ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1928/09 от 11.03.2010 АС Карачаево-Черкесской Республики

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1928/2009

ул. Ленина, 9

Резолютивная часть решения объявлена 11.03.2010

Решение в полном объеме изготовлено 17.03.2010

Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Тебуева З.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халкечевым А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Администрации Абазинского муниципального района

к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР

и Администрации Хабезского муниципального района

о признании права собственности на объекты недвижимости

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:

- Управление Федеральной регистрационной службы по КЧР,

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган»

при участии в судебном заседании полномочных представителей сторон:

от истца – Кармова Л.М., доверенность от 12.01.2010 №9,

от ответчиков и третьих лиц – отсутствуют, надлежащим образом извещены,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Абазинского муниципального района (истец) обратилась с иском к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Администрации Хабезского муниципального района (ответчики) о признании права собственности на здание детского сада под лит.А площадью 382,3 кв.м., расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а.Эльбурган, ул.Абхазская, 37а.

Исковые требования обоснованы тем, что Министерство имущественных, земельных отношений и охраны окружающей среды КЧР (правопредшественник ответчика) на основании распоряжения от 13.09.2006 №251 передало в собственность Хабезского муниципального района юридическое лицо - дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган. В дальнейшем при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, спорное имущество принято в собственность Абазинского муниципального района, при этом произвести в настоящее время государственную регистрацию права муниципальной собственности невозможно в связи с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов у предыдущего правообладателя.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Министерство имущественных и земельных отношений КЧР в отзыве и дополнениях к нему указало, что не возражает в удовлетворении иска указав, что действительно в рамках разграничения государственных полномочий из собственности Карачаево-Черкесской Республики в собственность Хабезского муниципального района в 2006 году было передано юридическое лицо - дошкольное учреждение детский сад «Алёнушка» и на основании распоряжения Министерства финансов и имущественных отношений КЧР (правопредшественник Министерства) от 23.11.2006 №358 образовательные учреждения исключены из реестра государственной собственности КЧР (л.д.66-67).

Администрация Хабезского муниципального района в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, при этом указало, что действительно спорный объект недвижимости был передан истцу при создании Абазинского муниципального района и какие либо правопритязания отсутствуют (л.д.137-138).

Представитель Управления Росрегистрации по КЧР в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что в ЕГРП отсутствуют сведения на данные объекты и отметил необходимость указания в решении суда, в случае удовлетворения исковых требований, информации, необходимой для внесения в ЕГРП, а именно вид права, описание объекта, его адрес, наименование, назначение (л.д.74-75).

МДОУ «Детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган» своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на исковое заявление требования истца поддержало, указав, что учреждение несёт бремя содержания данного имущества за счёт средств бюджета муниципального образования Абазинского района (л.д.77).

При данных обстоятельствах, руководствуясь ч.ч.3 и 5 ст.156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела и представленных документов достаточно для разрешения спора.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из обстоятельств дела следует, что в порядке разграничения государственной собственности учреждения и объекты народного образования на основании приложения №3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 подлежали передаче в муниципальную собственность городов и районов.

В рамках реализации указанного постановления Президиумом Верховного Совета КЧР принято постановление от 20.05.1993 №29 «О передаче предприятий и организаций в муниципальную собственность городов и районов КЧР», согласно которому дошкольное учреждение передана в муниципальную собственность Хабезского района (л.д.69-70).

В соответствии с Постановлением Народного собрания КЧР от 22.09.1998 №504-XXIIпризнано утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета КЧР от 20.05.1993 №29 в части передачи в муниципальную собственность районов предприятий, организаций и объектов, за исключением приватизированных, и указанные объекты объявлены собственностью Карачаево-Черкесской Республики (л.д.68).

В дальнейшем дошкольное учреждение находилось на балансе Отдела образования администрации Хабезского района, который входил в структуру территориального органа исполнительной власти республики – Хабезской районной государственной администрации.

В соответствии с подп. 11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Во исполнение Постановления Правительства КЧР от 19.09.2005 №258 «О перераспределении имущества между Карачаево-Черкесской Республикой и муниципальными образованиями республики» и Постановления Народного собрания КЧР от 21.09.2005 №202 «Об утверждении перечней учреждений и имущества, передаваемых из собственности Карачаево-Черкесской Республики в собственность муниципальных районов республики»Министерство имущественных, земельных отношений и охраны окружающей среды КЧРраспоряжением от 13.09.2006 №251 передало в собственность Хабезского муниципального района по акту приёма-передачи дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган,находящееся на территории Хабезского муниципального района (л.д.22, 34-44, 71-73).

Передача объектов недвижимого имущества, являвшихся государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, была произведена в соответствии со ст. 85 Закона №131-Ф3 и в порядке, установленном ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

До передачи имущества истцу бремя содержания спорного объекта нёс Хабезский муниципальный район, что подтверждается заявками на финансирование и уведомлениями об объёмах финансирования (л.д.81-86, 107-109).

Абазинский муниципальный район образован на основании Постановления Народного собрания КЧР от 29.12.2005 №303 «Об образовании на территории КЧР административно-территориальной единицы- района», Постановления Правительства РФ от 01.06.2006 №339 «О присвоении наименований географическим объектам в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Пермском крае и Ивановской области», Законом КЧР от 11.12.2006 №103-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований на территории Абазинского района и наделении их соответствующим статусом».

Фактически функционирует и ведет хозяйственно-экономическую деятельность Абазинский муниципальный район только с 01.01.2009 года.

В соответствии с положениями пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона КЧР от 02.12.2008 №77-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами в КЧР» право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.

Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановлением от 27.01.2009 №15 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности» утвердила перечень муниципальных учреждений и имущества, подлежащего передаче из собственности Хабезского муниципального района в собственность Абазинского муниципального района согласно приложению №1, в составе которого находилось в том числе и МДОУ «Детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган» (л.д.135-136).

Постановлением Главы Хабезского муниципального района от 02.02.2009 №16-р МДОУ «Детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган» и его имущество передано в собственность Абазинского муниципального района, что подтверждается подписанным сторонами актом приёма-передачи от 02.02.2009 (л.д.45-51).

Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом право возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.

Суд, при изложенных обстоятельствах, приходит к выводу о том, что право собственности Абазинского муниципального района на спорное имущество возникло в силу закона с 02.02.2009 года - даты подписания акта приёма-передачи.

Нахождение спорного имущества во владении истца подтверждается договором Администрации Абазинского муниципального района о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 26.03.2009 за МДОУ «Детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган» (л.д.118-120).

При этом истец беспрепятственно пользуется приобретенным имуществом с момента передачи объектов до настоящего времени, о чём свидетельствуют представленные в материалы дела первичные бухгалтерские документы о финансировании МДОУ «Детский сад «Алёнушка» а.Эльбурган» (л.д.87-117).

Истец, имея намерение зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством, в целях осуществления прав собственника в полном объеме, не имеет указанной возможности из-за отсутствия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимых для регистрации прав во внесудебном порядке.

Истцом также представлены доказательства того, что объект прошел технический учет, а именно технический паспортздания детского сада, и согласно кадастровому плану земельного участка от 29.09.2009 оно расположено на земельном участке площадью 2611 кв.м. по адресу: КЧР, Абазинский район, а.Эльбурган, ул.Абхазская, 37а (л.д.54-93).

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом, в том числе признанием права собственности.

В соответствии со ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные решения являются одним из оснований для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество.

Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований администрации Абазинского муниципального района о признании права собственности на объект недвижимости, указанный в исковом заявлении.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд учитывает статус истца и ответчиков, являющихся государственными органами, освобожденными от уплаты государственной пошлины в силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление  Администрации Абазинского муниципального района  удовлетворить.

Признать за Абазинским муниципальным районом право муниципальной собственности на здание детского сада под лит. А площадью 382,3 кв.м., расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а.Эльбурган, ул.Абхазская, 37а.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.

Судья З.Х. Тебуева