АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело №А25-1935/2009
ул. Ленина, 9
Резолютивная часть решения объявлена 11.03.2010
Решение в полном объеме изготовлено 17.03.2010
Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Тебуева З.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халкечевым А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Администрации Абазинского муниципального района
к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР
и Администрации Прикубанского муниципального района
о признании права собственности на объекты недвижимости
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:
- Управление Федеральной регистрационной службы по КЧР,
- Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1 а.Псыж»,
при участии в судебном заседании полномочных представителей сторон:
от истца – Кармова Л.М., доверенность от 12.01.2010 №9,
от ответчиков и третьих лиц – отсутствуют, надлежащим образом извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Абазинского муниципального района (истец) обратилась с иском к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Администрации Прикубанского муниципального района (ответчики) о признании права собственности на 2-этажное здание Муниципального образовательного учреждения «Гимназия №1 а.Псыж», состоящее из:
- гимназии под лит. А, А1 площадью 2869,4 кв.м., год постройки А-1975 и А1-1955,
- здание мастерских под лит. Б площадью 471,1 кв.м., 1975 года постройки,
- гаража под лит.В площадью 84,8 кв.м., 1975 года постройки,
- котельной под лит.Д площадью 61,3 кв.м., 1975 года постройки,
расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а.Псыж, ул.Шоссейная, 168.
Исковые требования обоснованы тем, что Министерство имущественных, земельных отношений и охраны окружающей среды КЧР (правопредшественник ответчика) на основании распоряжения от 15.03.2006 №153 передало в собственность Прикубанского муниципального района образовательные учреждения, в том числе СОШ №1 а.Псыж. В дальнейшем при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, спорное имущество принято в собственность Абазинского муниципального района, при этом произвести в настоящее время государственную регистрацию права муниципальной собственности невозможно в связи с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов у предыдущего правообладателя.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Министерство имущественных и земельных отношений КЧР в отзыве и дополнениях к нему указало, что не возражает в удовлетворении иска указав, что действительно в рамках разграничения государственных полномочий из собственности Карачаево-Черкесской Республики в собственность Прикубанского муниципального района в 2006 году были переданы общеобразовательные учреждения, в том числе и СОШ а.Кара-Паго и на основании распоряжения Министерства финансов и имущественных отношений КЧР (правопредшественник Министерства) от 23.11.2006 №358 образовательные учреждения исключены из реестра государственной собственности КЧР (л.д.140-141, 182-184).
Администрация Прикубанского муниципального района отзыв на исковое заявление не представила, своего представителя в судебное заседание не направила, при этом в предварительном судебном заседании 26.01.2010 года представитель пояснил, что действительно спорный объект недвижимости был передан истцу при создании Абазинского муниципального района и каких либо правопритязаний не имеет, о чём указано в протоколе предварительного судебного заседания от 26.01.2010 (л.д.113).
Представитель Управления Росрегистрации по КЧР в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что в ЕГРП отсутствуют сведения на данные объекты и отметил необходимость указания в решении суда, в случае удовлетворения исковых требований, информации, необходимой для внесения в ЕГРП, а именно вид права, описание объекта, его адрес, наименование, назначение (л.д.109-110).
МОУ «Гимназия №1 а.Псыж» своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на исковое заявление требования истца поддержало, указав, что учреждение несёт бремя содержания данного имущества за счёт средств бюджета муниципального образования Абазинского района (л.д.112, 225).
При данных обстоятельствах, руководствуясь ч.ч.3 и 5 ст.156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела и представленных документов достаточно для разрешения спора.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, что в порядке разграничения государственной собственности учреждения и объекты народного образования на основании приложения №3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 подлежали передаче в муниципальную собственность городов и районов.
В рамках реализации указанного постановления Президиумом Верховного Совета КЧР принято постановление от 20.05.1993 №29 «О передаче предприятий и организаций в муниципальную собственность городов и районов КЧР», согласно которому Кара-Пагская средняя школа передана в муниципальную собственность Прикубанского района (л.д.185-187).
В соответствии с Постановлением Народного собрания КЧР от 22.09.1998 №504-XXIIпризнано утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета КЧР от 20.05.1993 №29 в части передачи в муниципальную собственность районов предприятий, организаций и объектов, за исключением приватизированных, и указанные объекты объявлены собственностью Карачаево-Черкесской Республики (л.д.188).
В дальнейшем СОШ №1 а.Псыж находилась на балансе Отдела образования администрации Прикубанского района, который входил в структуру территориального органа исполнительной власти республики – Прикубанской районной государственной администрации.
В соответствии с подп.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Во исполнение Постановления Правительства КЧР от 19.09.2005 №258 «О перераспределении имущества между Карачаево-Черкесской Республикой и муниципальными образованиями республики» и Постановления Народного собрания КЧР от 21.09.2005 №202 «Об утверждении перечней учреждений и имущества, передаваемых из собственности Карачаево-Черкесской Республики в собственность муниципальных районов республики»Министерство имущественных, земельных отношений и охраны окружающей среды КЧРраспоряжением от 15.03.2006 №153 передало в собственность Прикубанского муниципального района по акту приёма-передачи общеобразовательные учреждения,находящиеся на территории Прикубанского муниципального района (л.д.16-27, 145-146).
Распоряжением от 23.11.2006 №358 «Об исключении республиканских государственных учреждений из Реестра государственной собственности КЧР» образовательные учреждения, в том числе СОШ №1 а.Псыж, исключены из Реестра государственной собственности КЧР.
Передача объектов недвижимого имущества, являвшихся государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, была произведена в соответствии со ст. 85 Закона №131-Ф3 и в порядке, установленном ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
До передачи имущества истцу бремя содержания спорного объекта нёс Прикубанский муниципальный район, что подтверждается балансами за 2006-2009г.г., а также справкой Управления образования Администрации Прикубанского муниципального района от 26.02.2010 №102 (л.д.147-168, 197-224).
Постановлением Главы Прикубанского муниципального района от 21.08.2008 №547 «Об изменении статуса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 а.Псыж» МОУ «СОШ №1 а.Псыж» переименовано в МОУ «Гимназия №1 а.Псыж» (л.д.230).
Абазинский муниципальный район образован на основании Постановления Народного собрания КЧР от 29.12.2005 №303 «Об образовании на территории КЧР административно-территориальной единицы- района», Постановления Правительства РФ от 01.06.2006 №339 «О присвоении наименований географическим объектам в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Пермском крае и Ивановской области», Законом КЧР от 11.12.2006 №103-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований на территории Абазинского района и наделении их соответствующим статусом».
Фактически функционирует и ведет хозяйственно-экономическую деятельность Абазинский муниципальный район только с 01.01.2009 года.
В соответствии с положениями пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона КЧР от 02.12.2008 №77-РЗ «О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами в КЧР» право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановлением от 27.01.2009 №15 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности» утвердила перечень муниципальных учреждений и имущества, подлежащего передаче из собственности Прикубанского муниципального района в собственность Абазинского муниципального района согласно приложению №1, в составе которого находилось в том числе и МОУ «СОШ а.Псыж» (л.д.175-181).
Постановлением Главы Прикубанского муниципального района от 30.01.2009 №40 «О передаче имущества Прикубанского муниципального района в собственность Абазинского муниципального района» имущество МОУ «Гимназия №1 а.Псыж» передано истцу, что подтверждается подписанным сторонами актом приёма-передачи от 30.01.2009 (л.д.28-32).
Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом право возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.
Суд, при изложенных обстоятельствах, приходит к выводу о том, что право собственности Абазинского муниципального района на спорное имущество возникло в силу закона с 30.01.2009 года - даты подписания акта приёма-передачи.
Нахождение спорного имущества во владении истца подтверждается постановлением Главы Абазинского муниципального района от 26.03.2009 №110 и договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 26.03.2009, согласно которым имущество МОУ «Гимназия №1 а.Псыж» закреплено на праве оперативного управления за Управлением образования и культуры администрации Абазинского муниципального района (л.д.134-139).
При этом истец беспрепятственно пользуется приобретенным имуществом с момента передачи объектов до настоящего времени, о чём свидетельствуют инвентарные карточки учёта основных средств и несёт бремя содержания принадлежащего ему недвижимого имущества, доказательствами являются, в том числе, представленные в материалы дела первичные бухгалтерские документы о финансировании МОУ «Гимназия №1 а.Псыж» (л.д.123-133).
Истец, имея намерение зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством, в целях осуществления прав собственника в полном объеме, не имеет указанной возможности из-за отсутствия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимых для регистрации прав во внесудебном порядке.
Истцом также представлены доказательства того, что объект прошел технический учет, а именно технический паспортздания гимназии, и согласно кадастровому плану земельного участка от 10.07.2006 оно расположено на земельном участке площадью 22921 кв.м. по адресу: КЧР, Абазинский район, а.Псыж, ул. Шоссейная, 168 (л.д.50-99).
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом, в том числе признанием права собственности.
В соответствии со ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные решения являются одним из оснований для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество.
Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований администрации Абазинского муниципального района о признании права собственности на объект недвижимости, указанный в исковом заявлении.
Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд учитывает статус истца и ответчиков, являющихся государственными органами, освобожденными от уплаты государственной пошлины в силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации Абазинского муниципального района удовлетворить.
Признать за Абазинским муниципальным районом право муниципальной собственности на 2-этажное здание Муниципального образовательного учреждения «Гимназия №1 а.Псыж», состоящее из:
- гимназии под лит. А, А1 площадью 2869,4 кв.м., год постройки А-1975 и А1-1955,
- здание мастерских под лит. Б площадью 471,1 кв.м., 1975 года постройки,
- гаража под лит.В площадью 84,8 кв.м., 1975 года постройки,
- котельной под лит.Д площадью 61,3 кв.м., 1975 года постройки,
расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а.Псыж, ул.Шоссейная, 168.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.
Судья З.Х. Тебуева