нормы положенности на служебный автотранспорт. Также Заявитель вынужден указывать их в квартальной отчётности с пояснениями о предполагаемых сроках списания, осуществлять уплату транспортного налога, что влечет неоправданные расходы средств федерального бюджета. Более подробно доводы изложены в заявлении и возражениях на отзыв (т.1 л.д.4-9, т.2 л.д.1-5).

Заинтересованное лицо в отзыве выразило несогласие с заявленными требованиями по следующим основаниям. В связи с отсутствием на балансе Управления легкового автотранспорта, в котором есть необходимость, Управлением было направлено письмо от 22.08.2019 №1294 о рассмотрении Росимуществом возможности его принятия на свой баланс. На дату направления отзыва, в Росимуществе находится письмо Управления от 04.02.2020 №172 о закреплении автомобилей, в связи с чем заявление будет рассмотрено после получения ответа Росимущества. Более подробно доводы изложены в отзыве на заявление (т.1, л.д.83-86).

В судебное заседание 13.05.2019 лица участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились,  судом в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) был объявлен перерыв до 14.05.2019 16:00.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, дело рассматривается в отсутствии извещенных надлежащим образом лиц участвующих в деле, в порядке ст.156 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующие фактические обстоятельства.

26.07.2019 Заявитель направил обращение №УСД-4/753 в Управление об изъятии из оперативного управления движимого имущества, а именно 2-ух автомобилей: ToyotaAvensis (2008г.в., VIN<***>, номер двигателя – IZZV057967, номер кузова <***>, регистрационный номер <***> 09RUS, пробег 258077 км), AudiA6 Limousine (2008 г.в., VIN<***>, номер двигателя BDX 015577, номер кузова<***>, регистрационный номер <***> 09RUS, пробег – 251671 км) (далее –имущество) (т.1 л.д.29) и передаче их на баланс ФГУП «Экран».

30.07.2019 Управление издало распоряжение №68  о создании комиссии для осмотра имущества (т.1 л.д.31).

31.07.2019 Управление направило уведомление о проведении осмотра  имущества №1172 (т.1 л.д.32).

08.08.2019 ФГУП «Экран» направило в Росимущество письмо №757 о согласии принятия на свой баланс имущества.

20.08.2019 Управление направило в Росимущество письмо №СА-06/27814 с ходатайством о рассмотрении вопроса о закреплении за ним указанного имущества       (т.2 л.д.47).

20.08.2019, 23.08.2019  Росимущество направило Управлению поручение           №СА-06/27814 и №СА-06/28315 о закреплении имущества за ФГУП «Экран»                 (т.2 л.д.60,61).

26.08.2019 Управление письмом №1300 сообщило заявителю о необходимости получения ответа от Росимущества для принятия решения по вопросу изъятия (т.1 л.д.33-34).

04.10.2019 Заявитель письмом №УСД-4/984 просит дать разъяснения по срокам исполнения письма от 26.07.2019 №УСД-4/753(т.1 л.д.35).

10.10.2019 Управление письмом №1547 сообщило Заявителю о необходимости устранения выявленных недостатков и возвращении пакета документов Заявителю для их устранения (т.1 л.д.36-38).

17.10.2019 Управление письмом №1572 сообщило Росимуществу о выявлении недостатков в документах Заявителя (т.2 л.д.52-53).

22.10.2019 Заявитель письмом №УСД-4/1045 направил Управлению доработанный пакет документов на изъятие из оперативного управления имущества (т.1 л.д.43-44).

24.10.2019 Заявитель письмом №УСД-4/1050 направил третьему лицу – Росимуществу, обращение о необходимости ускорения процесса изъятия имущества и сообщил об отсутствии с 26.07.2019 распоряжения об изъятии имущества из оперативного управления (т.1 л.д.45-46).

07.11.2019 Росимущество письмом №06/37521, рассмотрев обращение Заявителя от 24.10.2019 сообщило, что письмом от 20.08.2019 №СА-06/27814 поручило Управлению изъять имущество из оперативного управления Заявителя (т.1 л.д.47).

12.11.2019 Управление направило в Росимущество письмо №1697 с просьбой согласовать изъятие указанного имущества (т.2, л.д.54-55).

22.11.2019 ФГУП «Экран» письмом направило запрос Управлению о ходе исполнения поручений Росимущества от 20.08.2019 №СА-06/27814 и от 23.08.219 №СА-06/28315 (т.2 л.д.59).

04.12.2019 Заявитель письмом №УСД-4/1199 в адрес Управления и Росимущества сообщил об отсутствии действий по изъятию имущества и необходимости обозначения сроков изъятия имущества (т.1 л.д.48-49).

17.12.2019 Управление направило в Росимущество письмо №1888 с информацией о ходе исполнения поручения Росимущества от 20.08.2019 №СА-06/27814, которое содержит объяснение о невозможности его исполнения до получения ответа о возможности закрепления за собой имущества (т.2, л.д.56-57).

24.12.2019 Управление направило в ФГУП «Экран» письмо №1918 о направлении в Росимущество письма о согласовании изъятия имущества и закрепления его за Управлением в связи с отсутствием у последнего легкового автотранспорта (т.2 л.д.58).

В связи с длительным отсутствием действий по изъятию имущества, Заявитель обратился в суд с заявлением о признании бездействия Управления незаконным.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с правилами ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.200 АПК РФ).

Таким образом, для удовлетворения заявления о признании ненормативного акта, действия (бездействия) недействительным (незаконным) необходимо наличие в совокупности двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч.2 этой же нормы, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 (далее – Положение №432) Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В п.4.1, подп.4.1.9 Положения, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 №278, закреплено самостоятельное осуществление территориальным органом полномочий по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственных им учреждениями.

В соответствии с пп. 5.2, 5.22 Положения №432, функции по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативное управление федеральных государственных учреждений (п.5.2 указанного Положения), а так же по производству в установленном порядке изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (п.5.22 указанного Положения), возложены на территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

С учётом того факта, что Заявитель неоднократно обращался в Управление с заявлениями об отказе от права оперативного управления на спорное движимое имущество в связи с невозможностью его использования, то владение спорным имуществом противоречит целям деятельности Заявителя, который реализовал свое право на отказ, в связи с чем данное имущество подлежит изъятию, а Управление как уполномоченный орган собственника должно принять соответствующие меры, так как основным принципом использования имущества является его целесообразность.

Данные правовые подходы изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 №306-КГ17-4810, от 14.12.2015 №307-КГ15-15650.

Судом установлено, что содержащийся в заявлении вопрос об изъятии движимого имущества относится к компетенции Управления.

Материалы дела содержат доказательства того факта, что Заявитель направил Управлению ряд писем с просьбой изъять указанное в письмах имущество.

Управление решение об изъятии объектов движимого имущества у истца в установленный законом срок не приняло.

Ссылка на отсутствие у Управления возможности на принятие решения до получения ответа от Росимущества с согласием на передачу имущества в хозяйственное ведение Управления не может быть принята во внимание по следующим основаниям.   

Регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденный приказом Росимущества от 11.08.2010 №219, устанавливает общий          30-дневный срок рассмотрения территориальными органами поступивших к ним обращений вне зависимости от того, имеются ли у них полномочия для принятия соответствующих решений, при этом срок рассмотрения обращения исчисляется с даты регистрации обращения в территориальном органе (пункты 8.14 и 8.15 Регламента).

Таким образом, с учётом того факта, что обращение было зарегистрировано 26.07.2019 оно должно было быть рассмотрено в 30-ти дневный срок, то есть - 26.08.2019.

К дате судебного заседания от Управления для приобщения к материалам дела поступило распоряжение об изъятии из оперативного управления Заявителя движимого имущества, которое датировано 14.04.2020 №17 (т.1 л.д.17).

Таким образом, с даты первоначального обращения (26.07.2019)  до даты издания распоряжения об изъятии (14.04.2020) прошло 263 дня. С учётом того факта, что Управление возвращало материалы для устранения недостатков 10.10.2019, которые были устранены 22.10.2019, суд считает что заявление рассмотрено с грубым нарушением установленных сроков (251 день).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае Управление допустило бездействие.

К судебному заседанию от Заявителя поступило ходатайство об отказе от требований в части обязания устранить допущенные бездействием нарушения.

В соответствии с ч.2 ст.49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Рассмотрев ходатайство Заявителя об отказе от части требований, суд пришел к выводу, что данный отказ не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем подлежит принятию.

Поскольку судом принят отказ от заявленных требований в части обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя, производство по заявлению в этой части подлежит прекращению на основании подп.4 п.1 ст.150 АПК РФ.

В остальной части требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                    РЕШИЛ:

1. Принять отказ от заявления в части обязания Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом                                                в  Карачаево-Черкесской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике  и совершить предусмотренные законом действия по изъятию из оперативного управления                       Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике  движимого имущества в виде двух автомобилей: Toyota Avensis (2008 г.в.,                                                              VIN – <***>, № двигателя – IZZ V057967, № кузова – <***>, регистрационный номер B008CP 09RUS, пробег - 258 077 км)                          Audi А6 Limousine (2008 г.в., VIN – <***>, № двигателя – BDX 015577,                           № кузова - <***>, регистрационный номер A873УМ 09RUS,                                     пробег - 251 671 км), производство по делу в данной части прекратить.                                           

2.  В остальной части требования удовлетворить, признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике по вопросу изъятия из оперативного управления Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике движимого имущества в виде двух автомобилей: Toyota Avensis (2008 г.в.,                                         VIN – <***>, № двигателя – IZZ V057967, № кузова – <***>, регистрационный номер B008CP 09RUS, пробег - 258 077 км)                       Audi А6 Limousine  (2008 г.в., VIN – <***>, № двигателя – BDX 015577, № кузова - <***>, регистрационный номер A873УМ 09RUS,                                     пробег - 251 671 км).                           

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

            Судья                                                                                         Н.А. Коджакова