ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1933/09 от 11.03.2010 АС Карачаево-Черкесской Республики

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1933/2009

ул. Ленина, 9

Резолютивная часть решения объявлена 11.03.2010

Решение в полном объеме изготовлено 17.03.2010

Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Тебуева З.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халкечевым А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Администрации Абазинского муниципального района

к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР

и Администрации Хабезского муниципального района

о признании права собственности на объекты недвижимости

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:

- Управление Федеральной регистрационной службы по КЧР,

- Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 а.Эльбурган»

при участии в судебном заседании полномочных представителей сторон:

от истца – Кармова Л.М., доверенность от 12.01.2010 №9,

от ответчиков и третьих лиц – отсутствуют, надлежащим образом извещены,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Абазинского муниципального района (истец) обратилась с иском к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Администрации Хабезского муниципального района (ответчики) о признании права собственности на 3–х этажное здание школы под лит.А площадью 2654,5 кв.м., 1969 года постройки, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а.Эльбурган, ул.Ленина, 30.

Исковые требования обоснованы тем, что Министерство имущественных, земельных отношений и охраны окружающей среды КЧР (правопредшественник ответчика) передало в собственность Хабезского муниципального района образовательное учреждение – РГОУ «СОШ а.Эльбурган». В дальнейшем при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, спорное имущество принято в собственность Абазинского муниципального района, при этом произвести в настоящее время государственную регистрацию права муниципальной собственности невозможно в связи с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов у предыдущего правообладателя.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Министерство имущественных и земельных отношений КЧР в отзыве и дополнениях к нему указало, что не возражает в удовлетворении иска указав, что действительно в рамках разграничения государственных полномочий из собственности Карачаево-Черкесской Республики в собственность Хабезского муниципального района на основании распоряжения от 20.03.2006 №162 было передано общеобразовательное учреждение - РГОУ «СОШ а.Эльбурган» и на основании распоряжения Министерства финансов и имущественных отношений КЧР (правопредшественник Министерства) от 23.11.2006 №358 образовательные учреждения исключены из реестра государственной собственности КЧР (л.д.83-84).

Администрация Хабезского муниципального района в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, при этом указав, что действительно спорный объект недвижимости был передан истцу при создании Абазинского муниципального района и каких либо правопритязаний не имеет (л.д.126-127).

Представитель Управления Росрегистрации по КЧР в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что в ЕГРП отсутствуют сведения на данные объекты и отметил необходимость указания в решении суда, в случае удовлетворения исковых требований, информации, необходимой для внесения в ЕГРП, а именно вид права, описание объекта, его адрес, наименование, назначение (л.д.73-74).

МОУ «Средняя общеобразовательная школа а.Эльбурган» своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на исковое заявление требования истца поддержало, указав, что учреждение несёт бремя содержания данного имущества за счёт средств бюджета муниципального образования Абазинского района (л.д.90).

При данных обстоятельствах, руководствуясь ч.ч.3 и 5 ст.156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела и представленных документов достаточно для разрешения спора.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из обстоятельств дела следует, что в порядке разграничения государственной собственности учреждения и объекты народного образования на основании приложения №3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 подлежали передаче в муниципальную собственность городов и районов.

В рамках реализации указанного постановления Президиумом Верховного Совета КЧР принято постановление от 20.05.1993 №29 «О передаче предприятий и организаций в муниципальную собственность городов и районов КЧР», согласно которому Эльбурганская средняя школа передана в муниципальную собственность Хабезского района (л.д.86-87).

В соответствии с Постановлением Народного собрания КЧР от 22.09.1998 №504-XXIIпризнано утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета КЧР от 20.05.1993 №29 в части передачи в муниципальную собственность районов предприятий, организаций и объектов, за исключением приватизированных, и указанные объекты объявлены собственностью Карачаево-Черкесской Республики (л.д.85).

В дальнейшем Эльбурганская средняя школа находилась на балансе Отдела образования администрации Хабезского района, который входил в структуру территориального органа исполнительной власти республики – Хабезской районной государственной администрации.

В соответствии с подп. 11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Во исполнение Постановления Правительства КЧР от 19.09.2005 №258 «О перераспределении имущества между Карачаево-Черкесской Республикой и муниципальными образованиями республики» и Постановления Народного собрания КЧР от 21.09.2005 №202 «Об утверждении перечней учреждений и имущества, передаваемых из собственности Карачаево-Черкесской Республики в собственность муниципальных районов республики»Министерство имущественных, земельных отношений и охраны окружающей среды КЧРраспоряжением от 20.03.2006 №162 передало в собственность Хабезского муниципального района по акту приёма-передачи общеобразовательное учреждение СОШ а.Эльбурган,находящееся на территории Хабезского муниципального района (л.д.29, 44-54, 88-89).

Распоряжением от 23.11.2006 №358 «Об исключении республиканских государственных учреждений из Реестра государственной собственности КЧР» образовательные учреждения, в том числе СОШ а.Эльбурган, исключены из Реестра государственной собственности КЧР.

Передача объектов недвижимого имущества, являвшихся государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, была произведена в соответствии со ст. 85 Закона №131-Ф3 и в порядке, установленном ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

До передачи имущества истцу бремя содержания спорного объекта нёс Хабезский муниципальный район, что подтверждается заявками на финансирование и уведомлениями об объёмах финансирования (л.д.99-100, 107-109).

Абазинский муниципальный район образован на основании Постановления Народного собрания КЧР от 29.12.2005 №303 «Об образовании на территории КЧР административно-территориальной единицы- района», Постановления Правительства РФ от 01.06.2006 №339 «О присвоении наименований географическим объектам в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Пермском крае и Ивановской области», Законом КЧР от 11.12.2006 №103-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований на территории Абазинского района и наделении их соответствующим статусом».

Фактически функционирует и ведет хозяйственно-экономическую деятельность Абазинский муниципальный район только с 01.01.2009 года.

В соответствии с положениями пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона КЧР от 02.12.2008 №77-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами в КЧР» право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.

Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановлением от 27.01.2009 №15 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности» утвердила перечень муниципальных учреждений и имущества, подлежащего передаче из собственности Хабезского муниципального района в собственность Абазинского муниципального района согласно приложению №1, в составе которого находилось в том числе и МОУ «СОШ а.Эльбурган» (л.д.122-125).

Постановлением Главы Хабезского муниципального района от 02.02.2009 №15-р МОУ «СОШ а.Эльбурган» и его имущество передано в собственность Абазинского муниципального района», что подтверждается подписанным сторонами актом приёма-передачи от 02.02.2009 (л.д.55-61).

Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом право возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.

Суд, при изложенных обстоятельствах, приходит к выводу о том, что право собственности Абазинского муниципального района на спорное имущество возникло в силу закона с 02.02.2009 года - даты подписания акта приёма-передачи.

Нахождение спорного имущества во владении истца подтверждается договором Администрации Абазинского муниципального района о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 26.03.2009 за МОУ «СОШ а.Эльбурган» (л.д.109-114).

При этом истец беспрепятственно пользуется приобретенным имуществом с момента передачи объектов до настоящего времени, о чём свидетельствуют представленные в материалы дела первичные бухгалтерские документы о финансировании МОУ «Средняя общеобразовательная школа а.Эльбурган» (л.д.101-106).

Истец, имея намерение зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством, в целях осуществления прав собственника в полном объеме, не имеет указанной возможности из-за отсутствия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимых для регистрации прав во внесудебном порядке.

Истцом также представлены доказательства того, что объект прошел технический учет, а именно технический и кадастровый паспортаздания школы, и согласно кадастровому плану земельного участка от 29.06.2009 оно расположено на земельном участке площадью 41647 кв.м. по адресу: КЧР, Абазинский район, а.Эльбурган, ул. Ленина, 30 (л.д.7-28).

Присвоение почтового адреса спорного объекта - а.Эльбурган, ул.Ленина, 30 подтверждается Постановлением Эльбурганского сельского муниципального образования Хабезского района от 11.05.2000 №17 (л.д.128-129).

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом, в том числе признанием права собственности.

В соответствии со ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные решения являются одним из оснований для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество.

Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований администрации Абазинского муниципального района о признании права собственности на объект недвижимости, указанный в исковом заявлении.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд учитывает статус истца и ответчиков, являющихся государственными органами, освобожденными от уплаты государственной пошлины в силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление  Администрации Абазинского муниципального района  удовлетворить.

Признать за Абазинским муниципальным районом право муниципальной собственности на 3–х этажное здание школы под лит.А площадью 2654,5 кв.м., 1969 года постройки, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а.Эльбурган, ул.Ленина, 30.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.

Судья З.Х. Тебуева